Литературная гостиная «Поэтическиq голос родного края».
Цели и задачи:
формировать культурообразное мышление учащихся на основе интеграции знаний, полученных на уроках русского языка, чтения, истории, музыки;
обогащение духовного мира учащихся, коррекция их эмоциональной сферы;
выявление одарённых и талантливых детей, занимающихся поэтическим творчеством;
создание творческой среды;
знакомство с местными поэтами;
приобщение учащихся к самостоятельному чтению;
развитие читательского интереса;
развитие творческих способностей учащихся.
Приглашенные:
Оборудование:
Мультимедиа;
Компьютер;
Музыкальная аппаратура;
Ведущий 1 .
Добрый день, дорогие ребята! Литературная гостиная вновь распахнула двери для всех желающих и рада приветствовать всех любителей литературы.
Что такое литература для современного общества?
Ведущий 2
Литература для писателя – это способ передать свое личное мнение, поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством событий в жизни персонажей. А для читателя – это возможность узнать новое, пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться чему-либо.
Ведущий 1
Тому, кто любит литературу, не нужен ни разумный советчик, ни заботливый утешитель.
Литература – поддержка одинокому, утешение в горестях, радость открытий.
Радость общения с литературой доступна всем!
Когда – то французский писатель Антуан де Сент - Экзюпери мудро заметил: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Общение с людьми талантливыми – двойная роскошь.
Главное – увидеть, заметить его и вовремя сказать ему «спасибо» за щедрость души, за умение дарить свой талант бескорыстно, за то, что он живёт на свете и делает добро.
Ведущий 1: Как вы уже успели догадаться, хозяйкой нашего сегодняшнего вечера будет литература, а долгожданными гостями – стихи. Но не любые стихи, а те, которые написаны Валентиной Яковлевной Некрасовой. Вы знаете ее как замечательного учителя. А сегодня поближе познакомимся и с ее поэзией. Встречаем нашего гостя (аплодисменты). Мы рады приветствовать Вас! Добро пожаловать!
Итак, мы открываем нашу литературную гостиную.
БИОГРАФИЯ В СТИХАХ
Биография ее проста. Родилась и выросла в Красноярово в семье учителей Якова Кондратьевича и Анны Назаровны Некрасовых. После окончания Благовещенского государственного педагогического института в 1972 году приехала работать в родное село. И вот уже 52 года ходит в школу знакомой тропинкой. Она – отличник просвещения.
Это скупые строки биографии. Но за ними – целая жизнь, полная надежд и мечтаний. Тревог и страданий. Жизнь, посвященная своим родным и близким, своим ученикам, которых у нее за эти годы было очень много.
В этой суетной жизни Валентина Яковлевна находит время для любимого дела – пишет стихи.
Сколько вам было лет, когда Вы написали свое первое стихотворение?
Хорошо бы быть снежинкой,
Так лететь, кружиться за окном.
И на радость ребятишкам
Стать рассыпчатым снежком.
А снежинки летят и летят,
Касаются мерзлой земли,
И ветром гонимы летучим,
Скрываются где-то вдали.
А ПОЧЕМУ УРОК ДЛЯ ВАС БЫЛ СКУЧЕН?
3. Можно ли научиться писать стихи? Или надо родиться поэтом? А как было у Вас?
2. Любили ли Вы в школе литературу?
3.Что в детстве для Вас было радостью?
СТИХИ: ЛЕТО моего детства – ТРУШ КСЕНИЯ
ВЫШИВКА - ДОЛГУНКОВА ТОНЯ
ВЕДУЩИЙ: В своих стихах Вы говорите о своих родителях. Я хочу прочитать стихотворение «Памяти моего отца посвящается» .
Расскажите, пожалуйста, какую роль Яков Кондратьевич сыграл в увековечивании памяти одного из наших земляков – героя ВОВ.. (О ФИРСОВЕ)
ТЕМА ВОЙНЫ БЛИЗКА В.Я. – МЕМОРИАЛ ПОДО РЖЕВОМ
БОЛДЫРЕВА ВИОЛЕТТА
ПЕСНИ ВОЙНЫ - ПЕРЦЕВА СНЕЖАННА
ВЕДУЩИЙ: В районном конкурсе к юбилею района 2-е место было присуждено Некрасовой Валентине Яковлевне за стихотворение «Посвящение маме» (2006).
Назвали тебя без изъяна,
Тебе это имя под стать,
Родители знали, что «Анна»
Земную несет благодать
в стихах видна глубокая печаль, грусть и тоска дочери о родителях (воспоминания остались на всю жизнь):
…
(ЛЕТО МОЕГО ДЕТСТВА _ТРУШ КСЕНИЯ)
(СКРОМНАЯ ВЫШИВКА - ДОЛГУНКОВА А.)
4. О чем больше любите писать? Какая из тем ближе?
Лирические стихи – очень личные. Их особенностью является автобиографичность.
В своих стихах Валентина Яковлевна обращается к своей юности, которой уже не вернуть:
…В той далекой весне
Я любила, причины не зная,
Старый мартовский снег.
Не вернешься ко мне.
Снег другой.
И я тоже другая…
(«Март») [ 3.с.5.].
Ее любовь – чувство очень личное. Любовь – разлука, любовь – разрыв.
ВАЛЬС ДУНАЙСКИЕ ВОЛНЫ _ПОТОМОВА М.А.
АЛМАЗНОЕ НЕБО - ЧАЩИНА ЮЛИЯ
11
5. В какое время года, в какое время суток , в каком месте Вам легче писать стихотворения?
