СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача урока раскрыть воздействующую роль искусства в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«"Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны"»


М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»









Урок по Искусству – 9 класс








Тема урока: «Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны»

Раздел: «Воздействующая сила искусства»













учителя музыки высшей категории

МБОУ «Школа №2» г. Балашиха

Носач Светланы Анатольевны



















Учебно-методическое обеспечение: УМК «Искусство. 8-9 класс» Сергеева Г.П., Кашенкова И.Э., Критская Е.Д., М.: «Просвещение». 2010.

 


Глаголом жги сердца людей

А.С.Пушкин.

Цель: Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в искусстве Великой Отечественной войны.

Задачи: Раскрыть воздействующую роль искусства в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся.

-Развить навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на других уроках.

-Формирование нравственно – эстетических качеств гражданина России, патриота своей Родины.

Ход урока.

Звучит седьмая симфония Д.Д.Шостаковича (Нашествие)…

Учитель: Вы узнали эту музыку? Где и когда она была написана? Какой образ рисует нам эта музыка? Какая эта сила? Что же это? (война)

С чем у вас ассоциируется слово война? Составляется общая ассоциограмма:

Война-кровь-ужас-разрушение-боль-смерть-испытания-сопротивление-патриотизм-победа. Какова цель войн? (завоевать, поработить).

Великая Отечественная война 1941-1945г. – это тяжелое испытание, выпавшее на долю нашей страны. В эти годы борьба за свободу и независимость Родины стала главным содержанием жизни советских людей. И именно мобилизация духовных сил народа в годы Великой Отечественной войны стало главной задачей искусства, ставшего могучим средством патриотической агитации.

«Все для фронта, все для победы!» - девиз жизни и работы советских людей. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться

пером». Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране зазвучала, как призыв, песня «Священная война» на стихи Лебедева – Кумача.

На экране появляются кадры из хроники военных лет, Звучит песня «Священная война».

Композитор А.В.Александров вспоминает «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия фашизму. Когда группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, эту песню всегда слушали стоя, с каким – то особенным порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и мы – исполнители – нередко плакали». Таким же набатом, поднимающим боевой дух зазвучал и плакат.

Проецируется плакат И.М. Тоидзе «Родина – мать зовет!».

Учитель: Одна фигура приковывает к себе внимание зрителя – простая русская женщина. Как она смотрит на нас? Что у нее в правой руке? (текст военной присяги) Левая рука поднята вверх что значит этот жест? Почему она в красном? (цвет крови, знамени ) А что за ее спиной? (штыки, они символизируют оружие, которое ты обязан взять в руки, чтобы защитить свою Родину) Какое настроение создают все эти детали?

Если ты фашисту с ружьем

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что Родиной мы зовем, -

Знай: никто ее не спасет,

Если ты ее не спасешь,

Знай: никто его не убьет,

Если ты его не убьешь. (К.Симонов)

Поэзия военных лет – это летопись жизни народной и лирический дневник одновременно. Поэты прославляли ратные подвиги соотечественников, поднимали боевой дух солдат. Одним из наиболее ярких поэтов этой поры стал Константин Симонов.

Учащиеся дают краткую информацию о поэте.

Учитель: Наиболее ярким и сильным стихотворением является «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» Это стихотворение он посвятил своему фронтовому другу, поэту Александру Суркову. По признанию участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души воинов. Учащиеся читают отрывок из стихотворения:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

как шли бесконечные злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

прижав, как детей, от дождя их к груди.

Как слезы они вытирали украдкою,

как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»

И снова себя называли солдатками.

Как встарь повелось на великой Руси.

Ты помнишь, Алеша, изба под Борисовом,

по мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

весь в белом, как смерть, одетый старик.

Ну, что им сказать, чем утешить могли их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:

«Родимые, покуда идите, мы вас подождем».

«Мы вас подождем!» - говорили пожити.

«Мы вас подождем!» - говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

что следом за мной их идут голоса.

Нас пули с тобой пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую за горькую землю, где я родился.

Учитель: Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? К чему оно обязывает? К чему призывает? (идет обсуждение)

Учитель: Но в этих тяжелых, напряженных условиях солдатам нужна была какая-то разрядка, чтобы поднять дух, помочь перенести тяжелы переживания. И был создан такой образ неунывающего, находчивого бойца. Как звали этого литературного героя?

(«Василий Теркин» Твардовского). Начиная с 1941 года и до самого окончания войны поэт работает над «Фронтовой хроникой». ЕЕ герой - еще не солдат, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла и выросла поэм «Василий Теркин». ЕЕ замысел возник у Твардовского, когда он вместе с группой других писателей, работавших в газете «На страже Родины», решил завести в ней уголок юмора и придумал фельетонный персонаж Васю Теркина, который имел у бойцов огромный успех. Но только пройденные им тяжелые военные дороги превратили Теркина в сильного, мужественного, беспощадного и находчивого русского солдата!

