Устное собеседование
по русскому языку
в 9 классе
Инструкция по выполнению заданий
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста.
Время на подготовку –2 минуты. Чтение текста не более 3 минут.
Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты)
Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы:
• описание фотографии;
• повествование на основе жизненного опыта;
• рассуждение по одной из сформулированных проблем.
Время на подготовку – 1 минута.
Задание 4
Участие в беседе по теме предыдущего задания. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.
Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
План работы над выразительным чтением и пересказом:
рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2
(2 минуты + 1 минута)
Важно при подготовке к выразительному чтению и пересказу наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты):
- первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова);
- второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях;
- обозначение (записывание на черновик) абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов.
- обозначение (записывание на черновик) абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов.
- обозначение (записывание на черновик) абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов.
Ключевые слова:
в тексте-повествовании: глаголы, деепричастия и наречия;
в тексте-описании: существительные, прилагательные и причастия;
в тексте-рассуждении: слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли.
Обратите внимание!
Типичные ошибки при чтении текста!
• Медленный темп чтения, монотонная интонация; • неправильное прочтение окончания зависимого слова; • искажение слов; • замена слов по смыслу; • неправильная постановка ударения; • неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже; • замена целых слов по оптическому сходству. • Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв; • Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т.п.
Задание №1. Чтение
Критерии оценивания чтения вслух
Интонация
ИЧ
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста
1
Темп чтения
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
0
ТЧ
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
1
Максимальное количество баллов
Искажение слов нет
0
Допущено одно искажение и более
1
3
0
Задание 2:
пересказ текста с привлечением дополнительной информации .
Экзаменационное задание:
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова ФИО о ФИО. (Исходный текст убирается, но остаётся черновик с пометками )
Время на подготовку – 1 минута
Советы для подготовки пересказа
- еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его основную мысль;
- пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);
- пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению;
- перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;
- заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо;
- нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.
Введение ЦИТАТЫ в текст пересказа: речевые клише
(уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа)
Пересказ + речевое клише:
- удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;
- говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;
- всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;
- оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;
- как утверждал ФИО (автор цитаты ), «высказывание»
- ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание» и т.п.
Задание 2 Критерии оценивания
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания
Сохранение при пересказе микротем текста П1
Все основные микротемы исходного текста сохранены
Упущена или добавлена одна микротема и более
1
Соблюдение фактологической точности при
0
Пересказе П2
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста нет
Допущены фактические ошибки (одна и более)
1
Работа с высказыванием
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично
П3
0
1
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично
Способы цитирования П4
или
Ошибок нет
0
приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа
1
Допущены ошибки при цитировании (одна и более)
Максимальное количество баллов
0
4
Задание №1 и №2. Чтение. Пересказ
Критерии оценивания правильности речи (Р1)
Соблюдение грамматических норм Г
Грамматических ошибок нет
Допущены грамматические ошибки (одна и более)
1
Соблюдение орфоэпических норм
0
О
Орфоэпических ошибок нет
Допущены орфоэпические ошибки (две и более)
или
Соблюдение речевых норм
1
0
Р
допущено не более одной орфоэпической ошибки
Речевых ошибок нет
или
Допущены речевые ошибки (четыре и более)
1
Искажение слов
допущено не более трёх речевых ошибок
0
Иск.
Искажений слов нет
Допущены искажения слов (одно и более)
1
Максимальное количество баллов
0
4
Задание 3: монологическое высказывание
Экзаменационное задание:
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Время на подготовку – 1 минута
Время на монологическое высказывание – не более 3 минут
Задание на выбор:
1. Описание фотографии.
2. Повествование на основе жизненного опыта.
3. Рассуждение по поставленному вопросу.
- Нужно выбрать одну тему их трёх.
- Высказывание нужно строить в соответствии с выбранным типом речи.
- При монологическом высказывании нельзя допускать искажений слов, орфоэпических, грамматических и речевых ошибок, нельзя использовать сленг , речевые конструкции должны быть разнообразны.
Рассказ должен состоять из 10 предложений.
Композиция текста-описания
1. Общее представление о предмете.
2. Отдельные признаки предмета.
3. Авторская оценка, вывод, заключение.
Композиция текста-повествования
1. Завязка (начало событий).
2. Развитие действия.
3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).
4. Развязка (итог событий).
Композиция текста-рассуждения
1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).
2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).
3. Вывод.
Задание 3 . Монологическое высказывание.
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. Выберите один из предложенных вариантов беседы:
-Праздник (на основе описания фотографии).
