СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Погружение в поэтический текст

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок погружения в поэтический текст. Анализ стихотворения Бунина "Густой зелёный ельник у дороги"

Просмотр содержимого документа
«Погружение в поэтический текст»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ Донская СОШ

РМО учителей русского языка и литературы

Открытый урок по литературе в 5 классе

Тема : « Погружение в поэтическое слово.

Стихотворение И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»



Работу выполнила: учитель

русского языка и литературы
Петренко Лиана Эстатьевна











х.Донской

2016год



Тема урока : Погружение в поэтическое слово.



И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»


Тип урока : урок-исследование

Цели урока :

Личностные:

- формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма;

красота как все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение; образ оленя как символ жизненной энергии, солнечного света, божественного дара, стремительности, грации;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;

Предметные:

- продолжить формировать умение выразительно читать стихотворение ; учить оценивать отношение поэта к природе; продолжить знакомство учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста ; определять роль тропов в создании словесной картины; расширить знания о средствах выразительности .

Ход урока

Этапы урока

Сценарий этапа урока (задания, деятельность учителя, учеников)

Примечание


Слайды (изображение или текстовое описание)


1.

Организационный момент


Подготовка к восприятию темы и цели урока

Здравствуйте, дети .Приготовьте тетради,напишите число и тему урока

Сегодня мы будем вести диалог с худ.текстом, который принадлежит перу тончайшего и проникновенного русского лирика И.А.Бунина.

Что вы можете сказать о великом русском поэте?


СЛАЙД 2 Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. В детстве он часто проводил время с крестьянскими детьми из ближних деревень.


СЛАЙД 3 Для стихотворений Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле. Стихи Бунина наполнены теплом его сердца, в них звучит удивительная музыка родного слова.



презентация


2. Определение темы урока

Тема нашего урока необычная. Как вы думаете, почему? (это диалог не с человеком, а с текстом). 
Сегодня мы будем вести диалог с худ.текстом, Обратимся к цитатам Татьяны Михайловны Пахновой( на доске):
Художественное произведение – это диалог с читателем. 
Диалог с текстом – это вершина общения читателя с художественным произведением.

На сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся сделать один шаг к этой вершине
Действительно, худ.текст – это целый неповторимый мир, живущий по своим законам. В нём есть как ясно видимое, так и загадочное, тайное.



цитатам Татьяны Михайловны Пахновой( на доске):


Определение цели урока учащимися

Итак ,определите цели нашего урока.


- Научиться вести диалог с текстом,выразительно читать стих-ие

разгадывая его загадки, призывает читателя поэтесса М.Цветаева:

обращаю внимание на 2-ое высказ-ие

- Как вы понимаете смысл второго высказывания?

М.Цветаева:

2-ое высказ-ие



3.Актуализация знаний





РАБОТА В ГРУППАХ


Вести диалог с худ. текстом невозможно без определённых знаний . Небольшая работа на основе рассказа И. А. Бунина «В деревне» позволит проверить и скорректировать ваши познания в области тропов.


( на выполнение задания 1 минута)

1.Укажите, каким средством выразительности является выделенное слово или словосочетание в предложении


«Откинешься на задок саней, прикроешь глаза и только покачиваешься и слышишь, как заливается колокольчик над тройкой…, как визжат и постукивают на ухабах полозья»


а) эпитет б) метафора в) сравнение


2.Укажите, каким средством выразительности словосочетание в предложении

«…В больших комнатах нашего старинного дома с утра всегда стоял синий полусумрак. Это оттого, что дом был окружён садом, а стёкла сверху донизу зарисовал мороз серебряными является выделенное слово или пальмовыми листьями,перламутровыми ,узорчатыми папоротниками .

а) метафора б) эпитет в) гипербола



3.Укажите, каким средством выразительности являются выделенные слова и словосочетания в данном отрывке:


«А еще веселее смотреть, как на пруде работники прорубают проруби и баграми вытаскивают из воды огромные льдины. Словно квадраты светлых горных хрусталей, сияют они на солнце, играя зеленоватыми и синими переливами..


