СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь вы найдёте описание 12 подвижных игр, которые можно использовать на уроках физической культуры

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры на уроках физической культуры»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ


1.«Запрещенное движение». Учитель предлагает играющим выполнять за ним все движения за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещено выполнять движение руки на пояс. Учитель начинает делать разные движения, а все иг­рающие повторяют их. Неожиданно учитель выполняет запрещенное движение. Кто из участников игры оши­бается и выполняет его, тот делает шаг вперед или штрафуется очками, а затем продолжает играть. Штраф может быть следующий: проскакать на одной ноге по заданному кругу, сказать скороговорку, отгадать загадку, сделать кувырок вперед, отжаться несколько раз от пола и т.д. Игра повторяется несколько раз, после чего от­мечаются внимательные и невнимательные учащиеся.


2.«Класс, смирно!». Игра на внимание. Руководи­тель дает классу разные команды, которые они долж­ны исполнять в том случае, если он предварительно сказал слово «класс». Если он слово не произнес, ис­полнять команду нельзя. Кто ошибается, делает шаг вперед и продолжает играть. В конце игры отмечают­ся внимательные и невнимательные учащиеся.

3. «3айцы в огороде». На полу (земле) чертятся два концентрических круга: наружный диаметром 6—8 м, внут­ренний — 3—4 м. Один водящий — «сторож» становится в середине малого круга, в «огороде». Остальные играю­щие — «зайцы» — размещаются вне большого круга. Когда поймано 3—5 зайцев (по договоренности), выбирается новый сторож из непойманных зайцев, а пойманные возвращаются в игру.

По сигналу учителя зайцы начинают прыгать на двух ногах в круг, стремясь попасть в огород, т.е. в малый круг. Сторож, бегая по огороду и в пределах большо­го круга, старается поймать зайцев, коснувшись их рукой. Пойманные зайцы отходят в сторону (можно посадить на скамейку. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман, отмечают­ся лучшие сторожа, сумевшие быстрее переловить ус­тановленное число зайцев. В игре совершенствуются навык прыжка, прыгучесть, ловкость, выносливость, наблюдательность, быстрота реакции.

действий.


4.«Попрыгунчики-воробушки». На полу чертится круг диаметром 4—6 м. Выбирается водящий — «кош­ка», которая стоит или приседает в середине круга. Ос­тальные играющие — «воробьи» — становятся вне круга.

По сигналу руководителя воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать во­робья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный садится в садится в кругу у кошки. Когда кошка поймает трех-четырех воробьев, выбирается новая кошка из непой­манных. Игра начинается сначала. Побеждает тот, кого ни разу не поймали. Игра способствует воспитанию прыгучести, ловкости, внимания. У водящего развивается наблюдательность и расторопность.


5. «Вызов номеров». Зал, площадка, коридор, две-четыре стойки или два-четыре табурета (в зависимости от количества команд). Играющие делятся на две-четыре равные команды и выстраиваются в колонны по одному — одна парал­лельно другой. Если позволяет место и играют только две команды, можно построить всех в одну шеренгу. Между командами в шеренге желательно расстояние 2 м. Играющие в командах рассчитываются по поряд­ку номеров, и каждый запоминает свой номер. Перед играющими проводится стартовая линия, а в 1—2 м от нее — линия финиша. Впереди каждой колонны (шерен­ги) на расстоянии 10—20 м от линии финиша ставится по стойке.

Руководитель вызывает любой номер. Игроки ука­занного номера выбегают вперед, обегают стойку и возвращаются обратно. Тот, кто первым пересечет линию финиша, выигрывает одно очко для своей ко­манды. Затем руководитель по своему усмотрению вызывает другой номер и т.д. Некоторых участников он может вызывать 2 раза. Каждый раз прибежавшие иг­роки становятся на свои места в команде.

Игра проводится 5—10 мин, после чего подсчитывается общее количество очков. Побеждает команда, заработавшая больше очков.


