СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к современному уроку литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Подготовка к современному уроку литературного чтения"

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к современному уроку литературного чтения»

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОДУКТИВНОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

СИСТЕМА

ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОДУКТИВНОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО

ЧТЕНИЯ

Методологическая основа ФГОС НОО 1.Теория учебной деятельности  2. Системно-деятельностный подход   Приоритетная цель обновленных ФГОС НОО: Формирование функциональной грамотности Формирование функциональной читательской грамотности

Методологическая основа ФГОС НОО

1.Теория учебной деятельности

2. Системно-деятельностный подход

Приоритетная цель обновленных ФГОС НОО:

  • Формирование функциональной грамотности
  • Формирование функциональной читательской грамотности
История термина

История термина

Функциональн0 грамотная личность

Функциональн0 грамотная личность

Функциональная читательская грамотность

Функциональная читательская грамотность

Оценка читательской грамотности

Оценка читательской грамотности

Формирование смыслового чтения:  работа с информацией Основные умения Умение осмысливать идею чтения Умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели Умение извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров Умение определять основную и второстепенную информацию Умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей Умение понимать и адекватно оценивать языковые средства информации

Формирование смыслового чтения: работа с информацией

Основные умения

  • Умение осмысливать идею чтения
  • Умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели
  • Умение извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров
  • Умение определять основную и второстепенную информацию
  • Умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей
  • Умение понимать и адекватно оценивать языковые средства информации

УРОК Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Формирование потребностей школьников в познании и умении учиться (УУД)  Применение идей личностно -ориентированного и развивающего обучения Свобода в выборе структуры Тенденции развития современного урока Разнообразие типов урока Применение новейших информационных технологий  Технологичность обучения

УРОК

Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки

Формирование потребностей школьников в познании и умении учиться (УУД)

Применение идей личностно -ориентированного и развивающего обучения

Свобода в выборе структуры

Тенденции развития современного урока

Разнообразие типов урока

Применение новейших информационных технологий

Технологичность обучения

Принципы построения урока литературного чтения Урок должен строится на принципах личностно ориентированного обучения:  деятельности  (системно-деятельностного подхода )    самореализации    индивидуальности    субъектности    вариативности    психологической комфортности    творчества и успеха

Принципы построения урока литературного чтения

Урок должен строится на принципах личностно ориентированного обучения:

  • деятельности

(системно-деятельностного подхода )

  •    самореализации
  •    индивидуальности
  •    субъектности
  •    вариативности
  •    психологической комфортности
  •    творчества и успеха

Технологии обучения литературному чтению  Работа над формированием навыка смыслового чтения ведется на каждом уроке уже в начальной школе.  Эффективность зависит от умения учителя правильно выбрать технологию и соответствующие технологические приёмы, удачно их комбинировать.  ТРКМ ИКТ Игровые технологии Технология продуктивного чтения(ТПЧ) Технология проблемного обучения (ТПО) Технология проектной деятельности Технология обучения чтению на основе алгоритмов читательской деятельности (ТОЧАЧД)

Технологии обучения литературному чтению

Работа над формированием навыка смыслового чтения ведется на каждом уроке уже в начальной школе.

Эффективность зависит от умения учителя правильно выбрать технологию и соответствующие технологические приёмы, удачно их комбинировать.

  • ТРКМ
  • ИКТ
  • Игровые технологии
  • Технология продуктивного чтения(ТПЧ)
  • Технология проблемного обучения (ТПО)
  • Технология проектной деятельности
  • Технология обучения чтению на основе алгоритмов читательской деятельности (ТОЧАЧД)
Технологии  формирования смыслового чтения   На каждом уроке в начальной школе ведется работа над формированием навыка смыслового чтения .  Эффективность зависит от умения учителя правильно выбрать технологию и соответствующие технологические приёмы, удачно их комбинировать.   ТРКМ ИКТ Технология продуктивного чтения(ТПЧ) Технология проблемного обучения (ТПО) Технология проектной деятельности Технология обучения чтению на основе алгоритмов читательской деятельности (ТОЧАЧД)

Технологии формирования смыслового чтения

На каждом уроке в начальной школе ведется работа над формированием навыка смыслового чтения .

Эффективность зависит от умения учителя правильно выбрать технологию и соответствующие технологические приёмы, удачно их комбинировать.

  • ТРКМ
  • ИКТ
  • Технология продуктивного чтения(ТПЧ)
  • Технология проблемного обучения (ТПО)
  • Технология проектной деятельности
  • Технология обучения чтению на основе алгоритмов читательской деятельности (ТОЧАЧД)

    Методы и приемы на уроке литературного чтения  методы приемы

Методы и приемы на уроке литературного чтения методы приемы

Урок технологии продуктивного чтения Три основных этапа урока в соответствии с ФГОС : первичное восприятие текста; анализ; интерпретация  (целостное восприятие текста на более высоком уровне обобщения) -   (в ходе интерпретации и рефлексии учащиеся осмысливают свое отношение к персонажам и событиям произведения ) В рамках технологии продуктивного прочтения (Н.Н.Светловская) работа с текстом представляет собой соответствующий этому трехступенчатый процесс : работа с текстом до изучения; во время; после прочтения. 

Урок технологии продуктивного чтения

Три основных этапа урока в соответствии с ФГОС :

  • первичное восприятие текста;
  • анализ;
  • интерпретация  (целостное восприятие текста на более высоком уровне обобщения) -   (в ходе интерпретации и рефлексии учащиеся осмысливают свое отношение к персонажам и событиям произведения )

В рамках технологии продуктивного прочтения (Н.Н.Светловская) работа с текстом представляет собой соответствующий этому трехступенчатый процесс :

  • работа с текстом до изучения;
  • во время;
  • после прочтения. 
                 ТРКМ+ТПЧ: этапы формирования смыслового чтения на уроке Предтекстовый этап (работа с текстом до чтения ) Ознакомление с лексическими единицами, которые могут вызвать затруднение, к которым нужно привлечь внимание, прогнозирование содержания текста Текстовый этап (работа с текстом во время чтения) Чтение текста и работа над его содержанием Послетекстовый этап (работа текстом после чтения Выявление основных элементов содержания текста (контроль понимания прочитанного)

ТРКМ+ТПЧ: этапы формирования смыслового чтения на уроке

Предтекстовый этап

(работа с текстом до чтения )

Ознакомление с лексическими единицами, которые могут вызвать затруднение, к которым нужно привлечь внимание, прогнозирование содержания текста

Текстовый этап

(работа с текстом во время чтения)

Чтение текста и работа над его содержанием

Послетекстовый этап

(работа текстом после чтения

Выявление основных элементов содержания текста

(контроль понимания прочитанного)

1 этап. Работа с текстом до чтения Цель:  мотивирование чтения  Приёмы:  «мозговой штурм», «прогнозирование» содержания, актуализация личного опыта путём привлечения знаний из других образовательных областей, глоссарий, предваряющие вопросы, приём «верю – не верю »

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель: мотивирование чтения

Приёмы:

  • «мозговой штурм»,
  • «прогнозирование» содержания,
  • актуализация личного опыта путём привлечения знаний из других образовательных областей,
  • глоссарий,
  • предваряющие вопросы,
  • приём «верю – не верю »
Пример работы с текстом на 1 этапе Прием работы Пример  Предваряющие вопросы     «Что вы знаете о ежах?» Прогнозирование содержания текста    «Как вы думаете, почему автор так назвал рассказ? О чём будет говориться в тексте?»

