СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэтический образ Родины

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы «Поэтический образ Родины» (Анализ поэтического текста. А.А.Фет «Учись у них -у дуба, у березы…», «Я пришел к тебе с приветом…»), проведенный в 6 классе, был из числа таких уроков, на котором проявились разные способности учащихся: у кого-то умение анализировать грамотно поэтический текст, у кого-то возможность показать свой музыкальный слух, а кто- то проявил себя как художник.   

Просмотр содержимого документа
«Поэтический образ Родины»

Технологическая карта учебного занятия


Учитель

Лизунова Анна Ильинична

Учебный предмет

Литература

Класс

6

Тема

Тема: «Поэтический образ Родины»

(Анализ поэтического текста. А.А.Фет «Учись у них -у дуба, у березы…», «Я пришел к тебе с приветом…»)

Цель занятия

Содержательная: 

1. Создание образовательной среды, способствующей развитию исследовательской и творческой самостоятельности ученика

2.организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла поэтического текста;

2. учить видеть и понимать поэтические образы

Деятельностная :

1. создание условий для усвоения темы:

2.создание ситуаций успеха:

3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности:

4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.

5.развитие навыков самоконтроля:

6. развитие умения работать в группе и добиваться поставленных целей

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы и приемы обучения: комментирование иллюстраций, упражнения (составление ассоциативного ряда,

работа с литературоведческими терминами), устный опрос, рассказ учителя, чтение схемы «Автор- художественный текст- читатель», работа с поэтическим текстом.

Задачи:

1) обучающие

2) развивающие

3) воспитательные

  1. 1) обучающие:

  • продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, коммуникативной компетенции;

  • реализовывать идею непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания исследуемого литературоведческого материала;

  • учить видеть авторские задумки и уметь оценивать настроение стихотворения и соотносить его с собственным настроением;

  • учить определению своих собственных чувств в разных видах искусства: словесном, изобразительном, музыкальном.

2) развивающие:

  • развивать навыки аналитического чтения поэтического текстов, умение мыслить образно;

  • развивать творческие способности ученика, его творческую инициативу через участие в разрешении проблемы занятия;

  • развивать практические умения игрового владения художественными средствами;

  • развивать у детей качества, необходимые для становления «настоящего» читателя;

  • формировать навыки групповой и индивидуальной работы;

  • развивать социальную компетенцию.

3) воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к родной литературе;

  • воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к успешной образовательной деятельности лежит через творческое начало;

  • воспитывать культуру.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

  • способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично;

  • способность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя(ситуация успеха)

Метапредметные результаты:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с одноклассниками и учителем;

  • умение работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания особенностей литературного художественного текста,

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Межпредметные связи

Музыка, изобразительное искусство, художественное творчество

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование, средства обучения

Учебники литературы, портрет А.А.Фета, компьютер, проектор, аудиофайлы: музыка П.И.Чайковского Г., Свиридова «Метель», краски, кисточки, альбомы, репродукции картин Ивана Шишкина «Зима», К.Крыжицкого «Повеяло весной»


Ход урока

Этап урока

Микроцель

урока

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы/

Форма деятельности

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

УУД


I. Организационный момент. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Создание положительного эмоционального настроя

Слово учителя

Ритуал приветствия


Индивидуальная в процессе коллективной работы

Приветствует, создаёт позитивный настрой, знакомит с правилами совместной работы

Знакомятся с правилами совместной работы. Самоорганизация

Личностные. Мотивация на учебную деятельность, формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные. Организация индивидуального рабочего места, самоорганизация, самооценка готовности к уроку.

II. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной-практической задачи


1. Актуализация

1. Актуализировать знания учащихся, включить их в деятельность по решению проблемы урока.

2. Организовать проверку домашнего задания.

3. Подвести учащихся к формулировке темы и постановке целей урока.

И у нас сегодня праздник читательских удовольствий.

-Что это значит?

(Урок читательских открытий).

Не забудем и про нашу игру: «Скажи что-то интересное, свое». Стараемся не повторяться.

Формулирование проблемы урока

Элементы технологии проблемного диалога.

Беседа

Целеполагание


Коллективная работа.