6. «Гонки мячей». Площадка, зал, коридор. Для проведения игры требуются баскетбольные или волей­больные мячи (по количеству команд). Мячи можно заменить флажками, палками, набивными мячами.

Играющие разделяются на две равные команды. Каждая команда выстраивается шеренгой, одна лицом к другой. Первые игроки в шеренгах держат в руках по мячу. По команде руководителя «Внимание, марш!» первые игроки передают мячи своим соседям, те, в свою очередь, следующим игрокам, и так до конца шеренг. Последние игроки в шеренгах, получив мячи, бегут, становятся впереди своих шеренг и начинают передавать мячи своим соседям и т.д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся последними, они, получив мяч, перебегают сзади своей шеренги, стано­вятся впереди своих команд и поднимают мячи вверх.

Побеждает команда, сумевшая, раньше других про­веет гонку мяча.


7. «Передал-садись». Площадка, зал, коридор, два-волейбольных или баскетбольных мяча.

Играющие делятся на две равные команды и вы­страиваются в колонны по одному, параллельно одна другой. Каждая команда выбирает из своей среды ка­питана — игрока, который хорошо умеет ловить и бро­сать мяч. Капитаны с мячом в руках становятся напро­тив своих команд на расстоянии 4—6 м от них. Место нахождения капитанов очерчивается.

По сигналу руководителя капитаны бросают мяч впереди стоящему игроку своей колонны. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится или при­седает. Капитан, получив мяч, бросает его следующе­му игроку своей колонны. Тот также, получив мяч, бро­сает его обратно капитану и присаживается на своем месте. Игра заканчивается, когда все игроки команды будут сидеть, т.е. когда последний игрок, перебросив мяч капитану, сядет, а капитан, поймав мяч, поднимет руки с мячом вверх. Побеждает команда, раньше за­кончившая переброску мяча.

Правила. 1. Игрок, не поймавший мяч, должен за ним сбегать, вернуться на свое место, а затем бро­сить его капитану. В противном случае команде засчитывается штрафное очко. 2. Если команда закончила переброску мячей раньше, но имеет штрафные очки, победительницей она не считается. 3. При переброске пропускать игроков нельзя. Каждый пропущенный иг­рок приносит штрафное очко команде. 4. Можно за­канчивать игру тогда, когда все побывают в роли ка­питанов. В этом случае последний игрок в команде, получив мяч, не садится, а бежит с мячом, ведя его ударами о землю, на место капитана, а капитан стано­вится впереди колонны.

В игре совершенствуются броски и ловля мяча,

выполняемые в быстром темпе. Игра способствует развитию координации движений, чувства коллективизма.


8. «Встречная эстафета». Площадка, зал, коридор, два флажка (палочки, мячи).

Играющие делятся на две равные команды и стро­ятся в две колонны. Колонны разделяют пополам. Ка­ждая половина команды поворачивается лицом к дру­гой и отступает назад на условленное расстояние (10— 40 м) в зависимости от размера площадки для игры. Одна команда от другой должна находиться на расстоя­нии 3—4 м. Перед игроками, стоящими впереди, чер­тятся линии. Двум игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дается по флажку. Если в каждой команде нечетное число игроков, флажки даются пер­вым игрокам той половины команды, в которой на од­ного играющего больше.

По сигналу руководителя игроки с флажками бегут вперед, подбегают к своим игрокам, стоящим на про­тивоположной стороне площадки, отдают впереди стоя­щим флажки, а сами становятся сзади этой половины команды. Получившие флажки бегут вперед, каждый к своей половине команды, стоящей напротив, отдают флажки очередным игрокам и становятся в конец ко­лонны и т.д. Команда, игрок которой выбегает, подви­гается на один шаг вперед к линии для начала бега. Игра заканчивается, когда последний из перебегающих игроков какой-либо из команд передаст флажок игро­ку, начавшему игру. Побеждает команда, закончившая перебежку раньше.