Учащийся читает отрывок: «Обогреться, потолкаться к гармонисту все идут… Нет, какой вы все, ребята, удивительный народ»

Учитель: В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Назовите пожалуйста рассказы, повести о войне какие вы читали, о которых слышали. (ответы)

Учитель: Это еще и публицистические и очерковые жанры: статьи и очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, назывались имена, даты цифры. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. «Ни шагу назад!» так начинается статья А.Толстого «Москве угрожает враг». Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова. Публицистичен по своей направленности и знаменитый рассказ Шолохова «Наука ненависти» о лейтенанте Герасимове. Послушайте отрывок из этого рассказа: «И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком, знаете, как это говорится : «В одну телегу впрячь коня и трепетную лань», - а вот у нас они впряжены и здорово тянут. Тяжко я ненавижу фашистов за все, что причинили моей Родине и мне лично, и в тоже время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это – то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердце и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагу мы носим на кончике своих штыков».

Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить. Перед вами триптих П.Д. Корина «Александр Невский», который состоит из трех самостоятельных картин-частей, образующих единое целое. В центре триптиха фигура Александра Невского.

Демонстрируется картина, звучит хор «Вставайте люди русские» из кантаты Прокофьева «Александр Невский».

Учитель: Кто такой Александр Невский? Каким представил его художник?

Найдите контрасты в этой картине. (соразмерность фигуры Невского и образ Родины за ним, черный, красный цвет и.т.д.) О чем они говорят? Какова композиция картины? Почему Невский в доспехах на переднем плане? О чем говорит красный плащ на черной подкладке? (колокол тревоги, опасности для отечества). За ним развивается хоругвь с гневным ликом Спаса. О чем говорит эта деталь? (Он вышел не один, за ним стеною рать) Что выражает лицо князя? (оно сурово, в глазах ненависть, жажда битвы). Что закрывает собою А.Невский? (Родину) О чем говорит меч в его руках? (карающий меч, он победит) Какие пророческие слова Александра Невского вспоминаются, глядя на эту картину? («Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»). В каком фильме он произносит эти слова? Каким пророком пришел Александр Невский к солдатам нашей армии, какой неотвратимой волей дышал его грозный лик! А как вы думаете, почему Корин изобразил не бойца красной армии, а героя прошлых столетий? Что этим хотел сказать автор? К чему призвать? (Память. К национальному прошлому нашей родины, к ее лучшим вековым традициям).

Учитель: Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему народа. Всколыхнуть его до самых глубин его происхождения. «Я писал его, - рассказывал художник, - в суровые годы войны, писал непокорный дух нашего народа, который в «ссудный час своего бытия, встал во весь свой роковой гигантский рост».

Темы исторического прошлого тесно переплетались с темами героического настоящего. Художники были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов. «Большое искусство, - писал художник А.А.Дейнека,- рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом»

Проецируется картина «Оборона Севастополя»

Картина создавалась по горячим следам событий. Художник написал ее в 1942году, в самый тяжелый момент войны, когда Севастополь был еще в руках врага.

-Что изображено на этой картине? (бой)

-Какие контрастные сопоставления есть в этой картине, о чем они говорят?

(светлые фигуры моряков на темном фоне, темные фигуры немцев – на светлом)

-Так каков основной замысел картины? (столкновение 2-х сил)

-Какова композиция картины? (развернута по горизонтали, распределена на 3 части..)

-В чем ощущается напряжение боя, ожесточенность схватки? (в резких формах фигур, в горящих и рушащихся домах за спиной моряков)

-Где в этой картине символ мужества, стойкости и отваги? (центральная фигура морячка, бросающего гранату, его поза, выражение лица..)

-Чтобы вы хотели сказать этому матросу ?

Русские моряки занимают почти все пространство картины, а немецкой армии отведен небольшой эпизод в углу картины, Но тем не менее по напряженным резким формам фигур русских моряков чувствуется, что на них движется несметная тупая сила. При помощи какого элемента в картине художник показывает нам эту силу, которая располагается за рамками самой картины? (краем картины срезан ряд штыков)

Несмотря на самоотверженную защиту, Севастополь был сдан. Но картина Дейнеки изображает не падение города, а бессмертную отвагу людей, которые или побеждают, или умирают. Что в этой картине свидетельствует об этом?

-Что бы вы, будучи военным репортером, написали об этой битве?

