СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка обучающихся 5-8 классов к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле выступление на городском семинаре для учителей русского языка и литературы.на тему "Система подготовки к ВПР по русскому языку и литературе".

Просмотр содержимого документа
«Подготовка обучающихся 5-8 классов к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КРАСНОЛУЧСКАЯ ШКОЛА № 10 ИМЕНИ а.с.пушкина»





Выступление на городском

семинаре учителей филологии по теме:

«Подготовка обучающихся 5-8 классов к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности»





Подготовила: Пархоменко Н.Н.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЛНР «КШ №10 им.

А.С. Пушкина»









Красный Луч 2025





Слайд 1

Подготовка обучающихся 5-8 классов к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности

Слайд 2

План

1.Цели и задачи ВПР по литературе.

2. Структура ВПР для 5-8 классов.

3. Обзор демоверсии ВПР по литературе для 5 класса.

4. Подготовка к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности ( из опыта работы)

5. Трудности при подготовке к ВПР.

6. Полезные ссылки на сайты.

В начале 2024 – 2025 учебного года педагоги-филологи узнали о том, что в этом году помимо привычных ВПР по русскому языку им предстоит готовить учеников 5-8, а также 10 классов к ВПР по литературе. ( Данные проверочные работы не входят в список обязательных). Задания (судя по образцу демоверсии) соответствуют программе и , по мнению создателей, не требуют от учеников демонстрации сверх способностей.

Слайд 3

1.Цели и задачи ВПР по литературе.

Как известно, цель Всероссийских проверочных работ (ВПР) – мониторинг уровня подготовки школьников в соответствии с требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по предмету литература. Но кроме целей, есть еще и задачи. И одна из главных – помочь дальнейшему совершенствованию подходов в преподавании и определить способы устранения негативных факторов, которые могут пагубно сказаться на освоении материала учениками.

Слайд 4

2. Структура ВПР для 5-8 классов.

Задания по годам обучения подобраны однотипные, только усложняются в соответствии с требованиями к изучению литературы в данном классе. На выполнение ВПР по литературе отводится 45 минут в каждом классе.

В каждом варианте 6 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.

Задания 1–3 требуют краткого ответа в виде слова или словосочетания.

Задание 4 предполагает ответ в виде последовательности цифр.

В заданиях 5 и 6 предполагается развернутый ответ. Разное количество слов в развернутом ответе : 5кл. -20, 50 ; 6кл.-30,60 ; 7 кл.-40,70; 8кл.-50,80. Пять заданий являются базовыми; задания 6 – повышенный уровень сложности.

Слайд 5 Задание №1 нацелено на точечный анализ художественного текста, направлено на осмысление основных жизненных тем, способствует становлению личности, взрослению. Все вопросы соответствуют возрасту учеников, их багажу знаний, умению рассуждать, анализировать, высказывать свою точку зрения.

Слайд 6 Задание №2 нацелено на выявление базовых знаний по теории литературы (род литературы, жанры, тропы, виды рифм, литературные приемы, литературное направление и прочие термины). Все проверяемые знания соответствуют программе.

Слайд 7 Суть задания №3 , разумеется, одинакова во всех учебных пособиях (выписать из приведённого фрагмента слово, означающее, например, «убедить в чём-либо» или «слушать с особым вниманием»), но при этом авторы выбирают слова, знание значений которых подталкивает к анализу, осознанию важности того или иного действия, важности развития и духовного роста. Достаточно привести примеры таких формулировок: «дать кому-либо приют и пропитание», «стараться понравиться», «оценочная характеристика чьего-либо действия, поступка, отличающегося проявлением высоких душевных качеств, щедрости души, благородства».

Слайд 8 Безусловно, стоит уделить внимание заданию №4. Оно, как и задания до и после, создает преемственность между ОГЭ и ЕГЭ по литературе и даже 22 заданием ЕГЭ по русскому языку. Ученикам нужно установить соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию из второго столбца. Это непросто, поскольку требует от читателя чуткости, внимания к слову, умения тонко чувствовать текст, ведь задания по нахождению средств художественной выразительности всегда вызывали отторжение у учеников.

Слайд 9 Формулировка заданий №5 и №6 направлена на проверку знаний прозаического и лирического текстов. Невозможно, не читая произведение, не зная его содержание,

дать уверенный, глубокий, аргументированный ответ на предложенные вопросы. Задания снова ориентируют учеников на умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения, вести диалог с автором текста, героями произведения, а также с читающими его сочинение людьми.

Хочу особо обратить внимание учителей, на тексты для 8 класса. Они нацелены на духовно-нравственное взросление школьников, развитие чувства патриотизма, исторической и культурной идентичности. Именно в этом возрасте у учеников начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков, возникает интерес к вопросу мировоззрения, этики, морали, религии. Получая правильную информацию, читая художественные произведения, подростки выстраивают собственную систему ценностей по отношению к другим людям, обществу и самому себе.

Слайд 10-13

3. Обзор демоверсии ВПР по литературе для 5 класса.

