СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры как средство формирования эмоциональной сферы детей в условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры создают подходящие условия для коллективной деятельности детей, их сотрудничества и взаимопереживаний.

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры как средство формирования эмоциональной сферы детей в условиях»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ

Гуманизация взаимоотношений между людьми — это необходимая составляющая потребностей современного общества. Становление молодого поколения, которое воспитано в готовности всегда прийти на помощь, стоит во главе стола современного образования. Сейчас, во время прогресса психолого-педагогических новшеств, довольно актуален вопрос ориентации, методов и средств, с помощью которых эмоциональная сфера ребёнка наиболее планомерно развивается. Те программы, которые имеются на данный момент, по большей части направлены на реализацию частных задач, касаемо эмоционального развития ребёнка. Но эффективность зачастую обуславливается именно совокупным воздействием на эмоциональную составляющую каждого ребёнка.

Все имеющиеся подходы к развитию детей в эмоциональном плане требуют обязательной интеграции. Дошкольное развитие отличается бурным и стремительным движением. Каждая сторона психики ребенка целенаправленно развивается, благодаря чему закладываются основы будущего роста. Особое внимание проблемам эмоционального состояния дошкольников уделяется по той причине, что каждый последующий год характеризуется все большим появлением детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Дети современного мира отличаются черствостью к чувствам других. Детство, в первую очередь, — это игры. Игровые занятия являются неким полигоном, который помогает «будущему взрослому» понять разнообразие форм деятельности человека. Получается, что благодаря этому, осознается и запоминается все многообразие действий человека в социуме. При достижении младшего школьного возраста каждый ребёнок может сам строить сюжетные линии, задавать правила, и по большей части выступает в большом количестве ролей. Именно поэтому, изучая то, как ребёнок ведёт себя в игре, можно составить картину о его способностях.

С этой точки зрения можно выделить диагностическую и развивающую функцию игры. Во время игры наиболее интенсивно формируются особенности личности ребёнка и его психические качества. Путем специальных экспериментов было обнаружено, что игра оказывает влияние на развитие абсолютно всех важных психических процессов, как простых, так и сложных. В игре происходит развитие произвольного внимания и произвольной памяти, а выделение сознательной цели происходит раньше и легче. Ребёнку приходится сосредотачиваться на предметах, которые включены в игровую ситуацию, а также обращать внимание на разыгрываемые действия и сюжеты.

Нужно отметить безусловную важность влияния игры на речевое развитие. Ведь в любой игровой ситуации необходимо иметь определённый уровень развития речи. Когда возникает потребность понимать сверстников, у ребенка стимулируется процесс речевого развития. Играя, дети общаются друг с другом. Для успешной игры ребёнку нужны умения, которые характеризовала А. П. Усова, назвав их качествами «общественности». Среди них она выделила такие умения:

— способность к совместным действиям;

— установление связи с находящимися рядом детьми;

— проявление инициативы и способность к убеждению;

— умение определить свое место среди других играющих;

— внимание к сверстникам; — умение считаться с мнением других;

— способность влиять и организовывать, но при этом уметь подчиниться некоторым требованиям.

Любая игра в процессе коммуникации и организационных вопросов чревата ссорами и конфликтами. Дети вступают в конфликты потому, что сам процесс игровой деятельности у каждого партнёра может отличаться представлениями в плане действий друг друга. Возникновение же конфликтов показывает то, что игра развивается именно как совместная деятельность. На развитие рефлексивного мышления особое влияние оказывает именно игра.

Под понятием рефлексии подразумевают умение человека проводить анализ своим поступкам, действиям и мотивам, а также сравнивать их с ценностями, которые заложены на общечеловеческом уровне, и с подобными поступками других людей. Рефлексия содействует нормальному поведению в социуме. Игра от начала и до конца создает условия для рефлексии, в плане осмысления своих действий и переживаний, а также учит сопоставлять свои потребностей с потребностями других.

