СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные коррекционные игры для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подвижные коррекционные игры для детей с ОВЗ»

Подвижные коррекционно-развивающие игры для детей с ОВЗ

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М. Лебедев).

Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.

В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.

Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталость заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а следовательно, познавательную деятельность в целом.

Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.

Известно, что умственно отсталые дети отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития.

Подвижные игры с коррекционно-развивающей направленностью

1.Игра: «Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

Игра проводится вдвоем: воспитатель и ребенок.

Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25-30 и 3-4 сантиметра).

Инструкции. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

Методические указания

•Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.

• «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка - «браслет».

• В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им
завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше
фигур и правильно их назовет.

Могут быть предложены и варианты усложнения.

2. Игра: «Лохматый пес»

Содержание игры. В определенном месте (на скамейке, внутри обруча) сидит на корточках, спящий «пес». Дети из своего дома с противоположной стороны (на носочках, руки на пояс, плечи расправлены, спина прямая) крадучись двигаются по направлению ко «псу», хором, тихо приговаривая:

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свои уткнувши нос,

Тихо-мирно он сидит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет?

С последними словами, дети вплотную подходят ко псу, хлопают в ладоши и быстро убегают в свой дом. Пес их ловит, пойманный становится псом.

Варианты усложнения:

  1. При большой группе играющих может быть увеличено количество псов.

  2. Вместо ходьбы на носочках, могут быть использованы другие упражнения.

Направленность. Развитие быстроты реакции внимания, координация элементарных движений, ловкость увертывания.

Активизация речевой деятельности, ритмичность движений заданной речитативом, развитие скоростных качеств, акцентирование внимания на сохранении правильной осанки, профилактика плоскостопия. 

  1. Игра: «Попади в мишень»

Цель: развитие слуховой памяти и меткости.

Игра проводится с группой из четырех и более детей.

Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.

Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздастся звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.

Методические указания

•Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря).

• Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать
уровню глаз ребенка.

  1. Игра: «Горячий мяч»

Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.

Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.

Инвентарь: озвученный мяч.

Инструкция: дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одною из игроков. Но кочки! к- вступим о мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.

Методические указания

• Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети,
при построении игроков в круг незрячего ребенка следует поставить
рядом со слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему
участнику игры мяч нужно давать прямо в руки.

•Незрячему ребенку необходимо объяснять, как держать, руки наготове (ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу).

• Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не
останутся двое, которые и становятся победителями.

  1. Игра: «Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве. Количество игроков — 5—20.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет ею по имени измененным голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.

Методические указания

• Во время игры следует соблюдать полную тишину.

• Водящий с остатком зрения или нормально видящий должен закрыть
глаза или надеть повязку.

  1. Игра: «Воробушки и кот»

Инвентарь: обручи.

Содержание игры – «воробушки» ставят свои домики (обручи) в пределах игровой площадки, где они ходят на носочках, машут крылышками, клюют зернышки, пьют водичку и т.п.

За игровой площадкой ходит «кот», который мяукает, показывает коготки, угрожая воробушкам.

По команде ведущего «воробушки полетели». Дети выбегают из своих домиков, резвятся, прыгают, купаются, чирикают. По команде ведущего «кот идёт» воробушки прячутся в домики, а кот старается их поймать. Пойманный меняется местами с котом.

Направленность. Совершенствование техники знакомых движениях при отвлекающем отслеживании действий другого объекта, распределение внимания. Развитие выразительности имитационных движений, быстроты двигательной реакции, периферического зрения.

  1. Игра: «Между двух огней»

Цель: совершенствование техники метания мяча, повышение мобильности, ловкости, улучшение координации движений.

Методические указании

• Игроки, находящиеся в коридоре, имеют право свободно передвигаться в нем.

• Игроки, находящиеся вне коридора, могут передвигаться в пределах своей площадки и катить мяч с любого места.

• Мячи можно только перекатывать, бросать их нельзя.

• Мячи должны быть хорошо накачаны и озвучены.

• 1хлп мяч застрял в коридоре, водящий или его помощник берет его и передает любой команде.

• Судья объявляет счет после каждою попадания.

  1. Игра: «На ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Количество игроков - 5 - 10.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

Инструкция. В темный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, наперсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т.п. Ребенок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20 30 секунд определит больше предметов.

Методические указания

• Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.

• Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещенными в мешок.

  1. Игра: « Золотая рыбка»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Методические указания

• Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.

• «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.

• «Рыбки», спасаясь от «рыбаков», могут обегать «невод» или
подлезать под руки «рыбаков».

• Разорвавший «невод» считается пойманным.

• Наиболее сильные игроки стоят в неводе крайними (с браслетом на
руке), более слабых игроков следует ставить в середине невода.

• Игра характеризуется большой интенсивностью, поэтому
непродолжительна.

  1. Игра: «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей. Количество игроков 10-12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1.5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!