ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1.«Запрещенное движение». Учитель предлагает играющим выполнять за ним все движения за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещено выполнять движение руки на пояс. Учитель начинает делать разные движения, а все играющие повторяют их. Неожиданно учитель выполняет запрещенное движение. Кто из участников игры ошибается и выполняет его, тот делает шаг вперед или штрафуется очками, а затем продолжает играть. Штраф может быть следующий: проскакать на одной ноге по заданному кругу, сказать скороговорку, отгадать загадку, сделать кувырок вперед, отжаться несколько раз от пола и т.д. Игра повторяется несколько раз, после чего отмечаются внимательные и невнимательные учащиеся.
2.«Класс, смирно!». Игра на внимание. Руководитель дает классу разные команды, которые они должны исполнять в том случае, если он предварительно сказал слово «класс». Если он слово не произнес, исполнять команду нельзя. Кто ошибается, делает шаг вперед и продолжает играть. В конце игры отмечаются внимательные и невнимательные учащиеся.
3. «3айцы в огороде». На полу (земле) чертятся два концентрических круга: наружный диаметром 6—8 м, внутренний — 3—4 м. Один водящий — «сторож» становится в середине малого круга, в «огороде». Остальные играющие — «зайцы» — размещаются вне большого круга. Когда поймано 3—5 зайцев (по договоренности), выбирается новый сторож из непойманных зайцев, а пойманные возвращаются в игру.
По сигналу учителя зайцы начинают прыгать на двух ногах в круг, стремясь попасть в огород, т.е. в малый круг. Сторож, бегая по огороду и в пределах большого круга, старается поймать зайцев, коснувшись их рукой. Пойманные зайцы отходят в сторону (можно посадить на скамейку. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман, отмечаются лучшие сторожа, сумевшие быстрее переловить установленное число зайцев. В игре совершенствуются навык прыжка, прыгучесть, ловкость, выносливость, наблюдательность, быстрота реакции.
действий.
4.«Попрыгунчики-воробушки». На полу чертится круг диаметром 4—6 м. Выбирается водящий — «кошка», которая стоит или приседает в середине круга. Остальные играющие — «воробьи» — становятся вне круга.
По сигналу руководителя воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный садится в садится в кругу у кошки. Когда кошка поймает трех-четырех воробьев, выбирается новая кошка из непойманных. Игра начинается сначала. Побеждает тот, кого ни разу не поймали. Игра способствует воспитанию прыгучести, ловкости, внимания. У водящего развивается наблюдательность и расторопность.
5. «Вызов номеров». Зал, площадка, коридор, две-четыре стойки или два-четыре табурета (в зависимости от количества команд). Играющие делятся на две-четыре равные команды и выстраиваются в колонны по одному — одна параллельно другой. Если позволяет место и играют только две команды, можно построить всех в одну шеренгу. Между командами в шеренге желательно расстояние 2 м. Играющие в командах рассчитываются по порядку номеров, и каждый запоминает свой номер. Перед играющими проводится стартовая линия, а в 1—2 м от нее — линия финиша. Впереди каждой колонны (шеренги) на расстоянии 10—20 м от линии финиша ставится по стойке.
Руководитель вызывает любой номер. Игроки указанного номера выбегают вперед, обегают стойку и возвращаются обратно. Тот, кто первым пересечет линию финиша, выигрывает одно очко для своей команды. Затем руководитель по своему усмотрению вызывает другой номер и т.д. Некоторых участников он может вызывать 2 раза. Каждый раз прибежавшие игроки становятся на свои места в команде.
Игра проводится 5—10 мин, после чего подсчитывается общее количество очков. Побеждает команда, заработавшая больше очков.
6. «Гонки мячей». Площадка, зал, коридор. Для проведения игры требуются баскетбольные или волейбольные мячи (по количеству команд). Мячи можно заменить флажками, палками, набивными мячами.
Играющие разделяются на две равные команды. Каждая команда выстраивается шеренгой, одна лицом к другой. Первые игроки в шеренгах держат в руках по мячу. По команде руководителя «Внимание, марш!» первые игроки передают мячи своим соседям, те, в свою очередь, следующим игрокам, и так до конца шеренг. Последние игроки в шеренгах, получив мячи, бегут, становятся впереди своих шеренг и начинают передавать мячи своим соседям и т.д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся последними, они, получив мяч, перебегают сзади своей шеренги, становятся впереди своих команд и поднимают мячи вверх.
