Урок по истории 6 класса на тему «Поднебесная империя»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля\, мозговой штурм.
Цель: формирование целостного представления о развитии Китая в эпоху средневековья.
Задачи:
Образовательные:
в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования средневековых цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
Формирование умения делать оценочные выводы;
Формирование умений использовать различные источники информации;
Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.
Воспитательные:
Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся |
1 .Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Организация класса. Класс перед входом в кабинет делится на 3 команды путём жеребьёвки. | Приветствуют. |
2. Актуализация знаний. | Мозговой штурм. «Мозговой штурм» - ученики делятся на три группы (3 ряда). Ученики, сидящие на первой парте предъявляют на листке свой вопрос сзади сидящей паре. Те, в свою очередь, записывают ответ и свой вопрос следующей паре. Первый ряд, который быстрее и правильно ответит на вопросы, ставит себе на оценочный лист плюсики. | Ответы учеников Внимание на кроссворд. Решают кроссворд. |
3. Постановка учебной задачи | Какую тему мы с вами закончили изучать? Вспомните ребята: назовите и покажите по карте. Прослушайте музыкальную композицию и постарайтесь определить ее этносную принадлежность. Правильно!Китай - это государство, о котором сегодня пойдет речь на нашем уроке. Итак, кто может рассказать и показать нам, где находиться Китай? Какие реки протекают? Чем омывается Китай? | Ответы учеников. |
4. Открытие нового знания .Вехи Китайского Средневековья. | Какую страну в Средние века называли Поднебесной державой? Почему? Что вы знаете о современном Китае? Работа с картой. Покажите на настенной карте Китай. (Китай находится в Восточной и Центральной части Азии) Назовите и покажите главные реки Китая. (Хуанхэ – Желтая река, Янцзы – Длинная река). С какими странами Китай поддерживал торговые связи? (Иран, Византия, Индия). Переход от древности к Средневековью ознаменовался распадом единой империи, междоусобицами, нашествиями кочевников с севера, которые были составной частью Великого переселения народов. Для Китая III - VI века — время разрухи, голода и эпидемий. В истории средневекового Китая обычно выделяют несколько больших периодов, называемых по имени правившей тогда императорской династии: Тан (618-907), Сун (960-1279), Юань (1271-1368), Мин (1368-1644). (Написано на доске.) | Участвуют в рассказе учителя. |
| | | |
5.Первичное закрепление Династия Тан. | Начало правления династии Тан (VII в.) было отмечено новым подъемом экономики. Китай вел очень активную торговлю — и морскую, и сухопутную. По Великому шелковому пути, соединявшему Китай со странами Средиземноморья, из Китая вывозили шелк, чай и фарфор.С караванами купцов распространялись не только товары, но и идеи. С запада, из Индии, по Великому шелковому пути приходили странствующие монахи, которые проповедовали в Китае буддизм. Вероятно, именно китайские буддисты первыми стали в IX веке печатать книги. Иероглифы вырезались на доске, покрывались краской и потом отпечатывались на ткани или бумаге. Со временем научились делать штампы для отдельных иероглифов. Буддизм широко распространился в Китае, привлекая многих своей проповедью милосердия. Буддизм тесно взаимодействовал с традиционным для Китая конфуцианством. Характерной чертой средневекового Китая была религиозная терпимость, сосуществование и взаимовлияние разных религий. Так, Конфуций был включен в число буддистских божеств. Во времена династии Тан был изобретен порох, который использовали для фейерверков — чтобы отпугивать злых духов. Лишь намного позже стали делать и огнестрельное оружие, но оно было недостаточно надежным. Наместники китайского императора из династии Тан управляли во Вьетнаме, Корее, Монголии, Тибете, Афганистане, едва ли не целиком попала в зависимость Средняя Азия. Влияние Китая простиралось почти до берегов Каспийского моря. Никогда еще его пределы не простирались так далеко. Китай был самой могущественной страной в мире. Тайские императоры стремились к дальнейшему усилению страны, но, как бывало в истории Китая, очередная крестьянская война и последовавшие за ней мятежи знати завершили эпоху династии Тан. Вопросы к классу: Какие главные изобретения были сделаны при правлении династии Тан? Почему книгопечатание не нашло широкого применения в Китае? | Работает 2 ученика. |
6.Самоанализ и самоконтроль | Исследование документа. (документ роздан заранее) Марко Поло об использовании бумажных денег в Китае. «Великий хан приказывает изготовлять вот какие деньги: заставит он набрать коры от тутовых деревьев… да нежное дерево, что между корой и сердцевиной, и из этого нежного дерева приказывает изготовить папку, словно как бумагу; а когда папка готова, приказывает он из нее нарезать вот как: сначала маленькие кусочки, стоящие половину малого ливра или малый ливр… есть и в два гроша, и в пять, и в десять, и в безант, и в три, и так далее до десяти безантов; и ко всем папкам приложена печать Великого хана… Распространяют их по всем областям, царствам, землям, всюду, где он властвует, и никто не смеет, под страхом смерти, их не принимать. Все его подданные… на бумажки всё могут купить и за всё ими уплачивать; бумажка стоит десять безантов, а не весит ни одного. Когда бумажка от употребления изорвется или попортится, несут ее на монетный двор и обменивают, правда, с потерей трех на сто, на новую и свежую…» Слово учителя. Это свидетельство считается вполне достоверным, однако в Европе ему не верили. Вопросы к классу: Что удивляло Марко Поло в бумажных деньгах? Почему бумажные деньги, невозможные в средневековой Европе, могли иметь хождение в Китае? (Размышляя над этим, школьники по-новому смогут осмыслить возможности императорской власти в Китае. | |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Однако императорам приходилось подавлять многочисленные восстания и мятежи внутри страны, отражать внешние угрозы. Своим северным соседям империя Сун выплачивала огромную дань серебром и шелком. В XII веке весь север страны захватили племена чжурчжэней и создали там свое царство — Цзинь - Золотое. Постепенно, правда, воинственные кочевники-пришельцы как бы растворились среди местного населения, переняв его обычаи, язык и культуру. К 1234 году север Китая завоевали монголы, а к 1279 году под их властью оказалась вся страна. Вторжение монголов сопровождалось разорением и опустошением Китая. Его территория, вместе с Монголией, вошла в состав новой Монгольской империи. Великий хан Хубилай перенес свою столицу в Пекин и основал новую династию — Юань. Монголы многое переняли у китайцев — прежде всего то, что касается военного дела: осадные машины, зажигательные смеси. Со временем монголы восстановили и прежнюю систему управления империей. Но китайцев на государственные должности не допускали — их занимали монголы и иноземцы (вот почему итальянский купец Марко Поло стал в Китае важным сановником) Вопросы к классу: Что в современном Китае напоминает о монгольской династии? Подумайте, какие события происходили во время завоевания монголов в Западной Европе и Византии? В это же время в Китае побывали и другие европейские миссионеры и купцы. Сведения, собранные ими, легли в основу первых правдивых знаний средневековой Европы о Китае. В 1368 году народное восстание свергло власть монголов, а один из предводителей восставших стал новым китайским императором. Основанная им династия Мин («Светлая» или «Блестящая») правила Китаем до середины XVII века. Китай снова стал богатеть и возвращать былое могущество. Но очень сильными оказались горькие воспоминания о чужеземцах, наводнивших страну при монгольских ханах. Теперь китайцы с большим недоверием относились ко всему иноземному, некитайскому. Преследовались и религии других народов, проникшие в Китай при монголах. Желая меньше общаться с иноземцами, китайские правители в середине XV века сильно сократили внешнюю торговлю и даже уничтожали свои торговые корабли. | |
8.Рефлексия | 1.Я познакомился с ... 2 .Было непросто ... 3 .Я добился ... 4 .У меня получилось ... 5 .Хотелось бы ... 6 .Мне запомнилось ... 7.Я попробую ... | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, прикрепляют рабочий лист. |
крестьянская война, династия Тан, Сун, Юань, Мин, кидани, чжурчжэни, монголы, гунны
Тан (618-907), Сун (960-1279), Юань (1271-1368), Мин (1368-1644). (Написано на доске.)
