СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка воспитанников к осознанному выбору профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка воспитанников к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы-интерната.

 Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор – одна из ключевых компетенций современного выпускника

Просмотр содержимого документа
«Подготовка воспитанников к осознанному выбору профессии»

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат №2 им. Г.А. Карманова г. Курска»










ДОКЛАД

Подготовка воспитанников к осознанному выбору профессии.














ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ №1

МЕЛЕШЕНКО

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА













КУРСК 2020 г.



Подготовка воспитанников к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы-интерната.

Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор – одна из ключевых компетенций современного выпускника. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренной Правительством РФ, предусмотрено, в частности, улучшение профессиональной ориентации. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое развитие. Мы должны готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и государство.

В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг оказываются практическими не связанными: примерно 50% выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование, около 60% выпускников средних специальных заведений и 70% учащихся НПО ежегодно оказываются, не востребованы предприятиями и организациями. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений жизни.

Задача сегодняшнего дня – создать условия для открытия каждым воспитанником себя, то есть своего потенциала и всех его сторон.

Профессиональное самоопределение предполагает наличие трёх процессов:

  • Конкретизация;

  • Дифференциация;

  • Саморазвитие.

Модель управления профессиональным самоопределением воспитанников состоит из двух составляющих:

    1. образа выпускника, представленного через основные компетенции, которые ему необходимо освоить,

    2. управленческих действий, направленных на создание условий для достижения цели профессионального самоопределения.

Мы выделяем пять ключевых концепций, над которыми работаем мы и должна работать школа:

  1. Политические и социальные концепции, такие, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём.

  2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Для того, чтобы препятствовать возникновению расизма, распространению климата нетерпимости, мы должны развивать такие межкультурные компетенции, как понимание различий, уважения друг друга, способность жить с людьми разных культур, языков и народов.

  3. Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает грозит исключение из общества. К такой группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всё более возрастающее значение.

  4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

  5. Способность учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Все, перечисленные выше компетенции следует объединить в одну, которую можно условно назвать «способность к деятельности» и её аспектах:

    • Готовность к целеполаганию;

    • Готовность к оценке;

    • Готовность к действию;

    • Готовность к рефлексии.

Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Его особая форма – профессиональное самоопределение.

Успех профориентационной работы в школе-интернат зависит, прежде всего, как и между кем распределены обязанности по осуществлению данной деятельности. Профориентационная работа должна охватывать всех педагогических работников.

Обязанности воспитателя:

  1. На основе изучения личности воспитанника проводит целенаправленную профориентационную работу с воспитанниками; развивает интересы, склонности и способности каждого ребёнка;

  2. Работу по профориентации ведёт в тесном контакте с педагогом – психологом;

  3. При проведении мероприятий в группе широко использует возможности социума



Формы и методы работы, используемые в профессиональном самоопределении воспитанников



В своей работе важно использовать следующие формы и методы:

  1. Методы работы по реализации информационно-когнитивных задач

Эти методы направлены на расширение информационного поля, коррекцию и уточнение информации; обмен уникальным опытом в принятии решений и способах сбора информации.

    1. Ответы на вопросы. Данный способ относится к методам целевого информирования. Молодой человек остается активным хозяином выбора, обращаясь за уточнением, например: "Я хочу уточнить, где можно получить профессию водителя после окончания 9 класса?".

    2. Самостоятельная работа с информационно-справочной литературой. Работа со справочниками, информационными подборками, картотеками и т.п. позволяет не только найти нужную информацию, но и существенно расширить информационное поле, а также отработать навыки поиска информации.

    3. Работа с автоматизированными поисковыми системами. Этот метод особенно привлекателен для молодежи, которая с большим интересом готова работать на компьютерной технике

    4. Экскурсия. Говорят, что лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Экскурсия как раз позволяет увидеть своими глазами рабочий процесс, условия труда, производительные действия. В зависимости от конкретных целей экскурсия может носить ознакомительный, профессиографический, комплексный или иной характер.

    5. Просмотр фильмов (видеофильмов). При отсутствии возможности непосредственно познакомиться с каким-либо видом деятельности можно устроить просмотр записи

    6. Беседы-встречи с представителями различных профессий. Такие встречи позволяют учащимся не только получить информацию о содержании, специфике, истории профессии, но и об индивидуальном опыте работы и отношении к любимому занятию.

    7. Информационно-справочная консультация. Беседа со специалистами с целью получения или уточнения какой-либо информации.