Пример работы с текстом на 1 этапе

Прием работы

Пример

Предваряющие вопросы

«Что вы знаете о ежах?»

Прогнозирование содержания текста

«Как вы думаете, почему автор так назвал рассказ? О чём будет говориться в тексте?»

2 этап. Работа с текстом во время чтения  Цель:  интерпретация текста  На текстовом этапе предполагается использование различных приёмов извлечения информации, трансформация структуры и материала текста  Приёмы:  «чтение вслух», «чтение с пометками», «чтение с остановками», «чтение в кружок», работа с незнакомыми словами

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель: интерпретация текста

На текстовом этапе предполагается использование различных приёмов извлечения информации, трансформация структуры и материала текста

Приёмы:

  • «чтение вслух»,
  • «чтение с пометками»,
  • «чтение с остановками»,
  • «чтение в кружок»,
  • работа с незнакомыми словами

                       Пример работы с текстом на 2 этапе   Прием работы Пример «Чтение с остановками»  После чтения 1 и 2 абзацев вопрос: «Почему Маша оказалась в лесу?» «Почему Маша почувствовала боль в ноге?» Выяснение значений непонятных слов  «Какое слово в 3 абзаце непонятно?» «Как объясните значение слова засеменил?»

Пример работы с текстом на 2 этапе

Прием работы

Пример

«Чтение с остановками»

После чтения 1 и 2 абзацев вопрос:

«Почему Маша оказалась в лесу?»

«Почему Маша почувствовала боль в ноге?»

Выяснение значений непонятных слов

«Какое слово в 3 абзаце непонятно?»

«Как объясните значение слова засеменил?»

 3 этап. Работа с текстом после чтения    Цель:  корректировка собственной интерпре-тации объективным авторским смыслом  Приёмы:  ответы на поставленные вопросы, поиск ключевых слов, поиск слов, которые можно использовать в сочинении, определение последовательности, восстановление деформированного текста, сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией, преобразование прочитанного текста в таблицу или схему, формулирование простых выводов, объяснение различных ситуаций

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель: корректировка собственной интерпре-тации объективным авторским смыслом

Приёмы:

  • ответы на поставленные вопросы,
  • поиск ключевых слов,
  • поиск слов, которые можно использовать в сочинении,
  • определение последовательности, восстановление деформированного текста,
  • сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией,
  • преобразование прочитанного текста в таблицу или схему,
  • формулирование простых выводов,
  • объяснение различных ситуаций

Пример работы с текстом на 3 этапе Прием работы Пример   Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией  «В правильном ли порядке расположены иллюстрации?»  Поиск ключевых слов «Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение ежа при встрече с гадюкой» Выборочное чтение  «Что почувствовала Маша, когда увидела змею? Прочитайте» Формулирование выводов «Почему так озаглавлен рассказ?»

Пример работы с текстом на 3 этапе

Прием работы

Пример

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией

«В правильном ли порядке расположены иллюстрации?»

Поиск ключевых слов

«Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение ежа при встрече с гадюкой»

Выборочное чтение

«Что почувствовала Маша, когда увидела змею? Прочитайте»

Формулирование выводов

«Почему так озаглавлен рассказ?»

ТОЧАЧД:  этапы формирования смыслового чтения на уроке  ( Технология обучения чтению на основе алгоритмов читательской деятельности)  1этап - организационно-мотивационный 2 этап -восприятие (собственно  восприятие информации, содержащейся в тексте). 3 этап - структурно-функциональный анализ (понимание, осмысление сообщения через анализ внешней формы) 4 этап - реконструкция смысловых структур (интерпретация, понимание в результате активного анализа, сравнения элементов текста друг с другом). 5 этап - смысловая компрессия  ( создание минитекстов и др.)

ТОЧАЧД: этапы формирования смыслового чтения на уроке ( Технология обучения чтению на основе алгоритмов читательской деятельности)

  • 1этап - организационно-мотивационный
  • 2 этап -восприятие (собственно  восприятие информации, содержащейся в тексте).
  • 3 этап - структурно-функциональный анализ (понимание, осмысление сообщения через анализ внешней формы)
  • 4 этап - реконструкция смысловых структур (интерпретация, понимание в результате активного анализа, сравнения элементов текста друг с другом).
  • 5 этап - смысловая компрессия ( создание минитекстов и др.)

Типы уроков литературного чтения:  версия РАО 1.Уроки обогащения чувственного опыта (сенсорный тип урока) - экскурсии, наблюдения, опыты. Обогащение чувственного опыта. Предоставление возможности использовать чувственный опыт. Формирование умений наблюдать  2 . Организация поисково-исследовательской деятельности (поисково-исследовательский тип урока) – исследования разного вида, учебный диалог, дискуссия.  3. Решение логических задач (объяснительный тип урока) – упражнения на основе различных интеллектуальных действий. Цель:   Формирование познавательных УУД –  общеучебных, логических, речевых. Структурный элемент урока:  решение логических задач, моделирование, организация смыслового чтения

Типы уроков литературного чтения: версия РАО

1.Уроки обогащения чувственного опыта (сенсорный тип урока) - экскурсии, наблюдения, опыты.

  • Обогащение чувственного опыта.
  • Предоставление возможности использовать чувственный опыт.
  • Формирование умений наблюдать

2 . Организация поисково-исследовательской деятельности (поисково-исследовательский тип урока) – исследования разного вида, учебный диалог, дискуссия.

3. Решение логических задач (объяснительный тип

урока) – упражнения на основе различных интеллектуальных действий.

Цель: Формирование познавательных УУД – общеучебных, логических, речевых.

Структурный элемент урока: решение логических задач, моделирование, организация смыслового чтения

4. Решение творческих задач  (творческий тип урока) – упражнения на основе импровизации, воображаемых ситуаций, компиляции.  5. Работа с информацией (репродуктивный тип урока) – объяснение учителя, работа с текстом. Цели:  расширение, обогащение, уточнение знаний, развитие эрудиции . Содержание: работа с информацией, чтение текстов, объяснение учителя, воспроизведение (пересказ) прочитанного . Ведущие психические процессы: восприятие, внимание, память, речь  Требования к урокам репродуктивного типа Не считать приоритетным типом урока; Сочетать с другими типами уроков; Представлять полученную информацию не только в вербальном плане (тексте), а в других информацион-ных формах (таблицы, схемы, диаграммы); Сочетать задания на воспроизведение с заданиями на логику, размышление, рассуждение .

4. Решение творческих задач (творческий тип урока) – упражнения на основе импровизации, воображаемых ситуаций, компиляции.

5. Работа с информацией (репродуктивный тип урока) – объяснение учителя, работа с текстом.

Цели: расширение, обогащение, уточнение знаний, развитие эрудиции .

