СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленной работе приводятся сведения о жизни и творчестве поэтов в годы Великой Отечественной войны

Просмотр содержимого документа
«Поэзия периода Великой Отечественной войны»

Поэзия периода Великой Отечественной войны Выполнила; студентка I курса СФ МПГУ  (отдел СПО) группы «Преподавание  в начальных классах»  Штефан Людмила  Преподаватель; Хачатрян М.А.

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Выполнила; студентка I курса СФ МПГУ (отдел СПО) группы «Преподавание в начальных классах» Штефан Людмила Преподаватель; Хачатрян М.А.

Поэзия периода Великой Отечественной войны    Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его.  Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым. Имена их теперь широко известны. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них, порой даже резких, зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов  Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым. Имена их теперь широко известны. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них, порой даже резких, зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Муса Джалиль

Коль обо мне тебе весть принесут, Скажут: «Изменник он! Родину предал», – Не верь, дорогая! Слово такое Не скажут друзья, если любят меня. Я взял автомат и пошел воевать, В бой за тебя и за Родину-мать. Тебе изменить? И Отчизне своей? Да что же останется в жизни моей?

М. Джалиль

  • В 1942 году Муса Джалиль , тяжело раненный, был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. За участие в подпольной организации казнён в военной тюрьме Плетцензее. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза (1956 г.). Стихи 1941 г. полны оптимизма, веры в победу над фашизмом: "Из госпиталя", "Перед атакой", "Письмо из окопа" и др. Через бельгийского партизана, заключённого в тюрьме Моабит, Джалиль передал на волю блокнот со стихами: "Мои песни", "Не верь", "После войны" и др. Более ста стихотворных произведений – свидетели борьбы, страданий и мужества поэта. За цикл стихов "Моабитская тетрадь" Джалилю посмертно присуждена Ленинская премия (1957 г.).
 Константин Симонов (1915-1979 гг.)   13 июля 1941 г. в поле под Могилевым он оказался в расположении 388-го стрелкового полка, окопавшегося по всем правилам военного искусства и стоявшего там насмерть, не помышляя об отступлении. Этот крохотный островок надежды среди океана отчаянья сильно и навсегда впечатался в писательскую память. Именно на этом Буйническом поле в романе Живые и мертвые встретятся два любимых симоновских героя – Синцов и Серпилин. Чудом избежав окружения, вернулся в Москву. В дальнейшем всю войну прошел в должности корреспондента

Константин Симонов (1915-1979 гг.)

  • 13 июля 1941 г. в поле под Могилевым он оказался в расположении 388-го стрелкового полка, окопавшегося по всем правилам военного искусства и стоявшего там насмерть, не помышляя об отступлении. Этот крохотный островок надежды среди океана отчаянья сильно и навсегда впечатался в писательскую память. Именно на этом Буйническом поле в романе Живые и мертвые встретятся два любимых симоновских героя – Синцов и Серпилин. Чудом избежав окружения, вернулся в Москву. В дальнейшем всю войну прошел в должности корреспондента "Красной звезды". Стал одним из лучших военных журналистов – ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками – в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке – в атаку с пехотой, видел всю войну от Черного до Баренцева моря, закончил ее в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался военным писателем, летописцем и историком этой войны .
Жди меня Пусть друзья устанут ждать,  Сядут у огня,  Выпьют горькое вино  На помин души...  Жди. И с ними заодно  Выпить не спеши.   Жди меня, и я вернусь,  Всем смертям назло.  Кто не ждал меня, тот пусть  Скажет: - Повезло.  Не понять, не ждавшим им,  Как среди огня  Ожиданием своим  Ты спасла меня.  Как я выжил, будем знать  Только мы с тобой,-  Просто ты умела ждать,  Как никто другой.   Жди меня, и я вернусь.  Только очень жди,  Жди, когда наводят грусть  Желтые дожди,  Жди, когда снега метут,  Жди, когда жара,  Жди, когда других не ждут,  Позабыв вчера.  Жди, когда из дальних мест  Писем не придет,  Жди, когда уж надоест  Всем, кто вместе ждет.   Жди меня, и я вернусь,  Не желай добра  Всем, кто знает наизусть,  Что забыть пора.  Пусть поверят сын и мать  В то, что нет меня,   

Жди меня

Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.

  • Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня,  
 Илья Эренбург (1891-1967 гг.)   С начала Великой Отечественной войны становится постоянным корреспондентом газеты

Илья Эренбург (1891-1967 гг.)

  • С начала Великой Отечественной войны становится постоянным корреспондентом газеты "Красная звезда". Эренбург чувствовал, что советские люди не понимают, с каким противником имеют дело. "У наших бойцов не только не было ненависти к врагу, в них жило некоторое уважение к немцам, связанное с преклонением перед внешней культурой". Бойцы считали, что "солдат противника пригнали к нам капиталисты и помещики…что если рассказать немецким крестьянам и рабочим правду, то они побросают оружие". Эренбург поставил себе задачу развеять эти мифы, научить ненавидеть врага. В газете печатались его пламенные статьи – обращения к солдатам, написанные в духе французского революционного памфлета. Статьи военных лет вошли в три тома под общим заглавием "Война".
На войну Вечер светится.  ОтдыхаюУходили маленькие дети:  Ванечки и Петеньки -  Уходили на войну.  Ну! Ну! Пейте! Бейте!  Бейтесь! Смейтесь!  На вокзальной скамейке!  Какой пухлый профиль,  И заботливо прицеплена фляжка. Он сегодня утром еще пил кофе  С мамашей. Пили и забыли.  Уходили.  Не глядели, не скорбели Пили, пели.  Чад ли? Жар ли?  Солнце в лужи тычется.  Скоро снег последней марли  Скроет личикот усталые люди.  А нового Петеньки  Больше не будет .  .

На войну

Вечер светится.

ОтдыхаюУходили маленькие дети:

Ванечки и Петеньки -

Уходили на войну.

Ну! Ну! Пейте! Бейте!

Бейтесь! Смейтесь!

На вокзальной скамейке!

Какой пухлый профиль,

И заботливо прицеплена фляжка.

Он сегодня утром еще пил кофе

С мамашей.

Пили и забыли.

Уходили. Не глядели, не скорбели Пили, пели. Чад ли? Жар ли?

Солнце в лужи тычется.

Скоро снег последней марли

Скроет личикот усталые люди.

А нового Петеньки

Больше не будет . .

 Александр Твардовский (1910-1971 гг.)   В 1939-1940 гг. Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В предвоенные годы вышло несколько сборников стихотворений Твардовского:

Александр Твардовский (1910-1971 гг.)

  • В 1939-1940 гг. Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В предвоенные годы вышло несколько сборников стихотворений Твардовского: "Про деда Данилу", "Загорье" и др. В годы войны отличительной чертой лирики поэта является публицистичность ("Возмездие", "Я убит подо Ржевом... " и др.). Вершиной поэтического наследия Александра Твардовского стала поэма "Василий Теркин" (1941-1945 гг.). С 1941 г. Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок "Книга про бойца". Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете "Красноармейская правда", в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 г. В статье "Как был написан "Василий Теркин" Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 г. для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа "На страже Родины".
  Пусть голосуют дети Я в госпитале мальчика видала. При нем снаряд убил сестру и мать. Ему ж по локоть руки оторвало. А мальчику в то время было пять.  Он музыке учился, он старался. Любил ловить зеленый круглый мяч... И вот лежал - и застонать боялся. Он знал уже: в бою постыден плач.  Лежал тихонько на солдатской койке, обрубки рук вдоль тела протянув... О, детская немыслимая стойкость! Проклятье разжигающим войну!  Проклятье тем, кто там, за океаном, за бомбовозом строит бомбовоз, и ждет невыплаканных детских слез, и детям мира вновь готовит раны. О, сколько их, безногих и безруких! Как гулко в черствую кору земли, не походя на все земные звуки, стучат коротенькие костыли.  И я хочу, чтоб, не простив обиды, везде, где люди защищают мир, являлись маленькие инвалиды, как равные с храбрейшими людьми.  Пусть ветеран, которому от роду двенадцать лет, когда замрут вокруг, за прочный мир, за счастие народов подымет ввысь обрубки детских рук.  Пусть уличит истерзанное детство тех, кто войну готовит,- навсегда, чтоб некуда им больше было деться от нашего грядущего суда.