а) метафора б) эпитет в) сравнение


Задание №1


Опрос по заданию №1 2минуты



2минуты

Прослушивание текста стихотворения

Самостоятельное чтение стих-ия



Аудиозапись стихотворения И.А.Бунина

2 минуты


Вопросы уч-ся

1 группа задаёт 2-ой,2-я задаёт 3-ей

1.Понравилось стихотворение?

2.Какие чувства вызвало у вас?

3.О чём, о ком оно?

У:(молодцы ,а сейчас попробуйте ответить на эти и другие вопросы)




Анализ стихотворения






Первичное восприятие текста


Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?


(радость, чувство восхищения)


- Что вызывает у вас восхищение? (красота оленя)

- Аещё какие чувства? (тревогу)

- Что вызывает у вас тревогу? (переживание за его жизнь, он может погибнуть)


– Что вызывает в вас эту радость? (что олень убегает, пытается спастись)













цитирование


Слово учителя


Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо.

Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.




Заполнение таблицы

И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Род

Лирика

Тема

Олень в лесу

Основная мысль

Он красоту от смерти уносил!

Художественные образы

Олень и природа,

Настроение


1 строфа:___ Любование и ожидание: _________________________

2 строфа:___ Ожидание, вглядывание, поиск: _________________________

3 строфа:____ . Снова ожидание, вглядывание и … неожиданность – «и вдруг –прыжок!»

________________________

4 строфа:__ Глубокий вздох любования __________________________


Средства создания (образов, настроения )

____эпитет_________________________________

___________________________________

____________________________________

___________________________________


- К какому роду литературы вы отнесёте это стихотворение? (Лирика)

- Почему? Каковы задачи лирики?


-Как вы определить тему стихотворения? Самый правильный способ- по имени существительному (Тема - олень в лесу).Попробуем доказать справедливость этого утверждения и для этого предлагаю вам следующие задания

Первая строфа задает тему. -Как же раскрывается тема?

- Найдите слова, которые называют предметы ,распределив их по смысловым группам ,

Выпишите их.





Работа в группах

Задание№2


5минут

1 группа выписывает все существительные, относящиеся к образу природы (лес, поле, луг);

2 группа выписывает все существительные, относящиеся к образу оленя;

3 группа работает с лексическим значением непонятных слов



5мин


Опрос по заданию №2

5минут











Продолжаем заполнять таблицу

Начнём с 3 группы –выясним значение непонятных слов (отвечает 1 уч )


Уч.- - Сколько слов относятся к образу природы? (12) отвечает группа 1 Слайд

Уч.- - Сколько слов относятся к образу оленя? (12) ) отвечает группа 2 Слайд 15


Уч.- Сделайте вывод.(Слов одинаковое количество, значит

тема – олень в лесу.)


Запишите свой вывод в таблицу.



Уч.- - Назовите центральные художественные образы.

(центральные худ.образы – природа и – олень)


Уч.- Запишите свой вывод в таблицу.



Уч. Кто же является героем этого стихотворения? (олень).

Вчитайтесь!


Уч.- Где же здесь герой-олень? Мы видим его? (нет, рассказчик видит)



- И не просто видит, он идет по следам оленя.

И всё, что он нам про оленя рассказывает происходит на самом деле? (в воображении рассказчика).

- Так значит, рассказчик кто? ( Он и есть Герой.

Он идёт по следам оленя и пытается представить, что здесь происходило).

-Так как это лирическое произведение, то как мы называем рассказчика? (Лирический герой.)


Рассказчик =Лирический герой






Слайд № 12-13




Слайд 15

5мин



Уч. – А теперь разберёмся в настроении лирического героя.

Какое же оно? Меняется ли?

СТРОФА 1. Любование и ожидание: «густой», «глубокие», «пушистые», «могучий», «тонконогий», «тяжкие рога».

Слова какой части речи преобладают и почему? (сущ., т. к. важно показать лес, оленя в состоянии покоя, а не в движении. А характеризуют их прилагательные.

Уч.- Какие прил, являются простыми определениями, а какие – эпитетами?

