«Лучшая методическая служба 2019 года
наименование организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 города Буйнакска».
______________________________________________________________________________
ФИО конкурсанта
Ягияева Ума Дагировна
Тема конкурсной работы: «Устное собеседование по русскому языку как проверка коммуникативной компетенции школьникаи как к ней подготовить учащихся».
______________________________________________________________________________
Адрес-ул.Аскерханова 18
Телефон- 2 -22 -51
E-mail[email protected]
С Положением о республиканском конкурсе «Лучшая методическая
служба 2019 года» ознакомлен(а).
Не возражаю против обработки и использования персональных
данных, размещения методических разработок на диске, сайте учредителей конкурса,использования конкурсных материалов для издания в методических журналах, как в печатном, так и в электронном виде.
Дата «__1__»апреля_2019 года
Подпись участника Конкурса ________________
Начальник УО __Сулейманова М.Н._______ подпись
М.П.
Название методической службы
ШМО русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2
Название представленной работы
Устное собеседование по русскому языку как проверка коммуникативной компетенции школьника и как к ней
подготовить учащихся».
Номинация
«Лучшая школьная методическая служба
Номер телефона
887-237-2-22-51
Адрес электронной почты
[email protected]
План:
1.Заявка на участие
2.Поэтапное знакомство с устной частью ОГЭ по русскому языку.
3.Рекомендации по подготовке учеников к экзамену.
4.. План работы ШМО на 2018-2019 учебный год
5.. План подготовки выпускников 9-х классов МБОУ СОШ №2
6. Протоколы методических собраний
к итоговому устному собеседованию по русскому языку в 2019 году
7. Живая классика 2019 год.Заметка.
8.Презентации.Конспекты открытых уроков по русскому языку и литературе.Видеоролики с уроков.
2.Поэтапное знакомство с устной частью ОГЭ по русскому языку.
В штатный режим планируется ввести устную часть в 2019 году как допуск к ОГЭ.Поэтому ифилологов, и родителей, и, конечно, учеников волнует вопрос введения Устной части ОГЭ по русскому языку
По данным Минобрнауки России и Рособрнадзора экзамен планируется проводить на базе школ, проверять и оценивать результаты предстоит школьным учителям - экспертам.
В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. Будущим выпускникам будет предложен выбор формата экзамена: беседа с учителем, беседа с одноклассником, диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера.
Демоверсия состоит из 4 заданий:
1 задание:необходимо выразительно прочитать художественный текст (3 мин.). В этом задании будут предложены только прозаические тексты. Время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин.
Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.
Это задание оценивается 3 баллами.
2 задание – пересказ прочитанного текста с привлечением цитат.
3 заданиесостоит из двух частей:
1) Необходимо описать фотографию определенной тематики. В помощь ученику будет предложен небольшой план для высказывания.
Кроме этого экзаменуемому необходимо будет ответить на ряд вопросов по данной теме.
В этом задании проверяется монологическая речь с элементами диалога.
2) Диалог с другом или учителем, или условный диалог с компьютером. Ученикам предложат обсудить в парах или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника.
Время на подготовку – 2 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами.
4 задание: Монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание.
На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену.
Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту.
Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги.
Задание 1 – Чтение вслух небольшого текста.
Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Чтение, правильно передающее содержание художественного произведения или статьи.
Признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие
замысел автора;2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.
Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь».
Формирование правильного чтения, выработка у читающего определенного уровня навыков, связанных с произносительной культурой, все это отрабатывалось с начальных классов.
Новсе – таки стоит с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое интонация (тон голоса), сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи? Упражнения такого типа встречаются в учебниках старших и средних классов, например, «Учебник русского языка 8 класс под ред. М.М. Разумовской» упр. 180, 181.
Здесь же в рубрике «Возьмите на заметку!» читаем:
«Предложения с обобщающим словом перед однородными членами имеют яркую интонационную особенность: после обобщающего слова необходима пауза ( //), голос заметно понижается или повышается перед той частью предложения, где на письме ставится двоеточие.
Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления».
На первых этапах вместе с учащимися в предложенных текстах простым карандашом можно сделать необходимые пометы, проставить ударение в словах, также объяснить значение слов.
После такой предварительной работы над текстом у учащихся сводится к минимуму количество ошибок в произношении, правильном проговаривании окончаний слов, интонационно верно они расставляют логическое ударение.
Неоценимую помощь нам могут оказать аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.
Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, я считаю, необходимо познакомить учащихся и с системой оценивания экзаменационной работы. Тогда ученики имеют возможность оценить свое чтение и своего одноклассника, проанализировать допущенные ошибки.
Поскольку ранее устный экзамен в такой форме никогда не проводился, учитель испытывает определенные трудности в подборке материала для подготовки. В интернете уже предлагают целые комплекты для устной части.
Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности:говорению, слушанию, письму и чтению. Для 2 и 3 частей определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что темы соответствуют возрастным особенностям детей данного периода.. Поэтому задача учителей – филологов усложняется, и с детьми необходимо начать подготовку к утвержденной форме экзамена.Мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения.
3..Рекомендации по подготовке учеников к экзамену.
Даем рекомендации к составлению монологического высказывания и беседе по монологу:
1. Определи основную мысль будущего описания. Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата; зачем (цель выступления), для кого и что именно ты будешь говорить.
2. Определи ключевые слова, опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении) .
Композиция монологического высказывания:
1.Приветствие, комплимент аудитории.
2.Тезис, доказательство, вывод.
3.Заключение (обобщение).Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов.
Требования к речевому оформлению монологического высказывания:
1.Обязательное использование изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не допускается использование говорящим односложных фраз.Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего (конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д.); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
3. Оценка говорящим обсуждаемой темы :У меня этот вопрос тоже вызывает интерес.Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.4.В заключении высказывания выступающий подводит итог: о чём напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.
В описании картины или фотографии нужно отметить:
Передний и задний план, перспективу, цветовой ряд: краски, оттенки, настроение, предметный ряд, персонажи и предметы.Также обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.При подготовке к составлению монологического высказывания можно предложить для сравнения тексты в качестве образца и «антиобразца»:Наша гимназия – одно из старейших учебных заведений страны и имеет богатое прошлое. Она появилась в Пензе еще в 1786 году. Здесь побывали императоры Александр Первый, Николай Второй. По этим ступеням бегали юный Белинский и Тухачевский…. В гимназии преподавали лучшие учителя. Многие преподаватели имели научные труды. В 1918 году гимназии было присвоено имя ее воспитанника Виссариона Григорьевича Белинского. Среди выпускников гимназии такие известные личности, как Ф.И. Буслаев, В.Г. Белинский и другие.
Даже не знаю, с чего начать… Ну…, наша гимназия- одна из самых старых. Образовалась гимназия в 1786 году. Ну…, еще что? …А, вспомнил! Образовалась гимназия по указу Екатерины Великой. Вот. Сначала гимназия была в литературном музее, а потом здесь. Ну, вернее, в здании литературного музея. Много раз менялагимназия статус, а потом все-таки осталась гимназией. Я точно не помню, кажется в 1992 году. Точно... Вспомнил. Много знаменитых выпускников вышли из стен гимназии. А еще праздник скоро 225 лет. Все!
Речевые упражнения для неподготовленной монологической речина уроках:Описание картины; Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;..Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.); Составление кратких объявлений и текстов открыток.Задания для неподготовленной монологической речи:
1. Ответить на вопрос, употребив образцы.
2.Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами.
3.Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные.
4. Расширить/сократить указанные предложения.
5.Описать предмет/явление двумя-тремя фразами.
6.Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст. Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи.
Один из приёмов- обсуждение на уроке какого-либо высказывания: эпиграфа, пословицы, фразеологизма, афоризма, высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.
По аналогии с заданиями, данными для проведения апробации устной части ОГЭ, можно провести словесную разминку, использовать для говорения можно любую ситуацию, любой вопрос, заданный на уроке.