Содержание: работа с информацией, чтение текстов, объяснение учителя, воспроизведение (пересказ) прочитанного . Ведущие психические процессы: восприятие, внимание, память, речь

Требования к урокам репродуктивного типа

  • Не считать приоритетным типом урока;
  • Сочетать с другими типами уроков;
  • Представлять полученную информацию не только в вербальном плане (тексте), а в других информацион-ных формах (таблицы, схемы, диаграммы);
  • Сочетать задания на воспроизведение с заданиями на логику, размышление, рассуждение .
Типы уроков литературного чтения   Урок изучения нового произведения Урок закрепления нового материала Урок обобщения Урок дополнительного чтения Урок слушания Урок обсуждения самостоятельно прочитанного произведения Урок коллективного творчества Урок индивидуального творчества Библиотечный урок Обобщающий урок Итоговый (контрольный) урок «Проверь себя» Комбинированный урок

Типы уроков литературного чтения

  • Урок изучения нового произведения
  • Урок закрепления нового материала
  • Урок обобщения
  • Урок дополнительного чтения
  • Урок слушания
  • Урок обсуждения самостоятельно прочитанного произведения
  • Урок коллективного творчества
  • Урок индивидуального творчества
  • Библиотечный урок
  • Обобщающий урок
  • Итоговый (контрольный) урок «Проверь себя»
  • Комбинированный урок
Формы уроков Классическая (традиционный урок) Урок-конкурс Урок-викторина Урок-утренник Урок-шоу по аналогии с телепередачами («Поле чудес», «Пусть говорят», «КВН», «Кто хочет быть миллионером» и т.п.) Урок-дискуссия Урок-отчет Урок - спектакль Урок-имитация (под театральную студию, под экскурсию в музей и т.п.) Урок - литературная гостиная Урок - посещение театра или в кинотеатра Урок – посещение музея Урок - экскурсия и др. Классическая (традиционный урок) Урок-конкурс Урок-викторина Урок-утренник Урок-шоу по аналогии с телепередачами («Поле чудес», «Пусть говорят», «КВН», «Кто хочет быть миллионером» и т.п.) Урок-дискуссия Урок-отчет Урок - спектакль Урок-имитация (под театральную студию, под экскурсию в музей и т.п.) Урок - литературная гостиная Урок - посещение театра или в кинотеатра Урок – посещение музея Урок - экскурсия и др. 14. Урок-имитационно-ролевое моделирование; 15. Урок-путешествие; 16. Урок-круглый стол или конференция

Формы уроков

  • Классическая (традиционный урок) Урок-конкурс Урок-викторина Урок-утренник Урок-шоу по аналогии с телепередачами («Поле чудес», «Пусть говорят», «КВН», «Кто хочет быть миллионером» и т.п.) Урок-дискуссия Урок-отчет Урок - спектакль Урок-имитация (под театральную студию, под экскурсию в музей и т.п.) Урок - литературная гостиная Урок - посещение театра или в кинотеатра Урок – посещение музея Урок - экскурсия и др.
  • Классическая (традиционный урок)
  • Урок-конкурс
  • Урок-викторина
  • Урок-утренник
  • Урок-шоу по аналогии с телепередачами («Поле чудес», «Пусть говорят», «КВН», «Кто хочет быть миллионером» и т.п.)
  • Урок-дискуссия
  • Урок-отчет
  • Урок - спектакль
  • Урок-имитация (под театральную студию, под экскурсию в музей и т.п.)
  • Урок - литературная гостиная
  • Урок - посещение театра или в кинотеатра
  • Урок – посещение музея
  • Урок - экскурсия и др.

14. Урок-имитационно-ролевое моделирование;

15. Урок-путешествие;

16. Урок-круглый стол или конференция

 Формы уроков 17. Урок-исполнение сказочного сюжета; 18. Урок-состязание; 19. Урок-смотр знаний; 20. Урок-пресс-конференция; 21. Урок-актуальное интервью; 22. Урок-аукцион знаний; 23. Урок фантазирования; 24. Урок взаимообучения; 25. Урок-игра (ролевая деловая игра, «Следствие ведут  знатоки»; «Волшебный конверт»; ролевые игры и др.); 26. Урок открытых мыслей; 27. Урок-соревнование; 28. Урок-диалог; 29. Урок-мозговая атака; 30. Урок-брифинг; 31. Урок-диспут; 32. Урок-эврика; 33. Межпредметный интегрированный урок.

Формы уроков

17. Урок-исполнение сказочного сюжета;

18. Урок-состязание;

19. Урок-смотр знаний;

20. Урок-пресс-конференция;

21. Урок-актуальное интервью;

22. Урок-аукцион знаний;

23. Урок фантазирования;

24. Урок взаимообучения;

25. Урок-игра (ролевая деловая игра, «Следствие ведут

знатоки»; «Волшебный конверт»; ролевые игры и др.);

26. Урок открытых мыслей;

27. Урок-соревнование;

28. Урок-диалог;

29. Урок-мозговая атака;

30. Урок-брифинг;

31. Урок-диспут;

32. Урок-эврика;

33. Межпредметный интегрированный урок.

Логика урока литературного чтения

Стадия восприятия

Этап урока

Непосредственное восприятие

 

Задачи этапа

Стадия восторга

1.Подготовка к чтению (восприятию) художественного произведения (работа, предшествующая чтению, подготовительная работа)

1.Актуализировать личный (житейский) и читательский опыт детей, расширить, уточнить представления.

2.Подготовить к эмоциональному восприятию текста («эмоционально растревожить» детей), создать необходимый эмоциональный настрой.

3.Развивать умение антиципации (прогнозирования, предвосхищения содержания и характера нового текста, темы).

4.Раскрыть значение непонятных слов, которые могут затруднить понимание текста.

5. Организовать просмотровое (обзорное) чтение.

6.Сконцентрировать внимание

2.Первичное (во-сприятие, синтез)

Обдумывающее восприятие

3.Проверка первичного восприятия

1.Организовать непосредственное, целостное восприятие текста.

2.Понимание текста на эмоциональном уровне.

1.Обменяться впечатлениями по поводу прочитанного, проверить ранее высказанные предположения.

2.Мотивировать последующий анализ-перечитывание текста.

Стадия по-

нимания

4.Анализ-перечитывание (вторичное восприятие, изучающее чтение)

Результат восприяти

1.Понимание фактического содержания (фактуальной информации).

2.Адекватное восприятие героев, выяснение мотивов поступков, характерных черт героев, отношения автора к ним.

3.Анализ изобразительных средств языка и жанровых особенностей художественного произведения.

4.Выяснение главной мысли (концептуальной информации).

Стадия эстетическ наслажден

5.Вторичный синтез (обобщение)

1.Подведение итогов анализа, формулирование главной мысли.

2.Целостное восприятие, в том числе интерпретация на основе понимания.

3.Организация литературно-творческой деятельности.

 Этапы традиционного урока литературного чтения  ( Технология обучения чтению на основе алгоритмов читательской деятельности) 1.ОРГМОМЕНТ 2.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ  1.ПЕРВИЧНЫЙ ПОКАЗ ТЕКСТА  2.КРАТКАЯ БЕСЕДА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ  УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УСЛЫШАННОГО  3.АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО 4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5.ИТОГ УРОКА

Этапы традиционного урока литературного чтения ( Технология обучения чтению на основе алгоритмов читательской деятельности)

1.ОРГМОМЕНТ

2.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

1.ПЕРВИЧНЫЙ ПОКАЗ ТЕКСТА

2.КРАТКАЯ БЕСЕДА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ

УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УСЛЫШАННОГО

3.АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

5.ИТОГ УРОКА

Мотив как стимул любых действий есть первый элемент урока  П редъявляется в двух видах:  в открытом (готовом) идёт от учителя: -«Сегодня мы поговорим…», -«Продолжаем изучение темы…», -«Мы остановились на…» и т.п.; в скрытом виде - посредством проблемной ситуации  решить которую сейчас дети не могут  или решают частично.

