Пояснительная записка
Тема (название) образовательного мероприятия: «Подвиг народа: помним и гордимся».
Актуальность и обоснование выбора темы: Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. Смоленская область, ставшая ареной ожесточённых боёв, внесла огромный вклад в общую победу над фашизмом. Изучение истории родного края, сохранение памяти о подвигах наших предков — важная задача, которая способствует формированию патриотизма, любви к Родине и уважения к её истории.
Роль и место образовательного мероприятия в системе работы: классный час является частью системы воспитательной работы, направленной на формирование у учащихся патриотических чувств, гордости за свою Родину и её историю. Мероприятие способствует развитию интереса к изучению истории своей страны и родного края.
Целевая аудитория (с указанием возраста/класса): обучающиеся 7–9 классов (13–16 лет).
Цель: формирование у учащихся знаний о роли Смоленской области в Великой Отечественной войне, воспитание чувства гордости за свой край и его вклад в общую победу.
Задачи:
познакомить учащихся с основными событиями Великой Отечественной войны на территории Смоленской области;
рассказать о героях-смолянах, их подвигах и вкладе в победу;
показать значение Смоленской области в ходе войны;
способствовать развитию интереса к истории своего края;
воспитывать чувство гордости и патриотизма.
Планируемые результаты:
обучающиеся будут знать основные события Великой Отечественной войны на территории Смоленской области;
будут иметь представление о героях-смолянах и их подвигах;
поймут значение Смоленской области в победе над фашизмом;
проявят интерес к изучению истории своего края;
формируют чувство гордости и патриотизма.
Технологии, методы, приёмы, формы работы, используемые для достижения планируемых образовательных результатов:
Материально-технические, информационные, кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
проектор и экран для демонстрации презентации;
презентация с фотографиями и фактами о Великой Отечественной войне на территории Смоленской области.
Кадровые ресурсы: классный руководитель.
Методические ресурсы: разработки классных часов, методические рекомендации по проведению мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне.
Основная часть. Описание проведения образовательного мероприятия
I. Вступление
Учитель:
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о важном событии в истории нашей страны — о Великой Отечественной войне. Она оставила неизгладимый след в жизни каждого советского человека. И сегодня мы вспомним о подвигах, о людях, которые отдали свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.
На сегодняшнем классном часу мы поговорим о событиях той войны, познакомимся с местами подвига нашего родного края — Смоленской области. Мы узнаем о том, как жили и сражались наши земляки во время Великой Отечественной войны.
II. Основная часть
1. Рассказ учителя о начале Великой Отечественной войны
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Немецкие войска вторглись на территорию Советского Союза. Смоленская область стала одним из первых регионов, который принял на себя удар врага.
В первые у стен древнего Смоленска развернулись ожесточённые бои. Советские войска героически сражались за каждый клочок земли, но силы были неравны. Смоленск оказался в оккупации, которая длилась два года. За это время нацисты уничтожили множество мирных жителей, а также нанесли огромный ущерб экономике и инфраструктуре региона.
Однако сопротивление захватчикам не прекращалось ни на один день. Партизанские отряды действовали в лесах Смоленской области, нанося урон врагу и поддерживая моральный дух населения.
Начало Великой Отечественной войны в Смоленской области — это история о мужестве, героизме и несгибаемой воле нашего народа к победе.
2. Беседа о героической обороне Смоленска
Город Смоленск стал важным стратегическим пунктом на пути немецких войск к Москве. Оборона города длилась два месяца, с июля по сентябрь 1941 года. Несмотря на численное превосходство противника, советские солдаты и ополченцы мужественно сражались за каждый дом, за каждую улицу.
3. Рассказ о партизанском движении
На территории Смоленской области действовало несколько партизанских отрядов. Они наносили удары по немецким войскам, уничтожали технику и склады с боеприпасами. Партизаны стали настоящими героями, которые боролись за освобождение родной земли от захватчиков.
4. Минута молчания
Учащиеся встают и молчанием чтят память погибших в годы Великой Отечественной войны.
5. Обсуждение вопросов
Учитель задаёт вопросы учащимся:
Что вы узнали о Великой Отечественной войне на территории Смоленской области?