    8. Вернисаж новых профессий (профессий определенной группы или определенного учебного заведения). Этот способ может использоваться как самостоятельно, так и в составе какого-либо более общего метода - игры, вечера профессий, праздника защиты профессий, посвящения в профессию и т.д.

    9. Профориентационные игры. Игровой метод позволяет моделировать различные ситуации, в том числе и ситуации, требующие поиска и анализа профориентационной информации. Среди наиболее известных можно назвать игры: "Что? Где? Когда?", при подготовке, к которой для составления вопросов профориентационного содержания приходится проработать большой объем информации; "Угадай профессию", "Ассоциация", "Открытие фирмы", которые расширяют поле знакомых профессий и пр.



  1. Методы работы по реализации мотивационно-смысловых задач

Эти методы направлены на

- активизацию социально-профессиональной позиции; прояснение профессиональных ценностей, целей и смыслов.

Специалисты считают, что большую часть времени необходимо тратить на прояснение смыслов и планирование и меньшую - на реализацию. Действительно, именно четкая, реалистичная, достижимая, привлекательная цель является залогом успеха. Вместе с тем именно ценности и смыслы, на которых базируется постановка целей, являются менее всего ясными человеку. Г. Гессе писал: "Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Ни один человек не был самим собой целиком и полностью; каждый, тем не менее, стремится к этому, устремляется к своей собственной цели".

Решение мотивационно-смысловых задач можно осуществлять различными способами:

    1. Активизирующие интервью. Данный метод предполагает размышление над определенными вопросами. Например: Что означает успех в профессиональной карьере? Что способствует достижению делового успеха? Есть ли у тебя личный профессиональный проект? Что ты хотел бы достичь в своей профессиональной деятельности? и т.д.

    2. Анкетирование. Анкетирование, аналогично интервью, предполагает ответы на вопросы. При этом специально подобранные вопросы, отражая основные факторы профессионального самоопределения и формирования профессиональной готовности, позволяют активизировать процесс и направить его в определенное русло

    3. Сочинение. Сочинение может стать отправной точкой для размышления о своем будущем и желаемой профессиональной судьбе.

    4. Тематические рисунки. Рисунок на одну из тем: "Я через десять лет", "Я и моя профессия", "Мое профессиональное будущее" и т.п. - с последующим обсуждением может быть использован в ходе индивидуальной консультации и групповых занятий для прорисовки элементов желаемого будущего

    5. Игры с профориентационным содержанием. Игра наряду с множеством других функций и возможностей позволяет осуществить "запуск" процессов профессионального самоопределения и развития за счет пробуждения интереса, любопытства, соревновательности, эмоционального заражения. В качестве активизирующих можно использовать игры "Я и мир", "Открытие фирмы", "Торг",и т.д

    6. Самодиагностика. Самодиагностика по одной или нескольким психодиагностическим методикам или обсуждение результатов диагностики может помочь уточнить собственные ценности, интересы, склонности, цели.

Психолого-педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора.

 В результате  деликатной помощи педагогов воспитанники учатся соразмерять свои индивидуальные возможности и способности с тем или иным запросом и выстраивать свою образовательную траекторию исходя из своих интересов и соизмеряя с теми потребностями, которые в данный момент актуальны для рынка труда.

Одним из важнейших направлений работы воспитателя детского дома является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения. В случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.

Воспитатель, знающий ребенка в течение длительного времени, может и должен организовать систему педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанника к сознательному выбору профессии.

Подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и содействовать развитию самостоятельного мышления, проявлению инициативы и ответственности, поисковой активности и предприимчивости, умению творчески решать возникающие проблемы.































Список использованной литературы:

1. Ажнина О. Психологическая поддержка профессионального самоопределения детей-сирот // Воспитание школьников. 2005. №7. С. 41-47.

2. Волкова П. Проблемы профессионального развития педагога в условиях детского дома // Социальная педагогика. 2007. №2. С. 113-115.

3. Гейжан Н.П. Теория и практика профессионального консультирования, - М., 1991. – 518с.

4. Гладышев С. Как вести себя на тренинге? // Обучение и карьера. 2005. №35. С.70.

5. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии,- Минск, 1978. – 417с.

6. Зеер Э.Ф. Профориентация: теория и практика, - М., 2004. – 315с.

7. Климов Е.А. Как выбрать профессию, - М., 1991. – 287с.

лемы крайне важно