Со стороны учёных есть рекомендации для психологов и педагогов: для более лучшего умственного развития детей, обратить внимание на использование движений. В подвижных играх задействованы эмоции детей, благодаря которым, основываясь на правилах, решаются двигательные задачи. Недостаточное количество эмоций приводит к медлительности процессов мышления и процессов движения. Благодаря физической культуре происходит развитие как физического, так и духовного здоровья человека. Изучая развитие и функционал мозга, физиологи доказали, что любые тренировки и упражнения влияют на мозг. Во время игры происходит:

— активизация дыхания;

— улучшаются процессы обмена и кровообращения;

— развивается координация движений;

— у ребёнка формируется сила и выносливость;

— появляются умения действовать по правилам и схватывать изменения игровой ситуации;

— познается мир;

— стимулируются процессы памяти, мышления и воображения;

— увеличивается словарный запас и улучшается речь;

— происходит становление умений действовать в коллективе и умений подчиняться требованиям коллектива;

— формируются такие понятия, как честность и справедливость;

— появляется дисциплинированность.

Игра учит умению дружить, учит сопереживанию и стремлению помочь. Формирует чувство ритма, и помогает овладеть пространственной терминологией.

С точки зрения отечественных и зарубежных учёных, которые занимаются исследованием эмоциональной сферы ребенка (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. С. Золотнякова, О. В. Гордеева, С. Дональдсон и Н. Вестерман, Дж. Рассел), эмоциональное развитие — это понятие комплексного закономерного пути усложнения и целенаправленного обогащения эмоциональной сферы в плане внедрения ребенка в социум. Развитие дошкольников в эмоциональном плане — это процесс, основанный на развитии личности детей, направленный на их социализацию и самореализацию, для дальнейшего введения в мир отношений друг с другом и понимания культурных ценностей. Расстройство навыков коммуникации является довольно серьезной социальной проблемой, с которой может столкнуться ребёнок в дошкольном возрасте. Кроме этого, слабому развитию эмоциональной сферы может способствовать излишняя «интеллектуализация» в воспитании, а также «технологизация», которая сопровождает нашу современную жизнь.

Эмоциональную сферу у ребёнка 5 - 7 лет, как правило, развивают, используя разнообразные техники, а также подвижные и подвижно-ролевые игры. Существуют некоторые правила, на которые необходимо обратить внимание:

1) Для испытания ощущений, внимание необходимо верно направить.

2) Для правильного определения характера ощущений, необходимо проводить умелое сравнение и различение эмоциональных ощущений.

3) Всё внимание должно быть направлено на мышечные ощущения и экспрессивные движения, которые происходят одновременно с разнообразными личностными эмоциями и эмоциями окружающих.

Подвижная игра характеризуется активной сознательной деятельностью ребёнка, которая сопровождается точностью и своевременностью выполнения определённых заданий, основанных на одинаковых для всех играющих обязательствах. Именно благодаря связи эмоций и движений подвижные игры положительно влияют на становление эмоциональной сферы. Игры создают подходящие условия для коллективной деятельности детей, их сотрудничества и взаимопереживаний.

В нашем МБДОУ «Д/с «Умка» г. Абакана взаимодействие педагога-психолога и инструктора по физической культуре с помощью подвижных игр оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу дошкольников. Подвижные игры мы проводим на занятиях с учётом таких направлений:

1) Аксиологического. Это направление стимулирует формирование умений детей, а также содействует пониманию и верному оцениванию как своих, так и чужих достоинств и недостатков. 2) Инструментального. Данное направление направлено на формирование личностной рефлексии.

3) Потребностно-мотивационного. С его помощью формируются умения, которые в дальнейшем помогут найти выход из непростых ситуаций, связанных с борьбой за свою жизнь, и сделать правильный выбор. Также формируется эмоциональная децентрация и произвольная регуляция поведения.

Во время групповых занятий нами также используются такие методические средства:

1) Все игры, связанные с подвижными и ролевыми действиями, основаны на понимании той социальной роли, которую занимает ребенок в обществе. К основным нарушениям ролевого развития относят: ролевую ригидность, ролевую аморфность и отсутствие ролевой креативности. Ролевая ригидность основана на том, что ребенок не умеет переходить из одной роли в другую. Ролевая аморфность в свою очередь — это неумение принимать любые роли. Что касается неумения воплощаться в новые образы, то это как раз-таки и есть нехватка ролевой креативности. 2) Игры психогимнастического характера опираются на специальные тренинговые программы.

3) Игры с упором на развитие коммуникации.

4) Игры с упором на развитие произвольности и таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

5) Игры, развивающие воображение. К таким относятся вербальные и невербальные игры, а также «мыслительные картинки».

6) Упражнения, в которых используются «терапевтические» метафоры. Если целенаправленно и систематически предъявлять детям какие-либо метафоры, этот метод приведёт к тому, что они усвоят основную идею метафоры: «безвыходных ситуаций не бывает», и благодаря этому сформируют личный «механизм самопомощи».

