красота как все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение; образ оленя как символ жизненной энергии, солнечного света, божественного дара, стремительности, грации;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;
- продолжить формировать умение выразительно читать стихотворение ; учить оценивать отношение поэта к природе; продолжить знакомство учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста ; определять роль тропов в создании словесной картины; расширить знания о средствах выразительности .
Этапы урока | Сценарий этапа урока (задания, деятельность учителя, учеников) Примечание | Слайды (изображение или текстовое описание) | |
1. Организационный момент Подготовка к восприятию темы и цели урока | Здравствуйте, дети .Приготовьте тетради,напишите число и тему урока Сегодня мы будем вести диалог с худ.текстом, который принадлежит перу тончайшего и проникновенного русского лирика И.А.Бунина. Что вы можете сказать о великом русском поэте? СЛАЙД 2 Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. В детстве он часто проводил время с крестьянскими детьми из ближних деревень. СЛАЙД 3 Для стихотворений Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле. Стихи Бунина наполнены теплом его сердца, в них звучит удивительная музыка родного слова. | презентация | |
2. Определение темы урока | Тема нашего урока необычная. Как вы думаете, почему? (это диалог не с человеком, а с текстом). Сегодня мы будем вести диалог с худ.текстом, Обратимся к цитатам Татьяны Михайловны Пахновой( на доске): Художественное произведение – это диалог с читателем. Диалог с текстом – это вершина общения читателя с художественным произведением. На сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся сделать один шаг к этой вершине Действительно, худ.текст – это целый неповторимый мир, живущий по своим законам. В нём есть как ясно видимое, так и загадочное, тайное.
| цитатам Татьяны Михайловны Пахновой( на доске):
| |
Определение цели урока учащимися
| Итак ,определите цели нашего урока. - Научиться вести диалог с текстом,выразительно читать стих-ие разгадывая его загадки, призывает читателя поэтесса М.Цветаева: обращаю внимание на 2-ое высказ-ие - Как вы понимаете смысл второго высказывания? | М.Цветаева: 2-ое высказ-ие | |
3.Актуализация знаний
РАБОТА В ГРУППАХ | Вести диалог с худ. текстом невозможно без определённых знаний . Небольшая работа на основе рассказа И. А. Бунина «В деревне» позволит проверить и скорректировать ваши познания в области тропов. ( на выполнение задания 1 минута)
1.Укажите, каким средством выразительности является выделенное слово или словосочетание в предложении «Откинешься на задок саней, прикроешь глаза и только покачиваешься и слышишь, как заливается колокольчик над тройкой…, как визжат и постукивают на ухабах полозья» а) эпитет б) метафора в) сравнение 2.Укажите, каким средством выразительности словосочетание в предложении «…В больших комнатах нашего старинного дома с утра всегда стоял синий полусумрак. Это оттого, что дом был окружён садом, а стёкла сверху донизу зарисовал мороз серебряными является выделенное слово или пальмовыми листьями,перламутровыми ,узорчатыми папоротниками . а) метафора б) эпитет в) гипербола 3.Укажите, каким средством выразительности являются выделенные слова и словосочетания в данном отрывке: «А еще веселее смотреть, как на пруде работники прорубают проруби и баграми вытаскивают из воды огромные льдины. Словно квадраты светлых горных хрусталей, сияют они на солнце, играя зеленоватыми и синими переливами.. а) метафора б) эпитет в) сравнение | Задание №1 | |
Опрос по заданию №1 2минуты | | | |
2минуты | Прослушивание текста стихотворения Самостоятельное чтение стих-ия | Аудиозапись стихотворения И.А.Бунина 2 минуты | |
Вопросы уч-ся 1 группа задаёт 2-ой,2-я задаёт 3-ей | 1.Понравилось стихотворение? 2.Какие чувства вызвало у вас? 3.О чём, о ком оно? У:(молодцы ,а сейчас попробуйте ответить на эти и другие вопросы) | | |
Анализ стихотворения Первичное восприятие текста | – Какое настроение вызвало в вас это стихотворение? (радость, чувство восхищения) - Что вызывает у вас восхищение? (красота оленя) - Аещё какие чувства? (тревогу) - Что вызывает у вас тревогу? (переживание за его жизнь, он может погибнуть) – Что вызывает в вас эту радость? (что олень убегает, пытается спастись) | цитирование | |
Слово учителя | Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски. | | |
Заполнение таблицы | И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…» Род | Лирика | Тема | Олень в лесу | Основная мысль | Он красоту от смерти уносил! | Художественные образы | Олень и природа, | Настроение | 1 строфа:___ Любование и ожидание: _________________________ 2 строфа:___ Ожидание, вглядывание, поиск: _________________________ 3 строфа:____ . Снова ожидание, вглядывание и … неожиданность – «и вдруг –прыжок!» ________________________ 4 строфа:__ Глубокий вздох любования __________________________ | Средства создания (образов, настроения ) | ____эпитет_________________________________ ___________________________________ ____________________________________ ___________________________________ | - К какому роду литературы вы отнесёте это стихотворение? (Лирика) - Почему? Каковы задачи лирики? -Как вы определить тему стихотворения? Самый правильный способ- по имени существительному (Тема - олень в лесу).Попробуем доказать справедливость этого утверждения и для этого предлагаю вам следующие задания Первая строфа задает тему. -Как же раскрывается тема? - Найдите слова, которые называют предметы ,распределив их по смысловым группам , Выпишите их. | | |
