СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка учащихся к олимпиадам по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к олимпиадам по географии»


Выявление и поддержка одаренных детей

в процессе обучения географии

Учитель географии: Шафикова

Зиля Хупбуловна МБОУ «Гимназия № 2»


В наше время возрастает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно новизной, оригинальностью подхода отличаются результаты деятельности талантливого, одаренного человека. Поэтому сегодня актуальна проблема выявления и развития одаренности у детей, а также создания условий для их развития.

Заметить одаренного ребёнка, распознать его индивидуальность, помочь ему развиваться и совершенствоваться, а также создать систему работы с такими детьми – задача школы и каждого учителя в отдельности.

При организации системы работы с одаренными детьми в учреждении образования необходимо поставить конкретные цели. Ими могут быть:

  • создание условий для выявления, развития и поддержки высокомотивированных и одаренных детей;

  • развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей;

  • достижение максимального уровня развития способностей и др.

Работа с одаренными детьми в школе может включать:

  1. Мероприятия по выявлению одаренных детей, создание банка данных о таких детях.

  2. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности: факультативы, школа олимпиадного движения, исследовательская деятельность, участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, НОУ.

  3. Контроль за развитием познавательной деятельности одаренных и талантливых учащихся на уроках.

  4. Мероприятия с родителями: просветительская деятельность, совместная практическая деятельность.

  5. Мероприятия по работе с педколлективом: психолого-педагогические семинары, консультации, мастер-классы, повышение профмастерства через целевые курсы, самообразование, использование ресурсов библиотеки и Интернета и др.

Для каждого ребёнка разрабатывается индивидуальная программа его сопровождения, которая предполагает несколько этапов:

  1. Диагностический (педагогическая диагностика, психологическая диагностика, мониторинг динамики развития ребёнка).

  2. Информационный (создание информационного банка данных, просветительская работа со всеми участниками процесса).

  3. Полготовительный (составление индивидуальной программы для каждого ученика, рекомендации всем заинтересованным сторонам по взаимодействию с одаренным ребёнком).

  4. Развивающий (организация и проведение занятий, организация мероприятий по созданию развивающей среды для одаренного ребёнка).


Организация работы с одаренными учащимися по предмету

Работа учителя-предметника с одаренным учеником тоже должна представлять собой систему: результаты диагностики – работа на уроке – отбор содержания – внеурочная работа – анализ результатов участия в олимпиадах, конкурсах.

Успешная подготовка школьников к олимпиадам – важное звено в оценке работы учителя.Причины успеха работы педагога можно сформулировать следующим образом:

  • осознание важности работы самим педагогом;

  • развитие компетенций учителя, его стремление к интеллектуальному совершенствованию; проявление поисковой активности, любознательности;

  • знание педагогами психологических особенностей одаренных детей ;

  • грамотно проведенная диагностика;

  • заинтересованность учащихся;

  • правильный отбор материала;

  • планомерная, кропотливая система работы с использованием эффективных форм и методов.

При привлечении учащихся учитель-предметник должен взаимодействовать с психологом (ведущий тип памяти, мышление, внимание, профессиональная направленность, соревновательность, уверенность в своих силах); классным руководителем (успеваемость, круг интересов, индивидуальные особенности ученика,самостоятельность в принятии решений).

Как можно учителю продиагностировать интеллектуальные и познавательные способности учащегося на уроке; какие формы и методы работы с одаренными детьми можно использовать при подготовке к олимпиадам; как составить план работы, подать теоретический материал? Ответы на некотоые вопросы можно найти в данной брошюре.


Диагностика способностей учащегося на уроке


Применительно к устным предметам можно предложить следующие формы дигностики способностей и интереса учащихся к предмету:

  • наблюдение;

  • дежурная группа;

  • “пятиминутка”и “минута говорения”;

  • ранжирование;

  • анкетирование.

Наблюдение за мыслительной деятельностью: развитие речи, умение излагать свои мысли,сравнивать, анализировать, делать выводы, давать оценку ит.д.Например, предложить алгоритм выполнения домашнего задания, где необходимо не только пересказать, но и оценить события, поработать с источниками информации, высказать свою точку зрения.При выполнении практической работы по географии у учащегося, который увлечён предметом, всегда есть желание выполнить задание творческого уровня.

