«ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
К СДАЧЕ ВПР»
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года вошла в 4-х классах в штатный режим.
Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях
Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ? Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Что дают ВПР
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:
Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ.
Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
Даст возможность улучшить общую систему обучения.
Общая информация о ВПР
Если говорить о подготовке к ВПР, можно выделить три составляющие готовности к ним:
Информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения и т.д.);
Предметная готовность (готовность по определённым предметам, умение выполнять задания);
Психологическая готовность (эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия).
Контрольная работа по русскому языку состоит из двух частей, первая часть – это диктант с заданиями по грамматике. Именно диктант является основным показателем грамотности ученика. Конечно, диктант должен читаться в соответствии с действующими в языке произносительными нормами.
Вторая часть предполагает работу с предложенным текстом и проверяет, насколько школьники осознанно воспринимают прочитанное и владеют русским литературным языком.
ВПР по математике проверяет, научились ли дети считать, применять математические знания для решения практических задач, логически рассуждать, работать с представленной в разных формах информацией.
ВПР по окружающему миру проверяет достижения не только предметных, но и овладения межпредметными понятиями.
ВПР проходит по следующим правилам:
Каждому участнику ВПР заранее присваивается индивидуальный код (четырёхзначное число), который используется на всех этапах проведения ВПР.
В день проведения ВПР каждому ученику выдаётся его код, проводится инструктаж в течение 5 минут, выдаются распечатанные варианты проверочных работ для выполнения заданий. Каждый участник вписывает выданный ему код в специально отведённое поле в верхней правой части каждого листа с заданиями.
На написание ответов на каждый предмет отведено 45 минут.
Запрещается пользоваться любыми учебниками, словарями, справочниками во время выполнения заданий.
По окончанию все работы сдаются.
Общий балл формируется путем суммирования баллов за выполнение всех заданий работы и его максимальное значение составляет: по русскому языку – 42 балла, по математике – 18 баллов, по окружающему миру – 30 баллов.
Первичные баллы за выполнение проверочной работы переводятся в отметку по пятибалльной шкале.
Шкала перевода первичных баллов отметку по пятибалльной шкале:
По русскому языку.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 - 12 | 13- 23 | 24-33 | 34-42 |
По математике.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 - 5 | 6- 9 | 10 -12 | 13-18 |
По окружающему миру.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 - 7 | 8- 16 | 17 -24 | 25-30 |
Свою работу по подготовке к ВПР я построила так:
- В начале года мною был составлен план подготовки к ВПР и график дополнительных консультаций. Учащиеся были ознакомлены с планом.
-Заранее, еще в мае, нами были куплены тетради для подготовки к проверочным работам.(в течении года задания я давала только те которые нам были известны т.е.пройдены )и за два месяца мы стали выполнять тесты в полном объеме.
-Здесь нужно помнить,что Любой экзамен — это стресс. ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей и учителей. Негативные эмоции заразительны. Поэтому мы проводили беседы на которых я познакомила уч-ся с некоторыми приемами, которые помогают справиться с переживаниями. А с родителями родительские собрания,на которых давались советы как учебного характера, так и психологического для подготовки ребят к ВПР.
Огромную помощь сейчас оказывает Интернет; появляются очень хорошие сайты по тестированию , которые позволяют в режиме онлайн провести проверку знаний и объективно оценить уровень знаний.
В своей работе я использовала следущие интернет-сайты:
на сайте vpr.statgrad.org вы найдёте демоверсии ВПР по всем предметам ;
на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — образцы заданий по всем трем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен.
Как избежать ошибок на ВПР?
Посоветуйте детям во время проверочной работы обратить внимание на следующее:
1. Перед началом выполнения работы необходимо пробежать глазами весь материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
2. Затем внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время проверочных работ - не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать).
3. Рекомендуется начинать с более легких заданий, чтобы не тратить на них время.
4. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
О результатах нашей работы с ребятами говорить еще рано. Расписание на этот год: ВПР по русскому языку – 17.04.2018 (диктант) и 19.04.2018 (тестовая часть);
По математике – 24.04.2018;
По предмету «Окружающий мир» – 26.04.2018.
В конце выступления ещё раз хочу обратиться к учителям — мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.
Дорогие учителя. Повышайте уверенность ребенка в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок!!!