ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Копейка Елена Дмитриевна,
Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Изучив теоретические материалы по формированию самостоятельной деятельности учащихся, разработаны разнообразные виды самостоятельных работ для использования на уроках математики. Изложенные в работе самостоятельные задания, упражнения, творческие работы включались в каждый урок математики в экспериментальном классе. Чаще всего они проводились в начале урока с целью подготовки ребят к усвоению материала, или в конце урока с целью проверки знаний, умений и навыков учащихся. Всего было проведено 10 уроков.
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельной деятельности школьников разработана система педагогических условий формирования самостоятельной деятельности учащихся, состоящая из следующих элементов:
1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности учащихся.
2) моделирование стимулирующего воздействия на процесс самостоятельной деятельности младших школьников и организация самостоятельной деятельности учащихся на основе комплекса стимулов;
4) анализ и коррекция самостоятельной познавательной деятельности школьников, моделирование новой ситуации.
Комплекс приемов, методов и условий формирования самостоятельной деятельности представлен в таблице 1.
Таблица 1. – Организационно- педагогические условия формирования самостоятельной деятельности учащихся 3 класса
№ | Организационно–педагогические условия | Воздействие |
1 | Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих учащихся 3 класса к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения. | Развитие самостоятельной деятельности |
2 | Использование в учебной и внеурочной деятельности учащихся 3 класса сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий. | Приобщают к решению практических задач, способствуют накоплению жизненного опыта, стимулируют активность |
3 | Создание ситуаций, в которой учащиеся 3 класса определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.». | Повышают уровень притязаний, стимулируют процесс осмысления своей деятельности. |
4 | Использование при организации самостоятельной деятельности учащихся 3 класса различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений. | Способствует умению осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия. |
5 | Включение учащихся 3 класса в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов: -групповой формы организации обучения, -систему дифференцированных заданий, -анализа практических задач, -актуализации опыта учащихся, -совместного решения проблемных ситуаций. | Формирует умения контролировать свою деятельность; такие качества самостоятельной деятельности как ответственность и организованность. |
При разработке условий формирования самостоятельной деятельности учащихся 3 класса, мы исходили из определения его сущности как организации взаимосвязанных педагогических условий становления личностного отношения учащихся к формируемой деятельности, способствующих достижению высокого уровня сформированности каждого из его компонентов: мотивационного, операционно-действенного, эмоционального.
Мотивационный компонент характеризуется уровнем отношения школьников к самостоятельной деятельности и отражает процессы индивидуального целеполагания.
Действенный компонент показывает степень развития у учеников качеств самостоятельной деятельности таких, как ответственность, организованность, самостоятельность и активность, проявление которых зависит от характера приложения сил самого ученика и от его отношения к характеру деятельности.
Эмоциональный компонент характеризуется эмоциональными переживаниями результатов собственной деятельности, удовлетворенностью или неудовлетворенностью самим процессом деятельности.
Формирование самостоятельной деятельности учащихся 3 класса предполагало также и такие приемы как внимание родителей к самостоятельной деятельности учащихся, которые помогали бы им приобрести уверенность в правильности своих самостоятельных действий.
Основными условиями проявления самостоятельной деятельности учащихся, на наш взгляд, являются:
1. Учет степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок действий, проверять свою работу и т.д.).
2. Мотивированность учебного труда. Мотивация обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.
3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учащимся. При этом понимание обеспечивает возможность включения школьника в работу. Для выполнения задания ему не нужно переспрашивать: «С чего начинать?», «Как делать?», «Куда писать?» и т.д.
4. Разделение труда между учащимся и педагогом. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться строить свои планы и алгоритмы, следовать им.
5. Процесс обучения должен обеспечить развитие всех компонентов познавательного интереса как источника развития учебной деятельности.
6. Содержание стимулирующих самостоятельность заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве.
7. Система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным.
Основное внимание в экспериментальной работе по организации условий формирования самостоятельной деятельности было сконцентрировано на следующих задачах: научить учащихся самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять порядок ее выполнения, осуществлять самоконтроль за ходом ее выполнения и результатом работы. В ходе эксперимента активно использовались дидактические игры, проблемные ситуации.
С целью формирования мотивационной сферы личностного отношения учащихся экспериментальной группы к самостоятельной деятельности использовались доступные задания, поддерживающие их уверенность в успехе; создавались условия для положительных переживаний успеха, система поощрений.
Далее представлены фрагменты проведенных уроков в таблице 2.
