Баранова Галина Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»
г. Тула, Российская Федерация
Подготовка учителя к реализации в учебном процессе воспитательных возможностей современного учебника для начальной школы (в условиях реализации ФГОС начального общего образования)
Аннотация: В статье раскрыты воспитательные возможности современного учебника для начальной школы, рассмотрено содержание эмоционально-ценностного компонента начального образования, сущность понятий: ценность, эмоции. Показаны способы представления эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебниках для начальной школы.
Ключевые слова: эмоционально-ценностный компонент содержания образования, эмоционально-ценностный учебный материал, текст, вопросы, задания.
В основных положениях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования отмечается, что образование как педагогическое явление составляет неразрывное единство интеллектуального, эмоционально - ценностного компонентов. Интеллектуальный компонент включает в себя передачу знаний, умений, развитие мышления. Эмоционально-ценностный направлен на приобщение школьников к ценностям и развитие эмоционально-волевой сферы, определяющей их поведение. В процессе обучения данные компоненты выступают в неразрывном единстве.
При воспитывающем обучении достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, интеллектуальным развитием и формированием эмоционально-ценностного отношения к усваиваемому учебному материалу и к окружающему миру.
Содержание опыта эмоционально – ценностного отношения включает формирование как ценностно-ориентационной, так и эмоционально-волевой сфер личности учащихся. Однако содержание образования, способы его представления на уровне учебника, в том виде, в котором они существуют сегодня, мало соответствует механизмам формирования у младших школьников опыта эмоционально-ценностных отношений. В содержании школьных учебников эмоционально - ценностно-ориентированный материал, выполняет в основном информативную функцию, хотя должен быть ориентирован на воплощение в учебном материале деятельностного компонента содержания образования и поэтому не в полной мере способствует реализации в учебном процессе воспитательно-развивающей дидактической функции школьного учебника.
В рамках решения анализируемой проблемы предлагаем комплекс средств учебника, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру: это различные виды текстов, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки. Рассмотрим данные средства подробнее.
1. Тексты учебника должны иметь эмоционально-ценностно-ориентиро-ванную направленность, т.е. любой объект характеризуется в них не со стороны его естественных свойств, а по отношению к человеку и присущим ему нормам, идеалам и целям. Такие тексты должны содержать оценки, выражать определённые чувства. В текстах выделяются: а) непосредственная ценностная ориентация – оценка фактов, событий, поступков отдельных личностей; б) опосредованная, когда оценивается не отношение к реальным личностям, событиям, явлениям, а отношение к образам как к чему-то общему, типичному, существенному. Для таких текстов характерен убеждающий или эмоционально-образный стиль. При этом каждый стиль требует своих языковых средств. Убеждающий – на языке оценочного характера, эмоционально-образный – на языке художественных образов. Но в целом это должны быть тексты, имеющие мотивирующий характер и реализующие главным образом развивающе-воспитательную дидактическую функцию.
В текстах ценностно-ориентированный материал фиксируется через определенные способы: условное отражение ценности - ценности могут быть отражены при моделировании содержания, когда автор включает в учебники и учебные пособия ценностно-ориентированный материал, основываясь на его дидактической ценности. Прямое отражение ценности, когда автор учебника или учебного пособия показывает свое отношение к изучаемому объекту оценочными суждениями. Косвенное отражение ценности, когда автор формирует отношение к ценности через пробуждение адекватных эмоций. Опосредованное отражение ценности, когда оценивается не отношение к реальным личностям, событиям, явлениям, а отношение к образам как к чему-то общему, типичному, существенному. Деятельностное отражение ценности, когда пробуждается ценностное отношение к объекту через организуемую практическую и творческую деятельность.