Какие подвиги совершили наши земляки?
Почему важно помнить о Великой Отечественной войне?
6. Чтение стихов о войне
Ученики читают стихи о войне, написанные смоленскими поэтами.
Дворецкий Дмитрий Павлович
ПЕСНЯ О ДРУГЕ
Упал в бою мой лучший друг,
Упал ничком на луг,
И весь, казалось, белый свет
В глазах моих потух…
Мы родились в одном селе –
На дедовской земле,
Картошку свежую в ночном
Пекли в одной золе.
И пили воду – он и я –
Из одного ручья,
И пели песенку одну
Про отчие края.
Один букварь был общий друг,
Стихи читали вслух,
А подросли – и танцевать
Пошли на общий круг.
Влюбились в девушку одну,
В одну и ту ж весну,
В один и тот же летний день
Ушли мы на войну.
И, в поезде одном умчась,
В одну попали часть,
В один и тот же смертный бой
Пошли, не разлучась.
И вот упал на землю вдруг
Мой самый лучший друг
И, умирая, прошептал:
-Воюй, браток, за двух.
И лучший будет мне помин,
Когда войдёшь в Берлин,
А наша девушка… Ну что ж,
Люби её один…
Исаковский Михаил Васильевич
В землянках
В землянках, в сумраке ночном,
На память нам придет —
Как мы в дому своем родном
Встречали Новый год;
Как собирались заодно
У мирного стола,
Как много было нам дано
И света и тепла;
Как за столом, в кругу друзей,
Мы пили в добрый час
За счастье родины своей
И каждого из нас.
И кто подумал бы тогда,
Кто б вызнал наперед,
Что неминучая беда
Так скоро нас найдет?
Незваный гость вломился в дверь,
Разрушил кров родной.
И вот, друзья, мы здесь теперь —
Наедине с войной.
Кругом снега. Метель метет.
Пустынно и темно…
В жестокой схватке этот год
Нам встретить суждено.
Он к нам придет не в отчий дом,
Друзья мои, бойцы,
И всё ж его мы с вами ждем
И смотрим на часы.
И не в обиде будет он,
Коль встретим так, как есть,
Как нам велит войны закон
И наша с вами честь.
Мы встретим в грохоте боев,
Взметающих снега,
И чашу смерти до краев
Наполним для врага.
И вместо русского вина —
Так этому и быть!—
Мы эту чашу — всю, до дна —
Врага заставим пить.
И Гитлер больше пусть не ждет
Домой солдат своих,—
Да будет сорок третий год
Последним годом их!
В лесах, в степях, при свете звезд,
Под небом фронтовым,
Мы поднимаем этот тост
Оружьем боевым.
Ладонщиков Георгий Афанасьевич
БЫЛОЕ
Когда-то у тихой речонки
Под шёпот зелёной ольхи,
Читал я хорошей девчонке
Припевки свои и стихи.
Мы пели с ней новые песни
Ловили в пруду карасей,
Ходили по ягоды вместе,
Пасли с ней телят и гусей.
Мы думали: станем постарше,
Начнём обновленье села,
Но в разные стороны наши
Дороги война развела.
Война всё село изменила,
Свалила ольху на дрова…
На месте той девочки милой
Живёт пожилая вдова.
В покое живёт и в достатке,
Но часто в своём терему
Берёт треугольник солдатский,
Чтоб вновь не поверить ему.
7. Прослушивание песен военных лет
Прослушиваются аудиозаписи песен военных лет, таких как «Катюша», «Смуглянка», «День Победы» и другие.
8. Работа с презентацией (викторина по интересным данным Великой Отечественной Войны. Региональный компонент – Смоленская область.) Презентация в приложении к конспекту.
III. Заключение
Учитель подводит итоги классного часа:
— Ребята, сегодня мы узнали много нового о Великой Отечественной войне и о подвиге наших земляков. Мы должны помнить о тех, кто сражался за нашу Родину, и передавать эту память следующим поколениям. Спасибо за внимание!
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы коллег: данная методическая разработка может быть использована другими учителями для проведения классных часов и уроков истории, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Она может служить основой для создания собственных методических разработок с учётом особенностей конкретной аудитории и условий проведения мероприятия.