Учитель: Одними их первых, кто откликнулся на военные события, были художники – плакатисты. Одним из первых был плакат И.Тоидзе «Родина – мать зовет», о котором мы уже говорили. Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» . Проецируется плакат.

Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах людей горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.

-Как вы думаете, чем же этот плакат так «задел за живое» людей?

-Что у человека самое дорогое в жизни?

-Что такого несовместимого изобразил на плакате художник, чего человек не может спокойно воспринять? (обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына)

-При помощи каких изобразительных средств художник выражает эту несовместимость? (суровое черно-красное цветовое решение. И.т.д)

-Что еще такого необычного использовал художник в исполнении этого плаката?

(фотомонтаж).

-Для чего? (чтобы придать изображению характер подлинной действительности).

Неслучайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из родной земли. После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед. Поменялась тематика военного плаката. Больше стало в нем радостных и светлых настроений. Портреты героев – воинов, сатирические рисунки, фронтовые наброски, появились в газетах и боевых листках, способствовали укреплению боевого духа советских воинов. Знаменитые художники-сатирики, мастера уничтожающе -язвительного шаржа и карикатуры, в годы войны пользовались огромным успехом.

Проецируются плакаты Кукрыниксов – «Клещи в клещи», «Долг платежом красен», «На Москву ХОХ! От Москвы ОХ!»

Гитлеровское командование в бессильной злобе расстреливало из орудий сатирические плакаты Кукрыниксов, которые наши солдаты выставляли перед немецкими окопами. Ну и конечно же, нельзя не сказать о песнях войны! Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец!

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне!

В годы войны массовая песня - самый распространенный жанр советской музыки. Она одна из первых отразила события войны и стала ее музыкальной летописью. Тема, образы и содержание песен воплотили борьбу народа против немецко-фашистских захватчиков, эмоциональную атмосферу военного времени. Было написано, исполнено, прочувствовано и принято множество песен. Учитель просит назвать какие песни военные учащиеся знают и какие сами исполняли. ( ответы)

Учитель: Их пели в тылу и на фронте, на поле боя и в короткие минуты отдыха, в землянках и партизанских отрядах. Они звучали в исполнении концертных бригад и отдельных певцов. Выдающимися исполнителями были: Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко. И у каждой из песен была своя судьба, свой жизненный путь Мы с вами уже не раз слышали такие истории и сами пели эти песни .

Учащиеся: Поэт Алексей Суриков написал, ставшую одной из самых известных песен тех лет, задушевную, глубокую, лирическую – «В землянке». Проникновенный, тоскующий голос поэта слился в ту трудную суровую пору с голосами всех разлученных войной. Вот как об этом рассказывает сам поэт. Поэт Алексей Суриков пишет в воспоминаниях: «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене»

Учащиеся исполняют песню «В землянке»

На экране кадры из кинофильма «Белорусский вокзал». Звучит песня «Нам нужна одна победа»

Могучим средством идейного воспитания масс стала и кинематография. На первое место выдвигается кинохроника как самый оперативный вид кино. Кинематографы на фронте вначале снимали также как и в мирные дни во , время маневров, но с осени 1041 г. характер изображения войны во фронтовых кинорепортажах начинает изменяться. Показываются два отрывка из хроники: хроника первых дней и запись москвичей в народное ополчение.

В чем разница? Что изменилось? (общий вид войск и техники сменяется на конкретные лица) Зачем? (оператор словно зовет зрителей внимательно вглядеться в эти лица, запомнить их, пережить вместе с ними и тревогу, и страх и.т.д.)

Обобщение: Большое влияние на сплочение и поднятие духа народа в военные годы сыграло искусство. Опыт отечественного искусства в годы войны полностью опровергает ходячий афоризм: «Когда стреляют пушки – музы молчат». Для нашего искусства Великая Отечественная война была временем мощного подъема во всех областях художественного творчества. Литература, музыка (особенно песенное творчество), живопись, плакатная графика Документальное и художественное кино – все искусство военного времени, независимо от вида, жанра, имеет общие черты, определенные самой жизнью.


Домашнее задание:

1.Написать очерк о героизме воинов Великой Отечественной войны. 2.Создать эскиз героя, который вам понравился, запомнился. 3. Написать литературно-музыкальную композицию: «Песни войны» 4.Сделать подборку кинохроники «Путь к победе» (на выбор)


Литература:

1.Прграмма – Искусство 8-9 классы. Авторы – Г.П.сергеева, , И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская

2.Лекции курсов «Содержание предмета «Искусство для 8-9 классов»-руководитель Г.П.Сергеева

3.Методические пособия к предметам музыка, ИЗО, МХК.

4.В.И.Гапеева «Беседы