Игра способствует воспитанию быстроты движений, чувства товарищества, ответственности за свои действия перед коллективом, организаторских способностей.


9. «Смена пар». Площадка, зал, желательно музыкальных сопровождение. Играющие становятся парами по боль­шому кругу, а водящий без пары — в середине круга.

Под музыку участники в парах начинают танцевать какой-нибудь танец. Музыка умолкает, и руководитель объявляет: «Смена пар!» Все быстро меняются места­ми, составляя новые пары; водящий также стремится стать с кем-нибудь в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим. По указанию руководителя танец возобновляется, затем музыка снова прекращается, и происходит смена пар. Так играют несколько раз.

Игра способствует воспитанию чувства товарищест­ва, объединяет играющих в коллектив, развивает музыкальность, ритмичность, навыки танца.


10. «Быстро по местам!». По сигналу руководителя «На прогулку!» все дети разбегаются в разные сторо­ны. По второму сигналу «Быстро по местам!» все долж­ны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впереди стоящим. Кто из играющих быстрее займет свое место, тот победитель. Исходные положе­ния могут быть самые разнообразные: играющих мож­но построить в две шеренги и предложить скрестить руки с соседями; в колонну по два и предложить сесть или встать на колени; в два круга, руки положить на плечи соседей и т.п.

Правила. 1. По команде «Быстро по местам!» надо становиться в исходное положение, с которого отпра­вились на прогулку. 2. При построении нельзя толкать товарищей и силой занимать место.

Игра способствует развитию быстроты бега, сооб­разительности и наблюдательности. Она приучает де­тей быстро реагировать на сигнал и быстро ориенти­роваться. Преимущественным видом движения являет­ся ходьба и бег.


11. «Охотники и утки». Игра проводится на волей­больной площадке. Играющие делятся на две коман­ды — «охотников» и «уток». Охотники становятся за ли­ниями с двух сторон, а между ними располагаются утки. По сигналу руководителя (свистку) охотники, перебра­сывая между собой волейбольный мяч и не заступая за линию, стараются осалить им (подстрелить) уток. Осаленная мячом (подстреленная) утка выходит из игры. Утки увертываются от мяча, бегают и прыгают между линиями. Когда все утки подстрелены, руководитель отмечает, в течение какого времени охотники убили всех уток. Играющие меняются ролями, и игра продолжает­ся. После двух игр отмечается, какая команда охотни­ков быстрее другой перестреляла уток.

В игре совершенствуются навыки метания в под­вижную цель и бега с увертыванием от мяча. У участ­ников развивается наблюдательность, внимание и со­образительность, ловкость, ориентировка, самостоятель­ности инициатива.


12. «Перестрелка». Игра проводится на волейбольной площадке. Играющие делятся на две равные ко­манды, которые свободно размещаются на своем поле от средней линии до линии плена (лицевая линия). Команды выбирают капитанов, или их назначает руко­водитель. У средней линии руководитель подбрасыва­ет мяч между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок стара­ется попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Противник увертывается от мяча и в свою оче­редь, перехватив мяч, старается осалить игрока про­тивоположной команды. Таким образом, играющие од­ной команды стараются мячом осалить всех играющих другой команды. Капитаны команд, находясь за линия­ми плена противоположных команд, помогают своей команде осалить мячом игроков. Осаленные мячом иг­роки уходят за линию плена к своим капитанам и про­должают игру.

Игра проводится на время —10—15 мин, после чего подсчитываются пленники в каждой команде. Сколько команда имеет пленных, столько очков она выиграла. Побеждает команда, имеющая больше очков к концу ус­тановленного времени. Пленные игроки могут продолжить игру вместе с командой, если они, находясь за линией плена, осалили игрока команды противника. Это условие стимулирует пленников играть наиболее активно.