Работа в системе «погружения»

Индивидуальная в процессе коллективной работы.



Настраивает уч-ся на конструктивную и творческую работу, побуждает к обсуждению, почему именно этим музыкальным фрагментом начинается занятие.


2. Организует проверку домашнего задания



3. Подводит учащихся к формулировке темы и постановке целей урока.

Активное слушание. Подключить ассоциативное мышление,

высказывание предположений.






Отвечают, почему произведение названо автором «Метель».


Отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему, записывают её в тетрадь. Руководствуясь опорными словами, ставят цели урока.

Предметные. Уметь оценивать настроение, создаваемое музыкальным произведением, переводить ассоциации в словесные образы, выстраивая высказывание.

Личностные. Действие смыслообразования.

Регулятивные. 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2. Формулирование проблемы; высказывание предположений. 3. Целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно учащимся, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция. Познавательные. Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные. Умение оформлять свои мысли в устной форме, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

Стадия вызова «создание мотива

к обучению».








2. Работа в группах

Проверка осознания обучающимися нового знания.

Помочь, при необходимости, обучающимся в формулировке выводов по результатам работы в группе при решении проблемной задачи

Знакомство с практическим материалом. Поиск ответов на поставленные вопросы в тексте произведения и обсуждение.









.


Проектно-исследовательская технология.

Метод диалогичности.


Технология сотрудничества.


Деятельностный подход.


Групповая работа (карточки для групповой работы по повести А.С.Пуш-кина «Метель» представлены ниже, после таблицы)



Подготовка выступления группы

Учитель следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи

Участие в беседе. Группа выбирает собственный путь работы с текстом.

Уч-ся выдвигают гипотезы по решению творческой задачи, работают с текстом, систематизируют полученный материал, готовят выступление группы


Личностные. Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные. Умение действовать по плану, алгоритму и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные.

-понимать и осмысленно использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;

-владеть навыками комплексного филологического анализа художественного текста;

-владеть начальными навыками литературоведческого исследования историко - и теоретико-литературного характера.




3. Представление результатов работы в группах

Создать ситуацию успеха на занятии. Дать возможность обучающимся защитить свой проект

Защита творческого продукта (выступление групп)

Технология сотрудничества.

метод проекта.

Деятельностный подход


Публичное представление творческого продукта


Учитель обеспечивает ситуацию успеха на уроке. Даёт возможность обучающимся самостоятельно защитить свой проект. Роль учителя на данном этапе – «поддержать»

Ученики работают в ситуации сотрудничества.

Ученики высказывают свои точки зрения по поставленной проблеме, работают с фрагментом художественного текста, систематизируют полученный практический материал и представляют результат работы в группе

Предметные.

-владеть навыками комплексного филологического анализа художественного (публицистического, библиографического) текста

Личностные. Применять приобретённые

ЗУН в повседневной жизни

Коммуникативные. Иметь достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; стремиться к речевому самосовершенствованию. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами

Познавательные. Представлять полученную информацию в виде творческого продукта


IV. Подведение итогов. Рефлексия

Воспитывать уверенность в себе; развивать умение самооценки

Соотнести поставленные учащимися цели с достигнутым результатом, проверить усвоение материала. Обеспечить позитивный настрой на получение знаний.

Диалог

Беседа

Рефлексия Самоконтроль

Ритуал прощания


Регулятивный самоанализ

Организует работу по подведению итогов, опираясь на цели, сформулированные в начале занятия.

Организует рефлексию, помогает обучающимся оценить деятельность группы и собственную деятельность в рамках занятия.

Благодарит за работу, прощается с учениками

Делают выводы по теме урока, опираясь на цели.


Ученики анализируют свою деятельность и деятельность группы, участником которой он являлся, на занятии, своё удовлетворение творческим процессом, своё эмоциональное состояние


Предметные. Понимать и осмысленно использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений

Личностные. Оценивание усваиваемого содержания, а также собственной учебной деятельности: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Регулятивные. Соотнесение цели и результатов своей деятельности; определение степени успешности работы. Познавательные. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные. Умение слушать и вступать в диалог, проявление активности в деятельности.