Внеклассное мероприятие с учащимися 8-11 классов.
Тема: «Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью».
Цели:
воспитание нравственных личностных качеств: сочувствие, сострадание, сопереживание;
преодоление и предупреждение агрессивного поведения;
побуждение к взаимопониманию и сотрудничеству;
способствовать формированию позитивного отношения к людям;
научиться предупреждать назревающие конфликты;
формировать умение оценивать окружающих и их поведение.
Форма проведения: круглый стол.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация).
План мероприятия.
Вступление.
Беседа.
Работа в группах.
Ситуации в России и мире.
Из кинематографа.
Последствия конфликтов.
Из УК РФ.
Результаты анкетирования.
Советы по предотвращению конфликтов.
Заключение.
Ход мероприятия.
Вступление.
Мир XXI века очень активен, изменчив. Очень быстро меняются и жизненные ценности, наблюдается падение норм нравственности. Люди стали более тревожными, агрессивными, озлобленными, закрытыми. Немаловажную роль в этих процессах сыграли СМИ, интернет, социальные сети (зависимость), жестокие и кровавые компьютерные игры, так называемые группы «смерти» в тех же соц. сетях.
В свете последних трагических событий, произошедших в Керчи, актуален будет разговор об агрессии и жестокости детей и подростков. Давайте попробуем разобраться в этой наболевшей проблеме, постараемся определить причины и последствия агрессивного поведения детей и подростков друг к другу. Я попрошу всех высказывать свою точку зрения, доказывать её, вступать в дискуссию.
Так что же такое агрессия?
Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.
Беседа. Формы, причины и последствия агрессии детей и подростков.
Что происходит с современным обществом? Почему родители испытывают страх за жизнь и здоровье своих детей? Почему жестокость и агрессивное поведение всё чаще становится нормой?
Стоит отметить, что детская и подростковая жестокость проявляется как в форме физического, так и в форме морального насилия.
Картина предстаёт ужасная: школьники расстреливают одноклассников, избивают сверстников (причём снимая всё это «действо» на дорогущий смартфон, заливая этот ролик во всемирную паутину). Своей травлей и издевательствами доводят одноклассников до суицида или совершения его попытки. Практически в каждом коллективе есть дети-изгои, их либо игнорируют, либо «травят», не задумываясь о том, к каким ужасным последствиям это может привести. А все, кто дружат с «отверженными» автоматически теряют авторитет в классе. Давая списывать, можно улучшить отношения, но опять же, как только последует отказ – ты вновь «под прицелом».
Кто слабее – тот и жертва.
Агрессия отравляет нашу жизнь. И даже когда с вами просто мало общаются в классе, ничто не может сравниться с постоянными издёвками, оскорблениями и унижениями. Просто от скуки. Просто, чтобы развлечься. И это действительно страшно.
Работа в группах. Каковы же причины жестокости в школьном коллективе?
Желание самоутвердиться, постоянное недовольство собой, гиперраздражительность.
Неуважение к личности ребёнка, безразличие или враждебность родителей, отсутствие контроля или его чрезмерное проявление, запрет на физическую активность, отказ на право личной свободы.
Переутомление, плохое самочувствие, влияние сети Интернет, СМИ, социальных сетей, компьютерных игр.
Ребята, давайте проведём голосование, в ходе которого каждый выберет для себя наиболее важную причину.
Агрессия детей и подростков – это:
Один из способов привлечения внимания.
Последствия неправильного воспитания.
Вина окружения и школы.
Ситуации в России и мире.
Мир захлестнула подростковая жестокость. Ниже приведено лишь малое количество фактов, подтверждающих это. Давайте вместе их зачитаем.
Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою одноклассницу, сняли избиение на видео и выложили в сеть Интернет. Девочку толпой наносили удары ногами и оплёвывали.
Польша. 14-летняя ученица 2-й гимназии города Гданьска повесилась после того, как одноклассники во время урока раздели ее догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. В отношении пяти ее одноклассников было возбуждено уголовное дело по статье “Доведение до самоубийства».
Великобритания. В январе 2005 года в Великобритании завершился процесс над двумя школьницами, которые взяли в плен свою 12-летнюю подружку и издевались над ней в течение трех часов.
Из кинематографа.
Художественный фильм 1983 года «Чучело» (реж. – Ролан Быков) – это история о шестикласснице Лене Бессольцевой, которая смогла выстоять в своём первом столкновении с подлостью и предательством. Девочка взяла на себя чужую вину, и весь класс разом объявил ей бойкот.
Приведите примеры фильмов, где изображены подобные конфликты?
Последствия конфликтов. Вред конфликтов между ребёнком и группой.
Страдает достоинство человека.
1 минута конфликта = 20 минут переживаний ( всё валится из рук, невозможно сосредоточиться).
Страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.
К каким последствиям может привести такой конфликт? (Приложение на Слайде презентации).
Из УК РФ.
В соответствии с частью второй пункта «а» статьи 115 Уголовного кодекса РФ умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Результаты анкетирования.
Проблема подростковой жестокости в Мордовии так же актуальна, как и во всём мире.
(Вопросы анкетирония в Приложении 1, результаты отражены в презентации).
Советы по предотвращению конфликтов.
Как преодолеть конфликты?
Как не стать его жертвой?
Почему нельзя проявлять жестокость по отношению к другим?
Общество не может существовать без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами на жизнь, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов, их нужно учиться предотвращать, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Толерантность – готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.
Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять - пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции.
Организуйте себе регулярные физические нагрузки. После хорошей тренировки - неуправляемой агрессии не бывает.
Полноценно отдыхайте. Обеспечьте своему организму достойный отдых.
Практикуйте спокойное присутствие.
Формируйте позитивное мировоззрение.
Заключение.
Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».
Спасибо всем за плодотворное сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!
Приложение 1
Вопросы анкетирования.
Применяли ли когда-нибудь по отношению к Вам физическую силу?
Вы сами когда-либо вымещали свою агрессию на других людях?
Как вы думаете, почему дерутся подростки?
насилие в семье;
«плохая компания» (окружение подростков на улице, в школе и т.д.);
популярность жестоких компьютерных игр;
популярность криминальных художественных фильмов;
просто так;
желание самоутвердиться;
безнаказанность;
агрессия как способ самозащиты.
4. Если Вы становились жертвой агрессии сверстников, то где?
на улице;
в школе (на уроках, на переменах, после уроков);
в школьном дворе;
в подъезде;
дома;
другой вариант.
Если бы ты стал жертвой коллективной агрессии, то кому бы об этом рассказал?
6. Как, по-вашему, можно было бы избежать столкновения?
Не ходить поздно одному.
Вовремя воспользоваться мобильным телефоном.
Попытаться поговорить с обидчиком.
Привлечь к себе внимание.
Другое.
7. Всё ли делается в школе, чтобы издевательств не было?
8. Что должна сделать школа, чтобы издевательств не стало?