СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поговорим о вредных привычках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по окружающему миру по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Поговорим о вредных привычках»

Окружающий мир 4 класс Учитель: Самсонова Е.Г. Тема: Поговорим о вредных привычках

Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму.

Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности самостоятельно.

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Основные понятия: полезные и вредные привычки, вредные вещества, алкоголь, курение, их неблагоприятное влияние на органы и системы, организм человека.

Методические рекомендации: занятие проводится в виде лекции с элементами беседы, игровых упражнений и презентации.

Оборудование: презентация, карточки, компьютер, проектор, экран.


Этапы урока

Деятельность учителя

И обучающихся

Формирование УУД

1.Организационный этап


I. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. На нашем уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.

Определение эмоционального состояния присутствующих:

Ребята, Вам предлагаются жетоны разного цвета. Выберите соответствующий вашему настроению жетон (красный - плохое, зеленый - хорошее) и положите его в коробочку. Подсчёт выбранных жетонов по цвету (считает Лена К). Результаты вывешиваются.

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).

Личностные: положительное отношение к школе, учению, желание учиться, адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Постановка цели и задач уроков. Мотивация учебной деятельности

II. Вступление учителя. Сообщение темы и цели занятия.

-.Наш урок я хочу начать со слов известного вам стихотворения В.Маяковского:


Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?


-Вы, наверное, уже догадались, что именно этот вопрос и будет главным в нашей беседе.


Личностные: высказывать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы, Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса деятельности.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие.

3.Актуализация знаний


- Отгадайте, пожалуйста, совсем короткую загадку: что дороже всего на свете?

(Здоровье)

Правильно, это – здоровье. Здоровье – самое главное наше богатство. Конечно, это звучит банально, но до тех пор, пока его не потеряешь. Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся.

Давайте отгадаем с вами о чем же сегодня пойдет разговор на уроке.

– Ребята, у вас на партах лежат карточки.


Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А


– Что записано на карточках?

Ответы детей:

– Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово.

– Какое слово у вас получилось? ( У нас получилось слово «привычка»)

Что означает слово «привычка»?

Ответы детей

ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно.

Андрей

Привычка - это тоже ведь зараза,
Привычка - тоже некая болезнь,
Она болит и заживет не сразу,
С ней очень трудно жить, поверь!
Она растет микробом в теле,
Она, как рана, у тебя внутри.
Ее не видно, но на самом деле
Она испепеляет и горит.

Сообщение темы

– Итак, кто из вас догадался, чему будет посвящен наш урок сегодня?

Ответы детей

– Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше здоровье.

Ребята, Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, способны оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

Девизом нашего урока станут слова:

Я умею думать, умею рассуждать,
Что полезно для здоровья буду выбирать.

Повторим хором

- Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.

- Какие бывают привычки? (ответы детей)

Привычки бывают полезные и вредные.

- Какие привычки мы называет полезными?

- Назовите полезные привычки. (ответы детей )

- Какие привычки мы называем вредными?

- Назовите вредные привычки. (ответы детей)

Ребята, посмотрите на экран. Перед вами список привычек. Сейчас вам нужно эти привычки разделить на 2 группы. Вредные привычки перенесем в левый столбик, а полезные - в правый. (Вызываю по одному к доске)

Список привычек

• обманывать

• умываться

• чистить зубы

• грызть ногти

• сутулиться

• класть вещи на место

• выполнять домашнее задание

• заниматься спортом

• пропускать уроки

• говорить правду

• лениться

• курить

• читать лежа

• мыть за собой посуду

• драться

• ссориться

(После выполнения задания детьми проводится обсуждение)

– Итак, какой вывод мы можем сделать? (Существуют как вредные, так и полезные привычки).

- Ребята, какие вредные привычки наиболее опасны для человека? (алкоголь, курение, наркотики)

Одна из глобальных проблем человечества, подрывающая его здоровье – это..

А что это за привычка, мы узнаем, посмотрев мультфильм МЕдВЕДЬ И ТРУБКА

Просмотр первой части мультфильма.

- Каким вы увидели медведя? (здоровым)

- Смотрим дальше мультфильм

Просмотр первой части мультфильма.

- О какой вредной привычке мы посмотрели?

- “Что же происходит при курении табака?”

Все началось в 15 веке, когда великий путешественник Колумб высадился за океаном в далекой и неведомой стране. Там его изумленные матросы увидели похожих на фокусников людей, которые свертывали из сухих листьев трубки, брали их в рот и поджигали… Туземцы втягивали дым и пускали его наружу… Несчастные нередко при этом теряли сознание, входили в транс и даже корчились как от сильной боли, но, по их словам, уже не могли без этого жить.

Все мы знаем, что дурной пример может быть заразительным. Табак попал сначала на корабли Колумба, а потом и в Европу, где стал распространятся по домам и салонам искателей острых ощущений. Впрочем быстрому распространению табакокурения стало способствовать не столько человеческое любопытство, сколько жажда наживы и агрессивная реклама.

К сожалению, все это привело к тому, что в последнее время употребляют алкоголь и курят очень молодые люди, которые порой не осознают, какой вред это может нанести их здоровью.

Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин. В больших дозах никотин вызывает судороги и смертьУченые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.

