Если бы люди ели
только тогда,
когда они очень голодны,
и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они
не знали бы болезней и могли
управлять своей душой и телом.
Л.Н. Толстой
Классный час, посвященный теме здорового питания. По свидетельству врачей сегодня основные заболевания школьников – гастриты и анемия, и это напрямую связано с качеством питания детей. Многие дети подчиняясь рекламе, предпочитают покупать опасные для здоровья продукты, а не обычные школьные завтраки и обеды. В предлагаемом сценарии в форме часа общения обсуждаются вопросы здорового питания.
Цели : -углубить представление детей о рациональном питании;
-продолжить формирование позитивной оценки здорового
образа жизни;
-побуждать детей к разумному, бережному отношению
к своему здоровью, к борьбе с вредными привычками.
Оборудование: Компьютер, экран, упаковки некоторых продуктов питания.
Приготовить 10 полосок плотной бумаги; на каждой полоске написать название полезного продукта( яблоки, лук, чеснок, мед, рыба, зеленый чай, банан, грецкий орех, молоко, морковь). Эти полоски один ученик скотчем будет прикреплять к доске в ходе игры. Чистые листы, карандаши, краски.
Оформление:
-написать на доске эпиграф;
-развесить картинки, фотографии: продукты, кулинарные изделия, овощи, фрукты;
-на доске мелом написать меню, потом его можно стереть.
План классного часа
1. Провоцирующая ситуация « Закажи блюдо»
2. Пирамида питания
3. Игра « Полезная десятка
4. Научно-исследовательская лаборатория« Будь здоров».
5. Работа в группах по теме « Простые рецепты».
6. Конкурс « Здоровье».
7.Подведение итогов (рефлексия)
Ход классного часа.
Провоцирующая ситуация 1.« Закажи блюдо»
Классный руководитель Ребята, вы знаете, что некоторые кафе развозят продукты питания прямо в офис. Представьте себе, что каждый из нас может заказать себе обед и нам привезут его прямо в класс. Только нужно указать точное количество порций. Платить за еду не нужно- у кафе сегодня праздничная акция. А вот и меню выбирай , что хочешь ( читает список блюд) . Выбирайте поскорее , а Даша будет записывать, сколько порций нужно заказать.
Классный руководитель читает меню :
1. Салат из капусты
2. Салат из свеклы
3. Салат «Оливье»
4. Борщ
5. Суп куриный с лапшой
6. Уха
7. Котлеты с гарниром
8. Чипсы картофельные
9. Шашлык
10 Голубцы
11. Сосиски, сардельки
12. Кисель из клюквы
13.Сладкие газированные напитки
14. Компот из сухофруктов
15 Фрукты (любые)
16. Шоколадный батончик.
Ой, ребята, вижу, что у многих тут разыгрался аппетит, но вынуждена у вас просить прощения- это была всего лишь провокация. И затеяна она была только с одной целью: проверить, каким продуктам питания вы отдадите предпочтение. Так как в этом списке присутствуют продукты, которые вредят вашему здоровью.
Вот что я прочитала в газете «Комсомольская Правда». Врачи- диетологи всего мира выявили наконец пятерку самых вредных для человека продуктов, это:
1.Чипсы картофельные,
2.Сладкие газированные напитки,
3.Сосиски, сардельки,
4.Шоколадные батончики,
5.Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде
Многие врачи к этой вредной пятерке добавляют еще и жевательные конфеты, чупа- чупсы, майонез, кетчуп, лапшу быстрого приготовления, порошковые напитки, пиво и множество других пищевых изделий. Во всех этих продуктах много химии: заменителей красителей, растворителей. Действие многих этих веществ сопоставимо с действием ядов.
А что значит правильное питание? Сегодня мы как раз с вами об этом поговорим.
Школьный возраст – Очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.
Ребята, на доске записана пословица, давайте её прочитаем.
«Мельница живёт водою, а человек едою»
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).
Зачем человеку необходима пища? (пополняет организм веществами, дающими энергию).
Даже в состоянии покоя человек расходует энергию.
Например, в состоянии покоя расход энергии в 1 час на 1 кг. Массы тела равен 1 килокалории. Если вы весите 45кг, то в час расходуете 45 ккал, а в сутки – 1080 (45*24). Каждый из вас по этой формуле может узнать свои показатели.
ВЫВОД 1. Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.
Классный руководитель: Ребята мне все таки не дает покоя один вопрос : Многие из вас знают о вреде этих продуктов, но почему же вы их так упорно покупаете?
