Тема:
Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ Петра.
Цель:
Сформировать понятие поэмы, выяснить идею и проблематику поэмы «Медный всадник»; проверить знания учащихся по теме «Творчество А.С. Пушкина»;
Развитие выразительного чтения; формирование умения анализировать художественное произведение: определять тему, идею, изобразительно-выразительные средства языка;
Воспитание культуры речи, эстетического чувства; формирование гражданской позиции
Ход урока:
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
Проверка домашнего задания
Назовите первое печатное стихотворение Пушкина
Как называют условный образ в лирическом произведении, чье отношение к изображаемому стремится передать автор?
Назовите основные темы лирики Пушкин
Знакомство с определением понятия поэма
Поэма(греч.) – один из видов лиро-эпического повествования: стихотворное произведение, рассказывающее о поступках и переживаниях персонажей и передающее в лирических отступлениях точку зрения лирического героя.
Чтение поэмы (восприятие)
Анализ поэмы
«Медный всадник» — одно из самых совершенных поэтических произведений Пушкина. Уникальность этого произведения заключается в том, что автор преодолел жанровые каноны исторической поэмы. Петр I не появляется в поэме как исторический персонаж (он «кумир» — изваяние), о времени его царствования также ничего не сказано. Поэт обращается не к истокам этой эпохи, а к ее итогам — к современности.
Основной конфликт поэмы — конфликт между государством и личностью. Воплощается он прежде всего в образной системе: противопоставлением Петра и Евгения.
Образ Петра центральный в поэме. Пушкин дает в «Медном всаднике» свою трактовку личности и государственной деятельности Петра. Автор изображает два лика императора, во вступлении Петр — человек и государственный деятель:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Им руководит идея блага Отечества, а не произвол. Он понимает историческую закономерность и предстает как решительный, деятельный, мудрый правитель.
В основной части поэмы Петр — памятник первому русскому императору, символизирующий самодержавную власть, готовый подавить любой протест:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
Конфликт истории и личности раскрывается через изображение судьбы обыкновенного человека. Хотя Евгения исследователи не включают в галерею «маленьких людей», тем не менее некоторые типические черты таких героев находим в этом образе. Евгений лишен индивидуальности. Петр I становится для него тем «значительным лицом», которое появляется в жизни любого «маленького человека», чтобы разрушить его счастье.
Самостоятельная работа по учебнику (стр.188-190)
- Какой смысл несет описание картины наводнения?
- С чьей судьбой содержит скрытую параллель «бунт» Евгения? (декабристов)
Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?
Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут обсуждены на следующих уроках.