СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подкормка птиц зимой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока составлена по адаптированной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость)

Просмотр содержимого документа
«Подкормка птиц зимой»



Методическая разработка

урока природоведения

в 5 классе

Тема: «Подкормка птиц зимой».







Технологическая карта урока природоведения

«Подкормка птиц зимой»

(5 класс)




Учитель ГОУ РК « Школа – интернат № 12» с. Читаево

Федюнева Н.С.


Пояснительная записка


В настоящее время осуществляется переход от информационной модели обучения к деятельностной и лично – ориентированной. В связи с этим одной из основных задач природоведения в школе является формирование такой ключевой компетенции как – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач. Учебный процесс выстраивается так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, то есть стали действенными. Одним из путей достижения этого является применение практико – ориентированного подхода.

Организация учебной деятельности с детьми с отклонениями в развитии имеет ряд особенностей. Для повышения эффективности учебно-образовательного процесса необходимо учитывать специфику развития этих детей в выборе форм и методов работы.

Данный урок является вторым в разделе «Зима». У обучающихся уже есть представления о сезонных изменениях в неживой и живой природе. Урок по теме «Подкормка птиц зимой» расширяет знания обучающихся о зимующих птицах на территории Республики Коми, в частности села Читаево через практическую деятельность детей по изготовлению кормушек для птиц.

На организационном этапе урока создается положительный настрой на занятие через выполнение упражнения «Катушка» по методике Чалой Е.В. и кинезиологических упражнений. Данный вид работы способствует активизации мыслительной деятельности и мелкую моторику рук обучающихся к выполнению практической работы.

В ходе изучения нового материала используется ИКТ в виде презентации, которая сопровождает теоретическую и практическую часть, так как дети с умственной отсталостью лучше воспринимают информацию, если она воздействует на все анализаторы. Используемые методы – словесный, наглядный, элементы арт-терапии.

Активизации познавательной деятельности способствуют такие приемы, как отгадывание загадок, составление слов из слогов, беседа с опорой на жизненный опыт обучающихся и эмоциональную сферу, проблемные вопросы, ситуации.

На протяжении всего учебного занятия контролируется физическое состояние детей. Физминутка, двигательная активность (выход к доске, выход к экрану) – способствуют снятию физического утомления ребенка.

В ходе урока большое внимание уделяется развитию связной речи обучающихся, формированию навыка правильного чтения, восприятию новой информации.

При выполнении практической работы закрепляются знания о подкормке птиц зимой, видах кормов, видах кормушек, что расширяет кругозор детей с интеллектуальными нарушениями. Контролируется соблюдение техники безопасности при работе с ножницами. Практическая работа выполняется по технологической карте, которая формирует умение работать по алгоритму и закрепляет навык выполнения последовательности действий.

В ходе урока отрабатываются умения по самоконтролю и самооценке деятельности.

Тема урока способствует воспитанию таких духовно-нравственных качеств, как доброта, сопереживание, сочувствие, любовь к природе, помощь друг другу.

Характеристика класса:




Тема урока «Подкормка птиц зимой».

Нормативные документы:

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений 8 вида: 5 - 9 кл.: В 2 сб. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.- Сб.1.- 224 с.

Место урока по АРПУП: Данный урок является 33 в курсе природоведения 5 класса и 2 по счёту по разделу «Сезонные изменения в природе. Зима».

Цель урока: формирование знаний учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы, представлений об изготовлении кормушек для птиц из подручного материала.

Задачи урока:

1 Образовательные:

– расширить знания о значении природных условий для жизни птиц, развить умение находить взаимосвязи в природе

– создать условия для актуализации познавательной деятельности, расширения словарного запаса детей,

2 Коррекционно – развивающие:

- корригировать и развивать мыслительную деятельности путём выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения.

- корригировать психические процессы путём выполнения упражнений, направленных на развитие зрительного, произвольного внимания, мелкой моторики рук;

- развивать навыки самооценки, самоконтроля

3 Воспитательная:

– воспитывать на основе учебного материала любовь к птицам своего региона,

- прививать основы экологической культуры, воспитание уважения к труду, аккуратности.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4) Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип урока: комбинированный: урок введения нового материала и первичного закрепления, практическая работа.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная

Структура урока:

1.Организационный момент и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии и выход из него

3 Постановка учебной задачи

4 Открытие нового знания

5. Первичное осмысление и закрепление

6 Физминутка

7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8 Контроль, усвоение, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

9. Самостоятельное использование сформированных умений и действий

10 Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

11.Домашнее задание

Методы обучения :

Методы формирования новых знаний: объяснительно-иллюстративный; проблемный;

Методы организации деятельности учащихся: методы самостоятельной работы учащихся;

Методы формирования личностных результатов: беседа, рефлексивные методы, воспитывающие ситуации

Приёмы деятельности учителя:  беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы обучающихся по технологическим инструкционным картам.