Мотив как стимул любых действий

есть первый элемент урока

П редъявляется в двух видах:

  • в открытом (готовом)

идёт от учителя:

-«Сегодня мы поговорим…»,

-«Продолжаем изучение темы…»,

-«Мы остановились на…» и т.п.;

  • в скрытом виде

- посредством проблемной ситуации

решить которую сейчас дети не могут

или решают частично.

Эффект яркого пятна  Загадка Музыкальное произведение Произведения ИЗО Детали костюма Ребусы Кроссворды Анаграммы Элементы драматизации Предложение принятия непривычной позы Тон голоса учителя Интересный эпизод из жизни автора Неполный синквейн  «Свободное плавание» - высказывание мыслей, предположение по теме любым участником; «Круговой турнир»- идеи выдвигаются по кругу. Участник может пропускать ход и т.д.

Эффект яркого пятна

  • Загадка
  • Музыкальное произведение
  • Произведения ИЗО
  • Детали костюма
  • Ребусы
  • Кроссворды
  • Анаграммы
  • Элементы драматизации
  • Предложение принятия непривычной позы
  • Тон голоса учителя
  • Интересный эпизод из жизни автора
  • Неполный синквейн
  • «Свободное плавание» - высказывание мыслей, предположение по теме любым участником;
  • «Круговой турнир»- идеи выдвигаются по кругу. Участник может пропускать ход и т.д.
  Технологические приемы  анализа произведения     Моделирование 12-15 Система вопросов Вчитывание и вычитывание Составление плана Медленное чтение с остановками на трудных, непонятных словах Партитура чувств Дискуссия Антиципация 7-8

Технологические приемы анализа произведения

  • Моделирование 12-15
  • Система вопросов
  • Вчитывание и вычитывание
  • Составление плана
  • Медленное чтение с остановками на трудных, непонятных словах
  • Партитура чувств
  • Дискуссия
  • Антиципация 7-8
Технологические приемы  синтетического характера  Составление плана Пересказ (рассказывание) Выразительное чтение Графическое и словесное рисование Составление диафильма Экранизация Драматизация:  - АНАЛИЗ МИМИКИ И ПАНТОМИМИКИ  -ЖИВЫЕ КАРТИНЫ  -ПРОИЗНЕСЕНИЕ ОТДЕЛЬНОЙ РЕПЛИКИ  -ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ  -ЧТЕНИЕ В ЛИЦАХ  -ДРАМАТИЗАЦИЯ РАЗВЕРНУТОЙ ФОРМ 8. Различные виды словотворчества

Технологические приемы

синтетического характера

  • Составление плана
  • Пересказ (рассказывание)
  • Выразительное чтение
  • Графическое и словесное рисование
  • Составление диафильма
  • Экранизация
  • Драматизация:

- АНАЛИЗ МИМИКИ И ПАНТОМИМИКИ

-ЖИВЫЕ КАРТИНЫ

-ПРОИЗНЕСЕНИЕ ОТДЕЛЬНОЙ РЕПЛИКИ

-ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

-ЧТЕНИЕ В ЛИЦАХ

-ДРАМАТИЗАЦИЯ РАЗВЕРНУТОЙ ФОРМ

8. Различные виды словотворчества

Особенности подготовки учителя к уроку литературного чтения Многократное перечитывание текста Учет читательского опыта по годам обучения Учет предполагаемых затруднений: общих (дыхание, координация работы зрительного и речевого аппарата, модулирование, грамотность чтения, способ чтения); частных случаев (чтение смысловых слов – с предлогами, союзами, частицами не, кое-, бы-б, ли-ль, -ка, -то, ) 4. Учет индивидуальных особенностей детей 5. Учет жанровых особенностей произведения 6. Учет особенностей выбранной технологии

Особенности подготовки учителя к уроку литературного чтения

  • Многократное перечитывание текста
  • Учет читательского опыта по годам обучения
  • Учет предполагаемых затруднений:
  • общих (дыхание, координация работы зрительного и речевого аппарата, модулирование, грамотность чтения, способ чтения);
  • частных случаев (чтение смысловых слов – с предлогами, союзами, частицами не, кое-, бы-б, ли-ль, -ка, -то, )

4. Учет индивидуальных особенностей детей

5. Учет жанровых особенностей произведения

6. Учет особенностей выбранной технологии

Требования к дозировке заданий на урок  Для продуктивной работы на уроке (по мнению Г. М. Первовой) при подготовке к уроку литературного чтения достаточно отобрать 4 вида бесед и 8 приемов работы с текстом.    Виды бесед 1.Вводная (предположение, актуализация). 2.По проверке восприятия (по вопросу, дающему свободу ответа). 3.Аналитическая  (объективная характеристика содержания и формы, способствующая глубокому пониманию смысла; типичность вопроса зависит от специфики жанра: рассказ - вопросы по сюжету; лирическое стихотворение – по образам ; басня - вопросы критической направленности по выяснению морали; сказка - вопросы по выяснению соединения реального и фантастического).

Требования к дозировке заданий на урок

Для продуктивной работы на уроке (по мнению Г. М. Первовой) при подготовке к уроку литературного чтения достаточно отобрать 4 вида бесед и 8 приемов работы с текстом.

Виды бесед

1.Вводная (предположение, актуализация).

2.По проверке восприятия (по вопросу, дающему свободу ответа).

3.Аналитическая (объективная характеристика содержания и формы, способствующая глубокому пониманию смысла; типичность вопроса зависит от специфики жанра:

  • рассказ - вопросы по сюжету;
  • лирическое стихотворение – по образам ;
  • басня - вопросы критической направленности по выяснению морали;
  • сказка - вопросы по выяснению соединения реального и фантастического).
 Вопросы общего характера, вне зависимости от жанра : Какое настроение вызвал текст? Как относится автор к тому или иному герою?  Как вы об этом узнали? С помощью каких слов и  словосочетаний? В каком предложении заключается главная мысль?   Если предполагается заучивание или пересказ текста, формулируются вопросы по композиции текста, задания на деление текста на части и озаглавливание частей . 4. Обобщающая беседа формулирование идеи произведения, т.е. то основное, что надо запомнить, связать с жизнью – чему автор хотел бы научить, предупредить

Вопросы общего характера, вне зависимости от жанра :

  • Какое настроение вызвал текст?
  • Как относится автор к тому или иному герою?
  • Как вы об этом узнали? С помощью каких слов и

словосочетаний?

  • В каком предложении заключается главная мысль?

Если предполагается заучивание или пересказ текста, формулируются вопросы по композиции текста, задания на деление текста на части и озаглавливание частей .

4. Обобщающая беседа

  • формулирование идеи произведения, т.е. то основное, что надо запомнить, связать с жизнью – чему автор хотел бы научить, предупредить
Уровни понимания текста  фактуальный - описание фактов, событий, места действия и протекание действия, рассуждение автора, движение сюжета и т.д.;  подтекстовый - представляет скрытый смысл, возникает благодаря «нелинейному» прочтению текста;  концептуальный – выражает мировоззрение  автора, систему его взглядов, замысел.

