«Поэтический мир А. А. Фета»
Урок литературы в 10 классе
Цели урока :
1.Познакомить с жизнью и поэзией А.А.Фета.
2.Ввести учащихся в эмоциональную
атмосферу творчества Фета; помочь увидеть
музыкальность его поэзии; раскрыть тему
любви на примере стихотворений «Я пришел к
тебе с приветом…» «Шёпот, робкое дыханье…»
3.Развивать умения исследовательской
деятельности.
4.Воспитывать вдумчивое, бережное
отношение к художественному слову.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.
-О чём этот поэт
пишет? Какова тема
его стихотворений?
-Какое
стихотворение А.
Фета отличается от
остальных? Почему?
"Я пришел к тебе с приветом..."
" Поэзия требует
новизны, под
новизной я
подразумеваю не
новые предметы, а
новое их освещение
волшебным
фонарем
искусства".
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет
.
"Я пришел к тебе с приветом..."
- История создания
- Тема стихотворения
- Композиция
- Жанр
- Эпитеты
- Метафоры
- Олицетворения
- Сравнение
- Анафора
- Роль тропов
- Идея стихотворения
"Я пришел к тебе с приветом..."
История создания – написано “Я пришел к тебе с приветом” в 1843 году и почти сразу опубликовано в журнале “Отечественные записки”.
Тема стихотворения – любовь и природа: Фет обращается к возлюбленной с рассказом о своих чувствах и прекрасном утре.
Композиция – двухчастная: первые две строфы поэт посвящает описанию природы, вторые две посвящены любовной теме.
Жанр – лирическое стихотворение.
Эпитеты – “горячий свет”, весенняя жажда” .
Метафоры – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет” .
Олицетворения – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся” .
Сравнение – “с той же страстью, как вчера” .
Тропы точно передают эмоциональное состояние человека, уверенного в
своих мыслях и чувствах, о смелом и энергичном отношении к самой жизни:
наслаждайся каждым мгновением, действуй, не спи!
Идея стихотворения автор хочет рассказать о том, что волнует душу и чем
он хочет поделиться со всем миром: о душе, о счастье, о веселье, о песне, о
любви. Это благодарность за чувства, всколыхнувшие душу, за страсть,
которую возлюбленная заронила в сердце, и вызвала к жизни поэтическое
вдохновение.
В чем же новизна поэзии А. Фета?
Необычно уже самое начало стихотворения:
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что...
Фраза по законам грамматики построена неправильно. Для нас сейчас эта строка
удачна, а вот современниками Фета она воспринималась как поэтическая дерзость (ведь
пушкинская норма требовала точности в слове, сочетании слов). Сам автор шутливо, но
не без гордости называл свои стихи стихами "в растрепанном роде".
Вот еще несколько примеров: "Можно ль тужить и не жить нам в обаянии?",
"Теснее и ближе сюда! Раскрой ненаглядное око!".
Неточные слова, неряшливые, "растрепанные" выражения в стихах Фета создают
неожиданные, яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт не
задумывался над словами, они сами к нему пришли.
О последних строках стихотворения:
...не знаю сам, что буду
петь, но только песня зреет,
Л. Н. Толстой сказал: "...этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии.
Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, - а выходит настоящая песня,
прямо из души, как у птицы".
Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А. Фета -
музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а нераздельны..
«Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
«Шепот, робкое дыханье…»
- История создания
- Тема стихотворения
- Композиция
- Жанр
- Эпитеты
- Метафоры
- Олицетворения
- Сравнение
- Роль тропов
- Идея стихотворения
А. Фет – поэт «чистого искусства». Что это значит?
И почему Н.А. Некрасов, например, был с ним не согласен?
Цель поэзии – сама поэзия.
Некрасов считал, что поэзия должна воспитывать в читателях
граждан, говорить о житейском.
Ф. М. Достоевский сказал об этом так:
"Представьте себе, что в каком-то городе произошло
стихийное бедствие. Жители в отчаянии, они поражены, обезумели
от ужаса. Утром следующего дня в городе выходит очередной номер
газеты. Несчастные надеются, что в ней есть сведения о погибших,
пропавших без вести. Но на самом видном месте газетного листа
напечатано: "Шепот, робкое дыханье...". Что должны были бы
сделать горожане с автором стихотворения? Поэта они б казнили,
а через 50 лет поставили б ему на площади памятник за его
удивительные стихи... Конечно, кто-то должен помогать нам
разбираться в сумятице повседневной жизни. Но в равной
мере кто-то должен хранить священный огонь поэзии".
Характерные особенности лирики А.Фета
новые формы
человек и природа – едины
любовь к жизни
использование приёмов импрессионизма
метафоричность
ассоциативность
музыкальность, мелодичность