Работу можно построить из следующих этапов:
1. Рассказ на основе изображения (устная речь – описание).
2. Развитие речи при восстановлении последовательности изображения с помощью наглядного материала (ученик собирает на доске нарисо-ванных персонажей по сюжету, сопровождая собственным рассказом) (устная речь – повествование).
- Используя материал упражнения, фотографию, свои наблюдения, напишите небольшое сочинение о ранней осени в ваших краях. Работы зачитываются, и дети, анализируя предложенные тексты, оценивают их. Шестиклассникам трудно выполнять задания устной части ОГЭ: говорить, рассуждать, описывать фотографии. Временные параметры подготовки к ответу и самого ответа пугают учащихся, поэтому нужно стараться включить в задания элементы игры, не исключая, конечно,при этом понимание важности и ответственности выполнения задания.Говоря о подготовке восьмиклассников к устной части ОГЭ, я рекомендую включать словесные разминки, аналогичные заданиям, данным в качестве образца для проведения апробацииВ качестве домашнего задания предлагаю учащимся создание презентации для рассказа о себе или вопросы для беседы и рассуждения на заданную тему). Это помогает ученикам понять структуру задания, учит составлять план ответа, определять главную мысль высказыванияВажно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать на уроке ситуацию экзамена.Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Таким образом, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.
План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы в МБОУ СОШ №2
города Буйнакска
на 2018-2019учебный год
Тема работы Устное собеседование по русскому языку как проверка коммуникативной компетенции школьника и как к ней подготовить учащихся».
Цель работы – непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы и методики их преподавания.
Задачи:
- освоение новых стандартов и их практическое применение на уроках русского языка и литературы;
- повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, курсов повышения квалификации;
Направления деятельности:
Обобщение передового педагогического опыта учителей.
Применение эффективных форм и методов преподавания для оптимизации образовательного процесса.
Формы деятельности:
- проблемный семинар;
- курсы повышения квалификации;
- круглый стол;
- профессиональные конкурсы;
- открытые уроки с последующим анализом;
№ | Мероприятия | Сроки | Место | Ответственный |
1 | Обновление базы данных педагогов | сентябрь | | Руководитель ШМО |
2 | Мониторинг степени готовности учителей русского языка и литературы к новому учебному году | сентябрь | | руководитель ШМО |
3 | Изучение нормативных документов 1) Знакомство с методическими письмами по преподаванию учебных предметов. 2) Изучение положения о Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам 3)Ознакомление с планом подготовки к устному собеседованию в 9 классе | сентябрь - май | | Руководитель ШМО |
План подготовки учащихся 9 класса
к устному собеседованию по русскому языку
2018-2019 уч.год
№п/п | Время проведения | Виды работ |
1 | Сентябрь | Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности, чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (прич. и деепр. обороты, однородные чл.предл., обособленные чл.пред., обращение, вводные слова, уточнение и проч.). Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению. Работа с орфоэпическими словарями. |
2 | Октябрь | Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности, чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (прич. и деепр. обороты, однородные чл.предл., обособленные чл.пред., обращение, вводные слова, уточнение и проч.). Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения или лингвистического текста, анализ и интерпретацию художественного произведения, используя сведения по истории и теории литературы |
3 | Ноябрь | Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности, чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью. Тренировка в устном изложении содержания текста |
4 | Декабрь | Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности, чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью. Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению. |
5 | Январь | Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности, чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью. Подготовка и выступление с текстом-повествованием на основе своего жизненного опыта. Выступление - рассуждение на одну из тем, используя цитирование фраз известных личностей. |
6 | Февраль | Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности, чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью. Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению. |
II. Аналитическая деятельность
№ | Мероприятия | Сроки | Место | Ответственный |
1 | Анализ работы за учебный год | Май-август | | Руководитель ШМО |
2 | Анализ результатов участия обучающихся в школьном и муниципальном туре олимпиад по русскому языку и литературе | декабрь | | Руководитель ШМО |
3 | Анализ результатов пробныхЕГЭ, ОГЭ ,итогов устного собеседования по русскому языку | март | | Руководитель ШМО |
4 | Анализ рабочих программ по предмету | сентябрь | | Руководитель ШМО |
П Р О Т О К О Л от 26 сентября 2018 года заседания школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
Присутствовали: 5 учителей русского языка и литературы,:
Тема: «Изучение демоверсии, кодификатора,спецификации к итоговому собеседованию по русскому языку».