Примерные ответы учащихся:
-Это вкусно. Не надо разогревать, готовить.
- Это все реклама: с утра до вечера нас призывают есть эти
батончики, чипсы, пить эту воду
-Красивая упаковка. Да и вкусно.
- Когда ешь, чувствуешь себя крутым, современным, как в рекламе.
- От шоколадного батончика прибавляются силы…..
Классный руководитель: Получается, что вы все - просто несчастные жертвы рекламы. Но вы же знаете, что наносите, непоправимый вред своему здоровью! В младших классах вам говорили о правильном питании, на уроках анатомии, ОБЖ, вы тоже учили как нужно правильно питаться.
- А какой должна быть еда? (вкусной, разнообразной).
2. Пирамида питания
Вы видите ПИРАМИДУ ПИТАНИЯ, рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения. Давайте посмотрим, из чего она состоит (демонстрация интерактивной Пирамиды питания).
Учитель показывает на каждый ярус пирамиды, дети называют, какие продукты питания нарисованы на каждом ярусе пирамиды.

«Пирамида питания» в виде равнобедренного треугольника, разделённого горизонтально на 4 части. В основании пирамиды нарисованы крупы и хлебобулочные изделия; на втором уровне – овощи и фрукты; на третьем – молочные продукты, мясо, рыба; на четвёртом (вершина пирамиды) – сахар, соль, сладости.
ВЫВОД 2: Питание должно быть полноценным, т.е. разнообразным.
3. Игра « Полезная десятка»
Классный руководитель: Врачи - диетологи определили не только самые вредные продукты, но и полезные. Эти продукты всем нам известны. Что же это за продукты? Предлагаю вам игру. Я буду описывать свойства этих продуктов, а вы попробуйте угадать о чем идет речь смотря на пирамиду.
В каждом саду можно найти эти замечательные фрукты. Они полезны во всех отношениях: в них есть кислоты, которые борются с гнилостными бактериями в желудке, в состав их входит вещество
( кверцетин), которое препятствует росту раковых клеток, они очень полезны для работы сердечно- сосудистой системы. Врачи советуют каждый день есть эти фрукты на полдник, чтобы получить все необходимые микроэлементы. Что это за фрукты? ( Яблоки).
Это овощь - кладезь всех витаминов, минералов и микроэлементов и защита от всех болезней. Каждый день мы добавляем его почти во все блюда. Он улучшает работу печени, щитовидной железы, лечит простуду. В этом продукте очень много целебных веществ, фитонцидов, которые 3уничтожают микробы. Соком этого растения лечат насморк, а если его натереть и приложить к пяткам на ночь, то никакой простуды не будет. Лечебные свойства этого овоща не пропадают даже при термической обработке. ( Лук).
Этот овощ тоже силен в борьбе с простудой. Кроме этого он наводит порядок в желудке, убивая вредные микроорганизмы. Он очень полезен в сыром виде, но его резкий запах мешает общению с людьми. (Чеснок).
Этот оранжевый корнеплод богат витаминами и минералами. Но особенно много в нем витамина А. Очень полезен он для зрения, также он препятствует развитию рака, особенно рака кожи. Это корнеплод лучше всего употреблять в сыром виде, потому что после приготовления он теряет много полезных свойств.(Морковь).
В очищенном виде этот продукт похож на мозг человека, поэтому считается , что он « ума, силы и памяти прибавляет». Полезен он также и для сердца, зрения и для обмена веществ. Этот продукт можно есть в сыром виде, можно его использовать в салатах , начинках для теста, кондитерских изделиях. (Грецкий орех).
Этот продукт моря является источником ценного белка и вполне может заменить мясо. Для японцев это основной продукт питания, который делает их чемпионами долголетия. Но кроме белка в этом продукте много фосфора, который отвечает за кости и почки. Больше всего этого продукта едят в Ирландии- 95 кг в год, а в России только -15кг (Рыба).
Этот белый напиток животного происхождения просто необходим человеку с первого дня рождения. В нем содержится белок, жир, кальций, который укрепляет кости. Из этого напитка с помощью бактерий люди научились делать сотни полезных продуктов. (Молоко).
Этот продукт не только природный заменитель сахара, но и готовое лекарство от многих болезней. Им лечат простудные заболевания, болезни кожи, сердца. А красавицы с древних времен применяли этот продукт для ухода за кожей.(Мед)
Этот сладкий тропический фрукт обладает целебными свойствами: снимает стрессы, восполняет утраченные силы, повышает уровень гемоглобина в крови, обеспечивает мозг кислородом, улучшает работу сердца. Он содержит огромное количество витаминов А, С, В6. Но тем кто переживает за свою талию, увлекаться этим продуктом не стоит.
В нем слишком много калорий. (Бананы)
Родина этого ароматного напитка – Китай. Именно здесь научились выращивать чудесные листья, которые дают золотистый бодрящий настой. Этот настой называют « лекарством от тьмы болезней». Он снимает усталость, улучшает работу сердца, предотвращает кариес,, препятствует развитию раковых опухолей, способствует долголетию, дает эффект омоложения. Сотни сортов можно встретить на прилавках. Желтый, красный, черный, белый. Но сами китайцы отдают предпочтение зеленому. Считается, что он самый полезный. Но только заваривать его надо в натуральном виде, из листьев а не из пакетиков.
(Зеленый чай)
Классный руководитель. Вот вы и угадали всю «полезную десятку». Вот она перед вами. Эти продукты должны быть у всех на столе. Но это не значит, что надо питаться только ими. В употреблении любого продукта нужно знать меру, учитывать свой возраст. Нужно также обращать внимание на качество продукта, степень его свежести. Ведь даже самым полезным продуктом можно отравиться.
На магнитной доске постепенно составляется схема
Принципы здорового питании
Еда необходима, Питание должно быть чтобы поддерживать регулярным и умеренным
жизнедеятельность
нашего организма.
Питание должно быть
полноценным,
т.е. разнообразным.
.
Классный руководитель Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте выделить названные в нём принципы здорового питания.
Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда.
В питании тоже важен режим, тогда от болезней мы убежим.
Надо ещё про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
Плюшки, конфеты, печенье, торты
В малых количествах детям нужны.
ВЫВОД 3: Питание должно быть регулярным и умеренным
(дополняется схема «Здоровое питание»).
Классный руководитель Но вся ли пища, которую мы едим, одинаково полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сегодня.
4. Научно-исследовательская лаборатория
« Будь здоров».
(Работа с упаковками некоторых продуктов)
Представьте, что вы попали в научно-исследовательскую лабораторию «Будь здоров».
Учёные-консультанты расскажут вам много интересного (за отдельным столом сидят консультанты, которые заранее подготовили материал на заданные темы).
Классный руководитель: Давайте внимательно рассмотрим упаковки некоторых продуктов питания, которые вы принесли сегодня на классный час. На каждой упаковке есть этикетка с названием продукта и информацией о нём. Часто на этикетке можно видеть целые списки пищевых добавок, особенно на кондитерских изделиях, сладостях, мороженом и т.д. Что такое пищевые добавки? Почему они маркированы буквой «Е»? помогут нам в этом разобраться наши консультанты.
Консультант 1. Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Они способствуют длительному сохранению, улучшению цвета, вкуса и консистенции продукта. В странах Европейского союза принята система цифровой кодификации пищевых добавок: каждая из них обозначается буквой «Е» и цифровым индексом. Красители (Е-100 – Е-199) добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и другие продукты. Консерванты (Е-200 –Е-299) увеличивают срок хранения продукта. Антиоксиданты (Е-300 – Е-399) защищают продукт от повреждающего действия кислорода, их добавляют в бульонные кубики, жевательные резинки, мороженое. Стабилизаторы (Е-400 –Е-490) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Эмульгаторы (Е-500 – Е-599) используют для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов. Усилители вкуса и ароматизаторы (Е-600 –Е-699) часто добавляют в соусы, приправы, колбасы.
Значительное количество добавок не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности России, а часть из них просто запрещены к применению в производимых у нас или в других странах продуктах питания. В развитых странах проверка безопасности пищевых добавок проводится постоянно. Публикуются списки наиболее вредных из них с указанием характера воздействия. Продукты без указания состава покупать не рекомендуется.
Классный руководитель. В последнее время на этикетках можно увидеть надписи о том, что продукт изготовлен из трансгенных, или генетически модифицированных (ГМ), продуктов или генетически модифицированных организмов (ГМО). Что это значит?
Консультант 2. ГМП содержат ценные питательные вещества, которых в обычных продуктах недостаточно, имеют более привлекательный вид. Трансгенные растения обладают повышенной устойчивостью к вредителям и болезням. Трансгенные продукты – это источник здорового питания. Так, например, получена низкокалорийная соя. Получен рис с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов.