Деятельность обучающихся: ответы на вопросы, презентация жизненного опыта, исследование, восприятие информации, закрепление знаний путем применения в упражнениях, самоанализ результатов, взаимоконтроль и включение эмоциональной сферы

Формы контроля учебной деятельности учащихся: методы устного, письменного, практического контроля.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция:  вычислительные навыки (математика), разнообразие птиц (биология), краеведение, экология

Планируемые результаты:
- научатся различать наиболее распространенных зимующих птиц Республики Коми
- научатся делать кормушку из пластиковой бутылки;
- подбирать корм для птиц;
- повторят правила бережного отношения к окружающей среде

Основные понятия: зимующие птицы, кормушка, виды кормов

Технологии обучения: ИКТ-технология, технология проблемного обучения, игровая

Оборудование: материалы (5 - литровые пластиковые бутылки) для изготовления кормушек;

шпагат для подвешивания кормушек, загадки о птицах, инструкция

« Техника безопасности при работе с ножницами», раскраски

« Снегирь», «Синица», маркеры, линейка, цветные карандаши, скотч, карточки со словами, компьютер, проектор.

Вид используемых на уроке ИКТ: презентация « Изготовление кормушки из подручных средств»

УМК.: Природоведение: учеб. для 5 кл. спец. (коррекционных) общеобразоват. учреждений 8 вида О. А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 176 с.: ил.- (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа)











Технологическая карта

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Планируемый результат

1.Организационный момент и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Формы:

- упражнения

- фронтальная.

Цель:

Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.















Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок

( «могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Проверка готовности к уроку; создание эмоционального настроя на изучение новой темы.

Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть.

Какое у вас настроение?

Я желаю, чтобы хорошее настроение сохранилось до конца нашего урока.

Чтобы настроиться на урок, мы с вами выполним упражнения с тренажёром

« Катушка».

Молодцы! Ещё сделаем упражнения, чтобы наши пальчики размялись для нашей будущей работы.

Молодцы, прекрасно начали урок. Улыбнулись друг другу.


Выполняют упражнения



Регулятивные УУД:

- организация своего рабочего места

Личностные УУД:

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя.

Упражнения улучшают и корректируют мыслительную деятельность, син­хронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегча­ют процесс письма.


2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии и выход из него


Формы:

- фронтального опроса

- сравнения

- коррекционно-развивающее упражнение

- загадки

Цель:

Подготовить учащихся к усвоению нового материала


Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.



Давайте вспомним, на какие 2 вида делятся птицы по дальности перемещения.

Для этого соберите нужные нам слова из слогов, находящихся в коробочках.

Какие слова получились?

Как вы думаете, почему слово «Перелётные» напечатано на бумаге жёлтого цвета?

А на бумаге какого цвета напечатано слово «Зимующие»?

Ребята, назовите перелётных птиц.

Сравните ответы со слайдом1

Постановка проблемного вопроса

Скажите, пожалуйста, почему перелётные птицы улетают на юг?

Найдите, на какие две группы делятся зимующие птицы

Как вы понимаете эти слова?

А в нашем селе остаются зимовать птицы?

Какие птицы у нас остаются зимовать вы узнаете из загадок и сравните со своими ответами.

Слайд 2,3, 4


Высказывают предположения на поставленные вопросы

Обсуждают заданный вопрос и пытаются выполнить предложенное задание в паре

Сравнивают свои ответы с представленными слайдами.


Обсуждают заданную проблему и выявление пробелов.


Познавательные УУД:

- общеучебные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о перелётных и

зимующих птицах

- логические: осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта)

Коммуникативные УУД

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Умение сформулировать полный ответ, участвовать в диалоге.










Умение осуществлять первичный самоконтроль.





Участие в коллективном обсуждении.


3 Постановка учебной задачи


Формы:

-проблемные вопросы

-фронтальная

- индивидуальная

Цели:

выявление базовых знаний учащихся по теме















Постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.


Эти смелые птицы украшают нашу жизнь зимой, выдерживают очень сильные морозы.

Постановка проблемы.

Как они выживают?

Чем они питаются зимой? Ведь очень сложно найти корм? Кто может им помочь выжить?

Вы хотите узнать больше о зимующих птицах и как вы можете им помочь

Тема урока «Подкормка птиц зимой».

Сформулируем задачи для сегодняшнего урока.

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.


Выдвигают предположение о теме урока, задачах.

Высказывают предположения на поставленные вопросы.



Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

в соответствии с поставленной задачей.


Умение выразить свои мысли в устной речи.

Умение слышать мнение сверстников.

Умение взаимодействовать со сверстниками и учителем.


4 Открытие нового знания

Формы:

--проблемные вопросы

- фронтальная

-индивидуальная

Цель: ввести новые знания




Реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания.