Правила. 1. Играющие не имеют права заходить за среднюю линию и линию плена (лицевую). 2. Са­лить мячом в голову не разрешается. 3. Игрок, пой­мавший мяч с воздуха, не считается осаленным и про­должает играть. 4. Осаливание мячом, отскочившим от пола или стены, не считается. 5. Бегать с мячом больше двух шагов не разрешается. 6. Если во время игры в помещении (зале) мяч попал в стену, он считается вы­шедшим за границу поля и передается той команде, на стороне которой попал в стену.

В игре совершенствуются и закрепляются навыки владения мячом: броски и ловля мяча, передачи, ве­дение. Игроки учатся ориентироваться во время игры, проявлять активность. Преимущественные виды движе­ний в игре — броски, ловля, передача, метание в под­вижную цель, а также бег с увертыванием от мяча.




































































Игры-эстафеты


1. «K СТАРТАМ ГОТОВЫ!» Перед началом игры каж­дый участник имеет предмет. Предметы распределя­ются одинаково во всех командах: у капитана —два гимнастических обруча, у второго участника и далее имеются предметы в следующей последовательности: набивной мяч (1—2 кг), баскетбольный мяч, волейболь­ный или футбольный мяч, теннисный мяч, гимнастиче­ская скакалка, шашечная доска с набором 12 белых и 12 черных шашек, эстафетная палочка и у трех дево­чек по мешочку с песком. Последняя, двенадцатая, участница держит надувной шарик-"колбаску". Коман­ды сидят на скамейках верхом (в последующих эста­фетах, как и в этой, все участники также сидят).

По команде «Марш!» капитаны команд от линии старта бегут к стойкам и сверху опускают на стойку обручи. Возвращаясь назад, капитан касается левой рукой свободной руки второго участника, который сто­ит на линии старта с набивным мячом. Тот бежит к стойке и кладет мяч в обручи, лежащие на полу во­круг стойки. Третий и последующие участники заранее готовятся на линии старта и после касания рукой воз­вратившегося делают то же самое. Судьи следят за тем, чтобы все участники клали свои предметы в об­ручи. Если мяч выкатится за пределы обручей, участ­ника возвращают или команде начисляют штрафные очки (по условию). Последняя участница бежит с шариком на нитке длиной 50—60 см, привязывает его к стойке и возвращается назад. Как только она дотронется до руки капитана, стоящего на линии старта, команде определяется место или время прихода (по секундо­меру). С учетом штрафных секунд определяется окон­чательно место командам в этой эстафете.


2. «Гонка мячей». Все участники сидят в исходном Положении. У капитанов по два мяча — один набивной, другой баскетбольный. По команде «Внимание!» участ­ники поднимают руки вверх для приема мячей. По ко­манде «Марш!» капитаны передают назад вначале на­бивной мяч, затем баскетбольный. Правилами преду­сматривается только передача мяча. Броски мячей че­рез нескольких участников считаются ошибкой. Послед­ний участник, получив оба мяча, бежит к началу ска­мейки, садится на нее верхом и снова в том же по­рядке передает мячи. В то время когда последний участник бежит с мячами вперед, команда (каждый раз) сдвигается на одно место назад, освобождая скамейку впереди. По окончании эстафеты капитан команды, прибежав на свое место, поднимает оба мяча вверх, а команда, сидя, поднимает руки в стороны.

После проведения этой эстафеты главный судья сообщает ее результаты и сумму мест-очков после двух видов программы. Очки за внешний вид, которые по­лучили команды перед игрой, и очки за общую дисци­плину команд учитываются в конце соревнований.


3. «БУДЬ ЛОВКИМ». Перед каждой командой устанав­ливайся два препятствия. У капитанов команд в пра­вой руке шарик-"колбаска". По команде «Внимание!, ка­питаны подходят к линии старта. По команде «Марш!» они бегут три метра к первому препятствию — натяну­той на высоте 30—40 см резинке, перепрыгивают че­рез нее, бегут еще 5 м до второго препятствия — об­руча, стоящего на полу, пролезают в него, пробегают еще 2 м до стойки, обегают ее. На обратном пути капитаны преодолевают те же препятствия, только в другой последовательности, на линии старта передают шарики и садятся в конце скамейки. Очередные участ­ники в свою очередь повторяют действия капитанов.