- Давайте посмотрим, как влияет курение на организм.

- Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Первыми от дыма сигарет страдают зубы.

Зубная эмаль разрушается, зубы приобретают желтоватый цвет. Далее ядовитые вещества дыма переходят в слюну и вместе со слюной проходят в наш организм, от этого страдает желудок.

- После выкуривания сигареты сердце учащает свою работу на 10-15 ударов. Отчего сердце быстро стареет, изнашивается.

- Так же курение влияет на работу мозга. Ухудшается память, внимание, человек быстро утомляется.

- А ещё курение влияет и на внешний вид человека. Кожа становится бледно-жёлтого цвета, тускнеют глаза, волосы становятся сухими, ломкими. У человека притупляются вкусовые ощущения, перестаёт чувствовать запахи.

-А какому внутреннему органу дым наносит наибольший вред? (Легким) При курении в них поступает недостаточное количество кислорода. Это приводит к заболеванию туберкулёзом, тяжёлым бронхитом, отсюда постоянный кашель, мокрота, одышка, частое сердцебиение.

Практическая работа.

Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмем один лист и сомнем его. Сравним его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у нас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?

Какие выводы мы можем сделать?

Вывод: Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья.

- Когда я шла на работу, мне по дороге встретился человек. Он выглядел так: бледный, изможденный, небритый, качается, ругается, под глазом синяк, одет неопрятно.

Как вы думаете, чей это портрет? (алкоголик)

- Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)

- Как ведут себя такие люди? (ответы детей)

Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)

Что же такое алкоголь?

ВИКА Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий.

Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.

- Откройте учебник на странице 73. Посмотрите на рисунок-схему. Скажите, какие органы особенно страдают от алкоголя?

Какие выводы мы можем сделать?

Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья.

- Чем похожи по влиянию на организм алкоголь и табак? (ответы детей) (Вызывают привыкание.)

Учитель:

А какое же лекарство может быть от всех вредных привычек? (Хобби, спорт и т.п.)

И действительно, ребята, спорт это замечательная альтернатива пагубным привычкам.

Многие ребята из нашего класса занимаются в таких спортивных секциях, как футбол, волейбол.

Учитель:

Ну что ж, мой друг,
Решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой,
Ты согласиться можешь, но отказ,
Окажется получше в сотню раз,
Ты вправе жизнь свою спасти,
Подумай, может, ты на правильном пути,
Но если всё – таки успел свернуть,
То потрудись себе здоровье ты вернуть.

Познавательные: знаково-символические, моделирование, построение логической цепи рассуждения и тд.

Личностные: оценивание усваемого содержания, исходя из личностных ценностей.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.


4.Применение знаний и умений в новой ситуации


IV. Работа в группах

А сейчас поиграем.

Конкурс

Ролевая игра:

1 группа:

Твои педагоги заметили, что от тебя пахнет сигаретами. Их действия?

2 группа:

Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать выпить вина. Твои действия?

3 группа:

Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведите профилактическую беседу о вреде курения.

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями.

Учитель: (чтение стихотворения)

Вредным привычкам – нет!
Скажи всем друзьям.
Вредным привычкам – нет!
Скажи себе сам.
Вредные привычки – плохо!
Знай всегда.
Вредные привычки – смерть!
Убьёшь себя.

Многие люди, живущие на планете мечтают быть здоровыми и прожить долгую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам «9 заповедей здоровья»

  • четкий режим дня;

  • свежий воздух;

  • больше смеха;

  • физическая активность;

  • правильное питание;

  • не пить, не курить;

  • личная гигиена;

  • любовь к себе и другим;

  • занятия по душе.

Начать легко. Бросить – не тут-то было.

Подумай над этим!

Ах, эти вредные привычки,

Не вступайте с ними в стычки.

Они вредны ведь для земли,

В употреблении людьми.

Они мешают людям жить,

Так, что хочется аж выть.

Сигареты, водка – ни к чему

Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»

Ах, эти вредные привычки,

Не вступайте с ними в стычки.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, планировать свое действие.

5.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

V. Домашнее задание: Сочинить сказку «Путешествие в страну вредных привычек».


Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

6. Итог урока. Рефлексия


VI. Итог урока:

- Что полезного и интересного вы узнали на занятии?

Какой можно сделать вывод?

Учащимся класса раздаются памятки.



- Ребята, вначале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).


Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности .































Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А

Ответ____________________



Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А

Ответ____________________



Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А

Ответ____________________



Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А

Ответ____________________



Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А

Ответ____________________



Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А

Ответ____________________



Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А

Ответ____________________



Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А

Ответ____________________



Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А

Ответ____________________



Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А


Ответ____________________


Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А


Ответ___________________


Ы У О Р

У П О У

И О В Ч

У К О А


Ответ____________________


Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки.
Они вредны ведь для земли,
В употреблении людьми.
Они мешают людям жить,
Так, что хочется аж выть.
Сигареты, водка – ни к чему
Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки.




















Экран


Начало урока
























настроения

Конец урока





















Группа № 1


Твои педагоги заметили, что от тебя пахнет сигаретами. Их действия?


Группа № 2



Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать выпить вина. Твои действия?


Группа № 3



Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведите профилактическую беседу о вреде курения.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!