Задания.
Исследование документа.
Марко Поло об использовании бумажных денег в Китае.
«Великий хан приказывает изготовлять вот какие деньги: заставит он набрать коры от тутовых деревьев… да нежное дерево, что между корой и сердцевиной, и из этого нежного дерева приказывает изготовить папку, словно как бумагу; а когда папка готова, приказывает он из нее нарезать вот как: сначала маленькие кусочки, стоящие половину малого ливра или малый ливр… есть и в два гроша, и в пять, и в десять, и в безант, и в три, и так далее до десяти безантов; и ко всем папкам приложена печать Великого хана… Распространяют их по всем областям, царствам, землям, всюду, где он властвует, и никто не смеет, под страхом смерти, их не принимать. Все его подданные… на бумажки всё могут купить и за всё ими уплачивать; бумажка стоит десять безантов, а не весит ни одного. Когда бумажка от употребления изорвется или попортится, несут ее на монетный двор и обменивают, правда, с потерей трех на сто, на новую и свежую…»
Вопросы: Что удивляло Марко Поло в бумажных деньгах? Почему бумажные деньги, невозможные в средневековой Европе, могли иметь хождение в Китае?
Исследование документа.
Марко Поло об использовании бумажных денег в Китае.
«Великий хан приказывает изготовлять вот какие деньги: заставит он набрать коры от тутовых деревьев… да нежное дерево, что между корой и сердцевиной, и из этого нежного дерева приказывает изготовить папку, словно как бумагу; а когда папка готова, приказывает он из нее нарезать вот как: сначала маленькие кусочки, стоящие половину малого ливра или малый ливр… есть и в два гроша, и в пять, и в десять, и в безант, и в три, и так далее до десяти безантов; и ко всем папкам приложена печать Великого хана… Распространяют их по всем областям, царствам, землям, всюду, где он властвует, и никто не смеет, под страхом смерти, их не принимать. Все его подданные… на бумажки всё могут купить и за всё ими уплачивать; бумажка стоит десять безантов, а не весит ни одного. Когда бумажка от употребления изорвется или попортится, несут ее на монетный двор и обменивают, правда, с потерей трех на сто, на новую и свежую…»
Вопросы: Что удивляло Марко Поло в бумажных деньгах? Почему бумажные деньги, невозможные в средневековой Европе, могли иметь хождение в Китае?
Исследование документа.
Марко Поло об использовании бумажных денег в Китае.
«Великий хан приказывает изготовлять вот какие деньги: заставит он набрать коры от тутовых деревьев… да нежное дерево, что между корой и сердцевиной, и из этого нежного дерева приказывает изготовить папку, словно как бумагу; а когда папка готова, приказывает он из нее нарезать вот как: сначала маленькие кусочки, стоящие половину малого ливра или малый ливр… есть и в два гроша, и в пять, и в десять, и в безант, и в три, и так далее до десяти безантов; и ко всем папкам приложена печать Великого хана… Распространяют их по всем областям, царствам, землям, всюду, где он властвует, и никто не смеет, под страхом смерти, их не принимать. Все его подданные… на бумажки всё могут купить и за всё ими уплачивать; бумажка стоит десять безантов, а не весит ни одного. Когда бумажка от употребления изорвется или попортится, несут ее на монетный двор и обменивают, правда, с потерей трех на сто, на новую и свежую…»
Вопросы: Что удивляло Марко Поло в бумажных деньгах? Почему бумажные деньги, невозможные в средневековой Европе, могли иметь хождение в Китае?