В учебном материале ценностно – ориентированный материал может быть представлен в виде следующего комплекса базисных ценностостей. Это: нравственные ценности: добро, свобода, милосердие, мир, долг, верность, честность, благодарность и др.; интеллектуальные: ценность знания, истина, познавательная деятельность, творчество и др.; религиозные: вера, святыни, благочестие, обряды, реликвии и др.; эстетические: красота, гармония, искусство и др.; социальные: семья, этнос, отечество, партиотизм, человечество, дружба, социальная активность личности, общение, стремление к самопроявлению, самовыражению, уважение к талантам и умельцам и др.; материальные: природные ресурсы и явления, жилище, одежда, орудия труда, материалы, техника, деньги, а для младших школьников - школьные вещи и игрушки; физиологические: жизнь, здоровье, питание, воздух, вода, труд и др. Разумеется, этот перечень может быть продолжен.
По объему ценностно-ориентированные тексты могут быть представлены в виде макро- и микротекстов, имеющих свои характерные особенности. Главное, что все типы текстов должны быть направлены на выявление разнообразных ценностных аспектов (ценности могут быть показаны в них прямо или косвенно).
Отметим, что все рассмотренные выше типы текстов должны отвечать ещё одному важному условию – быть эмоционально насыщенными. Ибо необходимым условием влияния текстов на формирование ценностей личности является их эмоциональная насыщенность, т.е. способность вызывать у учащихся переживание разнообразных чувств, связанных с ценностью.
С точки зрения анализа литературно-языковых средств ценностно-ориентированные и эмоциогенные тексты приобретают эмоциогенность за счёт образности, лаконизма изложения, динамичности повествования, сюжетной напряжённости, композиционной простоты. Эмоционально-ценностно-ориентированные тексты отличает обилие олицетворений, метафорических эпитетов, сравнений, эмоционально насыщенных метафорических глаголов.
Нужно отметить, что эмоционально-ценностно-ориентированные тексты могут иметь проблемный характер. Они призваны развивать творческое мышление. В таких текстах знания даны не в полной мере, а с некоторыми пробелами. Пробелы должны быть восполнены учащимися, решающими при чтении текстов некие проблемные задачи.
Следующая подсистема, включающая средства реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебнике - это «Внетекстовые компоненты»: аппарат организации усвоения (АОУ); аппарат ориентировки (АО); иллюстративный материал.
Уточним, что состав аппарата организации усвоения: вопросы-задания разного назначения и видов; упражнения для организации тренировочных и самостоятельных работ, необходимых в усвоении учебного материала и формировании умений, развивающих мышление; инструктивно-методические материалы и др.
Следующим важным компонентом структуры современных учебников для начальных классов является аппарат ориентировки – самый молодой элемент в структуре учебника. Аппарат ориентировки - средство помогающее учащимся быстро и точно ориентироваться в достаточно сложной структуре современного учебника, методично формирует у школьников способность к ориентировке в потоках разнообразной информации, умение работать как с учебной, так и другими видами литературы. В самом общем виде состав аппарата ориентировки включает следующие элементы: ориентирующее предисловие, оглавление, рубрикация, сигналы-символы, указатели, библиография, колонтитул.
В процессе формирования опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру аппарат ориентировки учебника играет весомую роль. Он выполняет функцию стимулирования и организации различных видов деятельности учащихся с целью их эмоционального развития и ценностного ориентирования. Аппарат ориентировки помогает ученикам в проявлении оценочной реакции, эмоциональной отзывчивости, развитии эмоционально-волевой сферы.
Особое значение в рамках исследуемой проблемы занимает иллюстративный материал. Он не просто является наглядным пособием, а одно из важных форм отражения ценностей и развития эмоциональной сферы личности ребенка. В этом аспекте иллюстративный материал несет в себе содержательное начало, обусловленное принципами формирования личности и эстетическими особенностями. В иллюстрациях должно проявляться художественно концентрированное выражение реальной жизни или образов поэтической фантазии. В учебниках для начальных классов иллюстрации должны отличаться художественно-образными свойствами, влияя на формирование чувств и эстетических представлений младших школьников. Важно, учитывая возрастные особенности развития детей, акцентировать их внимание на эмоциональной выразительности общей колористической тональности иллюстрации, учить чувствовать и понимать особенности художественных средств ее выражения.