Подходы к организации исследовательской деятельности обучающихся в рамках естественнонаучного направления.
«Я мог бы расколоть земной шар, но никогда не сделаю этого. Моей главной целью было указать на новые явления и распространить идеи, которые и станут отправными точками для новых исследований»
Никола Тесла
В современном школьном образовании все более сильно проявляется интерес к исследовательскому обучению. Согласно стандартам образования, принятым в 2009 году, основной акцент в системе образования должен быть перенесен с предметно-ориентированного на личностно-ориентированное преподавание. Образовательный стандарт ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого требования стандарта нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды практической деятельности, которые помогут школьнику овладеть обобщенными приемами формирования знаний. Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований различных явлений. Учитель должен контролировать не запоминание текста учебника, а правильные и успешные познавательные действия ученика. Связано это с возрастающим потоком информации, которым человеку необходимо овладеть, осуществлять уверенную в нем ориентировку, уметь отбирать и использовать полученные знания, умения и навыки. Школьники должны самостоятельно находить противоречия в изучаемом явлении или предмете, формулировать проблему, способы её решения, проводить эксперимент, обрабатывать и интерпретировать его результаты, делать соответствующие выводы и обобщения, т.е. должны овладеть умениями самостоятельно добывать знания об окружающем мире исследовательскими умениями. Решение этих задач становится возможным только при систематическом и поэтапном включении учащихся в исследовательскую деятельность: «от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска»
В философском энциклопедическом словаре под термином «исследование» понимается «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью». [4, с. 120]
Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно-практических и теоретических задач.
Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях -содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется и том, чтобы учащийся мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход её решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи.
Учебно-исследовательская деятельность по естественнонаучным дисциплинам сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент. Учащийся должен научиться, сам формулировать изучаемую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения. [3, с. 56]
Учебно-исследовательская деятельность по естественнонаучным предметам определяет следующие задачи.
1. Формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-
исследовательской деятельности;
2. Совершенствование исследовательских умений школьников;
3. Развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся;
В педагогической практике многие годы складывается целенаправленная работа по организации системы различных форм и видов деятельности по приобщению учащихся к природе и ее исследованию. Из всего многообразия видов учебно-исследовательской деятельности учащихся по естественным наукам можно выделить три основных: теоретические исследования; прикладные, опытно-проблемные исследования; системные, комплексные исследования.
Естественнонаучные предметы в начальной школе, имеют реальные возможности приобщить учащихся к учебно-исследовательской работе, развить их творческие способности. Длительные наблюдения, эксперимент, самостоятельные учебные исследования могут и должны стать неотъемлемой частью преподавания этих предметов. Учебно-исследовательская деятельность осуществляется как в урочное время, так и во внеклассной работе. Однако полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока, только отдельные элементы исследовательского метода можно отрабатывать на уроке.
К основным формам получения естественнонаучного образования в начальной школе относятся уроки «Окружающего мира», экскурсии по естествознанию, внеурочные занятия. Превратить пассивного ученика, получающего знания о взаимоотношении человека и природы, в активного исследователя возможно за счет включения в уроки и внеурочные занятия исследовательской деятельности, позволяющей младшим школьникам сделать «что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат». [2, с. 43]
Для наблюдений и исследований отбирают такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий; доступны для систематических и регулярных наблюдений; могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся естественнонаучных понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствования практических умений и навыков.
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках естественнонаучного цикла является одним из компонентов общешкольной системы естественнонаучного образования. Данная деятельность может осуществляется в несколько этапов. [1, с. 24]
Первый этап - погружение в исследовательскую деятельность. На данном этапе учитель помогает младшему школьнику сформулировать проблему исследования, сюжетную ситуацию, его цели и задачи. Дети принимают (или отвергают) тематику исследовательской деятельности, уточняют ее и конкретизируют цели и задачи. На данном этапе младший школьник должен ответить на такие вопросы, как: «Почему это исследование важно для меня?», «Зачем мы делаем это исследование?», «Какими способами мы можем решить поставленную проблему?», «Что будет являться результатом нашего исследования?». Вместе с педагогом школьники планируют мероприятия, прогнозируют получаемый результат.
Второй этап - организация исследовательской деятельности. На данном этапе учитель предлагает детям организовать группы, распределить задания в группах, спланировать деятельность по решению задач исследования, определить возможные формы презентации результатов. Используются такие виды презентаций проектов, как иллюстрация фактов, событий; научный доклад; проведение пресс-конференции, телепередачи; организация экскурсии; выступление на научной конференции; инсценировка события, проведение деловой игры.
Третий этап - реализация исследования. Деятельность учителя заключается в проведении консультаций по реализации исследовательской деятельности. При этом младшие школьники самостоятельно, каждый в соответствии со своим заданием и сообща «добывают» необходимые знания, готовят презентации.
На четвертом этапе подводятся результаты реализации исследования. Ученики демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и осуществлять работу, дают взаимооценку исследовательской деятельности и ее результативности.
Исследовательская деятельность естественнонаучной направленности реализуется на уроках-исследованиях. В этом случае младшие школьники изучают теорию по выбранной проблематике, находят методики исследования и учатся их использовать; подбирают необходимый материал (информацию), анализируют и обобщают его, подтверждая его научными данными и делая собственные выводы; представляют полученные результаты, основные выводы по проблеме исследования, оценивают и анализируют проделанную работу. [5, с. 74]
Исследовательская деятельность может, осуществляется и во внеучебное время. В рамках внеурочной деятельности.
С целью мотивировать младших школьников к исследовательской деятельности на уроках естественнонаучного цикла, можно провести предметные недели. Предметные недели, могут являться одной из форм внеурочной деятельности, направленные на повышение качества естественнонаучного образования.
Все это расширяет кругозор младших школьников в области естественных наук, повышает мотивацию к изучению предметов и явлений окружающего мира, желание изучать, творить, делать субъективно новые открытия. Фундамент, заложенный на ступени начального общего образования, является залогом плодотворной научной и творческой деятельности на следующих этапах школьной жизни, когда обучающиеся создают более серьезные проекты, решая тем самым более сложные научные задачи. Исследовательская работа на уроках естественнонаучного цикла позволяет индивидуализировать процесс обучения, повысить самооценку каждого ученика, вселить уверенность в свои силы. А нам, учителям, дает возможность воспитывать искренних, активных учеников, которыми можно гордиться.
Список литературы
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов С.А., Фомина П.Ф. Концепция развитиия исследовательской деятельности учащихся// Исследовательские работы школьников. 2001. – №1. – С. 24 – 34.
2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //Народное образование, № 10, 1999.
3. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
4. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Губского Е.Ф.
Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.
5. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Титов Е.В. и др. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя. – М.: 2006. –145 С.