СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к выполнению 3 и 5 заданий ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет учащимся 10-х классов при отработке заданий 3 и 5 ЕГЭ по русскому языку (теория + практика)

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к выполнению 3 и 5 заданий ЕГЭ по русскому языку»

Задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Лексика»


Задание 3. Определение лексического значения слова

Однозначные и многозначные слова

В русском языке слова могут иметь одно или несколько значений. По этому признаку они делятся на однозначные и многозначные.

  • Например, слово «оранжевый» обозначает только цвет, а слово «зелёный» имеет кроме цвета ещё и несколько дополнительных значений: незрелый, юный и другие. Значение многозначного слова определить можно только в контексте.


Алгоритм выполнения задания 3:

  1. Внимательно прочитайте задание и найдите указанное предложение.

  2. Поочерёдно подставьте вместо слова в предложение лексические толкования.

  3. Если предложение не потеряло своей смысл — ответ верен.

Обратите внимание при подготовке:

  • В толковом словаре русского языка Ефремовой насчитывается более 140 тысяч слов, Ожегова - 70 тысяч, поэтому заучивать смысла нет.

  • Слова могут иметь несколько значений: одни выражают только единственное лексическое значение, другие — несколько лексических значений. Из списка значений необходимо выбрать такое, которые использовано в представленном контексте.

  • Для успешного выполнения задания нужно уметь анализировать.

За правильное выполненное задание сможешь получить 1 балл.


Задачи для тренировки


Задача №1

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИВОДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИВОДИТЬ

  1. Помогать добраться до определенного места. Привести сестру в школу.

  2. Спровоцировать определенные последствия. Алкоголь приводит к циррозу печени.

  3. Упоминать что-либо. Она привела убедительные аргументы в свое защиту.

  4. Выполнять определенные преобразования. Приводить к общему знаменателю.

1) Проблема вырубки лесов приводит ко множеству негативных последствий, например, парниковому эффекту. 2) (…) древесина – достаточно дорогостоящий товар, который всегда востребован на мировом рынке. 3) Поэтому, к сожалению, каждый год уничтожается более 13 миллионов гектаров леса.


Задача №2

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ

  1. Разновидность ткани. Красивый материал.

  2. Основа для изготовления чего-либо. Железный материал.

  3. Основа для создания научного исследования. Исторический материл.

  4. Информация, взятая за основу обучения. Ученик не усвоил материал урока.

1) Раньше сургучные печати использовались для пломбировки ценных писем, посылок и бандеролей. 2) (…) ломкости материала их невозможно было тайно открыть. 3) Поэтому сургучные печати и получили широкое распространение в почтовой службе.


Задача №3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НАБИРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НАБИРАТЬ

  1. Печатать что-либо. Набирать текст.

  2. Собирать что-то целое из различных частей. Набирать хоккейную команду.

  3. Увеличивать количество чего-либо. Набирать скорость.

  4. Вбирать в себя. Набирать опыт.

1) Столь привычные нам всем обои были изобретены в Китае во II веке н.э. 2) Затем они стали популярны и в Японии, а после распространились по всему миру. 3) С тех пор их популярность с каждым годом только набирает обороты.


Задание 5. Употребление паронимов


Теория к заданию 5 по русскому языку ЕГЭ:


Паронимы — это слова, частично схожие в написании и произношении, но разные или частично схожие по значению.

Пример:

  • лесной – лесистый;

  • адресат – адресант;

  • одеть – надеть;

  • водный — водяной и т. д.

Все паронимы можно условно разделить на:


1. Корневые

  • Абонемент - абонент

  • Диктант - диктат

  • Дипломант - дипломат

  • Невежа - невежда

  • Бывший - былой

  • Зачинатель - зачинщик

  • Жестокий - жесткий

  • Отборный - отборочный

  • Добротный - добрый

  • Словарный - словесный

  • Жилищный - жилой

 

2. Приставочные

(в, вз, вы, из, от, за, на, по, с, раз, о, у, об, пере, пре, предо, пред)

  • Вдох - вздох

  • Выбирая - избирая

  • Выдача - отдача - передача - раздача

  • Выплата - оплата - плата - уплата

  • Выплатить - заплатить - оплатить - отплатить - уплатить

  • Вырастить - нарастить - отрастить

  • Выращивание - наращивание - отращивание

  • Загородить - огородить - оградить - отгородить - перегородить

  • Занизить - понизить - снизить

  • Заплатить - оплатить

  • Заполнить - наполнить - переполнить

  • Заполнен - наполнен - переполнен

  • Надеть - одеть

  • Напоминание - упоминание

  • Обрывок - отрывок

  • Обхватить - охватить

  • Ограничить - отграничить - разграничить

  • Оклик - отклик Отклонение - уклонение

  • Отклоняться - уклоняться

  • Отличать(-ся) - различать(-ся)

  • Отличие - различие

  • Перетерпеть - претерпеть

  • Предоставить - представить


3. Суффиксальные

(смотрим на буквенные сочетания)