Сейчас проанализируем структуру ВПР по литературе на примере демоверсии для 5 класса. (Работа в группах)

Слово "услужливый" обычно применяется к человеку, привыкшему быстро и с видимым подобострастием исполнять любые прихоти другого человека, стоящего выше в социальной иерархии. В данном случае автор называет услужливым лакея Степана, потому что сама должность, занимаемая этим человеком, подразумевает постоянную услужливость и готовность немедленно выполнить любое распоряжение барыни. А в некоторых случаях услужливость заключается в выполнении действий, о которых ещё не просили, но которые могут понравиться просящему. В данном эпизоде таким действием стало отталкивание Степаном собаки от выхода из комнаты.

Слайд 14

4. Подготовка к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности ( из опыта работы) С чего начинать? Мне попалась в интернете «Памятка», в которой расписаны по годам структура, система оценивания, что нужно знать, понимать и уметь, чтобы выполнить все задания.

2. Для каждого класса я сделала свой словарь литературных понятий .

3. С детьми завели словарь «Литературных терминов». С литературными терминами работаю на каждом уроке. Сначала записывем определения с примерами. Периодически осуществляю проверку. На первом этапе дается определение, необходимо назвать термин. Второй этап- объединила задания 1-2 ВПР и дети упражнялись уже на

конкретных примерах из сборников. Затем объединила с заданием №4, так как оно связано с предыдущими и носит уже практическую направленность: на примере отрывка из произведения найти соответствующее художественное средство.



4.. Пятое задание беру из сборника или сайта и прорабатываю вместе с детьми, так как считаю его достаточно сложным.

Слайд 15-18

Изучив сборники по подготовке к ВПР по литературе, я остановилась на серии учебных пособий «ВПР. Литература. Типовые задания» издательства «Экзамен» авторов Е.Л. Ерохиной, О.Н. Бойцова и А.А. Соколовой. Отмечу достоинства этих сборников.

Во-первых, они рекомендованы Федеральным институтом оценки качества образования для использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования

Во-вторых, удобным для педагога является и то, что в учебных пособиях дана система оценивания проверочной работы на примере одного варианта. Там и критерии оценивания, и нужное количество баллов, и рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.





















6. Для удобства в подготовке задания № 6 использую схемы мини- сочинений.

Слайд 19

План мини-сочинения к заданию №6 ВПР по литературе (5 класс)

В задании №6 ВПР по литературе предлагается написать мини-сочинение, которое представляет собой ответы на поставленные вопросы. Ниже предложен план для написания сочинения. Он включает в себя тезис, пример из литературного источника, развёрнутый ответ на вопрос, вывод.





Введение не является обязательной частью сочинения, главное – это наличие тезиса. Объём сочинения – не менее 50 слов.

Слайд 20



Схема мини-сочинения к заданию №6 ВПР по литературе (6 класс)

В задании №6 ВПР по литературе предлагается написать мини-сочинение, которое представляет собой ответы на поставленные вопросы. Ниже предложен шаблон для написания сочинения. Он включает в себя тезис, пример из литературного источника, развёрнутый ответ на вопрос, вывод.

Введение не является обязательной частью сочинения, главное – это наличие тезиса. Объём сочинения – не менее 60 слов.

План мини-сочинения к заданию №6 ВПР по литературе (7 класс)

В задании №6 ВПР по литературе предлагается написать мини-сочинение, которое представляет собой ответы на поставленные вопросы. Ниже предложен шаблон для написания сочинения. Он включает в себя тезис, пример из литературного источника, развёрнутый ответ на вопрос, вывод.

Введение не является обязательной частью сочинения, главное – это наличие тезиса. Объём сочинения – не менее 70 слов.

Схема мини-сочинения к заданию №6 ВПР по литературе (8 класс) - 2025

В задании №6 ВПР по литературе предлагается написать мини-сочинение, которое представляет собой ответы на поставленные вопросы. Ниже предложен шаблон для написания сочинения. Он включает в себя тезис, пример из литературного источника, развёрнутый ответ на вопрос, вывод.

Введение не является обязательной частью сочинения, главное – это наличие тезиса. Объём сочинения – не менее 80 слов.

Слайд 21

5. Трудности при подготовке к ВПР.

1. Отсутствие учебников.

2. Дети те читают художественные произведения, ограничиваются в лучшем случае кратким содержанием.

3. Бедный словарный запас .

4. Кратковременная память.

Слайд 22 Полезные ссылки на сайты

  • ВПР−2025, Литература для 8 класса: задания, ответы, решения

  • 2. ttps://onlyege.ru/10-trenirovochnyx-variantov-vpr-2025-po-literaturnomu-chteniyu-8-klass/?ysclid=m8904m3bk8994329435

  • 3.https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2025

Вывод: В заключение хочу сказать: составители ВПР утверждают, что для выполнения заданий не требуется специальной подготовки . Но мы-то учителя практики прекрасно понимаем, если мы кропотливо, изо дня в день не будем готовить детей, то они ничего и не напишут.

Слайд 23 Спасибо за внимание!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя