Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. | Здравствуйте, садитесь. | Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку. | Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку. |
2.Повторение изученного материала. | 1. Слайд 1 Повторение. Пересказ статьи учебника «Антоний Погорельский» на с. 120. 2. Самостоятельная работа – «Блиц-опрос» задание № 42 на с. 27 3. Взаимопроверка (работа в паре). | Слушает пересказы учащихся, задает вопросы, проводит самостоятельную работу и ее взаимопроверку. | Пересказывают статью учебника, выполняют самостоятельную работу и взаимопроверку. |
2. Актуализация знаний. | Вступительное слово учителя. Беседа. - Как Антоний Погорельский сам определил жанр своего произведения, почему? (повесть-сказка) - А как вы определили бы жанр этого произведения? - В каком году была написана «Черная курица, или Подземные жители»? (в 1829 году). - Какова проблематика этого произведения? О чем оно? | Организует беседу с учащимися, которая готовит их к восприятию материала урока. Контролирует выполнение заданий. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, рассуждают. |
3. Целеполагание. | - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Запишите тему урока: «Нравственные уроки сказки А. Погорельского». Цели: определите цели и задачи на урок. | Помогает учащимся выполнить целеполагание, записывает тему урока на доске. | Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок. |
4. Анализ произведения. | Слайд 2. Рассказ учащихся. Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти (рассказ учащихся 1 ряда). Слайды 3-4 Опишите праздничный обед, опираясь на вопросы и текст произведения: 1. Найдите в тексте описание одежды, причесок, убранство стола, описание праздничного обеда. 2. Что вас поразило? 3. Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой? - Но интересно ли все это Алеше? («Он весь вечер просидел один в классных комнатах, а ночью…») - Что произошло ночью? Слайд 5. Рассказ учащихся о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка (рассказ учащихся 2 ряда). Вопрос для размышления: В каком значении употреблено слово скромный? (Нескромность Алеши – это неумение хранить тайну) Слайд 6 Рассказ учащихся о подземных жителях (рассказ учащихся 3 ряда) Беседа: - Какое желание просит исполнить Алеша? - Приносят ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий? Докажите это, опираясь на текст произведения. Слайд 7 Вывод: Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания. Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять. | Организует беседу с учащимися, контролирует выполнение домашних и классных заданий. | Пересказывают произведение, размышляют, отвечают на вопросы, цитируют произведение, делают выводы на основе прочитанного. |
5.Физкультминутка | | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют физкультминутку. |
6. Анализ произведения (продолжение). | Слайды 8-10 Беседа: - Почему стал изменяться характер Алеши? - Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко? Объясните, зачем житель подземного царства вернул Алеше волшебное зернышко? - Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? - Предал ли Алеша подземных жителей? Почему пострадал именно Министр Черная курица? Слайд 11 Вывод: Всегда страдает тот, кто любит. Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно он. - Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу? Слайд 12 Вывод: Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда. Он просит Алешу, чтобы он опять стал добрым мальчиком, каким был прежде Слайд 13 - Как закончилось произведение? - В чем мудрость этой сказки? (Все, что достается собственным трудом, ценится и приносит радость). | Организует беседу с учащимися, контролирует выполнение заданий. | Отвечают на вопросы, цитируют произведение, делают выводы на основе прочитанного. |
7. Аналитическая работа с таблицей. | Слайды 14-15 Работа с таблицей «Характер Алеши». Заполнение 2 графы. До получения семечка… | Имея семечко… | Добрый Ласковый Общительный Скромный Застенчивый Любознательный | Жестокий Упрямый Непослушный Самолюбивый Гордый Дерзкий | * Слайды 16-17 Итоги работы с таблицей, выводы: - Какие отрицательные человеческие качества осуждаются? * - Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении? | Проверяет и исправляет недочеты домашней работы по заполнению таблицы. | Вносят дополнения и коррективы в заполненную дома таблицу. |
8.Подведение итогов урока. | - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Все ли поставленные цели реализованы? - В чем мудрость Министра Черной курицы? Какой он преподносит урок? (Мудрость министра Черной курицы в том, что он умеет быть благородным и умеет прощать. А это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком.) | Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы. | Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний. |
9.Рефлексия Продолжите фразу… | Слайд 20. Сегодня на уроке я… - научился…; - узнал…; - заинтересовался… | Организует и выполняет контроль рефлексии | Выполняют рефлексию |
10. Домашняя работа: | Слайд 19 Напишите сочинение-миниатюру Чему научила меня повесть-сказка «Черная курица, или Подземные жители». | Организует инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник. |