Задевание препятствий и передача шарика не на линии старта считаются ошибками. Первое препятст­вие — эластичная резника обычно натягивается между волейбольными стойками по всей ширине зала; второе — обруч, его держат освобожденные учащиеся или уча­стники из числа запасных каждой команды. С учетом допущенных ошибок объявляются результаты этой игры и общая сумма очков после трех игр.


4. «ПЕРЕКАТИ МЯЧ». У капитанов по одному набивному мячу-(1— 2 кг). По команде «Внимание!» капитаны подхо­дят к линии старта и кладут мяч на пол. По команде «Марш!» они катят мяч рукой до стойки. У стойки берут мяч в руки, обегают стойку, пробегают с мячом мимо своей команды вокруг скамейки и на линии старта пере­дают мяч следующему. Следующий кладет мяч на пол и быстро катит к стойке и т.д. Участник, закончивший гон­ку мяча, садится в конце скамейки. Капитан команды, получив мяч от последнего игрока, поднимает его вверх, а команда принимает условное положение — руки в сто­роны, показывая тем самым, что игра закончена.

Это условное положение рук в конце игры одина­ково для всех игр.


5. « МЕЖДУ НОГ». Участники стоят ноги врозь, скамейка между ногами. У капитанов по три мяча: набивной, баскетбольный и волейбольный (футбольный). По ко­манде «Внимание!» капитаны кладут мячи на пол у переднего конца скамейки. По команде «Марш!» каж­дый капитан берет набивной мяч и передает его меж­ду ног второму участнику, второй — третьему и т.д. Затем быстро передает также баскетбольный и волей­больный мячи. Участники перекатывают мячи по ска­мейке, стараясь, чтобы они не выкатывались из обра­зовавшегося тоннеля между ног и скамейкой. Послед­ний участник, получив все три мяча, берет их в руки и бежит вперед. В это время все игроки команд подви­гаются назад на одно место, а прибежавший с мячами занимает место капитана и в той же последовательно­сти передает мячи. Как только капитан займет свое место на скамейке, положив мячи на пол, команда принимает положение финиширования. Ошибками счи­таются: выход мяча за пределы тоннеля, помощь уро­нившему мяч и др.


6. «С МЯЧАМИ И ОБРУЧАМИ». Перед каждой командой устанавливаются по два гимнастических обруча.

Перед началом игры капитаны берут по два мяча (баскетбольный и волейбольный) и по команде «Вни­мание!» становятся у линии старта. По команде «Марш!» капитаны бегут с мячами до первого обруча, пролеза­ют через него любым способом, затем пролезают че­рез другой, обегают стойку и на обратном пути, минуя обручи, быстро бегут мимо своей команды вокруг ска­мейки. На линии старта они передают мячи второму участнику, который повторяет те же действия, что и первый. Последний участник, передав мячи на линии старта своему капитану, быстро садится назад, а вся команда занимает положение финиширования. Капитан, положив мячи у переднего края скамейки, садится и занимает то же положение.


7. «ДРУЖНЫЕ ПАРЫ». Перед стартом участники рас­пределяются парами. По команде «Внимание!» первая пара занимает стартовое положение с обручем. Обруч наде­вается сверху и держится руками на уровне пояса. По команде «Марш!» первая пара, придерживая обруч на заданном уровне и стараясь бежать синхронно, обегает стойку, на обратном пути пробегает мимо команды во­круг скамейки и передает обруч следующей паре на линии старта. Каждая следующая пара начинает бег только то­гда, когда наденет на себя обруч. Как только последняя пара передаст обруч капитану на линии старта, он са­дится на скамейку, поднимает обруч вверх, а команда принимает положение руки в стороны.