Уровни понимания текста

  • фактуальный - описание фактов, событий, места действия и протекание действия, рассуждение автора, движение сюжета и т.д.;
  • подтекстовый - представляет скрытый смысл, возникает благодаря «нелинейному» прочтению текста;
  • концептуальный – выражает мировоззрение

автора, систему его взглядов, замысел.

Типы заданий для понимания фактуальной информации текста На выявление полноты восприятия (с целью выборочного пересказа) На выяснение понимания фактического содержа-ния На выяснение предста-влений детей о данном факте . Расскажите... Покажите... Поясните... Определите... Раскройте...

Типы заданий для понимания фактуальной информации текста

  • На выявление полноты восприятия (с целью выборочного пересказа)
  • На выяснение понимания фактического содержа-ния
  • На выяснение предста-влений детей о данном факте .

Расскажите...

Покажите...

Поясните...

Определите...

Раскройте...

Типы заданий для понимания подтекстовой  информации Объясните... Докажите... На выяснение причинно-следственных и др. связей; На обоснование, аргументацию, доказательство;  На формирование оценки явлений, действий персонажей; На формирующие внимания к языку и художественным особенностям текста.  Подтвердите... Обоснуйте... Охарактеризуйте.. Представьте... Нарисуйте... Опишите...  Оцените... Найдите… Сравните…

Типы заданий для понимания подтекстовой информации

Объясните...

Докажите...

  • На выяснение причинно-следственных и др. связей;
  • На обоснование, аргументацию, доказательство;
  • На формирование оценки явлений, действий персонажей;
  • На формирующие внимания к языку и художественным особенностям текста.

Подтвердите...

Обоснуйте...

Охарактеризуйте..

Представьте...

Нарисуйте...

Опишите...

Оцените...

Найдите…

Сравните…

Типы заданий для понимания концептуальной информации Вопросы обобщающего характера Задания на установление ассоциативных связей с жизненным опытом учащихся  Задания, связанные с уточнением авторской позиции

Типы заданий для понимания концептуальной информации

Вопросы обобщающего характера

Задания на установление ассоциативных связей с жизненным опытом учащихся

Задания, связанные с уточнением авторской позиции

ТОЧАЧД:  этапы формирования смыслового чтения на уроке  ( Технология обучения чтению на основе алгоритмов читательской деятельности)  1этап - организационно-мотивационный 2 этап -восприятие (собственно  восприятие информации, содержащейся в тексте). 3 этап - структурно-функциональный анализ (понимание, осмысление сообщения через анализ внешней формы) 4 этап - реконструкция смысловых структур (интерпретация, понимание в результате активного анализа, сравнения элементов текста друг с другом). 5 этап - смысловая компрессия  ( создание минитекстов и др.)

ТОЧАЧД: этапы формирования смыслового чтения на уроке ( Технология обучения чтению на основе алгоритмов читательской деятельности)

  • 1этап - организационно-мотивационный
  • 2 этап -восприятие (собственно  восприятие информации, содержащейся в тексте).
  • 3 этап - структурно-функциональный анализ (понимание, осмысление сообщения через анализ внешней формы)
  • 4 этап - реконструкция смысловых структур (интерпретация, понимание в результате активного анализа, сравнения элементов текста друг с другом).
  • 5 этап - смысловая компрессия ( создание минитекстов и др.)

Правила выполнения компрессии Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений, т.е. слов, которые содержат основной смысл высказывания (работа со словом на кальке);  Создание минитекста на основе кальки, клише типа: в произведении утверждается…, текст представляет собой описание…, в рассказе анализируются причины …, в статье обобщается опыт…, в очерке названы и проиллюстрированы характерные черты…, в басне высмеиваются пороки... в тексте сформулированы признаки… и т.п.  Это правило способствует выявлению позиции ученика по отношению к перво- источнику.

Правила выполнения компрессии

  • Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений, т.е. слов, которые содержат основной смысл высказывания (работа со словом на кальке);
  • Создание минитекста на основе кальки, клише типа:
  • в произведении утверждается…,
  • текст представляет собой описание…,
  • в рассказе анализируются причины …,
  • в статье обобщается опыт…,
  • в очерке названы и проиллюстрированы характерные черты…,
  • в басне высмеиваются пороки...
  • в тексте сформулированы признаки… и т.п.

Это правило способствует выявлению

позиции ученика по отношению к перво-

источнику.

  Приемы сжатия текста  Исключение второстепенной информации : повторов слов и предложений, подробностей, придаточных предложений, однородных членов; синонимов, повторов слов  Упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние.  Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения, т.е. перевода частного в общее .

Приемы сжатия текста

  • Исключение второстепенной информации : повторов слов и предложений, подробностей, придаточных предложений, однородных членов; синонимов, повторов слов
  • Упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние.
  • Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения, т.е. перевода частного в общее .
КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ   – Ах, какой ты стран- ный, – удивлялась Индюшка.   – Будто? – спросила Варюша.   Варюша посадила на ветку Сидора и попросила: – Ты поищи, поройся! Может, найдешь!  Индюшка удивилась, что он странный    Варюша не поверила     Варюша попросила Сидора поискать

КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

  • Ах, какой ты стран- ный, – удивлялась Индюшка.
  • Будто? – спросила Варюша.
  • Варюша посадила на ветку Сидора и попросила:

Ты поищи, поройся! Может, найдешь!

  • Индюшка удивилась, что он странный
  • Варюша не поверила

  • Варюша попросила Сидора поискать

КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ   Индюк наклонился к самому уху Ежа и шепнул ему по секрету:  – Так и быть, я вам сообщу ужасную тайну…да… Только условие: никому не рассказывать. Правда, мне немного совестно говорить о самом себе, но что поделаете, если я – самая умная птица! Меня это иногда даже немного стесняет, но шила в мешке не утаишь… Пожалуйста, только никому об этом ни слова!..  Индюк под страшным секретом похвалился Ежу, что он - самая умная птица .

КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

  • Индюк наклонился к самому уху Ежа и шепнул ему по секрету:

Так и быть, я вам сообщу ужасную тайну…да… Только условие: никому не рассказывать. Правда, мне немного совестно говорить о самом себе, но что поделаете, если я – самая умная птица! Меня это иногда даже немного стесняет, но шила в мешке не утаишь… Пожалуйста, только никому об этом ни слова!..

  • Индюк под страшным секретом похвалился Ежу, что он - самая умная птица .
КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ  А пришлось выпустить, - с грустью опять заговорил он. – Всё равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует. Уж птица такая особенная! Ну, и выпустил. Пристал мой Приёмыш к стаду, поплавал с ними день, а вечером опять домой. В последний-то раз отплыл от берега, остановился и как, братец мой, крикнет по-своему! Дескать, спасибо, дедушка, за хлеб, за соль!.. Только я его и видел. Остались мы опять с Соболькой одни. Первое-то время сильно тосковали. Спрошу его: «Соболько, а где наш Приёмыш?» А Соболько сейчас выть… значит, жалеет. И сейчас на берег, и сейчас искать. Мне всё по ночам грезилось, что Приемыш тут вот, полощется у берега и крылышками хлопает. Выйду – никого нет. Вот какое дело вышло.  Старик с болью рас-сказывал о расставании с птицей и о том, как тоскливо им с Соболькой без Приёмыша.

КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

  • А пришлось выпустить, - с грустью опять заговорил он. – Всё равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует. Уж птица такая особенная! Ну, и выпустил. Пристал мой Приёмыш к стаду, поплавал с ними день, а вечером опять домой. В последний-то раз отплыл от берега, остановился и как, братец мой, крикнет по-своему! Дескать, спасибо, дедушка, за хлеб, за соль!.. Только я его и видел. Остались мы опять с Соболькой одни. Первое-то время сильно тосковали. Спрошу его: «Соболько, а где наш Приёмыш?» А Соболько сейчас выть… значит, жалеет. И сейчас на берег, и сейчас искать. Мне всё по ночам грезилось, что Приемыш тут вот, полощется у берега и крылышками хлопает. Выйду – никого нет. Вот какое дело вышло.

  • Старик с болью рас-сказывал о расставании с птицей и о том, как тоскливо им с Соболькой без Приёмыша.
КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ Поспорили Лягушка и Аист, кто из них красивее. Каждый бесконечно нахваливал свои умения и внешний вид, не уступая друг другу. Чтобы понапрас-ну не спорить, аист проглотил лягушку . Поспорила Лягушка с Аистом: - Кто  красивее? - Я! – уверенно сказал Аист. – Посмотри, какие у меня красивые ноги! - Зато у меня их четыре, а у тебя только две! – возразила Лягушка. - Да, у меня только две ноги, - сказал Аист, - но они у меня длинные! - А я квакать умею, а ты нет! - А я летаю, а ты только прыгаешь! - Летаешь, а нырять не можешь! - А у меня есть клюв! - Подумаешь, клюв! На что он нужен?! - А вот на что! – рассердился Аист и… проглотил Лягушку. Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

  • Поспорили Лягушка и Аист, кто из них красивее. Каждый бесконечно нахваливал свои умения и внешний вид, не уступая друг другу. Чтобы понапрас-ну не спорить, аист проглотил лягушку .

Поспорила Лягушка с Аистом:

- Кто красивее?

- Я! – уверенно сказал Аист. – Посмотри, какие у меня красивые ноги!

- Зато у меня их четыре, а у тебя только две! – возразила Лягушка.

- Да, у меня только две ноги, - сказал Аист, - но они у меня длинные!

- А я квакать умею, а ты нет!

- А я летаю, а ты только прыгаешь!

- Летаешь, а нырять не можешь!

- А у меня есть клюв!

- Подумаешь, клюв! На что он нужен?!

- А вот на что! – рассердился Аист и… проглотил Лягушку.

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

Мальчик-с-пальчик Русская народная сказка

Жили-были дед да баба. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на лавку.

Вдруг услышала – кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик ростом с пальчик.

Удивилась старуха, испугалась:

-Ты кто таков?

-Я твой сынок, народился из твоего мизинчика.

Так появился у стариков сынок Мальчик-с-пальчик.

Стал он во всём родителям помогать. Раз понёс обед старику в поле.

-Садись, батюшка, закуси да отдохни маленько!

Обрадовался старик, сел обедать. А Мальчик-с-пальчик залез лошади в ухо и стал пахать, а отцу наказал:

-Коли кто будет торговать меня, продавай смело: небось не пропаду, назад домой приду.

Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется:

-Этого ещё видом не видано, слыхом не слыхано, чтобы лошадь сама собой пахала!

Старик говорит барину:

-Что ты! То у меня сын пашет.

-Продай мне его!

Поторговался дед да и согласился. Барин заплатил тысячу рублей, взял мальчика, посадил в карман и поехал домой.

А Мальчик –с-пальчик прогрыз дыру в кармане и ушёл от барина к родителям. Старик со старухой обрадовались, стали сыночка обнимать, за стол сажать, пирогами да квасом угощать

Мальчик-с-пальчик  Русская народная сказка Жили-были дед да баба. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на лавку. Вдруг услышала – кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик ростом с пальчик. Это старухин палец превратился в ребёнка. Так появился у стариков сынок Мальчик-с-пальчик. Стал он во всём родителям помогать. Раз понёс обед старику в поле, предложил ему поесть да отдохнуть. Обрадовался старик, сел обедать. А Мальчик-с-пальчик залез лошади в ухо и стал пахать, а отцу наказал выполнять желания проезжих и ничего не бояться. Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется, что видом не видано, слыхом не слыхано, чтобы лошадь сама собой пахала! Старик говорит барину, что это сын пашет . Барин захотел купить у него сына. Поторговался дед да и согласился. Барин заплатил тысячу рублей, взял мальчика, посадил в карман и поехал домой. А Мальчик –с – пальчик прогрыз дыру в кармане и ушёл от барина к родителям. Старик со старухой обрадовались, стали сыночка обнимать, за стол сажать, пирогами да квасом угощать.

Мальчик-с-пальчик Русская народная сказка

Жили-были дед да баба. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на лавку.

Вдруг услышала – кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик ростом с пальчик.

Это старухин палец превратился в ребёнка.

Так появился у стариков сынок Мальчик-с-пальчик.

Стал он во всём родителям помогать. Раз понёс обед старику в поле, предложил ему поесть да отдохнуть.

Обрадовался старик, сел обедать. А Мальчик-с-пальчик залез лошади в ухо и стал пахать, а отцу наказал выполнять желания проезжих и ничего не бояться.

Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется, что видом не видано, слыхом не слыхано, чтобы лошадь сама собой пахала!

Старик говорит барину, что это сын пашет .

Барин захотел купить у него сына.

Поторговался дед да и согласился. Барин заплатил тысячу рублей, взял мальчика, посадил в карман и поехал домой.

А Мальчик –с – пальчик прогрыз дыру в кармане и ушёл от барина к родителям. Старик со старухой обрадовались, стали сыночка обнимать, за стол сажать, пирогами да квасом угощать.

Отчего медведи в лесу завелись Русская народная сказка

Жили-были старик со старухой. Вот раз посылает бабка старика в лес дров нарубить. Пошёл он в лес. Видит: стоит липа огромная, такая огромная что на всю зиму дров хватит. Только замахнулся топором – молвит липа человеческим голосом:

-Не руби меня, дед. Любое твоё желание исполню.

- Пусть у нас со старухой дров на всю зиму будет.

-Иди домой. Будут у тебя дрова и напилены, и наколоты.

Пришёл старик домой. Что за диво! Дров на дворе видимо-невидимо . Рассказал он про всё старухе. Та и говорит:

-Дровами сыт не будешь. Что ты, дед, хлеба-то не попросил?

Пошёл дед в лес:

-Липа, хочу чтоб у нас со старухой хлеб никогда не переводился.

-Будь по-твоему.

Пришёл старик домой, а там везде мука и даже пышный хлеб на столе . А старуха опять за своё:

-Дрова у нас есть, хлеб есть, а денег нет ни гроша. Что же ты, старый, денег не попросил? Сходи-ка к липе снова да золота побольше испроси.

Опять старик стоит перед липой:

-Хочу, чтоб у нас со старухой злата вдоволь было.

- Будь по-твоему.

