СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом»

Урок 56
ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА
С ЯЗЫКОВЫМ АНАЛИЗОМ

Педагогические
цели

Создать условия для совершенствования умений определять тему и главную мысль, подбирать название к тексту, соотносить части текста с данным планом; наблюдать за использованием авторских средств и связью пред-ложений в тексте; способствовать развитию умения последовательно и подробно излагать содержание в соответствии с планом

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
результаты
(предметные)

Понимают тему и главную мысль текста, подбирают к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находят части текста, определяют их последовательность, озаглавливают части текста; проверяют правильность
своей письменной речи, исправляют допущенные ошибки

Личностные
результаты

Проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из художественного текста, передают устно и письменно содержание текста; анализируют и оценивают содержание, языковые особенности и структуру текста.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставят новые задачи;
учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи
и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка

Основное содержание темы, понятия
и термины

Понятия: текст, тема текста, основная мысль, авторские средства выразительности, связь предложений в тексте. Представление о плане текста и его значении при написании изложения

Образовательные
ресурсы

1. Учебник.

2. Памятка «Как работать над изложением»


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя

– Сегодня мы будем учиться работать с текстом, вспомним, по каким правилам строится текст,
будем учиться определять тему
и основную мысль текста. А еще попробуем свое перо – попытаемся по памяти воспроизвести изученный на уроке текст

Слушают учителя

Р – принимают учебную задачу, сформулированную учителем


III. Усвоение знаний и способов действий.

1. Первичное
чтение текста
(учебник,

Коллективная, индивидуальная. Словесный, проблемный, творчес-кий, практи-

Вопросы для обсуждения:

••О ком и о чем говорится
в тексте?

••Что говорится о скворцах?

••Почему птицы перед отлетом
на юг решили посетить свой

Слушают учителя, отвечают на вопросы, подбирают названия текста, формулируют основную мысль

Пр. – развивают в себе
качества внимательного, пытливого читателя,
бережного и чуткого
к слову.


Беседа по вопросам, устный
рассказ, письмо


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

упр. 191).

Определение его темы, беседа
по содержанию

ческий. Беседа, работа
с текстом и рисунком, рассказ, письмо

домик?

– О чем этот текст? Попробуйте его озаглавить.

– Для чего автор написал этот текст?

– Попытайтесь сформулировать главную (основную) мысль


Р – принимают учебную
задачу, сформулированную учителем


Физкультминутка

Коллективная. Практический

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело.

Съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь ёлочка пригожая

К зиме похорошела

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений

2. Знакомство
с планом текста

Коллективная. Чтение. Беседа по вопросам

– Прочитайте план к тексту.

Подумайте, что отражает каждый пункт плана – тему или главную мысль части текста

Читают план текста. Соотносят пункты плана и части текста. Обсуждают поставленные вопросы

Пр. – проявляют умение
работать с текстом, распространяя пункты плана
и сокращая часть текста
до одного пункта

Ответы
на вопросы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

3. Работа с первой частью
текста

Коллективная, беседа по во-просам, анализ текста

– Прочитайте первую часть текста. Сколько в ней предложений?

– Прочитайте первое предложение. Почему с этого предложения начинается первая часть?

– Является ли второе предложение продолжением первого?
Почему?

– Что означает словосочетание «поредела листва»?

– От какого слова образовалось слово «поредела»?

– Какой рисунок вы бы нарисовали к третьему предложению?

– Почему автор употребляет слово «сиротливо»?

– Почему скворечник получил
такое название?

– Как бы вы озаглавили эту часть?

– Выберите из этой части трудные для написания слова

Читают первую часть текста. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют средства выразительности, используемые автором в первом абзаце, делятся своими ассоциациями. Высказывают версии происхождения
слова. Производят орфографический
анализ слов

Пр. – проявляют умение
работать с текстом; видят средства выразительности и объясняют их роль,
сопоставляют образы
и ассоциации, вызванные художественным текстом, и зрительные представления, соответствующие этим образам, производят орфографический
анализ слов

Беседа
по вопросам, моно-логические ответы

4. Работа со второй частью
текста

Коллективная, беседа по во-просам, анализ текста

– С какого слова начинается первое предложение и почему?

– Как названы птицы? Почему
в одном предложении употреб-
лено слово «скворчиха», а в другом – «скворушка»?

Читают вторую часть текста.

Отвечают на вопросы учителя.
Участвуют в устном общении. Произво-

Пр. – работают с текстом; видят средства выразительности и объясняют их роль, слышат слово и по-
нимают его смысловую
нагрузку, подбирают сино-

Беседа
по вопросам, моно-логические ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



– Какой суффикс в словах указывает на доброжелательное, ласковое отношение автора к птице?

– Как вела себя скворчиха?

– Почему автор, говоря о действиях скворчихи, употребил словосочетание «быстро скользнула»? Что обозначают эти слова?

– Как автор говорит о действиях скворца?

– А как сказано о его песне?

– Есть ли различие в значении слов «тихо» и «тихонько»?

– Можно ли поменять местами второе и третье предложения?
Почему?

– Какое слово использовано
в этой части для того, чтобы слово «скворечник» не повторялось?

дят словообразовательный разбор слов. Выполняют лекси-ческую работу

нимы, дают толкование
слова, понимают значения уменьшительно-ласкательных суффиксов


5. Работа с третьей частью
текста


– С какого предложения и почему начинается третья часть?

– Какие слова использованы
вместо слова «птицы» во втором и в третьем предложениях третьей части?

– Каким словом можно заменить слово «им» в третьем предложе-

Читают третью часть текста. Отвечают
на вопросы учителя. Производят словообразовательный разбор слов. Выполняют лексическую работу. Анализируют

Пр. – владеют умением
работать с текстом; видят средства выразительности и объясняют их роль;
сопоставляют образы
и ассоциации, вызванные художественным текстом, и зрительные представле-

Беседа
по вопросам, моно-логические ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6



нии? Есть ли различие в значе-
ниях слов «прилетят» и «приле-
тели»?

– А что означают слова «сюда»,
«теперь»?

– Как бы вы озаглавили эту часть? Выберите из этой части трудные для написания слова

средства выразительности, используемые автором. Производят орфографический
анализ слов

ния, соответствующие этим образам, производят орфографический анализ слов


IV. Закрепление знаний и способов действий. Самостоятельная творческая работа
(написание
изложения
и проверка)

Индивидуальная. Написание изложения

– Используя план (упр. 191),
напишите изложение по данному тексту.

– При выполнении работы обра-тите внимание на написание
трудных слов. (На доске
могут быть написаны трудные слова: качается, скользнула,
закончилась, теперь, пора, сиротливо, поредела, прощались.)

Выполняют задание: создают письменный текст по плану, соблюдая нормы
русского языка

К – строят предложения для решения определенной речевой задачи, для завершения текста, для выражения своего отношения
к чему-либо

Беседа
по вопросам

V. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Чему научились?

– Все ли задачи выполнили?

Отвечают на вопросы учителя

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция