СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поэтический мир А. А. Фета". Презентация к уроку в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: познакомить  с жизнью и поэзией А.А.Фета, ввести учащихся в эмоциональную атмосферу творчества Фета; помочь увидеть музыкальность его поэзии; раскрыть тему любви на примере стихотворений «Я пришел к тебе с приветом…»  «Шёпот, робкое дыханье…"

 

Просмотр содержимого документа
«"Поэтический мир А. А. Фета". Презентация к уроку в 10 классе»

«Поэтический мир  А. А. Фета»   Урок литературы в 10 классе

«Поэтический мир А. А. Фета»

Урок литературы в 10 классе

Цели урока :   1.Познакомить  с жизнью и поэзией А.А.Фета. 2.Ввести учащихся в эмоциональную атмосферу творчества Фета; помочь увидеть музыкальность его поэзии; раскрыть тему любви на примере стихотворений «Я пришел к тебе с приветом…»  «Шёпот, робкое дыханье…» 3.Развивать умения исследовательской деятельности. 4.Воспитывать  вдумчивое, бережное отношение к художественному    слову.

Цели урока :

1.Познакомить  с жизнью и поэзией А.А.Фета.

2.Ввести учащихся в эмоциональную

атмосферу творчества Фета; помочь увидеть

музыкальность его поэзии; раскрыть тему

любви на примере стихотворений «Я пришел к

тебе с приветом…»  «Шёпот, робкое дыханье…»

3.Развивать умения исследовательской

деятельности.

4.Воспитывать  вдумчивое, бережное

отношение к художественному    слову.

Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой. С вечера всё спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь через поле Перекати-поле Прыгает как мяч Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — Я ничего не пойму. Ветер. Кругом всё гудет и колышется, Листья кружатся у ног, Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь — поневоле

Тяжело — хоть плачь!

Смотришь через поле

Перекати-поле

Прыгает как мяч

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,

Листья кружатся у ног,

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око. Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Учись у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны. Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад… Какой-то тайной жаждою Мечта распалена — И над душою каждою Проносится весна.

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена —

И над душою каждою

Проносится весна.

-О чём этот поэт пишет? Какова тема его стихотворений? -Какое стихотворение А. Фета отличается от остальных? Почему?

-О чём этот поэт

пишет? Какова тема

его стихотворений?

-Какое

стихотворение А.

Фета отличается от

остальных? Почему?

"Я пришел к тебе с приветом..." 

" Поэзия требует

новизны, под

новизной я

подразумеваю не

новые предметы, а

новое их освещение

волшебным

фонарем

искусства".

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;   Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет   .

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет

.

"Я пришел к тебе с приветом..."

  • История создания  
  • Тема стихотворения  
  • Композиция  
  • Жанр  
  • Эпитеты  
  • Метафоры  
  • Олицетворения  
  • Сравнение  
  • Анафора
  • Роль тропов
  • Идея стихотворения

"Я пришел к тебе с приветом..."

История создания  – написано “Я пришел к тебе с приветом” в 1843 году и почти сразу опубликовано в журнале “Отечественные записки”.

Тема стихотворения  – любовь и природа: Фет обращается к возлюбленной с рассказом о своих чувствах и прекрасном утре.

Композиция  – двухчастная: первые две строфы поэт посвящает описанию природы, вторые две посвящены любовной теме.

Жанр  – лирическое стихотворение.

Эпитеты  –  “горячий свет”, весенняя жажда” .

Метафоры  –  “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет” .

Олицетворения  –  “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся” .

Сравнение  –  “с той же страстью, как вчера” .

Тропы точно передают эмоциональное состояние человека, уверенного в

своих мыслях и чувствах, о смелом и энергичном отношении к самой жизни:

наслаждайся каждым мгновением, действуй, не спи!

