СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет подготовиться к заданию №1 в рамках подготовки  к устной части ОГЭ по русскому языку  

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку»

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Задание 1

Сегодня все сообщество филологов, родителей, учеников волнует вопрос введения Устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Как именно это будет осуществляться на практике, пока сложно понять,  информация достаточна скудна, поэтому в данной статье, уважаемые коллеги, я предлагаю попытаться осмыслить и наметить пути подготовки наших учеников к новым испытаниям.

Экзамен в таком формате предстоит сдавать нашим девятиклассникам в следующем учебном году, по аналогии с Декабрьским сочинением в 11 классе, устная часть «Говорение» будет также являться допуском к ОГЭ. По данным Минобрнауки России и Рособрнадзора экзамен планируется проводить на базе школ, проверять и оценивать результаты предстоит школьным учителям - экспертам.

В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение). Будущим выпускникам будет предложен выбор формата экзамена: беседа с учителем, беседа с одноклассником, диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера.Демоверсия (название авт) состоит из 3 заданий:

1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст (общее для всех форматов экзамена). Насколько известно мне, в этом задании будут предложены только прозаические тексты. Оговорено время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин.

Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.

Это задание оценивается 3 баллами.

2 задание состоит из двух частей: 1) необходимо  описать предложенную фотографию определенной тематики. Под фотографией в помощь ученику предложен небольшой план для будущего высказывания. Кроме этого экзаменуемому необходимо будет ответить на ряд вопросов по данной теме.

Здесь проверяется монологическая речь с элементами диалога.

2) диалог с другом или учителем, или условный диалог с компьютером. Ученикам предложат обсудить в парах или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника.

Время на подготовку – 2 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами.

3 задание: монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание.

Тематические направления для 2 и 3 части определены следующие:музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что данные темы соответствуют возрастным особенностям детей данного периода. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых наших учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому задача учителей – филологов усложняется, пока разрабатываются возможные варианты проведения Устной части ОГЭ, отрабатывается система оценки, с детьми необходимо начать подготовку к утвержденной форме экзамена.

Из всех предложенных заданий большинство учеников не испытывают особой трудности при прочтении художественного текста. Ведь формирование правильного чтения, выработка у читающего определенного уровня навыков, связанных с произносительной культурой, все это отрабатывалось с начальных классов, поэтому стоит с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое интонация (тон голоса),  сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи? Упражнения такого типа встречаются в учебниках старших и средних классов, например, «Учебник русского языка 8 класс под ред. М.М. Разумовской» упр. 180, 181.

Кругом все сверкало, / переливалось, / искрилось: // самовар, / чернильницы, /

татарские туфельки, / бутылки шампанского, / рупоры граммофонов, / будильники,



/ мандолины, / мясорубки //. (К. Федин).



Здесь же в рубрике «Возьмите на заметку!» читаем: «Предложения с обобщающим словом перед однородными членами имеют яркую интонационную особенность: после обобщающего слова необходима пауза ( //), голос заметно понижается или повышается перед той частью предложения, где на письме ставится двоеточие. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления».

На первых этапах вместе с учащимися в предложенных текстах простым карандашом выполняем необходимые пометы, проставляем ударение в словах, объясняем значение слов. После такой предварительной работы над текстом учащиеся не допускают или сводится к минимуму количество ошибок в произношении, правильном проговаривании окончаний слов, интонационно верно расставляют логическое ударение.

В дальнейшей работе по формированию и развитию выразительного чтения тексты можно подбирать как в самих учебниках русского языка, так и в учебниках – хрестоматиях по литературе. Надо только внимательнее присмотреться к упражнениям и соответствующим образом построить работу на уроке.

Неоценимую помощь нам могут оказать аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.

Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, я считаю, необходимо познакомить учащихся и с системой оценивания экзаменационной работы. Для удобства критерий проверки первого задания я оформила вот в такую таблицу.

Критерии оценивания выразительного чтения

Выразительность речи


1

Экзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов

1


Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов.

0

Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам)


2

Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения высокий.

2


Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки. Темп чтения высокий.

1


Речь содержит значительные ошибки ( частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий. Понимание речи затруднено.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

3



Ученики имеют возможность оценить свое чтение и своего одноклассника, проанализировать допущенные ошибки.

Я надеюсь, что предложенные формы и приемы работы по формированию выразительного чтения станут полезны учителям, работающими с выпускниками, окажут методическую помощь в подготовке к предстоящему экзамену.

Успехов на экзамене!

Источники информации:

  1. Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., М. : Дрофа, 2012

  2. http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/53577-prezentaciya-ustnoy-modeli-gia-po-russkomu-yazyku.html

  3. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2181108-chto-vhodit-v-ustnuju-chast-oge-po-russkomu-2017.html

  4. http://www.fipi.ru/about/news/rosobrnadzor-provel-obsuzhdenie-rezultatov-pilotnoy-aprobacii-podhodov-k-provedeniyu-ustnoy-chasti

  5. http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2016/06/i.p.-cybulko.pdf

  6. http://www.proshkolu.ru/user/alova57/blog/553050/