Пусть голосуют дети

Я в госпитале мальчика видала.

При нем снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало.

А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зеленый круглый мяч...

И вот лежал - и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,

обрубки рук вдоль тела протянув...

О, детская немыслимая стойкость!

Проклятье разжигающим войну!

Проклятье тем, кто там, за океаном,

за бомбовозом строит бомбовоз,

и ждет невыплаканных детских слез,

и детям мира вновь готовит раны.

О, сколько их, безногих и безруких!

Как гулко в черствую кору земли,

не походя на все земные звуки,

стучат коротенькие костыли.

И я хочу, чтоб, не простив обиды,

везде, где люди защищают мир,

являлись маленькие инвалиды,

как равные с храбрейшими людьми.

Пусть ветеран, которому от роду двенадцать лет,

когда замрут вокруг, за прочный мир,

за счастие народов

подымет ввысь обрубки детских рук.

Пусть уличит истерзанное детство тех,

кто войну готовит,- навсегда,

чтоб некуда им больше было деться

от нашего грядущего суда.

 Две строчки   Из записной потертой книжки  Две строчки о бойце-парнишке,  Что был в сороковом году  Убит в Финляндии на льду.   Лежало как-то неумело  По-детски маленькое тело.  Шинель ко льду мороз прижал,  Далеко шапка отлетела.   Казалось, мальчик не лежал,  А все еще бегом бежал  Да лед за полу придержал...   Среди большой войны жестокой,  С чего - ума не приложу,  Мне жалко той судьбы далекой,  Как будто мертвый, одинокий,   Как будто это я лежу,  Примерзший, маленький, убитый  На той войне незнаменитой,  Забытый, маленький, лежу.

Две строчки

  • Из записной потертой книжки Две строчки о бойце-парнишке, Что был в сороковом году Убит в Финляндии на льду. Лежало как-то неумело По-детски маленькое тело. Шинель ко льду мороз прижал, Далеко шапка отлетела. Казалось, мальчик не лежал, А все еще бегом бежал Да лед за полу придержал... Среди большой войны жестокой, С чего - ума не приложу, Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу, Примерзший, маленький, убитый На той войне незнаменитой, Забытый, маленький, лежу.
 Ольга Берггольц (1910-1975 гг.)   В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады работала на Ленинградском радио (выступления вошли в кн.

Ольга Берггольц (1910-1975 гг.)

  • В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады работала на Ленинградском радио (выступления вошли в кн. "Говорит Ленинград", 1946 г., 1-е изд. было изъято в связи с т.н. ленинградским делом после разгрома журналов "Звезда" и "Ленинград"). Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами. Во время войны О. Берггольц создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города: "Ленинградская поэма", поэма "Февральский дневник", стихотворения, вошедшие в книги "Ленинградская тетрадь", "Ленинград", "Ленинградский дневник", и другие произведения. Берггольц выезжала в части действующей армии, ее стихи печатались на страницах газет, на плакатах "Окон ТАСС" Строки О. Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт и ничто не забыто".
Мужество и любовь нераздельны в сердце солдата, поэтому стихи военных лет производят впечатление особенной цельности и гармоничности. Перед нами развертывается единый характер - характер именно того человека, который выстоял в первых боях с фашизмом, а потом разгромил врага. В одном чеховском рассказе говорится, что
  • Мужество и любовь нераздельны в сердце солдата, поэтому стихи военных лет производят впечатление особенной цельности и гармоничности. Перед нами развертывается единый характер - характер именно того человека, который выстоял в первых боях с фашизмом, а потом разгромил врага. В одном чеховском рассказе говорится, что "от печальной песни потянуло свободной жизнью". Так и от грустно-раздольной "Землянки" веет силой, негасимой любовью к женщине, к жизни, к родной земле. Как будто в лютый мороз первой военной зимы послышалось дыхание еще далекой, но неизбежной весны.

Спасибо за внимание!