Дежурная группа состоит из 2-3 учащихся, которым определяется домашнее задание подготовить пересказ близко к тексту. Через выступление в дежурной группе проходят все учащиеся.У одаренных детей рассказ отличается: развита речь, последовательность изложения с использованием типовых планов,дополнительных источников информации, умение делать выводы и защищать собственную позицию. После того, как весь класс прошёл через дежурную группу, можно выявить одарённых детей и в дальнейшем поручать им сложные темы в дежурной группе.

Пятиминутка” и “минута говорения” диагностирует умения выбирать главное, кратко илагать свои мысли.Учащемуся предлагается письменно изложить всё, что он знает по данному вопросу за 5 минут или устно изложить главное за 1 минуту. Одаренный ребенок успевает за короткий промежуток временине только полностью дать ответ, но и дать собственную оценку явлению или факту.

Ранжирование предполагает регистрацию активности учащихся на уроках, качество выполнения домашних заданий, дополнение к ответам, интересные вопросы отвечающим ит.д. Повысить оценку в рейтинге можно участием в конкурсах, конференциях, олимпиадах. Таким образом, ранжирование показывает интеллектуальный уровень учащегося на данном этапе обучения и заинтересовывает его в дальнейшем овладении знаниями по данному предмету.

Анкетирование проводится с целью выяснения интересов и способностей учащихся. Например, отвечая на вопрос: “Какие задания вы любите выполнять?”, одаренные учащиеся обязательно отвечают, что им нравятся творческие задания, поисковые задания, задания на рассуждение.


Требования к форме организации работы с одаренными детьми и содержанию индивидуальной программы


Существуют определенные требования к организации работы с одаренными учащимися:

  • гибкий и мобильный учебный план, конструирование его на основе интересов учащихся;

  • независимое продвижение при изучении отдельных предметов;

  • планирование и принятие решений самими учащимися;

  • маневренные блоки изучения предметов.


Перед составлением индивидуальной программы для учащегося необходимо проводить анкетирование:

Основные темы учебной программы по предмету, номенклатура, задачи

Знаю и умею

Испытываю затруднения

Хотел бы узнать






На основаниианализа анкет пересматривается содержание программы и распределяется учебный материал.

Таким образом,индивидуальная программа для работы с одаренными учащимися должна:

  • выходить за рамки общепринятой программы;

  • учитывать специфику интересов ученика;

  • соответствовать стилю усвоения знаний учеником;

  • прививать стремление к приобретению знаний.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, поэтому требования к учебным программам для одаренных детей можно сформулировать так:

  • содержание учебной программы должно содействовать успешному усвоению материала;

  • программа должна предусматривать применение навыков продуктивного мышления, насыщена творческими заданиями;

  • программа должна давать возможность исследовать постоянно изменяющийся поток информации;

  • программа должна предусматривать возможность дифференциации обучения;

  • содержание программы должно максимально учитывать межпредметные связи.


Методы и формы работы с одаренными учащимися


Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися на уроке должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться определенным своеобразием. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны быть разнообразны и направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы.Формы индивидуальной работы с одаренными учащимися на уроке могут быть: составление опорных конспектов, интеллект-карт, выполнение творческих заданий, написание рефератов, участие в конкурсах шпаргалок, кроссвордов, презентации портфолио по теме урока или портфолио своих достижений по предмету.

Большую роль играет групповая работа на уроке, когда в группу входят учащиеся с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одаренный ученик выполняет роль консультанта.

В числе эффективных педагогических технологий для работы с одаренными детьми рассматриваются исследовательская и проектная деятельность, технология проблемного обучения, технология многомерных дидактических инструментов, игровые технологии, технология “Портфель ученика”, технология критического мышления.

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера: проблемный, поисковый, проектный, исследовательский в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Представленный материал может быть использован для организации системы работы с одаренными учащимися в учебном заведении, а также организации работы с одаренными учащимися по предмету.

Сделать учебную деятельность необходимой и радостной для каждого учащегося можно, став на позицию педагогики сотрудничества, при которой ученик и учитель работают ради того,чтобы достигнуть одной цели.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!