СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подходы к организации самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработаны разнообразные виды самостоятельных работ для использования на уроках математики. Изложенные в работе самостоятельные задания, упражнения, творческие работы включались в каждый урок математики в экспериментальном классе. Чаще всего они проводились в начале урока с целью подготовки ребят к усвоению материала, или в конце урока с целью проверки знаний, умений и навыков учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Подходы к организации самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения математики»

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ


Копейка Елена Дмитриевна,


Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Изучив теоретические материалы по формированию самостоятельной деятельности учащихся, разработаны разнообразные виды самостоятельных работ для использования на уроках математики. Изложенные в работе самостоятельные задания, упражнения, творческие работы включались в каждый урок математики в экспериментальном классе. Чаще всего они проводились в начале урока с целью подготовки ребят к усвоению материала, или в конце урока с целью проверки знаний, умений и навыков учащихся. Всего было проведено 10 уроков.

На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельной деятельности школьников разработана система педагогических условий формирования самостоятельной деятельности учащихся, состоящая из следующих элементов:

1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности учащихся.

2) моделирование стимулирующего воздействия на процесс самостоятельной деятельности младших школьников и организация самостоятельной деятельности учащихся на основе комплекса стимулов;

4) анализ и коррекция самостоятельной познавательной деятельности школьников, моделирование новой ситуации.

Комплекс приемов, методов и условий формирования самостоятельной деятельности представлен в таблице 1.


Таблица 1. – Организационно- педагогические условия формирования самостоятельной деятельности учащихся 3 класса


Организационно–педагогические условия

Воздействие

1

Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих учащихся 3 класса к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

Развитие самостоятельной деятельности

2

Использование в учебной и внеурочной деятельности учащихся 3 класса сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.

Приобщают к решению практических задач, способствуют накоплению жизненного опыта, стимулируют активность

3

Создание ситуаций, в которой учащиеся 3 класса определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.».

Повышают уровень притязаний, стимулируют процесс осмысления своей деятельности.

4

Использование при организации самостоятельной деятельности учащихся 3 класса различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений.

Способствует умению осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия.

5

Включение учащихся 3 класса в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:

-групповой формы организации обучения,

-систему дифференцированных заданий,

-анализа практических задач,

-актуализации опыта учащихся,

-совместного решения проблемных ситуаций.

Формирует умения контролировать свою деятельность; такие качества самостоятельной деятельности как ответственность и организованность.


При разработке условий формирования самостоятельной деятельности учащихся 3 класса, мы исходили из определения его сущности как организации взаимосвязанных педагогических условий становления личностного отношения учащихся к формируемой деятельности, способствующих достижению высокого уровня сформированности каждого из его компонентов: мотивационного, операционно-действенного, эмоционального.

Мотивационный компонент характеризуется уровнем отношения школьников к самостоятельной деятельности и отражает процессы индивидуального целеполагания.

Действенный компонент показывает степень развития у учеников качеств самостоятельной деятельности таких, как ответственность, организованность, самостоятельность и активность, проявление которых зависит от характера приложения сил самого ученика и от его отношения к характеру деятельности.

Эмоциональный компонент характеризуется эмоциональными переживаниями результатов собственной деятельности, удовлетворенностью или неудовлетворенностью самим процессом деятельности.

Формирование самостоятельной деятельности учащихся 3 класса предполагало также и такие приемы как внимание родителей к самостоятельной деятельности учащихся, которые помогали бы им приобрести уверенность в правильности своих самостоятельных действий.

Основными условиями проявления самостоятельной деятельности учащихся, на наш взгляд, являются:

1. Учет степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок действий, проверять свою работу и т.д.).

2. Мотивированность учебного труда. Мотивация обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.

3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учащимся. При этом понимание обеспечивает возможность включения школьника в работу. Для выполнения задания ему не нужно переспрашивать: «С чего начинать?», «Как делать?», «Куда писать?» и т.д.

4. Разделение труда между учащимся и педагогом. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться строить свои планы и алгоритмы, следовать им.

5. Процесс обучения должен обеспечить развитие всех компонентов познавательного интереса как источника развития учебной деятельности.

6. Содержание стимулирующих самостоятельность заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве.

7. Система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным.

Основное внимание в экспериментальной работе по организации условий формирования самостоятельной деятельности было сконцентрировано на следующих задачах: научить учащихся самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять порядок ее выполнения, осуществлять самоконтроль за ходом ее выполнения и результатом работы. В ходе эксперимента активно использовались дидактические игры, проблемные ситуации.

С целью формирования мотивационной сферы личностного отношения учащихся экспериментальной группы к самостоятельной деятельности использовались доступные задания, поддерживающие их уверенность в успехе; создавались условия для положительных переживаний успеха, система поощрений.

Далее представлены фрагменты проведенных уроков в таблице 2.


