СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к выполнению задания 21 ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка тире в простом и сложном предложении.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к выполнению задания 21 ЕГЭ»

Постановка тире в простом и сложном предложении.

Подготовка к выполнению задания 21 ЕГЭ


Тире между подлежащим и сказуемым

Прочитайте предложения. Подумайте, нужно ли поставить тире между подлежащим и сказуемым в этих предложениях. Если да, то объясните почему (подчеркните грамматическую основу и определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое; укажите причину постановки тире).

1) Мцыри это человек, готовящийся стать монахом, послушник, который не по своей воле заточен в монастырских стенах.

2) Грубость и неуклюжесть суть портрета Собакевича.

3) Астахова Аксинья одна из центральных героинь исторического романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон».

4) В известном смысле Бим посланец. Он наследник многовекового культурного движения: ведь охотничья собака немаловажное свидетельство наполненного диалога человека с животным, говорящего об уровне духовного развития социума.

5) Павел Петрович Кирсанов, наравне со своим братом Николаем Петровичем, представитель многовековой дворянской культуры.

6) Жаждать власти, находить в ней высшее наслаждение это совсем не то, что невольно разрушить быт «честных» контрабандистов.

7) Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (А.С.Пушкин)

8) Я большой любитель собирать слова. (По К.Паустовскому)

9) Мое единственное занятие делать людям маленькие подарки и совершать легкомысленные поступки, лишь бы они радовали моих ближних. (К.Паустовский)


Тире в неполном предложении

Прочитайте предложения, самостоятельно расставьте недостающие знаки препинания. Объясните, вместо какого пропущенного слова поставлено тире.

1) В творчестве Гоголя образ Башмачкина соотносится, с одной стороны, с образом робкого и косноязычного Ивана Федоровича Шпоньки, с другой с образом капитана Копейкина.

2) Молчалин не понят Софьей: она принимает его с осторожность за тактичность, холодность за сдержанность чувств, лакейский расчет за трезвость ума.

3) Образ Сальери явился продолжением трагедийного характера, найденного Пушкиным в Борисе Годунове. Оба героя повинны в «ужасном злодействе»: один убивает младенца, другой гения, по-детски чистого и простодушного.

4) Бездушность Собакевича подчеркивает метафорическая подмена лица широкой молдаванской тыквой, а ног чугунными тумбами.

5) В пилотках, в погонах, с карабинами на плечах возвращались девчата из рощицы, кто сорванный цветок нес в руке, кто пучок осенних листьев. (Г.Бакланов)

6) Ночами по хлебам уползала разведка: к немцам наша, к нам немецкая.

7) Андерсен не знал, как называется это состояние. Одни считали его вдохновением, другие восторгом, третьи даром импровизации.

8) Разум говорил одно, а сердце другое.

9) Краска рождает запах, свет краску, а звук воспитывает ряд удивительно точных картин.

Пунктуация в предложениях с однородными членами при обобщающем слове.

Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающем слове. Составьте схемы предложений.

1) Пистолет, схваченный со стола, напыщенность и выспренность реплик, обращенных к Ларисе, «наполеоновский» жест все это не что иное, как смехотворное подражание «печоринским» страстям, более всего напоминающее о Грушницком.

2) Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников и бескорыстно помогает старикам, малышам тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков.

3) Трудолюбие верность в любви и преданность в чувствах наполняют жизнь Маленького Принца смыслом, которого нет в жизни короля честолюбца пьяницы делового человека фонарщика географа всех тех, кого герой встретил в своем путешествии.

4) Мир и покой были в душе, словно все, что перед глазами и день этот рыжий с копотью и паровозы, кричащие на путях, и солнце над водокачкой все это даровало ему в последний раз вот так видеть. (По Г.Бакланову)

5) И «низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков» и ковер под развесистым кленом и двор с амбарами и кухней и пруд все это виды Васильевки, все это родина Гоголя, его пенаты. (По И.Золотусскому)

Обособление приложений.

Расставьте недостающие знаки препинания. Распространенные приложения подчеркните, объясните условия их обособления. Укажите, какими еще синтаксическими конструкциями осложнены предложения.

1) В душе игрок он никогда не садится за карточный стол.

2) Сама себе хозяйка Марфа Игнатьевна Кабанова управляет домом опираясь на старинный закон быта и обычая.

3) Так он превратился в капитана Немо жителя моря ученого и отшельника всегда готового, однако, прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

4) Сказки Чарлза Лютвиджа Доджсона оксфордского профессора математики взявшего себе псевдоним Льюис Кэрролл имеют сложный естественнонаучный и философский подтекст.

5) О Биме читатель узнает от автора повести и от одного из ее героев хозяина собаки литератора записывающего иногда свои впечатления от жизни.

6) Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у Плюшкина превращается в противоположность «в гниль и прореху».

7) Фамилия Плюшкина парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка символ довольства радостного пиршества веселого избытка противопоставлена угрюмому дряхлому бесчувственному безрадостному существованию Плюшкина.

8) Некогда светский лев бережно хранящий в сердце воспоминание о княгине Р. Павел Петрович испытывает симпатию к простолюдинке Фенечке любовнице а потом жене своего брата.

9) По степени мировой известности образ Робин Гуда занимает место в ряду таких «героев-легенд» как Дон Жуан и Фауст но ближе всего ему другой легендарный «вольный стрелок» Вильгельм Телль Ф.Шиллера.

Вставные конструкции

Прочитайте предложения. Найдите в них вставные конструкции.

1) Женькина судьба перечеркнула Ритину исключительность, и – страшное дело! – Рита словно бы дрогнула где-то, помягчела. (Б.Васильев)

2) И тогда в повестях Бориса Васильева начинает возникать дыхание общечеловеческих, поистине вечных вопросов: что такое подлинная человечность и – пожалуй, самый трудный вопрос – как остаться человеком в немыслимых, жестоких обстоятельств беспощадного, циничного мира. (В.Воронов)

3) Портрет этот Гоголь подарил матери, и однажды – уже после смерти сына – Мария Ивановна приняла портрет за живое лицо. (И.Золотуский)

4) Лес этот тянется неширокой полосой (километра два, не больше), а за ним открывается равнина, где зреют, поблескивая и волнуясь под ветром, хлеба. (К.Паустовский)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Прочитайте предложения. Установите смысловые связи между частями бессоюзного сложного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Проснулся он санлетучка* стоит в поле. (Г.Бакланов)

2) Было бы ошибкой недооценивать влияние Скалозуба в «московской» среде он призван и поддержан обществом.

3) Князь Серебряный не согласен с Годуновым жизнь внутренняя и жизнь внешняя для него нераздельны, нельзя быть честным внутри и бесчестным снаружи.

4) Начал сейчас читать ничего не понимает. (Г.Бакланов)

5) Еще до войны прочел он поразившую его вещь оказывается нашествие Чингисхана предварял целый ряд особо благоприятных лет. (Г.Бакланов)

6) Поэтому объяснима привязанность героя к спасенному им щенку Муму оказалась единственным существом которое на его ласку отвечало взаимностью.

7) Пимен судит бытийственно преступление совершил один человек а отвечать надо всем.

*Санлетучка – санитарный поезд.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!