Побеждает команда, сумевшая, раньше других провеет гонку мяча.
7. «Передал-садись». Площадка, зал, коридор, два-волейбольных или баскетбольных мяча.
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в колонны по одному, параллельно одна другой. Каждая команда выбирает из своей среды капитана — игрока, который хорошо умеет ловить и бросать мяч. Капитаны с мячом в руках становятся напротив своих команд на расстоянии 4—6 м от них. Место нахождения капитанов очерчивается.
По сигналу руководителя капитаны бросают мяч впереди стоящему игроку своей колонны. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится или приседает. Капитан, получив мяч, бросает его следующему игроку своей колонны. Тот также, получив мяч, бросает его обратно капитану и присаживается на своем месте. Игра заканчивается, когда все игроки команды будут сидеть, т.е. когда последний игрок, перебросив мяч капитану, сядет, а капитан, поймав мяч, поднимет руки с мячом вверх. Побеждает команда, раньше закончившая переброску мяча.
Правила. 1. Игрок, не поймавший мяч, должен за ним сбегать, вернуться на свое место, а затем бросить его капитану. В противном случае команде засчитывается штрафное очко. 2. Если команда закончила переброску мячей раньше, но имеет штрафные очки, победительницей она не считается. 3. При переброске пропускать игроков нельзя. Каждый пропущенный игрок приносит штрафное очко команде. 4. Можно заканчивать игру тогда, когда все побывают в роли капитанов. В этом случае последний игрок в команде, получив мяч, не садится, а бежит с мячом, ведя его ударами о землю, на место капитана, а капитан становится впереди колонны.
В игре совершенствуются броски и ловля мяча,
выполняемые в быстром темпе. Игра способствует развитию координации движений, чувства коллективизма.
8. «Встречная эстафета». Площадка, зал, коридор, два флажка (палочки, мячи).
Играющие делятся на две равные команды и строятся в две колонны. Колонны разделяют пополам. Каждая половина команды поворачивается лицом к другой и отступает назад на условленное расстояние (10— 40 м) в зависимости от размера площадки для игры. Одна команда от другой должна находиться на расстоянии 3—4 м. Перед игроками, стоящими впереди, чертятся линии. Двум игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дается по флажку. Если в каждой команде нечетное число игроков, флажки даются первым игрокам той половины команды, в которой на одного играющего больше.
По сигналу руководителя игроки с флажками бегут вперед, подбегают к своим игрокам, стоящим на противоположной стороне площадки, отдают впереди стоящим флажки, а сами становятся сзади этой половины команды. Получившие флажки бегут вперед, каждый к своей половине команды, стоящей напротив, отдают флажки очередным игрокам и становятся в конец колонны и т.д. Команда, игрок которой выбегает, подвигается на один шаг вперед к линии для начала бега. Игра заканчивается, когда последний из перебегающих игроков какой-либо из команд передаст флажок игроку, начавшему игру. Побеждает команда, закончившая перебежку раньше.
Игра способствует воспитанию быстроты движений, чувства товарищества, ответственности за свои действия перед коллективом, организаторских способностей.
9. «Смена пар». Площадка, зал, желательно музыкальных сопровождение. Играющие становятся парами по большому кругу, а водящий без пары — в середине круга.
Под музыку участники в парах начинают танцевать какой-нибудь танец. Музыка умолкает, и руководитель объявляет: «Смена пар!» Все быстро меняются местами, составляя новые пары; водящий также стремится стать с кем-нибудь в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим. По указанию руководителя танец возобновляется, затем музыка снова прекращается, и происходит смена пар. Так играют несколько раз.
Игра способствует воспитанию чувства товарищества, объединяет играющих в коллектив, развивает музыкальность, ритмичность, навыки танца.
10. «Быстро по местам!». По сигналу руководителя «На прогулку!» все дети разбегаются в разные стороны. По второму сигналу «Быстро по местам!» все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впереди стоящим. Кто из играющих быстрее займет свое место, тот победитель. Исходные положения могут быть самые разнообразные: играющих можно построить в две шеренги и предложить скрестить руки с соседями; в колонну по два и предложить сесть или встать на колени; в два круга, руки положить на плечи соседей и т.п.
Правила. 1. По команде «Быстро по местам!» надо становиться в исходное положение, с которого отправились на прогулку. 2. При построении нельзя толкать товарищей и силой занимать место.