Цели: Определить роль и задачи методического объединения в рамках новых стратегических задач школы.Утвердить план методической работы по подготовке учащихся 9-х классов к итоговому собеседованию по русскому языкуСоставить график посещения уроков в 9-х классах с целью изучения системы работы учителей по формированию навыков говорения на всех урокахКонтролировать оценивание диалогической речи учащихся по критериям демоверсии для итогового собеседования, разработанной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»;Подготовить и провести пробное устное собеседование в 9-х классах .СЛУШАЛИ: учителя русского языка и литературы Ягияева У.Д.Совместно утвердили план методической работы по подготовке учащихся 9-х классов к итоговому собеседованию по русскому языку
СЛУШАЛИ: учителя русского языка и литературы Ягияеву У.Д. . сообщила о целях и задачах работы методического объединения в 2018-2019 учебном году; представила План работы школьного методического объединения на 2018-2019 учебный год.Озвучила график посещения уроков в 9-х классах с целью изучения системы работы учителей по формированию навыков говорения на всех уроках
СЛУШАЛИ: учителя русского языка и литературы Гаджияеву К.И. Она отметила ,что надо подготовить и провести собрание родителей (законных представителей) учащихся 9-х классов с целью ознакомления с процедурой проведения итогового собеседования как составляющей мониторинга качества подготовки обучающихся в РФ;
РЕШИЛИ: Контролировать оценивание диалогической речи учащихся по критериям демоверсии для итогового собеседования, разработанной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»;Подготовить и провести пробное устное собеседование в 9-х классах .
П Р О Т О К О Л №4 от 27марта 2019годазаседания школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
Тема: «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроках и промежуточной аттестации школьников»Ознакомление с аналитической справкой о результатах итогового устного собеседования по русскому языку как допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в МБОУ СОШ № 2 г.Буйнакска в 2018-2019 учебном году.
Цель: Определение уровня подготовленности обучающихся к итоговой аттестации на основе различных форм контроля.
Присутствовали: 5 учителей русского языка и литературы.
Повестка дня:Анализ результатов итогового устного собеседования по русскому языку Результаты обученности обучающихся по предметам русский язык и литература.Анализ результатов диагностических работ, пробных тестирований в формате ОГЭ в 9-х классах и ЕГЭ в 11-х классах.О проведении ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 2018-2019 учебном году. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. Особенности подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
1.Анализ результатов контрольного среза за 3 четверть. Результаты обученности обучающихся по предметам русский язык и литература.
СЛУШАЛИ: учитель русского языка и литературы Ягияева У.Д познакомила с результатами диагностики в виде таблицы.Результат в целом получился удовлетворительный, отставаний по программам нет.Анализ результатов диагностических работ, пробных тестирований в формате ОГЭ в 9-х классах и ЕГЭ в 11-х классах.
СЛУШАЛИ: учитель русского языка и литературы. Ягияева У.Д довела до сведения членов ШМО информацию о результатах промежуточного контроля в 9 , 11 классах. О проведении ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 2018-2019 учебном году. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. Особенности подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
СЛУШАЛИ: учитель русского языка и литературы Ягияева У.Д довела до сведения коллег информацию о проведении в школе недели русского языка и литературы.Также озвучила результаты устного собеседования в 9 классах.
Аналитическая справка о результатах итогового устного собеседования по русскому языку как допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в МБОУ СОШ № 2 г.Буйнакска в 2018-2019 учебном году.