Пришёл старик домой. Вся горница златом полна!

Тут старуха и говорит:

-И дрова у нас есть, и хлеб, и злато. Одно плохо - вдруг ограбят, всего добра вмиг лишимся. Сходи-ка ещё раз в лес да попроси, чтобы нас люди боялись.

Пришёл старик с этой просьбой к липе. Отвечает липа:

-Будет по-твоему.

Идёт старик домой, подходит к избе, вдруг слышит рёв медвежий: старуха его медведем стала и побежала в лес. Старик от страху запнулся о порог, тоже в медведя оборотился и в лес побежал. И с тех пор завелись медведи в лесу, а люди их до сих пор боятся .

Особенности организации деятельности на уроке по годам обучения класс педагог 1 обучающийся Берет на себя наиболее трудные и длительные виды деятельности 2 3 Передает логику основного метода работы с книгой и текстом, учит алгоритмам действий до чтения, во время чтения, после Короткие и игровые виды деятельности, подражание учителю Чтение-рассматривание и творческое чтение различных жанров, книг разных типов, разнообразия тематики Монографический принцип планирования; углублённое изучение классики, особенностей опред. жанра 4 Основной этап формирования читательской самостоятельности Принцип долговременного погружения в тему, творчество, жанр, литературное направление(народные сказки, авторские сказки, научно-познавательная литература, юмористические детские книги и т.п.) Заключительный этап формирования читательской самостоятельности

Особенности организации деятельности на уроке по годам обучения

класс

педагог

1

обучающийся

Берет на себя наиболее трудные и длительные виды деятельности

2

3

Передает логику основного метода работы с книгой и текстом, учит алгоритмам действий до чтения, во время чтения, после

Короткие и игровые виды деятельности, подражание учителю

Чтение-рассматривание и творческое чтение различных жанров, книг разных типов, разнообразия тематики

Монографический принцип планирования; углублённое изучение классики, особенностей опред. жанра

4

Основной этап формирования читательской самостоятельности

Принцип долговременного погружения в тему, творчество, жанр, литературное направление(народные сказки, авторские сказки, научно-познавательная литература, юмористические детские книги и т.п.)

Заключительный этап формирования читательской самостоятельности

  Оценка достижения планируемых результатов  по литературному чтению

  • Оценка достижения планируемых результатов по литературному чтению
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ  УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА Уро вень Название уровня 1 Отсутствие интереса. Основной диагностический признак 2 3 Дополнительные диагностические признаки Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал). Реакция на новизну. Любопытство Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории). Оживляется, задаёт вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет. Положительные реакции возникают на новый теоретический материал Оживляется и задаёт вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Уро

вень

Название

уровня

1

Отсутствие интереса.

Основной диагностический признак

2

3

Дополнительные диагностические признаки

Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал).

Реакция на новизну.

Любопытство

Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории).

Оживляется, задаёт вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.

Положительные реакции возникают на новый теоретический материал

Оживляется и задаёт вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.

4 Ситуативный учебный интерес 5 Возникает на способы решения новой частной единичной задачи Устойчивый учебно-познавательный интерес 6 Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается. Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала). Обобщённый учебно-познавательный интерес. Охотно включается в процесс выполнения, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу. Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. Является постоянной характеристикой ученика; ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов

4

Ситуативный учебный интерес

5

Возникает на способы решения новой частной единичной задачи

Устойчивый учебно-познавательный интерес

6

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.

Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала).

Обобщённый учебно-познавательный интерес.

Охотно включается в процесс выполнения, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.

Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.

Является постоянной характеристикой ученика; ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов

Уровни сформированности целеполагания

Уро-вень

Название уровня

1

Основной диагностический признак

Отсутст-вие цели

2

3

Дополнительные диагностические признаки

Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающие промежуточных целей) требования.

Приня-тие практической задачи

Переопределение познавательной задачи

Плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделять промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется.

Осознаёт, что надо делать и что он уже сделал в процессе решения практической задачи и может ответить на соответствующие вопросы; выделяет промежуточные цели; в отношении теоретических задач не может дать отчёта о своих действиях и не может осуществлять целенаправленных действий.

Принимает познавательную задачу, осознаёт её требование, но в процессе её решения подменяет познавательную задачу практической.

Охотно включается в решение познавательной задачи и отвечает на вопросы о её содержании; возникшая познавательная цель крайне неустойчива; при выполнении задания ориентируется лишь на

4

в практическую

Принятие познавательной цели.

5

практическую его часть и фактически не достигает познавательной цели .

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; выполняется требование познавательной задачи.

6

Переопределение практической задачи в познавательную.

Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя её (не подменяя практической задачей и не выходя за её требования), чётко может дать отчёт о своих действиях после выполнения задания.

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней.

Самостоятельная постановка новых учебных целей

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет именно отсутствием адекватных способов; чётко осознаёт свою цель и структуру найденного способа и может дать о них отчет.

Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи; цели выходят за пределы требований программы.

По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы; учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.

Уровни сформированности учебных действий

Уровень

Название уровня

1

Основной диагностический признак

Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности

2

3

Дополнительные диагностические признаки

Не может выполнять учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копировать внешнюю форму действий.

Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем.

Неадекватный перенос учебных действий.

Не осознаёт содержание учебных действий и не может дать отчёта о них; не с помощью учителя (за исключением прямого показа) не способен выполнять учебные действия; навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми.

Содержание действий и их операционный состав осознаются; приступает к выполнению действий, однако без помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно.

Может дать отчёт о своих действиях, но затрудняется в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффективно работает при пооперационном контроле; самостоятельные учебные действия практически отсутствуют

Ребёнок самостоятельно применяет усвоенный способ действия к решению новой задачи, однако не

Усвоенный способ применяет «слепо», не соотнося его с условиями задачи; такое соотнесение и перестройку

4

способен внести в него даже небольшие изменения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи.

Адекватный перенос учебных действий

5

действия может осуществлять лишь с помощью учителя, а не самостоятельно; при неизменности условий способен успешно выполнять действия самостоятельно

Умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа; пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это правильно сделать только при помощи учителя.

6

Самостоятельное построение учебных действий.

Достаточно полно анализирует условия задачи и соотносит их с известными способами; легко принимает косвенную помощь учителя; осознает и готов описать причины своих затруднений и особенности нового способа действ.

Решая новую задачу, самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ, делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу

Обобщение учебных действий

Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу «с хода», выводя новый способ из этого принципа, а не из модификации известного частного способа

Критически оценивает свои действия, на всех этапах решения задачи может дать отчёт о них; нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно.

Овладевая новым способом, осознаёт не только его состав, но и принципы его построения (т.е. то, на чём он основан), осознаёт сходство между различными модификациями и их связи с условиями задач.

Показатели уровня сформированности читательских умений младших  школьников

Аналитические умения

Высокий уровень

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

Средний уровень

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет   эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др.

Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Низкий уровень

Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли.

Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом.

Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка

Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя

Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы.

При словесном рисовании картины по воображению упускает  существ.  детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей.

Понимает предметное содержание прочитанного, осознает причинность

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

героя и дает ему свою оценку Умение воспринимать образ – персонаж. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Умение видеть авторскую позицию. событий Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя. Умение осознать идею произведения. Не обращает внимание на чувства, переживания героев Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ. Самостоятельно определяет основную мысль произведения Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. При определении основной мысли требуется помощь учителя.

