Подготовка к сжатому изложению
Урок русского языка в 6 классе
Цели:
- обеспечить мотивацию учащихся при обучении русскому языку;
- актуализировать опорные знания и умения;
- формировать навыки анализа текста;
- развивать орфографическую зоркость учащихся;
- готовить учащихся второй ступени к итоговой аттестации.
Дополните определения словами
(…) называют группу предложений, связанных между собой общим смыслом и соединённых друг с другом с помощью союзов, повторов слов, специальных слов и других средств.
(…) – это предмет речи, ответ на вопрос, о чём говорится в тексте.
(…) – это отношение автора к теме текста, ответ на вопрос, что говорится о теме в тексте.
ТЕКСТОМ называют группу предложений, связанных между собой общим смыслом и соединённых друг с другом с помощью союзов, повторов слов, специальных слов и других средств.
ТЕМА – это предмет речи, ответ на вопрос, о чём говорится в тексте.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ – это отношение автора к теме текста, ответ на вопрос, что говорится о теме в тексте.
Казаков Юрий Павлович – русский писатель
8 августа 1927-
29 октября 1982
- Прослушайте запись. Что мы прослушали? Кто хочет убедить всех, что это текст? Каким перед нами предстаёт автор?
- Прослушайте запись.
- Что мы прослушали?
- Кто хочет убедить всех, что это текст?
- Каким перед нами предстаёт автор?
Рассказ «Арктур – гончий пёс»
ВОПРОСЫ НА ВНИМАНИЕ
- Кто главный герой отрывка?
- Как в доме появился ещё один обитатель?
- Почему животное потащили?
- Что доктор сделал в первую очередь?
- Как ел пёс?
- Что сделал после, когда наелся?
- Откуда возникло имя для нового друга?
Арктур –
красный гигант, ярчайшая звезда в созвездии Волопаса и всего Северного полушария. Четвёртая по яркости звезда ночного неба после Сириуса, Канопуса и системы Альфа Центавра… Это единственная звезда, которую можно разглядеть днём в телескоп.
ВОПРОСЫ НА ВНИМАНИЕ
- Кто главный герой отрывка?
- Как в доме появился ещё один обитатель?
- Почему животное потащили?
- Что доктор сделал в первую очередь?
- Как ел пёс?
- Что сделал после, когда наелся?
- Откуда возникло имя для нового друга?
- Как отнёсся к нему пёс?
- А как бы вы поступили
в данной ситуации?
Чему будем учиться?
- Какова тема текста?
- Сформулируйте или найдите в тексте основную мысль.
- Озаглавьте данный отрывок.
- Определите стиль речи.
- Тип речи.
Расположите предложения в порядке следования информации в тексте.
- Дома доктор вымыл гончего пса тёплой водой с мылом и накормил.
- Однажды в доме появился ещё один обитатель.
- Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса.
- Гончий пёс улёгся на террасе и задремал.
- Доктор задумчиво поднял глаза и увидел низко над горизонтом большую синюю звезду.
- Пёс встал, подошёл и осторожно ткнулся носом в колени хозяину.
- Доктор пробормотал название звезды: «Арктур».
- Доктор рассмотрел слепого пса и потащил его за верёвку к себе домой.
П Л А Н
ТЕЗИСНЫЙ
1. Однажды в доме появился ещё один обитатель.
2. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса.
3. Доктор рассмотрел слепого пса и потащил его за верёвку к себе домой.
4. Дома доктор вымыл гончего пса тёплой водой с мылом и накормил.
5. Гончий пёс улёгся на террасе и задремал.
6. Доктор задумчиво поднял глаза и увидел низко над горизонтом большую синюю звезду.
7. Доктор пробормотал название звезды: «Арктур».
8. Пёс встал, подошёл и осторожно ткнулся носом в колени хозяину.
- Что перед нами?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Качалка -
кресло на качающейся подставке
Терраса-
летняя открытая пристройка к дому
Поработаем над словом
1.Подберите к словам контекстные синонимы:
пёс
- животное,
- обитатель,
- Арктур,
- собака
доктор
- хозяин
2. Опишем пса глазами рассказчика. Каким он его увидел?
3. Какая жизнь была у животного до встречи с доктором? Что вам помогло прийти к такому выводу?
4. С помощью каких языковых средств автор выражает не только действия, но и чувства? Какая это часть речи?
5. Какие слова помогли нам понять, что псу здесь комфортно, и он благодарен доктору?
6. Вставьте подходящие по смыслу слова
Потом снова ____ морду на лапы и закрывал глаза.
Доктор засмеялся и _______ руку ему на голову.
Слова для справок: положил, клал
- Что можете сказать об употреблении этих слов?
МОРДА –
передняя часть головы животного
Рефлексия
- Что исследовали на уроке?
- С какими понятиями работали?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
- Заполните лист самооценки.
Источники изображений:
http:// img-fotki.yandex.ru/get/6512/132352990.cf/0_8a8bb_3b37298e_L.jpg фоновый рисунок
http:// img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/116/160/116160715_4.png лейка с листьями
http:// img-fotki.yandex.ru/get/6003/svetlera.1bc/0_57df8_c200634_S угловая виньетка с осенними листьями
http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/kollekcija_ramok_dlja_sozdanija_prezentacij/277-1-0-21925 рамка.
fotki.yandex.ru животные, иллюстрации к тексту, карта звёзд, звезда «Арктур»