СТРОФА 2. Ожидание, вглядывание, поиск: «вот след его», «здесь…», «белым зубом».

ЛГ видит оленя? (Нет, он предполагает, по следам определяет, что он делал, что у него «белый зуб».)



СТРОФА 3. Снова ожидание, вглядывание и … неожиданность – «и вдруг –прыжок!»

Уч.- Поменялось ли настроение ЛГ в 3 строфе? Что произошло? Что помогает автору создать стремительность повествования?

(знак тире). То есть автор использует поэтический синтаксис.

Уч.- Обратите внимание на звуки, помогают ли они подчеркнуть стремительность событий? Какой звук? (р-р)

Запишем в тетрадь

Как называется такой приём (аллитерация – повторение согласных звуков.



СТРОФА 4. Глубокий вздох любования – ЛГ не видит, но в воображении выстраивает картину: «как легко», «как бешено, в избытке сил», «стремительно», «радостно-звериной».

«Он красоту от смерти уносил»- высшая точка чувства лирического героя.

- Можно на этом закончить наш диалог с текстом? 
Нет , не опр.идею.

Читаем строфы

3 мин





Эпитеты

Аллитерация

Поэтический синтаксис
















Кульминация


идея стихотворения?












Постановка проблемного вопроса

Уч. Как вы думаете , в каких словах заключена идея стихотворения?
Тайный смысл стихотворения

-Помогут вам его понять ключевые слова строфы. Какие? (красота _ смерть) понятия,противопоставленные друг другу.

Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине? (слайд №7)(красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)

Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть?

(смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак)


- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?


(образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота)


4.Слово учителя

Мы подходим к самому важному. Вот, оказывается, о чем стихотворение. Его основная художественная идея , скрытая тема – тайна

ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. А не только о природе.


5минут


Литературовед

3минуты


Выпишите из презентации 4-5 существительных продолжите предложение :Олень- это душа,воин,зверь,предок,солнце, благородство

Презентация образа оленя в мифах

(ученик д/з)


Межпредм связь

Наиболее характерные признаки оленя

стремительность, грация и красота; может быть, поэтому образ оленя связывают с поэзией, живописью и музыкой



Проверка домашнего задания (индивидуально)

О картине Клода Лоррена « Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя»



Проверка домашнего задания (индивидуально)Выразительное чтение стихотворения В.Набокова «Олень»

Олень

Слова - мучительные трубы,
гремящие в глухом лесу, -
следят, перекликаясь грубо,
куда я пламя пронесу.
Но что мне лай Дианы жадной,
ловитвы топот и полет?
Моя душа - олень громадный -
псов обезумевших стряхнет!
Стряхнет - и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!
В. Набоков




Лексическая работа


  • Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.

  • К чему стремится душа поэта?

(Вопреки всем «словам – мучительным трубам», приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремиться к «огненным берегам» - творению красоты.)




идея

Как вы думаете ,в каких словах стихотворения заключён главный смысл?К чему стремится лирический герой?




синквейн, (если успеем)


Олень

Красивый , чудесный , могучий ,сильный

Наблюдаем, переживаем Восхищаемся

Победа красоты над смертью

Душа (Солнце, грация, изящество ,)



5. Рефлексия

- Понравился ли вам урок? Оцените его : приклейте стикеры : белые (-) и зелёные(+)


-Были ли затруднения на уроке? В чём они?

- Чему научились? Что нового узнали?

- Что было интересным?





Выставление оценок



6. Домашнее задание:

Составить синквейн по стихотворению И.А.Бунина «Олень».рисунок к стихотворению. (по желанию) стихотворение выучить наизусть






И закончить свой урок мне бы хотелось словами И. А. Бунина
Мир везде исполнен красоты… И. А. Бунин














































КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  6. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)

  7. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

  8. Выступать от имени группы почетно. Это делает подготовленный, группой полномочный представитель.

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  6. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)

  7. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

  8. Выступать от имени группы почетно. Это делает подготовленный, группой полномочный представитель.

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  6. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)

  7. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

  8. Выступать от имени группы почетно. Это делает подготовленный, группой полномочный представитель.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!