Игра способствует развитию быстроты бега, сообразительности и наблюдательности. Она приучает детей быстро реагировать на сигнал и быстро ориентироваться. Преимущественным видом движения является ходьба и бег.
11. «Охотники и утки». Игра проводится на волейбольной площадке. Играющие делятся на две команды — «охотников» и «уток». Охотники становятся за линиями с двух сторон, а между ними располагаются утки. По сигналу руководителя (свистку) охотники, перебрасывая между собой волейбольный мяч и не заступая за линию, стараются осалить им (подстрелить) уток. Осаленная мячом (подстреленная) утка выходит из игры. Утки увертываются от мяча, бегают и прыгают между линиями. Когда все утки подстрелены, руководитель отмечает, в течение какого времени охотники убили всех уток. Играющие меняются ролями, и игра продолжается. После двух игр отмечается, какая команда охотников быстрее другой перестреляла уток.
В игре совершенствуются навыки метания в подвижную цель и бега с увертыванием от мяча. У участников развивается наблюдательность, внимание и сообразительность, ловкость, ориентировка, самостоятельности инициатива.
12. «Перестрелка». Игра проводится на волейбольной площадке. Играющие делятся на две равные команды, которые свободно размещаются на своем поле от средней линии до линии плена (лицевая линия). Команды выбирают капитанов, или их назначает руководитель. У средней линии руководитель подбрасывает мяч между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок старается попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Противник увертывается от мяча и в свою очередь, перехватив мяч, старается осалить игрока противоположной команды. Таким образом, играющие одной команды стараются мячом осалить всех играющих другой команды. Капитаны команд, находясь за линиями плена противоположных команд, помогают своей команде осалить мячом игроков. Осаленные мячом игроки уходят за линию плена к своим капитанам и продолжают игру.
Игра проводится на время —10—15 мин, после чего подсчитываются пленники в каждой команде. Сколько команда имеет пленных, столько очков она выиграла. Побеждает команда, имеющая больше очков к концу установленного времени. Пленные игроки могут продолжить игру вместе с командой, если они, находясь за линией плена, осалили игрока команды противника. Это условие стимулирует пленников играть наиболее активно.
Правила. 1. Играющие не имеют права заходить за среднюю линию и линию плена (лицевую). 2. Салить мячом в голову не разрешается. 3. Игрок, поймавший мяч с воздуха, не считается осаленным и продолжает играть. 4. Осаливание мячом, отскочившим от пола или стены, не считается. 5. Бегать с мячом больше двух шагов не разрешается. 6. Если во время игры в помещении (зале) мяч попал в стену, он считается вышедшим за границу поля и передается той команде, на стороне которой попал в стену.
В игре совершенствуются и закрепляются навыки владения мячом: броски и ловля мяча, передачи, ведение. Игроки учатся ориентироваться во время игры, проявлять активность. Преимущественные виды движений в игре — броски, ловля, передача, метание в подвижную цель, а также бег с увертыванием от мяча.
Игры-эстафеты
1. «K СТАРТАМ ГОТОВЫ!» Перед началом игры каждый участник имеет предмет. Предметы распределяются одинаково во всех командах: у капитана —два гимнастических обруча, у второго участника и далее имеются предметы в следующей последовательности: набивной мяч (1—2 кг), баскетбольный мяч, волейбольный или футбольный мяч, теннисный мяч, гимнастическая скакалка, шашечная доска с набором 12 белых и 12 черных шашек, эстафетная палочка и у трех девочек по мешочку с песком. Последняя, двенадцатая, участница держит надувной шарик-"колбаску". Команды сидят на скамейках верхом (в последующих эстафетах, как и в этой, все участники также сидят).
По команде «Марш!» капитаны команд от линии старта бегут к стойкам и сверху опускают на стойку обручи. Возвращаясь назад, капитан касается левой рукой свободной руки второго участника, который стоит на линии старта с набивным мячом. Тот бежит к стойке и кладет мяч в обручи, лежащие на полу вокруг стойки. Третий и последующие участники заранее готовятся на линии старта и после касания рукой возвратившегося делают то же самое. Судьи следят за тем, чтобы все участники клали свои предметы в обручи. Если мяч выкатится за пределы обручей, участника возвращают или команде начисляют штрафные очки (по условию). Последняя участница бежит с шариком на нитке длиной 50—60 см, привязывает его к стойке и возвращается назад. Как только она дотронется до руки капитана, стоящего на линии старта, команде определяется место или время прихода (по секундомеру). С учетом штрафных секунд определяется окончательно место командам в этой эстафете.
