СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэма Пушкина "Медный всадник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по поэме Пушкина "Медный всадник"

Просмотр содержимого документа
«Поэма Пушкина "Медный всадник"»

 История создания поэмы. Особенности композиции и жанра

История создания поэмы. Особенности композиции и жанра

Город пышный,  город бедный,  Дух неволи, стройный вид,  Свод небес зелено-бледный,  Скука, холод и гранит…

Город пышный,

город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит…

Петербург и его «строитель чудотворный» всегда привлекали внимание А. С. Пушкина

Петербург и его «строитель чудотворный» всегда привлекали внимание А. С. Пушкина

 Особое значение в творчестве Пушкина имеет образ Петра I. Пушкин философски осмысляет его и русскую историю вообще. В центре поэмы – проблема взаимоотношения личности и государства.  Поэма написана в Болдине в октябре 1833г., при жизни автора не была опубликована

Особое значение в творчестве Пушкина имеет образ Петра I. Пушкин философски осмысляет его и русскую историю вообще. В центре поэмы – проблема взаимоотношения личности и государства.

Поэма написана в Болдине в октябре 1833г., при жизни автора не была опубликована

 «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Берхом» А. Пушкин

«Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Берхом» А. Пушкин

Петербургское наводнение 1824г — самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. Произошло 7 (19 ) ноября Вода в реке Неве и её многочисленных каналах поднялась на 4,14—4,21 м выше ординара. По оценкам, во время наводнения были разрушены 462 дома, повреждены 3681, погибли 3600 голов скота, утонули от 200 до 600 человек, многие пропали без вести, так как трупы были унесены водой в Финский залив. На стенах домов города имеются памятные таблички, отмечающие уровень воды при наводнении 1824 года. Одна из них находится на пересечении Кадетской линии и Большого проспекта Васильевского острова.
  • Петербургское наводнение 1824г — самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. Произошло 7 (19 ) ноября
  • Вода в реке Неве и её многочисленных каналах поднялась на 4,14—4,21 м выше ординара. По оценкам, во время наводнения были разрушены 462 дома, повреждены 3681, погибли 3600 голов скота, утонули от 200 до 600 человек, многие пропали без вести, так как трупы были унесены водой в Финский залив.
  • На стенах домов города имеются памятные таблички, отмечающие уровень воды при наводнении 1824 года. Одна из них находится на пересечении Кадетской линии и Большого проспекта Васильевского острова.
Композиция поэмы Поэма двухчастная: название «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» представляет высокий «штиль», продолжает традицию поэмы-оды. Подзаголовок «Петербургская повесть» напоминает о прозаическом бытописании современной жизни (ср. «Повести Белкина»)

Композиция поэмы

Поэма двухчастная: название «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» представляет высокий «штиль», продолжает традицию поэмы-оды.

Подзаголовок «Петербургская повесть» напоминает о прозаическом бытописании современной жизни (ср. «Повести Белкина»)

Вступление  Вступление написано в традициях классической ОДЫ (высокий штиль). Автор воспевает творческий гений Петра, используя высокие эпитеты   На берегу пустынных волн  Стоял  он , дум великих полн,  И вдаль глядел. Пред ним широко  Река неслася; бедный чёлн  По ней стремился одиноко.  По мшистым, топким берегам  Чернели избы здесь и там,  Приют убогого чухонца;  И лес, неведомый лучам  В тумане спрятанного солнца,  Кругом шумел.

Вступление

Вступление написано в традициях классической ОДЫ

(высокий штиль). Автор воспевает творческий гений Петра, используя высокие эпитеты

На берегу пустынных волн Стоял  он , дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел.

Петр мечтает построить город, борясь с природой как данностью

Петр мечтает построить город, борясь с природой как данностью

Через сто лет «юный град» предстает как прекрасная осуществившаяся мечта Петра  В описании города появляется личная интонация: автор пишет о собственном Петербурге – городе белых ночей. Это морозный зимний Петербург, город военный, парадный, праздничный

Через сто лет «юный град» предстает как прекрасная осуществившаяся мечта Петра

В описании города появляется личная интонация: автор пишет о собственном Петербурге – городе белых ночей. Это морозный зимний Петербург, город военный, парадный, праздничный

 В поэме сочетаются три стиля художественной речи: одический язык (этот эпизод напоминает создание мира из хаоса), «онегинский» язык (на нем описывается современный город), и язык бытового рассказа (подзаголовок «Петербургская повесть»).  После эмоционального вступления следует стилистический и эмоциональный «перелом», появляется тема наводнения

В поэме сочетаются три стиля художественной речи: одический язык (этот эпизод напоминает создание мира из хаоса), «онегинский» язык (на нем описывается современный город), и язык бытового рассказа (подзаголовок «Петербургская повесть»).

После эмоционального вступления следует стилистический и эмоциональный «перелом», появляется тема наводнения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!