СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сжатому изложению ( 9 класс(

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сжатому изложению ( 9 класс(»

Подготовка к сжатому изложению

Подготовка к сжатому изложению

Сжатое изложение – задание №1 экзаменационной работы В данной работе проверяются умения: Определять тему и основную мысль высказывания; Выделять микротемы; Отделять главную информацию от второстепенной; Создавать собственное связное высказывание в письменной форме.

Сжатое изложение – задание №1 экзаменационной работы

В данной работе проверяются умения:

  • Определять тему и основную мысль высказывания;
  • Выделять микротемы;
  • Отделять главную информацию от второстепенной;
  • Создавать собственное связное высказывание в письменной форме.
Модель проведения сжатого изложения № Работа организатора 1 2 Действия экзаменуемых Поставить аудиозапись первый раз 3 Дать время на осмысление текста Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста делают записи. Примерное время 2,5 – 3 мин. Работают с черновиками. Поставить аудиозапись второй раз 4 3 -4 мин. Прослушивают исходный текст. Выключить запись. Сообщить о начале написания изложения и о возможности пользоваться словарем 5 2,5 – 3 мин. Пишут изложение.

Модель проведения сжатого изложения

Работа организатора

1

2

Действия экзаменуемых

Поставить аудиозапись

первый раз

3

Дать время на осмысление текста

Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста делают записи.

Примерное время

2,5 – 3 мин.

Работают с черновиками.

Поставить аудиозапись

второй раз

4

3 -4 мин.

Прослушивают исходный

текст.

Выключить запись.

Сообщить о начале

написания изложения и о возможности пользоваться

словарем

5

2,5 – 3 мин.

Пишут изложение.

Содержательные приемы компрессии текста : 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение  несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет обобщения  (перевода частного в общее).

Содержательные приемы компрессии текста :

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

 Основные языковые приемы компрессии (сжатия) исходного текста:   1. Замены: • замена однородных членов обобщающим наименованием; . • замена фрагмента предложения синонимичным выражением; • замена предложения или его части указательным местоимением; • замена сложноподчиненного предложения простым.

Основные языковые приемы компрессии (сжатия) исходного текста:

1. Замены:

• замена однородных членов обобщающим наименованием; .

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения: • исключение повторов; • исключение фрагмента предложения; • исключение одного или нескольких синонимов.

2. Исключения:

• исключение повторов;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияния: • слияние нескольких предложений в одно.

3. Слияния:

• слияние нескольких предложений в одно.

Тренировочные упражнения:   Прочитайте предложение и найдите в нем главную информацию. А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Проверь себя

Тренировочные упражнения:

Прочитайте предложение и найдите в нем главную информацию.

А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Проверь себя

Ответ: Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Ответ:

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Проверь себя

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Проверь себя

Ответ Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

Ответ

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

Исключение повторов Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.

Исключение повторов

  • Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.
Ответ Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.

Ответ

  • Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.
Исключение уточняющих, вводных конструкций Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое.

Исключение уточняющих, вводных конструкций

  • Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое.
Ответ Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.

Ответ

  • Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.
Замена прямой речи косвенной « Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы»,-ответила горничная на вопрос великой балерины.

Замена прямой речи косвенной

  • « Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы»,-ответила горничная на вопрос великой балерины.

Ответ Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.

Ответ

  • Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.
Исключение синонимов И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами .

Исключение синонимов

  • И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами .

Ответ И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Ответ

  • И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
Замена однородных членов предложения обобщающим словом Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

Замена однородных членов предложения обобщающим словом

  • Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
Ответ Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает .

Ответ

  • Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает .
Замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.   (По К. Паустовскому)

Замена простых предложений сложным

  • Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

(По К. Паустовскому)

Ответ Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Ответ

  • Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
«Как писать сжатое изложение» 1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки. 10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.  

«Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.

10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

 

Приемы сжатия текста: 1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны)', 2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).

Приемы сжатия текста:

1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны)',

2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!