Таблица 2. – Самостоятельная работа на карточках


Запишите выражение и найдите их значения при х=45; у=60; с=15

У Джона х тенге, а у Дэна у тенге. Один маркер стоит с тенге. Сколько маркеров может купить Джон, сколько маркеров может купить Дэн, если при этом каждый из них израсходует все свои деньги?

Запишите выражение и найдите их значения при а=7; k=77.

Туристы купили а билетов в метро и заплатили за них k тенге. Сколько стоит один билет в метро?

Запишите выражение и найдите их значения при х=27

За три дня домашний робот Сева услышал от Дуни х сказок. Сколько сказок он услышит за 9 дней, если каждый день ворона рассказывает одинаковое количество сказок?

Запишите выражение и найдите их значения при а=5; с=4; х=2

В день тигру дают а кг мяса с кг творога. Сколько кг мяса и творога съест тигр за х дней?


В ходе поисковой работы ученик должен обнаружить явления, характеризующие задачи на нахождение периметра и выбрать то задание, которое им не соответствует.

При этом от школьника требуется проявление следующих общеучебных умений: воспроизводить имеющиеся знания, устанавливать соответствие между ними и требованиями конкретной учебной задачи. Среди предложенных ученик должен найти учебное задание, формулировка которого противоречит идее нахождения периметра.

Ученик не может быть заинтересован в воспроизведении и осуществлении действий учителя, представленных в левой части таблицы. Правая часть иллюстрирует один из приемов развития самооценки и самоконтроля как качеств самостоятельности при осуществлении проверки правильности выполнения учебного задания. Активное участие школьника в обнаружении, анализе, поиске способов устранения ошибки создают условия, препятствующие ее появлению при выполнении других учебных задач.

Ориентировочные задания состоят из текста, содержащего проблему по конкретной теме базового курса и вопроса, устанавливающего отношение этого текста к имеющимся у ученика знаниям, умениям и навыкам. В таблице 3 приведен пример самостоятельной работы.


Таблица 3. – Пример самостоятельной работы по математике в 3 классе


I – вариант.

1.     


Выполни действия:

     9·2      81:9    487+998         

     3·3      56:7     603-345

     4·2      63:9     796-538

     6·8      45:5     837+298

     4·7      6·9       38+135

2.      Найди часть числа 40:

1/2 ,1/4 , 1/5, 1/8

         3. Реши задачу:

 Салтанат купила 5 игрушек по 90 тг. А Айсулу в    9 раз меньше, чем Салтанат. Сколько игрушек купила Айсулу?

  4. Начерти четырёхугольник ширина которого 2см, а длина в 3 раза больше. Обозначь фигуру буквами.

Найди Р иS

5.  : Реши, расставляя порядок действий:

4·40+9+50·5= 

300:6-(18:3+14)+10=     

II – вариант.


Выполни действия:

     8·6     49:7     593-356

     3·8     64:8      654-207

     7·4     72:9      597+65

     3·6       5·5      782-309

     9·9     36:4       29+183              

3.      Найди часть числа 36:

1/2 ,1/4 ,1/6, 1/9 

         3. Реши задачу:

 В ларёк привезли 6 ящиков с яблоками по 8 кг. С грушами в 2 раза больше, чем с яблоками. Сколько кг груш привезли в ларёк?

  4. Начерти четырёхугольник ширина которого 3см, а длина в 2 раза больше. Обозначь фигуру буквами.

Найди Р иS

   5.  Реши, расставляя порядок действий:

450:5+10-5·9=         

30·9-(15:3-2)+521=


- Разбор самостоятельных работ. Выявление ошибок. Прорешивание заданий с объяснением у доски. 


Эти учебные задачи требуют не решения сформулированной в тексте проблемы, а анализа его содержания. В ходе их выполнения формируются предпосылки адекватной ориентации школьника в базовом содержании школьного курса, позволяющие ему точно определить, в пределах какой темы, учебной проблемы он находится; действие каких правил, законов, фактов на нее распространяется.

Этот вид заданий способствует развитию большинства качеств учебной самостоятельности. Ориентируясь в теме, школьник может точнее установить возможность или невозможность решения учебной задачи без посторонней помощи. Это значит, что если ученик приступит к решению учебной задачи, то предполагаемая и реальная инициатива будут соизмеримыми. Также эти задания способствуют развитию предвидения: прогнозируемый общий результат поможет конкретизировать шаги по его достижению.


Список литературы:

  1. Корольков Б.Е. Организация учебного процесса на уроках математики при повышении самостоятельной роли учащихся. М.: Речь, 2022. - 204с.

  2. Дрозина В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика ее организации: Моногр. / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: ЧГПУ, 2019.- 110с.

  3. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2020. - 184 с.

  4. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Кн. для уч-ся 4-7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: «Владос», 2019. - 176 с.

  5. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя - М.; Просвещение, 2019. - 64 с.

  6. Саранцев Г.И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2019.-208 с.

  7. Оспанов Т.К., Курманалина Ш.Х., Курманалина С.Х. Методика обучения математики в начальных классах. - Астана. - Фолиант. - 2021. –468 с.



Скачать

© 2024, 37 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!