Прочитайте Слайды 5,6,7, 8,9, 10 и

найдите, пожалуйста, ответы на следующие вопросы

Кто поможет птицам выжить в зимнее время?

Хватит ли корма птицам без помощи человека?

Как же птицам согреться зимой?

Что может спасти наших птиц?

Куда будем насыпать зерно?

Какие виды кормушек вы знаете? Какие подручные средства использованы при изготовлении кормушек из бросового материала? Почему нельзя использовать такие бутылки в котором находились бензин, керосин, химические вещества? Какие требования для изготовления кормушек необходимо соблюдать?

Сделайте выводы.


Чтение последовательно слайдов.

Высказывают предположения на поставленные вопросы


Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную деятельность.

Формирование эмоциональной отзывчивости.


Умение обсудить и осознать новые знания совместно с учителем.

Умение понимать значимость новых знаний.

Умение сопереживать, сочувствовать.


5 Первичное осмысление и закрепление


Формы:

-диалог

- фронтальная


Цель:

Организовать закрепление знаний о зимующих птицах.



Убедиться в освоении новых знаний.

Выявить затруднения в осознании,



На какие группы делятся зимующие птицы?

Как вы понимаете эти слова?

Как мы с вами можем помочь птицам?




Отвечают на вопросы, рассуждают.


Регулятивные:

контроль,

оценка, коррекция; познавательные: Общеучебные :

– умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий


Умение ориентироваться в системе своих знаний.


6Физминутка

Форма:

Упражнения


Активизировать двигательную активность.


Вы много читали, глаза устали и сейчас выполним упражнения для отдыха ваших глаз.


Учащиеся выполняют упражнения для глаз (СанПиН).




Умение чередовать труд и отдых, снятие усталости

7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Формы:

- практическая работа

-индивидуальная

Цель: организация эмоционально комфортной среды для закрепления новых знаний и осознания их значимости

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Дома много лежит вещей, которым можно дать вторую жизнь. Как их можно использовать? Вы хотите птицам помочь и сделать кормушку из пластиковой 5 литровой бутылки?

А знаем ли мы, как правильно их сделать? Что для этого нужно знать?

Для этого мы сейчас составим технологическую карту «Технология выполнения кормушки из 5 литровой бутыли». Инструктаж «Правила безопасной работы с ножницами».

Самостоятельная работа

(Слайд11, 12,13,14,15)

Обсуждают заданную проблему.



Последовательность выполнения.


Самостоятельная работа по технологической карте.

Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Предметные:

получают возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.


Личностные УУД:

- осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.


Выполнение кормушки по образцу.

Самоконтроль.

8 Контроль, усвоение, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Формы:

-сравнение

-работа в парах


Цель:

создание среды для анализа проделанной работы

Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

Сравним свою работу с образцом.

В чем трудности этой работы?

Теперь обменяемся с соседом по парте рабочими материалами и проверим друг друга (взаимопроверка работы).

Сравнение с эталоном.

Обсуждают заданную проблему


Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


9. Самостоятельное использование сформирован-

ных умений и действий

Формы:

-игровая

-групповая

Цель:

организация учебной познавательной деятельности для развития и коррекции

















10 Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока. Оценивание.

Формы:

-групповая

-индивидуальная

-арттерапия


Цели: формирование и закрепление позитивного эмоционального настроя



Организовать координацию действий по применению полученных знаний.


























Фиксирование изученного на уроке, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.





Давайте вспомним:

-на какие группы делятся птицы?

-распределите птиц по группам: дятел, снегирь, соловей, грач, журавль, ворона, утка, тетерев….

Ребята, давайте составим меню для птиц. Что бы они заказали себе на обед?

-распределите виды кормов: семена подсолнечника, колбаса, несолёное сало, солёное сало пшено, ягоды, хлебные крошки, чёрный хлеб

-какие правила необходимо соблюдать при кормлении птиц?


Вот и подошёл к концу наш урок. Вспомним тему и задачи, которые были поставлены в начале урока. Достигли ли мы их?

А теперь ребята, продолжите предложение:

Я научился сегодня ….

Мне понравилось…


Закройте глаза! Открывайте! К нам прилетели птички! Снегири и синички!

Вывешиваю на доску плакат с птицами: снегирь, синица.

Какие они красивые! Обратите внимание на раскраску грудки.

Какого цвета грудка у синички?

Какого цвета грудка у снегиря? Кому понравился урок раскрасьте снегирей (красная грудка) и синичек (жёлтая грудка), раскраски лежат у вас на партах и поместите их в ваши кормушки.

Оцените свою работу сегодня на уроке. Молодцы! Отлично поработали! Будем кормить птичек, чтобы они принесли нам большую пользу и птицы нам скажут «Спасибо».



Обобщение урока, оценивание результатов работы на уроке, комментарий оценок.