Но есть и факты, свидетельствующие об отрицательном воздействии ГМП на здоровье. Например, подопытные мыши, которых кормили ГМП, дали малорослое потомство с ослабленным иммунитетом и склонностью к вырождению. Установлено, что чем больше площади занимают генетически модифицированные культуры, тем меньше становится насекомых, и, как результат, сокращается численность птиц и других животных, что приводит к нарушению экологического равновесия
Классный руководитель В школе вы тратите массу энергии на умственную деятельность, физическую работу. Значит, должен быть источник для восполнения энергии и сил. О пользе продуктов питания, которые помогают избежать стрессовых ситуаций, добавить хороших успехов в учёбе и в жизни, расскажет консультант научной лаборатории.
Консультант 3. Клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Хотя масса мозга человека составляет 2-3% от массы тела, он ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой из пищи, поэтому то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности мозга.
Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, ананасы улучшают память и способствуют поддержанию физической формы. Черника способствует мозговому кровообращению – желательно употреблять её в свежем или замороженном виде. Лук полезен при переутомлении и психической усталости, он улучшает снабжение мозга кислородом. Орехи стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему и особенно рекомендуются при длительной напряжённой умственной деятельности.
Классный руководитель. Консультанты из лаборатории «Будь здоров» дали вам полезные сведения о том, как читать и понимать информацию на этикетке продукта, что означают те или иные знаки, буквы и много дополнительной интересной информации.
Ребята, на доске записана пословица, давайте её прочитаем.
«Всё полезно, что в рот полезло».
Как вы относитесь к данному мнению?
Классный руководитель
Ненавидит Вова кашу,
Молоко и простоквашу,
Борщ, пельмени и картошку.
Трижды в день он прячет ложку.
Трижды в день слышна война
Из открытого окна:
- Ну-ка, детка, съешь котлетку!
- Ах, сыночек, съешь кусочек!
- Ну, внучок, еще глоток!
- Не хочу! Не надо! Бросьте!
Но когда приходят гости,
То печенье и конфеты
Улетают, как ракеты.
Даже доктор говорит:
-Очень странный аппетит!
В чем тут дело - непонятно.
Не подскажете, когда-то
Может, вылечат такого
Удивительного Вову?
Действительно, некоторые бесполезные продукты стали незаменимыми в нашей жизни. Образцовым примером того, как вещь, в сущности бесполезная, превратилась в один из популярнейших товаров, является жевательная резинка.
Консультант 4. «Жевательная резинка».
Вопрос о пользе и правильном применении жевательных резинок остается открытым.
Исследования показывают, что жевание резинки полезно как для гигиены полости рта, так и для улучшения состояния десен. Именно сегодня наблюдается тенденция использования жевательной резинки в качестве универсального защитного средства.
Появилась жевательная резинка с полирующими свойствами, уничтожающая зубной камень и тормозящая развитие микроорганизмов в полости рта. Кроме того, у детей жевание резинки укрепляет челюсти, у старшего поколения улучшает работу слюнных желез. Жевательная резинка освежает полость рта; ее часто жуют те, кто хочет бросить курить.
Три положительных момента
(мнение стоматолога)
1.В первые час-полтора после приема пищи жвачка способствует выработке желудочного сока, что помогает перевариванию пищи.
2. Жевательная резинка вычищает жевательную поверхность зубов. Но и только! Самые опасные в плане кариеса зоны в промежутках между зубами очистить жевательной резинкой невозможно! А это наиболее важная зона! Кроме того такой кариес имеет обыкновение сразу уходить под десну, что приводит к кариесу корня и удалению вполне приличного снаружи зуба. Жевательную же поверхность можно великолепно очистить и с помощью морковки, яблока и любого другого полезного овоща или фрукта, заодно получив необходимую организму дозу естественных витаминов.
3. Если жевать ее с детства не переставая, то можно развить у себя великолепную американскую квадратную челюсть за счет накачанных жевательных мышц. Девушка с такой челюстью - это уже на любителя.
Патологические изменения:
1. Со стороны желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы желудка) - наиболее опасным является употребление жевательных резинок на голодный желудок.
2. Со стороны слюнных желез - сухость слизистой оболочки (нарушается ротовое пищеварение, дисбактериоз). При жевании прикусываешь губы, щеки.
3. Аллергические реакции, опухоли слюнных желез, дисфункция височно-челюстного сустава.