2. «Гонка мячей». Все участники сидят в исходном Положении. У капитанов по два мяча — один набивной, другой баскетбольный. По команде «Внимание!» участники поднимают руки вверх для приема мячей. По команде «Марш!» капитаны передают назад вначале набивной мяч, затем баскетбольный. Правилами предусматривается только передача мяча. Броски мячей через нескольких участников считаются ошибкой. Последний участник, получив оба мяча, бежит к началу скамейки, садится на нее верхом и снова в том же порядке передает мячи. В то время когда последний участник бежит с мячами вперед, команда (каждый раз) сдвигается на одно место назад, освобождая скамейку впереди. По окончании эстафеты капитан команды, прибежав на свое место, поднимает оба мяча вверх, а команда, сидя, поднимает руки в стороны.
После проведения этой эстафеты главный судья сообщает ее результаты и сумму мест-очков после двух видов программы. Очки за внешний вид, которые получили команды перед игрой, и очки за общую дисциплину команд учитываются в конце соревнований.
3. «БУДЬ ЛОВКИМ». Перед каждой командой устанавливайся два препятствия. У капитанов команд в правой руке шарик-"колбаска". По команде «Внимание!, капитаны подходят к линии старта. По команде «Марш!» они бегут три метра к первому препятствию — натянутой на высоте 30—40 см резинке, перепрыгивают через нее, бегут еще 5 м до второго препятствия — обруча, стоящего на полу, пролезают в него, пробегают еще 2 м до стойки, обегают ее. На обратном пути капитаны преодолевают те же препятствия, только в другой последовательности, на линии старта передают шарики и садятся в конце скамейки. Очередные участники в свою очередь повторяют действия капитанов.
Задевание препятствий и передача шарика не на линии старта считаются ошибками. Первое препятствие — эластичная резника обычно натягивается между волейбольными стойками по всей ширине зала; второе — обруч, его держат освобожденные учащиеся или участники из числа запасных каждой команды. С учетом допущенных ошибок объявляются результаты этой игры и общая сумма очков после трех игр.
4. «ПЕРЕКАТИ МЯЧ». У капитанов по одному набивному мячу-(1— 2 кг). По команде «Внимание!» капитаны подходят к линии старта и кладут мяч на пол. По команде «Марш!» они катят мяч рукой до стойки. У стойки берут мяч в руки, обегают стойку, пробегают с мячом мимо своей команды вокруг скамейки и на линии старта передают мяч следующему. Следующий кладет мяч на пол и быстро катит к стойке и т.д. Участник, закончивший гонку мяча, садится в конце скамейки. Капитан команды, получив мяч от последнего игрока, поднимает его вверх, а команда принимает условное положение — руки в стороны, показывая тем самым, что игра закончена.
Это условное положение рук в конце игры одинаково для всех игр.
5. « МЕЖДУ НОГ». Участники стоят ноги врозь, скамейка между ногами. У капитанов по три мяча: набивной, баскетбольный и волейбольный (футбольный). По команде «Внимание!» капитаны кладут мячи на пол у переднего конца скамейки. По команде «Марш!» каждый капитан берет набивной мяч и передает его между ног второму участнику, второй — третьему и т.д. Затем быстро передает также баскетбольный и волейбольный мячи. Участники перекатывают мячи по скамейке, стараясь, чтобы они не выкатывались из образовавшегося тоннеля между ног и скамейкой. Последний участник, получив все три мяча, берет их в руки и бежит вперед. В это время все игроки команд подвигаются назад на одно место, а прибежавший с мячами занимает место капитана и в той же последовательности передает мячи. Как только капитан займет свое место на скамейке, положив мячи на пол, команда принимает положение финиширования. Ошибками считаются: выход мяча за пределы тоннеля, помощь уронившему мяч и др.
6. «С МЯЧАМИ И ОБРУЧАМИ». Перед каждой командой устанавливаются по два гимнастических обруча.
Перед началом игры капитаны берут по два мяча (баскетбольный и волейбольный) и по команде «Внимание!» становятся у линии старта. По команде «Марш!» капитаны бегут с мячами до первого обруча, пролезают через него любым способом, затем пролезают через другой, обегают стойку и на обратном пути, минуя обручи, быстро бегут мимо своей команды вокруг скамейки. На линии старта они передают мячи второму участнику, который повторяет те же действия, что и первый. Последний участник, передав мячи на линии старта своему капитану, быстро садится назад, а вся команда занимает положение финиширования. Капитан, положив мячи у переднего края скамейки, садится и занимает то же положение.
