СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подросток в мире закона

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся  с понятиями «правонарушение», «преступление»,,

сформировать представление о видах правонарушений и мерах  ответственности за нихэ;

Просмотр содержимого документа
«Подросток в мире закона»

Профилактическое мероприятие для учащихся 10- 11 классов « Подросток в мире закона»

Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями «правонарушение», «преступление»,

  • сформировать представление о видах правонарушений и мерах ответственности за них;

  • способствовать формированию у обучающихся  навыка критического анализа сложных ситуаций;

  • воспитывать правовое сознание, а также нравственные качества и уважение к законам.

Вступительное слово.

Соц.педагог: «Добрый день, уважаемые участники и гости сегодняшнего мероприятия. Я очень рада всех вас видеть, надеюсь, что вы с пользой проведете свое время. Тема нашего сегодняшнего мероприятия не простая, очень глубокая и серьезная. Мы будем говорить о проблеме подростковой преступности. К сожалению, эта тема становится изо дня в день очень актуальной, так как с каждым днем возрастает количество преступлений и противоправных действий, совершаемые несовершеннолетними гражданами. По среднестатистическим данным, ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Давайте с мы с вами для начала попробуем разобраться в причинах противоправного поведения подростков.» (Ответы участников мероприятия)

Соц.педагог: «Большое спасибо за ваши ответы. Вы абсолютно правы. Все это мы можем отнести к основным причинам, по которым подростки переступают через законы, а именно: доказать, что ты не трус, нехватка денег в семье, выделиться среди остальных, покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого-то), легкая нажива, моральная неустойчивость, плохая компания, употребление алкоголя и наркотиков, любопытство, спор, задолжал денег кому-то, желание быть не хуже других (иметь телефон и т.д.), гнев и раздражение, собственные неудачи, зависть, скука, давление старших, низкая самооценка, самоутверждение, тяга к приключениям.

- Теперь давайте разберем следующие понятия: 1. ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это общественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. 2. ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это общественно-опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

- Как вы понимаете слово «закон»? (Ответы участников)

ЗАКОН – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Выделяют 4 вида ответственности за противоправные действия:

  1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление - предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

  2. Административная ответственность. К административным нарушениям относится нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

  3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру, опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

  4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

- Теперь давайте мы проверим, насколько вы хорошо усвоили информацию о видах ответственности: я буду зачитывать правонарушение, а вы должны сказать, к какому виду оно относится.

1. Порвал учебник одноклассника (Г).

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А).

3. Избил одноклассника (У).

4. Совершил кражу мобильного телефона (У).

5. Совершил прогул в школе (Д).

6. Переходил дорогу в неположенном месте (А).

7. Разбил мячом окно (Г).

8. Нецензурно выражался в общественном месте (А).

- Как вы думаете, с какого возраста человек начинает нести ответственность за свои поступки и действия, которые направлены против закона? ( с 14 лет).

Преступления, за которые осуждаются подростки с 14 лет:

- совершение убийства (ст.105);

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111);

- изнасилование (ст.131);

- похищение человека (ст.126);

- разбой (ст.162), грабеж (ст.161), кража (ст.158);

-вымогательство (163);

- угон транспорта (ст.166);

- умышленное уничтожение и похищение чужого имущества (ст.167);

- вандализм (ст.214);

- хищение оружия, взрывчатых веществ (ст.226);

- приобретение, хранение наркотиков (ст.228);

- терроризм (ст.205), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207).

За все другие преступления наказывают с 16 лет.

Кроме этого, родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. В статье уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до 200 000 рублей или исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от 3-х до 6-ти месяцев, либо лишением свободы до 3-х лет. То же самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, скорой помощи. Ведь потом может случиться так, что когда по-настоящему потребуется помощь, уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии. Так что, помните, с законом шутки плохи!

- Теперь предлагаю поучаствовать в не большом блиц-опросе. Слушаем внимательно и отвечаем.

  1. Расшифруйте аббревиатуру КДН? (Комиссия по делам несовершеннолетних)

  2. Мера воздействия на того, кто совершил проступок. (Наказание)

  3. Заключение под стражу. (Арест)

  4. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого? (Приговор)

  5. Правда ли, что совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей? (Да)

  6. Кто имеет право жестоко, грубо, оскорбительно общаться с ребёнком? (Никто)

  7. Совокупность правил поведения, узаконенных возможностей человека, регулируемых и охраняемых государством? (Право)

  8. Ссора, сопровождаемая взаимными побоями. (Драка)

  9. Тайное хищение личного имущества граждан (Кража)

  10. Вооружённое нападение с целью ограбления, убийства (Разбой)

  11. Действие, нарушающее закон? (Преступление)

  12. До скольких лет человек считается ребёнком? (до 18 лет)

  13. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне? (Организация Объединенных Наций)

  14. Как на юридическом языке называют человека, когда обвинительный приговор по его делу вступил в законную силу? (Осужденный)

- А сейчас я хотела бы вам показать небольшой отрывок из документального фильма, который снимался в исправительной колонии для несовершеннолетних…Вглядитесь в их лица, послушайте, как они говорят о своем преступлении и отбывании наказания…

(Просмотр ролика https://www.youtube.com/watch?v=D5Oub871wuc)

Психолог: «На этом наше мероприятие подходит к концу. Думаю, вы не в пустую провели свое время, что – то для себя усвоили, что – то осознали. Я призываю вас быть законопослушными гражданами, несмотря на все неприятности, которые выпадают на ваш жизненный путь, соберите всю волю и силу в кулак и никогда не делайте шаг, который впоследствии может стать роковым для вас. Спасибо за внимание!»

Социальный педагог.