В связи с внедрением итогового устного собеседования по русскому языку как допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2019 году с учащимися 9 классов 13 февраля 2019 года было проведено устное собеседование по русскому языку, в котором приняли участие 69 (100 %) учащихся 9 классов
В результате 69 учащихся получили «зачет» .
Форма протокола содержит 19 критериев, по каждому из них выставляется 0 или 1 балл. Таким образом, за работу ученик может получить максимум 19 баллов.
Устное собеседование по русскому языку с учащимися 9 классов проведено в соответствии с моделью проведения итогового устного собеседования. Учащиеся выполняли устно задания контрольного измерительного материала, состоящего из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором - собеседником. На выполнение работы каждому участнику отводилось 15 минут (в среднем - 10 минут). Велась аудиозапись ответов участников устного собеседования. Оценка выполнения заданий итогового собеседования осуществлялась экспертами непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет».
Для проведения устного собеседования были подготовлены 4 аудитории. Мероприятие прошло организовано. Недостатков в организации апробации не выявлено. Сбоев техники не было.
Анализ устного собеседования по русскому языку дал следующие результаты.
Качество – 69%
Успеваемость – 100%
Средний балл-4.12
Класс | Количество выпускников | Учитель | Средний балл | Не выполнили задания |
9 «А» | 25 чел. | Чупалова Ж А | 16-19 | - |
9 «Б» | 21 чел. | Гаджияева К И | 12-19 | - |
9 «В» | 23 чел. | Ягияева У.Д. | 14-18 | - |
| 69 чел. | | | - |
9»А»класс: качество-88%. успеваемость-100%. Ср.балл-4.5 Учащихся-25
9»Б»класс: качество- 62% успеваемость-100% Ср.балл 4.0 Учащихся-21
9»В»класс :Качество-57% успеваемость-100% Ср.балл-3.8 Учащихся 23
Типичные ошибки
неумение создать атмосферу «живой» беседы;
отсутствие непосредственной реакции слушающего на
высказывание ученика;
вопросы задаются формально, читаются по бумажке;
неумение стимулировать речь учащегося;
неумение создать комфортную психологическую обстановку для
учащегося, в которой он не боится устного ответа.
неумение пользоваться дополнительными графическими
обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в
которых стоит знак ударения;
наличие грамматических ошибок при склонении имён
Числительных
неоправданно длинные паузы в речи;
Анализ результатов:
1. Большинство учащихся справились с заданиями: почти у всех темп чтения соответствовал коммуникативной задаче; у большинства интонация соответствовала пунктуационному оформлению текста ; пересказ был дан без речевых ошибок , без грамматических , были учтены речевые ситуации в монологе и диалоге , получены ответы на вопросы диалога (учитель-собеседник здесь играет ключевую роль, именно от него зависит, состоится ли беседа); ответы были без орфоэпических ошибок .
2. Результаты пробного собеседования по русскому языку дают возможность выявить круг проблем в преподавании русского языка, решение которых требует особого внимания в процессе подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
Анализ выполнения отдельных заданий итогового собеседования показал, что наиболее успешно обучающиеся области справляются с выразительным чтением текста вслух (95,6% набранных баллов из 100% максимально возможных) и участием в диалоге (91,5%) (таблица 7). Пересказ текста и устное монологическое высказывание вызывают больше трудностей у школьников (47,8% и 76,2% соответственно). Также анализ показал, что обучающиеся соблюдают нормы современного русского литературного языка на 57,7% в заданиях 1 и 2, а также на 69,6% в заданиях 3 и 4.
Каждое задание итогового собеседования оценивалось по специально разработанным специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических изменений» критериям. Так, задание 1 проверяло такие характеристики, как интонация и темп чтения
Задание 2 оценивалось по критериям «Сохранение при пересказе микротем текста», «Соблюдение фактологической точности при пересказе», «Работа с высказыванием» и «Способы цитирования» (
Наибольшая выполняемость наблюдается по критерию «Работа с высказыванием» (65,9%), наименьшая – по критерию «Соблюдение фактологической точности при пересказе» (54,3%).