Таблица 2. – Самостоятельная работа на карточках
Запишите выражение и найдите их значения при х=45; у=60; с=15 У Джона х тенге, а у Дэна у тенге. Один маркер стоит с тенге. Сколько маркеров может купить Джон, сколько маркеров может купить Дэн, если при этом каждый из них израсходует все свои деньги? |
Запишите выражение и найдите их значения при а=7; k=77. Туристы купили а билетов в метро и заплатили за них k тенге. Сколько стоит один билет в метро? |
Запишите выражение и найдите их значения при х=27 За три дня домашний робот Сева услышал от Дуни х сказок. Сколько сказок он услышит за 9 дней, если каждый день ворона рассказывает одинаковое количество сказок? |
Запишите выражение и найдите их значения при а=5; с=4; х=2 В день тигру дают а кг мяса с кг творога. Сколько кг мяса и творога съест тигр за х дней? |
В ходе поисковой работы ученик должен обнаружить явления, характеризующие задачи на нахождение периметра и выбрать то задание, которое им не соответствует.
При этом от школьника требуется проявление следующих общеучебных умений: воспроизводить имеющиеся знания, устанавливать соответствие между ними и требованиями конкретной учебной задачи. Среди предложенных ученик должен найти учебное задание, формулировка которого противоречит идее нахождения периметра.
Ученик не может быть заинтересован в воспроизведении и осуществлении действий учителя, представленных в левой части таблицы. Правая часть иллюстрирует один из приемов развития самооценки и самоконтроля как качеств самостоятельности при осуществлении проверки правильности выполнения учебного задания. Активное участие школьника в обнаружении, анализе, поиске способов устранения ошибки создают условия, препятствующие ее появлению при выполнении других учебных задач.
Ориентировочные задания состоят из текста, содержащего проблему по конкретной теме базового курса и вопроса, устанавливающего отношение этого текста к имеющимся у ученика знаниям, умениям и навыкам. В таблице 3 приведен пример самостоятельной работы.
Таблица 3. – Пример самостоятельной работы по математике в 3 классе
I – вариант. 1. Выполни действия: 9·2 81:9 487+998 3·3 56:7 603-345 4·2 63:9 796-538 6·8 45:5 837+298 4·7 6·9 38+135 2. Найди часть числа 40: 1/2 ,1/4 , 1/5, 1/8 3. Реши задачу: Салтанат купила 5 игрушек по 90 тг. А Айсулу в 9 раз меньше, чем Салтанат. Сколько игрушек купила Айсулу? 4. Начерти четырёхугольник ширина которого 2см, а длина в 3 раза больше. Обозначь фигуру буквами. Найди Р иS 5. : Реши, расставляя порядок действий: 4·40+9+50·5= 300:6-(18:3+14)+10= | II – вариант. Выполни действия: 8·6 49:7 593-356 3·8 64:8 654-207 7·4 72:9 597+65 3·6 5·5 782-309 9·9 36:4 29+183 3. Найди часть числа 36: 1/2 ,1/4 ,1/6, 1/9 3. Реши задачу: В ларёк привезли 6 ящиков с яблоками по 8 кг. С грушами в 2 раза больше, чем с яблоками. Сколько кг груш привезли в ларёк? 4. Начерти четырёхугольник ширина которого 3см, а длина в 2 раза больше. Обозначь фигуру буквами. Найди Р иS 5. Реши, расставляя порядок действий: 450:5+10-5·9= 30·9-(15:3-2)+521= |
- Разбор самостоятельных работ. Выявление ошибок. Прорешивание заданий с объяснением у доски. |
Эти учебные задачи требуют не решения сформулированной в тексте проблемы, а анализа его содержания. В ходе их выполнения формируются предпосылки адекватной ориентации школьника в базовом содержании школьного курса, позволяющие ему точно определить, в пределах какой темы, учебной проблемы он находится; действие каких правил, законов, фактов на нее распространяется.
Этот вид заданий способствует развитию большинства качеств учебной самостоятельности. Ориентируясь в теме, школьник может точнее установить возможность или невозможность решения учебной задачи без посторонней помощи. Это значит, что если ученик приступит к решению учебной задачи, то предполагаемая и реальная инициатива будут соизмеримыми. Также эти задания способствуют развитию предвидения: прогнозируемый общий результат поможет конкретизировать шаги по его достижению.
Список литературы:
Корольков Б.Е. Организация учебного процесса на уроках математики при повышении самостоятельной роли учащихся. М.: Речь, 2022. - 204с.
Дрозина В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика ее организации: Моногр. / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: ЧГПУ, 2019.- 110с.
Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2020. - 184 с.
Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Кн. для уч-ся 4-7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: «Владос», 2019. - 176 с.
Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя - М.; Просвещение, 2019. - 64 с.
Саранцев Г.И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2019.-208 с.
Оспанов Т.К., Курманалина Ш.Х., Курманалина С.Х. Методика обучения математики в начальных классах. - Астана. - Фолиант. - 2021. –468 с.