8. «С ТРЕМЯ МЯЧАМИ». Команда сидит на скамейке в ряд (все команды сидят лицом в одну сторону). У капитанов по три мяча: теннисный, волейбольный и баскетбольный. По команде «Внимание!» все участни­ки вытягивают руки вперед, а капитан готовит для пе­редачи один из мячей. По команде «Марш!» он пере­дает первому в команде мячи в любой последователь­ности, и мячи быстро слева направо доходят до по­следнего участника. Последний, получив три мяча, вста­ет и пробегает с ними сзади своей команды. В мо­мент перебежки вся команда подвигается в правую сторону, освобождая место в начале скамейки для по­следнего игрока. Следующая передача начинается толь­ко тогда, когда участник с мячами сядет на скамейку. Как только капитан команды, получив мячи, вернется на свое место и положит мячи на пол, команда вста­ет, поворачивается налево и садится на скамейку вер­хом, руки в стороны.

Ошибки: пробегание последнего участника перед командой (а не сзади), потеря мячей. Если во время передачи потерян мяч, то поднимает и передает его тот игрок, который уронил.


9. «ПОЕЗДА» В игре принимают участие только мальчики где девочки во время игры сидят на своих местах в конце скамейки. Для уменьшения нагрузки стойки ста­вят ближе к линии старта. Капитаны команд-"тепловозы", остальные участники-"вагоны". По команде «Вни­мание!» тепловоз, прицепив к себе первый вагон (вто­рой участник кладет руки на плечи первому — способ сцепки вагонов), становится на линии старта. По ко­манде «Марш!» тепловоз с вагончиком пробегают во­круг стойки, затем вокруг скамейки и, подбежав к ли­нии старта, прицепляют к себе следующий вагончик и т.д. Постепенно образуется состав из пяти вагончиков и тепловоза. Как только поезд в полном составе прибу­дет на «конечную станцию» — линию финиша, все участ­ники должны сесть на скамейку, приняв положение фи­ниширования. Если в пути в момент движения состава произойдет расцепка вагонов, участники должны остано­виться и, сделав сцепление, продолжить движение.

Эту игру можно провести и вместе с девочками — более длинным составом, но для этого целесообраз­но прицеплять сразу по два-три вагона.

Игра дает очень большую нагрузку, особенно для капитана — «тепловоза». В связи с этим на эту роль выбираются из команды наиболее сильные ребята и, на оборот, слабые становятся в конец.


10. «СКАКАЛКОЙ». В игре принимают участие только девочки. Мальчики во время игры сидят в конце скамейки. Перед началом игры у первых участниц ка­ждой команды в руках скакалки. По команде «Внима­ние!» они подходят к линии старта. Скакалки сзади, приготовлены для прыжков.

По команде «Марш!» начинаются прыжки через ска­калку с продвижением вперед до стойки. Обегание стойки проводится без прыжков через скакалку. На обратном пути девочки снова прыгают через скакалку и на линии стар­та передают скакалку следующей и т.д. Судьи строго следят за тем, чтобы каждая участница начинала прыжки с линии старта. Можно договориться о том, чтобы каж­дая участница сделала не менее трех прыжков туда и обратно. По окончании эстафеты все садятся на скамей­ку и принимают положение финиширования. В зависимо­сти от подготовленности участниц эстафету можно проводить с обеганием скамейки.


11. «КTO БЫСТРЕЕ». Для проведения игры капитанам раздаются эстафетные палочки. По команде «Внима­ние!» капитаны с палочкой в правой руке подходят к линии старта. По команде «Марш!» бегут вокруг стой­ки, затем вокруг скамейки и передают палочку на ли­нии старта второму участнику. Способ передачи может быть оговорен перед игрой. По окончании эстафеты вся команда садится на скамейку и принимает положение финиширования. При потере палочки во время пере­дачи палочку должен поднять передающий.