7. «ДРУЖНЫЕ ПАРЫ». Перед стартом участники распределяются парами. По команде «Внимание!» первая пара занимает стартовое положение с обручем. Обруч надевается сверху и держится руками на уровне пояса. По команде «Марш!» первая пара, придерживая обруч на заданном уровне и стараясь бежать синхронно, обегает стойку, на обратном пути пробегает мимо команды вокруг скамейки и передает обруч следующей паре на линии старта. Каждая следующая пара начинает бег только тогда, когда наденет на себя обруч. Как только последняя пара передаст обруч капитану на линии старта, он садится на скамейку, поднимает обруч вверх, а команда принимает положение руки в стороны.
8. «С ТРЕМЯ МЯЧАМИ». Команда сидит на скамейке в ряд (все команды сидят лицом в одну сторону). У капитанов по три мяча: теннисный, волейбольный и баскетбольный. По команде «Внимание!» все участники вытягивают руки вперед, а капитан готовит для передачи один из мячей. По команде «Марш!» он передает первому в команде мячи в любой последовательности, и мячи быстро слева направо доходят до последнего участника. Последний, получив три мяча, встает и пробегает с ними сзади своей команды. В момент перебежки вся команда подвигается в правую сторону, освобождая место в начале скамейки для последнего игрока. Следующая передача начинается только тогда, когда участник с мячами сядет на скамейку. Как только капитан команды, получив мячи, вернется на свое место и положит мячи на пол, команда встает, поворачивается налево и садится на скамейку верхом, руки в стороны.
Ошибки: пробегание последнего участника перед командой (а не сзади), потеря мячей. Если во время передачи потерян мяч, то поднимает и передает его тот игрок, который уронил.
9. «ПОЕЗДА» В игре принимают участие только мальчики где девочки во время игры сидят на своих местах в конце скамейки. Для уменьшения нагрузки стойки ставят ближе к линии старта. Капитаны команд-"тепловозы", остальные участники-"вагоны". По команде «Внимание!» тепловоз, прицепив к себе первый вагон (второй участник кладет руки на плечи первому — способ сцепки вагонов), становится на линии старта. По команде «Марш!» тепловоз с вагончиком пробегают вокруг стойки, затем вокруг скамейки и, подбежав к линии старта, прицепляют к себе следующий вагончик и т.д. Постепенно образуется состав из пяти вагончиков и тепловоза. Как только поезд в полном составе прибудет на «конечную станцию» — линию финиша, все участники должны сесть на скамейку, приняв положение финиширования. Если в пути в момент движения состава произойдет расцепка вагонов, участники должны остановиться и, сделав сцепление, продолжить движение.
Эту игру можно провести и вместе с девочками — более длинным составом, но для этого целесообразно прицеплять сразу по два-три вагона.
Игра дает очень большую нагрузку, особенно для капитана — «тепловоза». В связи с этим на эту роль выбираются из команды наиболее сильные ребята и, на оборот, слабые становятся в конец.
10. «СКАКАЛКОЙ». В игре принимают участие только девочки. Мальчики во время игры сидят в конце скамейки. Перед началом игры у первых участниц каждой команды в руках скакалки. По команде «Внимание!» они подходят к линии старта. Скакалки сзади, приготовлены для прыжков.
По команде «Марш!» начинаются прыжки через скакалку с продвижением вперед до стойки. Обегание стойки проводится без прыжков через скакалку. На обратном пути девочки снова прыгают через скакалку и на линии старта передают скакалку следующей и т.д. Судьи строго следят за тем, чтобы каждая участница начинала прыжки с линии старта. Можно договориться о том, чтобы каждая участница сделала не менее трех прыжков туда и обратно. По окончании эстафеты все садятся на скамейку и принимают положение финиширования. В зависимости от подготовленности участниц эстафету можно проводить с обеганием скамейки.
11. «КTO БЫСТРЕЕ». Для проведения игры капитанам раздаются эстафетные палочки. По команде «Внимание!» капитаны с палочкой в правой руке подходят к линии старта. По команде «Марш!» бегут вокруг стойки, затем вокруг скамейки и передают палочку на линии старта второму участнику. Способ передачи может быть оговорен перед игрой. По окончании эстафеты вся команда садится на скамейку и принимает положение финиширования. При потере палочки во время передачи палочку должен поднять передающий.