Н-ВЕНН

  • Бедный - бедственный

  • Безответны безответственный

  • Благодарный - благодарственный

  • Великий - величественный

  • Единичный - единственный

  • Искусный - искусственный

ЧЕСК-ЧН

  • Артистический - артистичный

  • Гармонический - гармоничный

  • Демократический - Демократичный

  • Дипломатичный - дипломатический

  • Драматический -драматичный

  • Иронический - ироничный

  • Микроскопический - микроскопичный

  • Органический - органичный

  • Практический - практичный

  • Публицистический - публицистичный

  • Романтический - романтичный

  • Сценический - сценичный

  • Технический - техничный

  • Фактический - фактичный

  • Хищнический - хищный

  • Экономический - экономичный - экономный

  • Эстетический - эстетичный

  • Этический - этичный


НН - СК

  • Враждебный - вражеский

  • Звериный - зверский

  • Жизненный - житейский

  • Зрительный - зрительский

  • Изобретательный - изобретательский

  • Популярный - популистский

  • Просвещенный - просветительский

  • Ритмичный - ритмический

  • Соседний - соседский

  • Конный - конский


ИСТ-Н

  • Болотистый - болотный

  • Глинистый - глиняный

  • Каменистый - каменный

  • Лесистый - лесной

Прил. на ТЕЛЬ

  • Благотворительный - благотворный

  • Сравнительный - сравнимый

  • Унизительный - униженный

  • Желательный - желанный

  • Длительный - длинный

  • Обвинительный - обвиненный

  • Представительный - представительский

  • Признательный - признанный

ТН

  • Высокий - высотный

  • Скрытый - скрытный

ОВОЙ - ЧН

  • Вековой - вечный

  • Звуковой - звучный

ОВАНН

  • Гарантированный - гарантийный

  • Лакированный - лаковый

ОСТН - Н

  • Личностный - личный

  • Целостный - цельный (целый)

Материал на - ЯН

  • Костный - костяной

  • Ледовый - ледяной

Существительные на - ОСТЬ

  • Выгода - выгодность

  • Наличие - наличность

  • Гордыня - гордость

  • Гуманизм - гуманность

  • Раздражение - раздражительность

  • Эффективность - эффектность

  • Сопротивление - сопротивляемость

ЧИВ, ЛИВ, ТИВ (прилагательные)

  • Дождливый - дождевой

  • Доверчивый - доверительный

  • Неудачливый - неудачный

  • Памятливый - памятный

  • Удачливый - удачный

  • Продуктивный - продуктовый

  • Эффективный - эффектный

  • Пугливый - пуганый


4. Смешанные

  • Восполнить - дополнить - заполнить - наполнить - переполнить - пополнить

  • Годичный - годовалый - годовой

  • Гуманистический - гуманитарный - гуманный

  • Деловитый - деловой - дельный - деляческий

  • Действительный - действенный - действующий

  • Двоичный - двойной - двойственный - двоякий - сдвоенный - удвоенный

  • Дружный - дружественный - дружеский

  • Информативный - информационный - информация - информированность

  • Исходный - исходящий

  • Красочный - крашеный - красящий

  • Коренастый - коренной - корневой

  • Комфортабельный - комфортный

  • Нетерпеливый – нестерпимый - нетерпимый

  • Мороженый - морозильный - морозный

  • Покупательный - покупательский - покупной

  • Производительный - производственный - производительность

  • Почтенный - почтительный - почетный

  • Царский - царственный – царствующий



  • Словарь паронимов от ФИПИ

https://bingoschool.ru/manual/blog/199/


Алгоритм выполнения задания 5:

  1. Внимательно прочитайте все предложения и найти ошибку в использовании паронима;

  2. К каждому парониму нужно вспомнить его пару;

  3. Помните! Свое значение пароним проявляет в полной мере только в контексте. Различия можно посмотреть в словаре.

  4. За различие в значениях в паронимах отвечают суффиксы и приставки. Можно попробовать изменить приставку или суффикс в слове, тогда вы получите искомый пароним.

  5. Укажите правильный ответ.

Обратите внимание:

  • Вам понадобится знание значений паронимов (слов, сходных по звучанию и морфемному составу, но различающихся лексическим значением).

  • Вы можете ознакомится со словарем паронимов, где расписаны значения слов.

За правильное выполненное задание сможешь получить 1 балл.


Задачи для тренировки


Задача №1

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Я опаздываю на ДЕЛОВУЮ встречу.

Все были поражены ИСКУСНОЙ работой мастера.

ДЕМОКРАТИЧНЫЙ подход Ксении к разрешению конфликта был оценен ее подругой.

Ксения ВЫБРАЛА профессию врача.

Андрей Викторович, будучи БЫВШИМ врачом, сумел вылечить внучку.


Задача №2

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


ЭФФЕКТНОЕ появление Ольги вызвало всеобщий восторг.

У меня был УДАЧНЫЙ день.

В комнате воцарилось ДЛИННОЕ молчание.

Нам не вернуть БЫЛЫЕ годы.

Александра спешила к своему ГОДОВАЛОМУ ребенку.

Начало формы

Конец формы


Задача №3

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Александр ВЫБРАЛ подарок.

Меня удивила ЦАРСКАЯ походка кота.

Это было весьма ГУМАННОЕ решение.

ДИПЛОМАНТ конкурса «Родная лира» дал несколько интервью.

Какой же он НЕВЕЖА!

Начало формы

Конец формы


Задача №4

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Он был ЖЕСТОКИМ диктатором.

Анастасия рассказала мне ЖИТЕЙСКУЮ мудрость.

Солдат попал во ВРАЖЕСКИЙ плен.

Игорь был очень ДИПЛОМАТИЧНЫМ руководителем.

Вдалеке был слышен КОННЫЙ топот.


Задача №5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Мама ОДЕВАЛА детей больше часа.

Меня поразила его ИНФОРМИРОВАННОСТЬ обо всем на свете.

Ольге пришлось зайти в ПРОДУКТОВЫЙ магазин.

Подсудимому вынесли ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор.

Он ПРЕТЕРПЕЛ жажду.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!