Идея стихотворения автор хочет рассказать о том, что волнует душу и чем

он хочет поделиться  со всем миром: о душе, о счастье, о веселье, о песне, о

любви. Это благодарность за чувства, всколыхнувшие душу, за страсть,

которую возлюбленная заронила в сердце, и вызвала к жизни поэтическое

вдохновение.

В чем же новизна поэзии А. Фета?

Необычно уже самое начало стихотворения:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что...

Фраза по законам грамматики построена неправильно. Для нас сейчас эта строка

удачна, а вот современниками Фета она воспринималась как поэтическая дерзость (ведь

пушкинская норма требовала точности в слове, сочетании слов). Сам автор шутливо, но

не без гордости называл свои стихи стихами "в растрепанном роде".

Вот еще несколько примеров:  "Можно ль тужить и не жить нам в обаянии?",

"Теснее и ближе сюда! Раскрой ненаглядное око!".

Неточные слова, неряшливые, "растрепанные" выражения в стихах Фета создают

неожиданные, яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт не

задумывался над словами, они сами к нему пришли.

О последних строках стихотворения:

...не знаю сам, что буду

петь, но только песня зреет,

Л. Н. Толстой  сказал: "...этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии.

Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, - а выходит настоящая песня,

прямо из души, как у птицы".

Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики  А. Фета 

музыкальность.  Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а нераздельны..

«Шепот, робкое дыханье…»  Шепот, робкое дыханье,          Трели соловья,  Серебро и колыханье          Сонного ручья,  Свет ночной, ночные тени,          Тени без конца,  Ряд волшебных изменений          Милого лица,  В дымных тучках пурпур розы,          Отблеск янтаря,  И лобзания, и слезы,          И заря, заря!..

«Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,         Трели соловья, Серебро и колыханье         Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени,         Тени без конца, Ряд волшебных изменений         Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,         Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,         И заря, заря!..

«Шепот, робкое дыханье…» История создания   Тема стихотворения   Композиция   Жанр   Эпитеты   Метафоры   Олицетворения   Сравнение   Роль тропов Идея стихотворения

«Шепот, робкое дыханье…»

  • История создания  
  • Тема стихотворения  
  • Композиция  
  • Жанр  
  • Эпитеты  
  • Метафоры  
  • Олицетворения  
  • Сравнение  
  • Роль тропов
  • Идея стихотворения
А. Фет – поэт «чистого искусства». Что это значит?   И почему Н.А. Некрасов, например, был с ним не согласен?

А. Фет – поэт «чистого искусства». Что это значит?

И почему Н.А. Некрасов, например, был с ним не согласен?

 Цель поэзии – сама поэзия.   Некрасов считал, что поэзия должна воспитывать в читателях граждан, говорить о житейском.   Ф. М. Достоевский сказал об этом так:

Цель поэзии – сама поэзия.

Некрасов считал, что поэзия должна воспитывать в читателях

граждан, говорить о житейском.  

Ф. М. Достоевский сказал об этом так:

"Представьте себе, что в каком-то городе произошло

стихийное бедствие. Жители в отчаянии, они поражены, обезумели

от ужаса. Утром следующего дня в городе выходит очередной номер

газеты. Несчастные надеются, что в ней есть сведения о погибших,

пропавших без вести. Но на самом видном месте газетного листа

напечатано: "Шепот, робкое дыханье...". Что должны были бы

сделать горожане с автором стихотворения? Поэта они б казнили,

а через 50 лет поставили б ему на площади памятник за его

удивительные стихи... Конечно, кто-то должен помогать нам

разбираться в сумятице повседневной жизни. Но в равной

мере кто-то должен хранить священный огонь поэзии".

Характерные особенности лирики А.Фета   новые формы человек и природа – едины любовь к жизни использование приёмов импрессионизма метафоричность ассоциативность музыкальность, мелодичность

Характерные особенности лирики А.Фета

новые формы

человек и природа – едины

любовь к жизни

использование приёмов импрессионизма

метафоричность

ассоциативность

музыкальность, мелодичность