Учитель | Лизунова Анна Ильинична |
Учебный предмет | Литература |
Класс | 6 |
Тема | Тема: «Поэтический образ Родины» (Анализ поэтического текста. А.А.Фет «Учись у них -у дуба, у березы…», «Я пришел к тебе с приветом…») |
Цель занятия | Содержательная: 1. Создание образовательной среды, способствующей развитию исследовательской и творческой самостоятельности ученика 2.организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла поэтического текста; 2. учить видеть и понимать поэтические образы Деятельностная : 1. создание условий для усвоения темы: 2.создание ситуаций успеха: 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности: 4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели. 5.развитие навыков самоконтроля: 6. развитие умения работать в группе и добиваться поставленных целей Тип урока: урок открытия нового знания Методы и приемы обучения: комментирование иллюстраций, упражнения (составление ассоциативного ряда, работа с литературоведческими терминами), устный опрос, рассказ учителя, чтение схемы «Автор- художественный текст- читатель», работа с поэтическим текстом. |
Задачи: 1) обучающие 2) развивающие 3) воспитательные | 1) обучающие: продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, коммуникативной компетенции; реализовывать идею непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания исследуемого литературоведческого материала; учить видеть авторские задумки и уметь оценивать настроение стихотворения и соотносить его с собственным настроением; учить определению своих собственных чувств в разных видах искусства: словесном, изобразительном, музыкальном. 2) развивающие: развивать навыки аналитического чтения поэтического текстов, умение мыслить образно; развивать творческие способности ученика, его творческую инициативу через участие в разрешении проблемы занятия; развивать практические умения игрового владения художественными средствами; развивать у детей качества, необходимые для становления «настоящего» читателя; формировать навыки групповой и индивидуальной работы; развивать социальную компетенцию. 3) воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной литературе; воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к успешной образовательной деятельности лежит через творческое начало; воспитывать культуру. |
Планируемые результаты | Личностные результаты: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично; способность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя(ситуация успеха) Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; коммуникативно целесообразное взаимодействие с одноклассниками и учителем; умение работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания особенностей литературного художественного текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. |
Межпредметные связи | Музыка, изобразительное искусство, художественное творчество |
Формы работы | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Оборудование, средства обучения | Учебники литературы, портрет А.А.Фета, компьютер, проектор, аудиофайлы: музыка П.И.Чайковского Г., Свиридова «Метель», краски, кисточки, альбомы, репродукции картин Ивана Шишкина «Зима», К.Крыжицкого «Повеяло весной» |
Этап урока | Микроцель урока | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы/ Форма деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный момент. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха | Создание положительного эмоционального настроя | Слово учителя | Ритуал приветствия Индивидуальная в процессе коллективной работы | Приветствует, создаёт позитивный настрой, знакомит с правилами совместной работы | Знакомятся с правилами совместной работы. Самоорганизация | Личностные. Мотивация на учебную деятельность, формирование ответственного отношения к учению. Регулятивные. Организация индивидуального рабочего места, самоорганизация, самооценка готовности к уроку. |
II. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной-практической задачи 1. Актуализация | 1. Актуализировать знания учащихся, включить их в деятельность по решению проблемы урока. 2. Организовать проверку домашнего задания. 3. Подвести учащихся к формулировке темы и постановке целей урока. | И у нас сегодня праздник читательских удовольствий. -Что это значит? (Урок читательских открытий). Не забудем и про нашу игру: «Скажи что-то интересное, свое». Стараемся не повторяться. Формулирование проблемы урока | Элементы технологии проблемного диалога. Беседа Целеполагание Коллективная работа. Работа в системе «погружения» Индивидуальная в процессе коллективной работы. | Настраивает уч-ся на конструктивную и творческую работу, побуждает к обсуждению, почему именно этим музыкальным фрагментом начинается занятие. 2. Организует проверку домашнего задания 3. Подводит учащихся к формулировке темы и постановке целей урока. | Активное слушание. Подключить ассоциативное мышление, высказывание предположений. Отвечают, почему произведение названо автором «Метель». Отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему, записывают её в тетрадь. Руководствуясь опорными словами, ставят цели урока. | Предметные. Уметь оценивать настроение, создаваемое музыкальным произведением, переводить ассоциации в словесные образы, выстраивая высказывание. Личностные. Действие смыслообразования. Регулятивные. 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2. Формулирование проблемы; высказывание предположений. 3. Целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно учащимся, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция. Познавательные. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные. Умение оформлять свои мысли в устной форме, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции |
Стадия вызова «создание мотива к обучению». | | | | | | |
2. Работа в группах | Проверка осознания обучающимися нового знания. Помочь, при необходимости, обучающимся в формулировке выводов по результатам работы в группе при решении проблемной задачи | Знакомство с практическим материалом. Поиск ответов на поставленные вопросы в тексте произведения и обсуждение. . | Проектно-исследовательская технология. Метод диалогичности. Технология сотрудничества. Деятельностный подход. Групповая работа (карточки для групповой работы по повести А.С.Пуш-кина «Метель» представлены ниже, после таблицы) Подготовка выступления группы | Учитель следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи | Участие в беседе. Группа выбирает собственный путь работы с текстом. Уч-ся выдвигают гипотезы по решению творческой задачи, работают с текстом, систематизируют полученный материал, готовят выступление группы | Личностные. Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные. Умение действовать по плану, алгоритму и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные. -понимать и осмысленно использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; -владеть навыками комплексного филологического анализа художественного текста; -владеть начальными навыками литературоведческого исследования историко - и теоретико-литературного характера. |
3. Представление результатов работы в группах | Создать ситуацию успеха на занятии. Дать возможность обучающимся защитить свой проект | Защита творческого продукта (выступление групп) | Технология сотрудничества. метод проекта. Деятельностный подход Публичное представление творческого продукта | Учитель обеспечивает ситуацию успеха на уроке. Даёт возможность обучающимся самостоятельно защитить свой проект. Роль учителя на данном этапе – «поддержать» | Ученики работают в ситуации сотрудничества. Ученики высказывают свои точки зрения по поставленной проблеме, работают с фрагментом художественного текста, систематизируют полученный практический материал и представляют результат работы в группе | Предметные. -владеть навыками комплексного филологического анализа художественного (публицистического, библиографического) текста Личностные. Применять приобретённые ЗУН в повседневной жизни Коммуникативные. Иметь достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; стремиться к речевому самосовершенствованию. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами Познавательные. Представлять полученную информацию в виде творческого продукта |
IV. Подведение итогов. Рефлексия | Воспитывать уверенность в себе; развивать умение самооценки Соотнести поставленные учащимися цели с достигнутым результатом, проверить усвоение материала. Обеспечить позитивный настрой на получение знаний. | Диалог | Беседа Рефлексия Самоконтроль Ритуал прощания Регулятивный самоанализ | Организует работу по подведению итогов, опираясь на цели, сформулированные в начале занятия. Организует рефлексию, помогает обучающимся оценить деятельность группы и собственную деятельность в рамках занятия. Благодарит за работу, прощается с учениками | Делают выводы по теме урока, опираясь на цели. Ученики анализируют свою деятельность и деятельность группы, участником которой он являлся, на занятии, своё удовлетворение творческим процессом, своё эмоциональное состояние | Предметные. Понимать и осмысленно использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений Личностные. Оценивание усваиваемого содержания, а также собственной учебной деятельности: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Регулятивные. Соотнесение цели и результатов своей деятельности; определение степени успешности работы. Познавательные. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Коммуникативные. Умение слушать и вступать в диалог, проявление активности в деятельности. |