-Ваш друг (повествование на основе жизненного опыта).
-Твоё любимое произведение (рассуждение по поставленному вопросу).
Не забудьте описать
место и время проведения праздника;
событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
присутствующих на празднике;
общую атмосферу праздника и настроение участников .
1.
Советы ученикам для описания фотографии
Речевые клише
Вступление
Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)
Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни. И на данной фотографии мы видим…
Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни. Посмотрите на этот фотоснимок . На нем мы видим…
Передо мной фотография, на которой запечатлены…
Советы ученикам для описания фотографии
1. Начните с:
- замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);
- описания того, кто (или что) изображен;
2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).
3. Не говорите того, чего нет на фотографии.
4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:
интересная история,
фотография на память,
смысловой центр,
передний и задний план,
цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),
яркое впечатление, сохранённое на снимке.
5. Обратите внимание, как изображены предметы:
- опишите фон, позы, цветовые эффекты;
- ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),
- укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.
6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:
- если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)
- опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)
- если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.
7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).
8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.
9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.
10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.
Повествование
Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
- в каком музее Вы были;
- когда и с кем;
- что Вы увидели;
- что понравилось и запомнилось больше всего.
Советы ученикам для создания текста-повествования
1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы:
- Какова тема монологического высказывания?
- О каком событии из своей жизни будете рассказывать?
- Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники?
- Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом?
- Какой момент был кульминационным в развитии событий?
- Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)?
2 . Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).
3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).
4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было самым напряжённым? Чем всё завершилось?)
5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).
.
Советы ученикам для создания текста-рассуждения
1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.
2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).
3. Вспомните структуру текста-рассуждения.
4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.
5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.
6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана
Критерии оценивания монологического высказывания
Критерии оценивания монологического высказывания (М)
Выполнение коммуникативной задачи
М1
Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
Учёт условий речевой ситуации
1
но
Условия речевой ситуации н учтены
М2
0
допустил фактические ошибки
Условия речевой ситуации не учтены
1
Речевое оформление монологического высказывания
и/или
0
М3
Выказывание характеризуется смысловой цельностью , речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена
привёл менее 10 фраз по теме высказывания
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна и более)
1
Максимальное количество баллов
0
3
Диалог
Особенности задания 4
По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме. Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его языковую деятельность В рамках диалога должны быть заданы три вопроса. Круг возможных вопросов для диалога Тема 1 «Игры детства» 1) Помните ли Вы игры и развлечения своего детства? 2) Какими самыми яркими воспоминаниями детства Вы можете поделиться? 3) Какова, по Вашему мнению, роль детства в судьбе человека? Тема 2 «Спортивное соревнование» 1) Кто Ваш кумир в спорте и почему? 2) Что самое важное для Вас в желании участвовать в спортивных состязаниях и как Вы переживаете свои победы и поражения? 3) Может ли спорт утратить свою актуальность?
Советы ученикам "Как готовиться к диалогу?"
1. Внимательно прочитайте три вопроса, предложенные Вам собеседником-экзаменатором, и подчеркните в них ключевые слова.
2. Отвечайте полными предложениями, включая в них часть вопроса.
3. При ответе используйте сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что и т.п.
4.Вводите в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п.
5. Последний вопрос требует обстоятельного, развёрнутого ответа по схеме : тезис
(вопрос переделать в повествовательное предложение)
причины
следствие
6. При ответе на последний вопрос используйте слова: во-первых, во-вторых, наконец….
7. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторьте, не «мямлите», не делайте длинных пауз, избегайте слов-паразитов.
Критерии оценивания диалога (Д)
Критерии оценивания диалога (Д)
Д1
Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге
Ответы на вопросы не даны
Учёт условий речевой ситуации
1
или
Д2
Учтены условия речевой ситуации
0
даны односложные ответы
Условия речевой ситуации не учтены
1
Максимальное количество баллов за всё задание
0
2
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2 )
Критерии оценивания правильности речи (Р2)
Соблюдение грамматических норм Г
Грамматических ошибок нет
Допущены грамматические ошибки (одна и более)
1
Соблюдение орфоэпических норм
О
Орфоэпических ошибок нет
0
или
Допущены орфоэпические ошибки (три и более)
Соблюдение речевых норм
1
Речевых ошибок нет
0
Р
допущено не более двух орфоэпических ошибок
или
Допущены речевые ошибки (четыре и более)
1
Речевое оформление РО
допущено не более трёх речевых ошибок
0
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции
1
Максимальное количество баллов
0
4
Всего за работу – 20 баллов.
Спасибо
за внимание