4. Надувные жевательные резинки нарушают прикус у детей.
5. Из-за нее ломаются зубы и выпадают пломбы.
6. Вызывает привыкание.
И, самое главное, необходимо помнить: ни одна жевательная резинка (что бы там ни обещала реклама) не заменяет обязательную двухразовую чистку зубов щеткой.
5. Работа в группах по теме « Простые рецепты».
Классный руководитель Все вы теоретически знаете правила питания. Но не всегда их выполняете. Предпочитаете питаться всухомятку, бутербродами, вместо того чтобы разогреть или приготовить самим какое –нибудь простое полезное блюдо. Сейчас мы поработаем в группах. Проверим, знаете ли вы рецепты таких блюд?
В начале короткая история одного восьмиклассника Сергея. Его родители срочно уехали на три дня в деревню, чтобы помочь бабушке после операции. А Сергей вместе со своим младшим братом, первоклассником Алешей остался дома. В первый день братья дружно уплетали яйца: вареные, жареные, сырые. А уже на второй день Алеша заявил, что от яиц он скоро будет кукарекать, и категорически потребовал нормальной еды. Сергей обследовал кухню. Готовой еды не было. И он почему-то вспомнил фразу о « костлявой руке голода». Но потом ободрился в холодильнике было полно всяких продуктов: мясо, молоко, масло, сметана, крупы, картошка, морковка, лук, капуста…. Сергей взял свой телефон, набрал список продуктов, приписал текст: ( Народ, срочно нужны простые рецепты нормальной здоровой еды!). И отправил sms-ки шести своим друзьям. В роли друзей у нас сейчас выступят 6 групп (дети сидящие за тремя соседними партами в одном ряду). Предложите Сергею, что можно приготовить из этих продуктов, опишите сам процесс приготовления. На это дается всего лишь 10 минут.
( включается музыка, дети работают )
Классный руководитель Время прошло, голодный друг ждет вашей помощи ( учитель приглашает представителей групп, дети рассказывают о рецептах и способах приготовления того или иного блюда).
Но вот и все рецепты отправлены по адресу. Уверена, что Сергею очень пригодиться дружеская помощь. Этих рецептов хватит и на следующий день, когда приедут мама с папой, им тоже будет чем подкрепиться с дороги. Самое простое решение в этой ситуации было занять денег, купить сосисек, лапши быстрого приготовления и продержаться до приезда родителей. Но наш герой поступил рационально- он не влез в долги, не травил себя и брата вредными продуктами, а позаботился о своем здоровье. Этот опыт ему пригодиться в жизни
6. Конкурс « Здоровье»
Классный руководитель . Конкурс “Здоровье”. Нужно на каждую букву этого слова найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
Например:
3 — здоровье, зарядка, закалка, зубной врач;
Д — диета;
О— очки;
Р — режим, расческа, ракетка;
О – отдых;
В — вода, витамины, врач;
ь - Слов, начинающихся на “ь” не существует.
Е — еда.
Будьте здоровы! Умейте управлять своими эмоциями, настроением и желанием, соблюдайте режим питания. Укрепляйте свое тело и дух. Ваше здоровье в ваших руках!
Я беру голубую, как небо, гуашь
И рисую моря и реки,
И апрельский, прозрачный почти, пейзаж:
В день весны в двадцать первом веке
Я беру золотую, как солнце, гуашь
И рисую все то, что снится:
Златовласку, узоры причудливых чаш,
И рассвет, и поля пшеницы.
Я рисую… И сердцу светлей и теплей.
Пусть рука сама выберет краски
Если черную боль?
Не будет кудрей
У красавицы Златовласки.
Обратите внимание на эпиграф
Если бы люди ели
только тогда,
когда они очень голодны, и если
бы питались простой чистой и
здоровой пищей, то они
не знали бы болезней и могли
управлять своей душой и телом.
Л.Н. Толстой
Как вы относитесь к этим словам ( обсуждение).
7.Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель
С каким настроением вы уходите с классного часа?
Что запомнилось?
С чем не согласны?
Примерные ответы детей:
Настроение нормальное, только аппетит разыгрался.
Запомнила пятерку самых вредных продуктов.
Постараюсь себя больше не травить.
Запомнила «полезную десятку».
Оказывается она у нас постоянно на столе.
Не согласен, что чипсы вредны, их бы запретили продавать.
Думаю, что не нужно убирать из школы некоторые продукты, кто захочет, все равно их купит в ларьках на улице.
Спасибо за внимание!