Обсуждают цели и планирование способов достижения цели




























Самооценка работы на уроке, комментарий.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).


Коммуникативные: научатся вступать в речевое общение; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга.

Личностные: понимают значение знаний для человека





















Личностные:

понимают значение знаний для человека

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.




Умение осуществить выбор корма и обосновать.

Умение самостоятельно следовать правилам при кормлении птиц.























Умение делать выводы о проделанной работе.

8.Домашнее задание

Формы:

- индивидуальная

Цель: организация и практической деятельности в жизни, закрепление осознания учащимися необходимости помощи птицам


Закрепление необходимой информации , её применение в жизни.

Вывесить сделанные кормушки на территории школы – интерната и разложить корм для птиц.

Не забывайте класть корм постоянно.




Принимают задания к выполнению

Личностные: понимают значение знаний для человека

Познавательные:

Действие постановки и решение проблем.

Регулятивные:

Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения.

Умение выполнить задание самостоятельно.

Умение осуществить самоконтроль.














Самоанализ урока.

Класс – 5.

Предмет - Природоведение.

Учитель: Полякова Ирина Анатольевна

ГОУ РК «Школа – интернат №15» с. Пажга

Тема урока: «Подкормка птиц зимой».

УМК: Природоведение: учеб. для 5 кл. спец. (коррекционных) общеобразоват. учреждений 8 вида О. А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 176 с.: ил.- (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа)

Тип урока – комбинированный: урок введения нового материала и первичного закрепления, практическая работа.

Цели и задачи урока.

Цели и задачи сформированы четко, в соответствии с требованиями ФГОС. Отражают формирование универсальных учебных действий. На протяжении урока прослеживалась реализация поставленных целей и достижение планируемых результатов. Обучающиеся формируют цель и задачи урока самостоятельно. Цель урока личностно значима для обучающихся и носит социально-направленный характер.

Организация урока. Этапы урока выделены в соответствии типу, имеют логические переходы, которые осуществляются с помощью проблемных вопросов, заданий. Все этапы выдержаны во времени. Имеют по окончании их проведения определенный результат. Осуществлялась смена видов деятельности, использовались задания для снижения утомляемости обучающихся. Мотивация была на высоком уровне. Обучающимся была предоставлена возможность развивать навыки самоконтроля и самоанализа. Предусмотрено использование обучающимися технологических карт. Такая форма работы позволила наглядно помочь детям в изучении нового материала. Во время практической работы учащимися был представлен образец, на который ориентировались дети. В конце урока учителем был подведен итог самооценок обучающихся в виде раскрашивания птиц, соответствующие настроению, что наглядно представило общую картину рефлексии по результатам урока.

Соответствие требованиям ФГОС. Урок был ориентирован на новые образовательные результаты. Деятельность учителя и обучающихся направлена на формирование универсальных учебных действий. На уроке использовались элементы разнообразных образовательных технологий: проблемное обучение, игровое обучение, информационные технологии.

Содержание урока. Содержание урока соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, задачам, имеет научную основу, соответствует программе, возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям обучающихся. На уроке просматривается связь теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития у них самостоятельной познавательной активности. Присутствовала интеграция учебного материала (межпредметная и внутрипредметная). На уроке использовались разные наглядные материалы, учитывающие специфику восприятия детей школьного возраста. Информационно-коммуникационные средства были использованы в течение всего урока.

Методика проведения урока.  Ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке. Используемые методы адекватны задачам, их сочетание оптимально стимулирует самостоятельную познавательную активность обучающихся, т.к. были учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Наряду с репродуктивными методами обоснованно были использованы продуктивные методы. Систематически применяю разнообразные формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая, в парах, игровая). На уроке проявлялась деловая и творческая активность обучающихся. Основной вид деятельности – самостоятельная деятельность детей. На уроке использовались методы познания (наблюдение, сравнение, поиск информации), тем самым создавая условия развития познавательных УУД. Разнообразные средства, методы, формы, приемы обучения были использованы целесообразно в соответствии с темой и направлены на развитие УУД, познавательной самостоятельной активности. На протяжении всего учебного занятия контролируется физическое состояние детей. Физминутка способствовала снятию физического , зрительного утомления ребенка.

Психологические основы урока.  Учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей. На уроке происходило чередование материала разной степени трудности и сложности, смена видов деятельности. Наличие психологических пауз, разрядки. Бесконфликтная, комфортная среда. Между учителем и обучающимися было тесное сотрудничество и партнерство.

Результаты урока. Поставленные цели и планируемые результаты были достигнуты. Наблюдалось продвижение обучающихся в формировании универсальных учебных действий и знаний по предмету.

Вывод по уроку. Урок соответствует современным требованиям ФГОС, насыщен разнообразными формами и методами работы, способствующими развитию личностных, предметным, метапредметных универсальных учебных действий и достижения планируемых результатов.