героя и дает ему свою оценку

Умение воспринимать образ – персонаж.

Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ.

Умение видеть авторскую позицию.

событий

Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию.

Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя.

Умение осознать идею произведения.

Не обращает внимание на чувства, переживания героев

Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ.

Самостоятельно определяет основную мысль произведения

Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий.

Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.

При определении основной мысли требуется помощь учителя.

 Былина ИЗ ТОГО ЛИ ТО ИЗ ГОРОДА ИЗ МУРОМА, ИЗ ТОГО ЛИ ТО СЕЛА ДА С КАРАЧАРОВА ВЫЕЗЖАЛ УДАЛЕНЬК…Й ДОРОДН…Й ДОБР…Й МОЛОДЕЦ

Былина

ИЗ ТОГО ЛИ ТО ИЗ ГОРОДА ИЗ МУРОМА,

ИЗ ТОГО ЛИ ТО СЕЛА ДА С КАРАЧАРОВА

ВЫЕЗЖАЛ УДАЛЕНЬК…Й

ДОРОДН…Й

ДОБР…Й МОЛОДЕЦ

СТРУКТУРА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ  Ю.  Скрипова (г. Пермь)   Перед начальной школой стоит сложная задача – формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [8].

СТРУКТУРА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ю. Скрипова (г. Пермь)

Перед начальной школой стоит сложная задача – формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [8].

Проблема формирования младшего школьника как читателя была поставлена в 60-е годы XX века в работах Н.Н. Светловской [6]. В наше время проблемой формирования читательской компетентности младших школьников занимаются Е.Л. Гончарова [1], Н.Н. Сметанникова [9], Т.А. Чабанова[10] и другие. Наиболее общее определение читательской компетентности дает Н.Н Сметанникова. По ее мнению, «читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» [9;55]. Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как психологическую систему. Она считает, что все компоненты этой системы подчинены ее главной функции: превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя [1;6].
  • Проблема формирования младшего школьника как читателя была поставлена в 60-е годы XX века в работах Н.Н. Светловской [6]. В наше время проблемой формирования читательской компетентности младших школьников занимаются Е.Л. Гончарова [1], Н.Н. Сметанникова [9], Т.А. Чабанова[10] и другие.
  • Наиболее общее определение читательской компетентности дает Н.Н Сметанникова. По ее мнению, «читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» [9;55].
  • Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как психологическую систему. Она считает, что все компоненты этой системы подчинены ее главной функции: превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя [1;6].
Определение читательской компетентности Т.А. Чабановой [10] включает в себя перечень качеств личности младшего школьника, которые формируются в процессе самостоятельного детского чтения. В свое время они были названы Н.Н. Светловской в ее определении читательской самостоятельности. «Читательская самостоятельность – это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан» [7;15]. Объективными показателями читательской самостоятельности являются устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя все знания, умения, навыки, которыми читатель располагает к моменту чтения…
  • Определение читательской компетентности Т.А. Чабановой [10] включает в себя перечень качеств личности младшего школьника, которые формируются в процессе самостоятельного детского чтения. В свое время они были названы Н.Н. Светловской в ее определении читательской самостоятельности. «Читательская самостоятельность – это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан» [7;15].
  • Объективными показателями читательской самостоятельности являются устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя все знания, умения, навыки, которыми читатель располагает к моменту чтения…
Задание для самостоятельной работы https://youtu.be/8dY8sKAGzzM Безруких М.М. Психологические основы формирования навыков письма и чтения ЭФИР: 11 апреля 2017 года (14.00 – 15.00) https://youtu.be/SsaFKsm0sC0 Шамиль Тагирович Ахмадуллин Как развивать скорочтение у ребенка в школе и дома  Источник:  https://rosuchebnik.ru/material/kak-razvivat-skorochtenie-u-rebenka-v-shkole-i-doma/#video https://youtu.be/rz4nNAnlmac вебинар от 20.05.2020 Кузнецова МИ Читательская грамотность https://youtu.be/jekqtcgZJN0  от 21.01. 2020, Виноградова НФ Реализация ФГОС средствами учебника «Литературное чтение» https :// youtu . be / BW 9 pqWrOYPU Как преодолеть трудности при обучении письму и чтению Зубаирова ОВ 10.09.2020   Источник:  https://rosuchebnik.ru/material/kak-preodolet-trudnosti-pri-obuchenii-pismu-i-chteniyu /#video

Задание для самостоятельной работы

  • https://youtu.be/8dY8sKAGzzM Безруких М.М. Психологические основы формирования навыков письма и чтения ЭФИР: 11 апреля 2017 года (14.00 – 15.00)
  • https://youtu.be/SsaFKsm0sC0 Шамиль Тагирович Ахмадуллин Как развивать скорочтение у ребенка в школе и дома Источник:  https://rosuchebnik.ru/material/kak-razvivat-skorochtenie-u-rebenka-v-shkole-i-doma/#video
  • https://youtu.be/rz4nNAnlmac вебинар от 20.05.2020 Кузнецова МИ
  • Читательская грамотность
  • https://youtu.be/jekqtcgZJN0 от 21.01. 2020, Виноградова НФ Реализация ФГОС средствами учебника «Литературное чтение»
  • https :// youtu . be / BW 9 pqWrOYPU Как преодолеть трудности при обучении письму и чтению Зубаирова ОВ 10.09.2020 Источник:  https://rosuchebnik.ru/material/kak-preodolet-trudnosti-pri-obuchenii-pismu-i-chteniyu /#video
Список литературы   по смысловому чтению   Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www. school 2100.ru Граник Г. Г. Как учить работать с книгой - М. 2007. Григорьева А. К. Смысловое чтение учебного и научного текста http: //www.centerako.na/pirls11/pirls11 ru. htm - Международный проект «Изучение... 2000 Григорьева, А. К., Московкина И. И. Качества чтения и понимания текста» PIRLS ( Progress in International Reading Literacy научного текста: теория и практика: учебное пособие/ А. К. Григорьева, И. И. Московкина. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.-176. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Начальная школа - 1982. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем - М. 1994. Львов М.Р., Горецкий В. Г. Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М., 2000 Сметанникова Н.Н. Федеральный государственный образовательный стандарт чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/Н.Н. Сметанникова.-М.: Баласс, 2013.- 128 с. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст - М. 2012 .  

Список литературы по смысловому чтению

  • Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www. school 2100.ru
  • Граник Г. Г. Как учить работать с книгой - М. 2007.
  • Григорьева А. К. Смысловое чтение учебного и научного текста http: //www.centerako.na/pirls11/pirls11 ru. htm - Международный проект «Изучение... 2000
  • Григорьева, А. К., Московкина И. И. Качества чтения и понимания текста» PIRLS ( Progress in International Reading Literacy научного текста: теория и практика: учебное пособие/ А. К. Григорьева, И. И. Московкина. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.-176.
  • Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Начальная школа - 1982.
  • Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем - М. 1994.
  • Львов М.Р., Горецкий В. Г. Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М., 2000
  • Сметанникова Н.Н. Федеральный государственный образовательный стандарт чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/Н.Н. Сметанникова.-М.: Баласс, 2013.- 128 с.
  • Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст - М. 2012 .

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя