СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Погорельский. Черная курица, или Подземные жители Урок 2

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Погорельский. Черная курица, или Подземные жители Урок 2»

Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

Урок 30. Тема: Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки.

Класс: 5

Тип урока: урок комбинированный.

Цель: Познакомить учащихся с проблематикой, жанровым своеобразием и особенностями повести-сказки «Черная курица, или Подземные жители», с особенностями характера главного героя и перипетиями сюжета.

Задачи: Образовательная: продолжить знакомить учащихся с особенностями литературы 19 века, углублять знания о литературной сказке, ее особенностях.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения прозаического произведения, расширять словарный запас учащихся, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к русской классической литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться выразительно читать и слушать учителя и одноклассников, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: пронимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые операции, действовать по плану, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: понимать информацию, использовать знаково-символические средства для конспектирования учебного материала в рабочей тетради.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.


Этапы урока


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку.

2.Повторение изученного материала.

1. Слайд 1 Повторение. Пересказ статьи учебника «Антоний Погорельский» на с. 120.

2. Самостоятельная работа – «Блиц-опрос» задание № 42 на с. 27

3. Взаимопроверка (работа в паре).

Слушает пересказы учащихся, задает вопросы, проводит самостоятельную работу и ее взаимопроверку.

Пересказывают статью учебника, выполняют самостоятельную работу и взаимопроверку.

2. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя. Беседа.

- Как Антоний Погорельский сам определил жанр своего произведения, почему? (повесть-сказка)

- А как вы определили бы жанр этого произведения?

- В каком году была написана «Черная курица, или Подземные жители»? (в 1829 году).

- Какова проблематика этого произведения? О чем оно?

Организует беседу с учащимися, которая готовит их к восприятию материала урока. Контролирует выполнение заданий.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, рассуждают.

3. Целеполагание.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Запишите тему урока: «Нравственные уроки сказки А. Погорельского».

Цели: определите цели и задачи на урок.

Помогает учащимся выполнить целеполагание, записывает тему урока на доске.

Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок.

4. Анализ произведения.

Слайд 2. Рассказ учащихся. Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти (рассказ учащихся 1 ряда).

Слайды 3-4 Опишите праздничный обед, опираясь на вопросы и текст произведения:

1. Найдите в тексте описание одежды, причесок, убранство стола, описание праздничного обеда.

2. Что вас поразило?

3. Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой?

- Но интересно ли все это Алеше? («Он весь вечер просидел один в классных комнатах, а ночью…»)

- Что произошло ночью?

Слайд 5. Рассказ учащихся о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка (рассказ учащихся 2 ряда).

Вопрос для размышления: В каком значении употреблено слово скромный? (Нескромность Алеши – это неумение хранить тайну)

Слайд 6 Рассказ учащихся о подземных жителях (рассказ учащихся 3 ряда)

Беседа: - Какое желание просит исполнить Алеша?

- Приносят ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий? Докажите это, опираясь на текст произведения.

Слайд 7 Вывод: Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания. Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять.

Организует беседу с учащимися, контролирует выполнение домашних и классных заданий.

Пересказывают произведение, размышляют, отвечают на вопросы, цитируют произведение, делают выводы на основе прочитанного.

5.Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

6. Анализ произведения (продолжение).

Слайды 8-10 Беседа:

- Почему стал изменяться характер Алеши?

- Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко? Объясните, зачем житель подземного царства вернул Алеше волшебное зернышко?

- Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки?

- Предал ли Алеша подземных жителей? Почему пострадал именно Министр Черная курица?

Слайд 11 Вывод: Всегда страдает тот, кто любит. Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно он.

- Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?

Слайд 12 Вывод: Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда. Он просит Алешу, чтобы он опять стал добрым мальчиком, каким был прежде

Слайд 13 - Как закончилось произведение?

- В чем мудрость этой сказки? (Все, что достается собственным трудом, ценится и приносит радость).

Организует беседу с учащимися, контролирует выполнение заданий.

Отвечают на вопросы, цитируют произведение, делают выводы на основе прочитанного.

7. Аналитическая работа с таблицей.

Слайды 14-15 Работа с таблицей «Характер Алеши».

Заполнение 2 графы.

До получения семечка…

Имея семечко…

Добрый

Ласковый

Общительный

Скромный

Застенчивый

Любознательный

Жестокий

Упрямый

Непослушный

Самолюбивый

Гордый

Дерзкий

* Слайды 16-17 Итоги работы с таблицей, выводы:

- Какие отрицательные человеческие качества осуждаются?

* - Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении?

Проверяет и исправляет недочеты домашней работы по заполнению таблицы.

Вносят дополнения и коррективы в заполненную дома таблицу.

8.Подведение итогов урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Все ли поставленные цели реализованы?

- В чем мудрость Министра Черной курицы? Какой он преподносит урок? (Мудрость министра Черной курицы в том, что он умеет быть благородным и умеет прощать. А это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком.)

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний.

9.Рефлексия

Продолжите фразу…

Слайд 20. Сегодня на уроке я…

- научился…;

- узнал…;

- заинтересовался…

Организует и выполняет контроль рефлексии

Выполняют рефлексию

10. Домашняя работа:

Слайд 19 Напишите сочинение-миниатюру Чему научила меня повесть-сказка «Черная курица, или Подземные жители».

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!