7) Методики релакса. В данном случае ударение ставится на упражнения, которые несут в себе метод нервно-мышечной релаксации, содержат визуально-кинестетические техники и техники дыхания.

8) Эмоционально-символические методы.

На наших занятиях подвижные игры различаются по своему содержанию, тем самым они оказывают разное воздействие на эмоциональную сферу дошкольника. К примеру, такие игры, как «Ловишки» совмещают в себе творческий характер, азарт, движения и соблюдение определенных правил. Играя, дети по максимуму задействуют все свои силы: убегают, догоняют, уворачиваются. Кроме этого появляется необходимость определять те способы, которые обеспечат наибольшую результативность, что приводит к совершенствованию психофизических качеств.

Игры, которые по своей сути схожи с «Море волнуется раз...», «Замри» либо «Стоп», основаны на таких правилах, при которых ребенку необходимо в определенный момент перестать полностью двигаться. При этом важно сохранять напряжение мышц и то выражение на лице, которое у них было в момент, когда их застиг сигнал «стоп». Одухотворенность и выразительные движения представляют первоочередную важность в таких играх.

Особенно нашим детям полюбилась игра малой подвижности «Стоп». В этой игре дети максимально сконцентрированы на своих ощущениях, движениях. При этом у них тренируются вся мускулатура, начиная от мимических и заканчивая крупными мышцами, благодаря чему происходит выброс гормона радости – эндорфина, который, как известно, положительно влияет на настроение и общую жизнедеятельность организма.

Важное место на занятиях по физической культуре уделяется играм, в которых используется мяч. По мнению Ф. Фребеля, немецкого педагога, такой атрибут, как мяч, оказывает разностороннее воздействие на психофизическое развитие, стимулирует улучшение координации движений и принимает участие в развитии коры головного мозга. Он был убежден, что мяч с лёгкостью даст ребёнку всё необходимое для его разностороннего развития. Важны также игры с мячом, которые сопровождаются пением песен или произнесением слов.

Игры, в которых присутствуют элементы соревновательности, такие, как «Жмурки», «Угадайте по голосу», помогают ребёнку справляться со своими эмоциями, уметь следовать правилам и принимать во внимание действия других людей. «Гуси-лебеди», «Поводырь», «Хитрая лиса» и другие парные игры учат с пониманием относиться к партнеру по команде, обращать на него внимание, предугадывать его действия – в общем уметь совместно работать в команде. Данные игры включены в занятия как педагога-психолога, так и инструктора по физической культуре.

Для старших дошкольников четко выстроенный план подвижных игр оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу, а также напрямую влияет на повышение самооценки. Ребята имитируют в играх личные взаимоотношения с миром, окружающим их, и прорабатывают разнообразные ситуации. Где-то они являются лидером, где-то – подчиненным, где-то – ведут совместную «кооперативную» деятельность. У детей проявляется больше дружелюбия, внимательности и сострадания друг к другу. Они учатся сочувствовать и помогать. И это имеет очень важное значение в формировании всесторонне развитой личности ребёнка. Совмещение подвижных игр и иных воспитательных средств приводит к становлению идеально развитой, гармоничной и активной личности, в которой заключены моральная добродетель, духовное богатство, совершенство физической формы и нравственность, которые в дальнейшем становятся общественно полезными и позволяют проявить себя в творческой деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что все подвижные игры сопровождаются огромным эмоциональным всплеском, радостными и веселыми моментами, а главное – ощущением свободы. Именно поэтому подвижные игры можно отнести к самым понятным и наиболее доступным средствам, оказывающим влияние на эмоциональную сферу дошкольника. Личностный рост, понимание самого себя и других, усиление эмоциональных коммуникаций в любом возрасте зависит от развития эмоциональной сферы.

Список литературы:

1. Агафонова И. Н., Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебнометодическое пособие/ И. Н. Агафонова - СПб: АППО, 2016. – 82 с.;

2. Данилина Т. А., В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/Т. А. Данилина - М.: Айрис – пресс, 2014. – 160с;

3. Осокина Т. И., Физическая культура в детском саду/ Т. И. Осокина – М.: Просвещение, 2016-137с;

Периодические издания:

4. Изотова Е. И., Эмоциональное развитие детей в условиях дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. - 2017.-№1.- С. 57.