Как признается Валентина Яковлевна, легче всего сочиняются стихи на природе. Ей знакома каждая тропинка в окрестностях села. Она знает и поляны земляничные, и мари голубичные, и места грибные. Ей вольно дышится среди родных берез и осинок, в разнотравье полей и цветочных лугов. Здесь она отдыхает от забот и тревог:
Разнотравье июльское –
Мед да полынь/.
Ах, дороженька русская,
Мою горечь откинь/.
Ах, дороженька русская,
Ты виляешь слегка.
То тропиночка узкая,
То, как жизнь, широка…
(«Дороженька», 2002)
ЧТЕЦЫ: КРАСОТЫ НЕСРАВНЕННОЙ РАЗДОЛЬЕ _ НАКОНЕЧНЫХ П,
ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ _ САННИКОВА Л,
МОЙ ЛЮБИМЫЙ - ПИМАНОВА О,Р,
НУ, ЗДРАВСТВУЙ, ОКТЯБРЬ - КЛАЦ ЛЕРА
В большой стране у каждого человека есть свой родной уголок - город или деревня, улица, дом, где он родился. Это его «маленький дом» - его «малая Родина». И где бы ни жил человек, он всегда с любовью и нежностью вспоминает свою «малую Родину».
Любовь к Родине – к России у Валентины Яковлевны неразделима с любовью к малой Родине – к своему краю. Много стихов она посвятила деревне, где провела свое детство, где живет и работает. СЛОВА ГИМНА Красноярова написали тоже Валентина Яковлевна.
6. ВАЛЕНТИНА ЯКОВЛЕВНА, расскажите, пожалуйста, историю написания гимна.
ЮБИЛЯРУ МАЗАНОВСКОМУ РАЙОНУ – КЛАЦ ЛЕРА
ВЕДУЩИЙ: У нас в гостях НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУДАРСКИЙ. У ВАС сложился творческий союз. ВСПОМНИТЕ, КАК все начиналось…
ПЕСНИ О СЕЛЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО С СУДАРСКИМ Н,А,
Ведущий 2: Нужно подчеркнуть, В.Я. своей поэтической строкой активно вторгается в различные стороны жизни общества. Она остро реагирует на все, что происходит и происходило у нас в стране. И в лирические строки нередко вплетаются мотивы животрепещущие: безжалостные выверты перестройки, Чечня и гибель наших парней, трагедия Беслана, разлад между братскими народами и разрозненность патриотических сил России.
На исходе 20 века, в канун нового 21, в газете «Самовар» было опубликовано ее стихотворение «Уходящему веку», занявшее первое место в конкурсе:
Струится времени река,
Опять меняются века.
Уходит век, немного жаль.
Была в нем радость и печаль.
Любовь была, и кровь из ран.
Рождались гений и тиран.
Летели к звездам корабли,
Реакторы взрывались.
Хоть варвары иконы жгли,
Вновь храмы возрождались.
Один пенициллин открыл,
Другой угробил Хиросиму.
Один поэму сочинил,
Другой стрелял поэту в спину.
Двадцатый век. Мелькали лица.
Менялись страны и границы.
Двадцатый век. Ты нас прости,
Ведь нам с тобой не по пути.
Опять меняются века,
Но жизни вдаль идет строка. [3.с.20].
7. Каким вы видите мир, когда пишите стихи? Что бы Вам хотелось больше всего выразить в стихах?
МОЖНО БРОСИТЬ КАМЕНЬ,,, - БОЛДЫРЕВА КСЕНИЯ
У КАЖДОГО ОГРОМНЫЙ МИР… - ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА КУЧЕР
ВЕДУЩИЙ : В последнее время В.Я. все чаще и чаще задумывается о смысле жизни, о неизбежном уходе. Жизнь скоротечна, невозвратима. Неизбежность принимается ею как Божья данность:
Мы уйдем золотым листопадом… - НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ЧУХРЯЕВА
ШКОЛЬНАЯ ТЕМАТИКА - пусть загадки
Ведущий- у каждого поэта свой собственный стиль и свои любимые темы. А какая любимая тема у Вас? Прочитайте нам, пожалуйста, свои любимые стихи.
Ведущий: Все мы сегодня убедились в том, что тематика Ваших стихов щедра и разнообразна: о природе, любви, родительской деревне, родных – словом, обо всем, что мы и называем “малой родиной”. Мы благодарим Вас за встречу, за то, что Вы откликнулись и согласились на эту встречу (Подарить подарки). Надеемся, что эта встреча была не последней.
Диалог с поэтом:
6. Стихи каких авторов вам близки по духу?
7. Что принимаете в жизни, а что – нет? Что цените?
10. Какое Ваше любимое стихотворение? Что послужило поводом для его написания?
Диалог с поэтом:
- у каждого поэта свой собственный стиль и свои любимые темы. А какая любимая тема у Вас? Прочитайте нам, пожалуйста, свои любимые стихи. Спасибо
Что в детстве для Вас было радостью?
Любили ли Вы в школе литературу?
3. О чем больше любите писать? Какая из тем ближе?
4. Можно ли научиться писать стихи? Или надо родиться поэтом? А как
было у Вас?
Каким вы видите мир, когда пишите стихи? Что бы Вам хотелось больше всего выразить в стихах?
Стихи каких авторов вам близки по духу?
7. Что принимаете в жизни, а что – нет? Что цените?
Сколько вам было лет, когда Вы написали свое первое стихотворение?
Чем Вы руководствовались при написании своего первого стихотворения?
9. Часто ли Вы вспоминаете о школе?
10. Какое Ваше любимое стихотворение? Что послужило поводом для его
написания?
В какое время года, в какое время суток Вам легче писать стихотворения?
12. Сколько стихотворений Вы написали? Какие из них дороже, значимее?
13. Что Вы можете посоветовать начинающим поэтам?