Работа в группах Задание№2 5минут | 1 группа выписывает все существительные, относящиеся к образу природы (лес, поле, луг); 2 группа выписывает все существительные, относящиеся к образу оленя; 3 группа работает с лексическим значением непонятных слов | 5мин | |
Опрос по заданию №2 5минут
Продолжаем заполнять таблицу | Начнём с 3 группы –выясним значение непонятных слов (отвечает 1 уч ) Уч.- - Сколько слов относятся к образу природы? (12) отвечает группа 1 Слайд Уч.- - Сколько слов относятся к образу оленя? (12) ) отвечает группа 2 Слайд 15 Уч.- Сделайте вывод.(Слов одинаковое количество, значит тема – олень в лесу.) Запишите свой вывод в таблицу. Уч.- - Назовите центральные художественные образы. (центральные худ.образы – природа и – олень) Уч.- Запишите свой вывод в таблицу. Уч. Кто же является героем этого стихотворения? (олень). Вчитайтесь! Уч.- Где же здесь герой-олень? Мы видим его? (нет, рассказчик видит) - И не просто видит, он идет по следам оленя. И всё, что он нам про оленя рассказывает происходит на самом деле? (в воображении рассказчика). - Так значит, рассказчик кто? ( Он и есть Герой. Он идёт по следам оленя и пытается представить, что здесь происходило). -Так как это лирическое произведение, то как мы называем рассказчика? (Лирический герой.) Рассказчик =Лирический герой | Слайд № 12-13 Слайд 15 5мин | |
| Уч. – А теперь разберёмся в настроении лирического героя. Какое же оно? Меняется ли? СТРОФА 1. Любование и ожидание: «густой», «глубокие», «пушистые», «могучий», «тонконогий», «тяжкие рога». Слова какой части речи преобладают и почему? (сущ., т. к. важно показать лес, оленя в состоянии покоя, а не в движении. А характеризуют их прилагательные.
Уч.- Какие прил, являются простыми определениями, а какие – эпитетами?
СТРОФА 2. Ожидание, вглядывание, поиск: «вот след его», «здесь…», «белым зубом». ЛГ видит оленя? (Нет, он предполагает, по следам определяет, что он делал, что у него «белый зуб».) СТРОФА 3. Снова ожидание, вглядывание и … неожиданность – «и вдруг –прыжок!» Уч.- Поменялось ли настроение ЛГ в 3 строфе? Что произошло? Что помогает автору создать стремительность повествования? (знак тире). То есть автор использует поэтический синтаксис. Уч.- Обратите внимание на звуки, помогают ли они подчеркнуть стремительность событий? Какой звук? (р-р) Запишем в тетрадь Как называется такой приём (аллитерация – повторение согласных звуков. СТРОФА 4. Глубокий вздох любования – ЛГ не видит, но в воображении выстраивает картину: «как легко», «как бешено, в избытке сил», «стремительно», «радостно-звериной». «Он красоту от смерти уносил»- высшая точка чувства лирического героя. - Можно на этом закончить наш диалог с текстом? Нет , не опр.идею. | Читаем строфы 3 мин Эпитеты Аллитерация Поэтический синтаксис Кульминация | |
идея стихотворения? Постановка проблемного вопроса | Уч. Как вы думаете , в каких словах заключена идея стихотворения? - Тайный смысл стихотворения -Помогут вам его понять ключевые слова строфы. Какие? (красота _ смерть) понятия,противопоставленные друг другу. Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине? (слайд №7)(красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни) Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть? (смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак) - Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал? (образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота) 4.Слово учителя Мы подходим к самому важному. Вот, оказывается, о чем стихотворение. Его основная художественная идея , скрытая тема – тайна ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. А не только о природе. | 5минут | |
Литературовед 3минуты | Выпишите из презентации 4-5 существительных продолжите предложение :Олень- это душа,воин,зверь,предок,солнце, благородство | Презентация образа оленя в мифах (ученик д/з) | |
Межпредм связь | Наиболее характерные признаки оленя стремительность, грация и красота; может быть, поэтому образ оленя связывают с поэзией, живописью и музыкой | | |
Проверка домашнего задания (индивидуально) | О картине Клода Лоррена « Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя» | | |
Проверка домашнего задания (индивидуально)Выразительное чтение стихотворения В.Набокова «Олень» | Олень Слова - мучительные трубы, гремящие в глухом лесу, - следят, перекликаясь грубо, куда я пламя пронесу. Но что мне лай Дианы жадной, ловитвы топот и полет? Моя душа - олень громадный - псов обезумевших стряхнет! Стряхнет - и по стезе горящей промчится, распахнув рога, сквозь черные ночные чащи на огненные берега! В. Набоков | | |
Лексическая работа | Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана. К чему стремится душа поэта? (Вопреки всем «словам – мучительным трубам», приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремиться к «огненным берегам» - творению красоты.) | | |
идея | Как вы думаете ,в каких словах стихотворения заключён главный смысл?К чему стремится лирический герой? | | |
синквейн, (если успеем) | Олень Красивый , чудесный , могучий ,сильный Наблюдаем, переживаем Восхищаемся Победа красоты над смертью Душа (Солнце, грация, изящество ,) | | |
5. Рефлексия
| - Понравился ли вам урок? Оцените его : приклейте стикеры : белые (-) и зелёные(+) -Были ли затруднения на уроке? В чём они? - Чему научились? Что нового узнали? - Что было интересным? | | |
| Выставление оценок | | |
6. Домашнее задание: | Составить синквейн по стихотворению И.А.Бунина «Олень».рисунок к стихотворению. (по желанию) стихотворение выучить наизусть | | |
| И закончить свой урок мне бы хотелось словами И. А. Бунина Мир везде исполнен красоты… И. А. Бунин | | |