Задание 3 оценивалось по критериям «Выполнение коммуникативной задачи», «Учет условий речевой ситуации», «Речевое оформление монологического высказывания»
Наибольшая выполняемость наблюдается по критерию «Учет условий речевой ситуации» (94,5%), наименьшая – по критерию «Речевое оформление монологического высказывания» (62,8%).
Задание 4 оценивалось по критериям «Выполнение коммуникативной задачи» и «Учет условий речевой ситуации».
Соблюдение норм русского языка оценивалось отдельно по заданиям 1-2 (работа по предложенному тексту) и 3-4 (работа на основе собственных высказываний). Анализ показал, что нормы русского языка чуть лучше реализуются обучающимися при выполнении заданий, основанных на собственных высказываниях (69,6% вместо 57,7%)
В целом по итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Обучающиеся 9-х классов в целом успешно справились с заданиями итогового собеседования по русскому языку.
Анализ выполнения отдельных заданий итогового собеседования показал, что наиболее успешно обучающиеся области справляются с выразительным чтением текста вслух и участием в диалоге.
Затруднения у школьников вызывают задания на пересказ текста и устное монологическое высказывание. Также анализ показал, что только две трети обучающихся соблюдают нормы современного русского литературного языка.
Методические рекомендации
Анализ статистических данных показал, что у обучающихся недостаточно сформированы навыки пересказа текста и построения устного монологического высказывания. Также более 59% экзаменуемых владеют нормами современного русского литературного языка. В связи с этим обозначим ключевые направления подготовки обучающихся к итоговому устному собеседованию.
1. Пересказы с языковым заданием являются предметом специального обучения на уроках русского языка и литературы. Рекомендуем использовать разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника) тексты. В V-IX классах следует предлагать специальные обучающие задания. Смысл этой работы - научить детей способам деятельности по созданию устного текста на основе исходного. Основные этапы работы могут быть следующие: 1) уточнение (учителем) речевой задачи; 2) вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст для изложения (если это необходимо); 3) чтение текста обучающимся; 4) определение темы и основной мысли исходного текста;
2. Формирование и развитие монологической речи на уроках русского языка - одно из ключевых коммуникативных умений. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений: пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную или свободную тему, составить рассказ; логически, последовательно раскрыть заданную тему; обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
14февраля в МБОУ СОШ №2 города Буйнакска прошел школьный тур Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика" — это состязание в декламации отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей.
В конкурсе приняли участие 28 учеников 5 - 11 классов
Члены жюри особо отметили выступление
Гусейновой Аривбике ученицы 11 «А» класса
Гусейновой Хадижи ученицы 9 «А» класса
Омарова Гаджи ученика 8 «Б»класса, и наградили их грамотами
Муниципальный тур.
Омаров Гаджи занял 2 место!!!
Ягияева У.Д.
Урок русского языка в 5 «В» классе.
Тема : «Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Цель : актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных.
Гаджияева К.И.
Тема: «Уроки доброты Лидии Михайловны»
(по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Цель: попытаться раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия рассказа; составить кодекс законов доброты; пробудить стремление к добрым поступкам; заложить крупицы основы воспитания чувства сострадания и любви к людям.
Чупалова Ж.А.
Урок литературы в 7 «А» классе.
Тема: «Юшка-незаметный герой с большим сердцем»
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»).
Цель : продолжить знакомство с творчеством А.Платонова; способствовать развитию навыков и способностей критического мышления; научить ребят состраданию, взаимопониманию и доброму отношению к окружающему миру.
Хасаева А.Б.
Урок русского языка в 6 «А» классе.
Тема : «Наречие. Разряды наречий по значению».
Цель: помочь учащимся осмыслить своеобразие наречия как части речи, его специфические признаки, продолжить формирование у ребят навыков отличия частей речи, выделить отличительные признаки наречия .
Конкурс
«Лучшая методическая служба 2019»
МБОУ СОШ №2
Руководитель ШМО русского языка и литературы
Ягияева У.Д.