- Отгадайте, пожалуйста, совсем короткую загадку: что дороже всего на свете? (Здоровье) Правильно, это – здоровье. Здоровье – самое главное наше богатство. Конечно, это звучит банально, но до тех пор, пока его не потеряешь. Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся. Давайте отгадаем с вами о чем же сегодня пойдет разговор на уроке. – Ребята, у вас на партах лежат карточки. Ы У О Р У П О У И О В Ч У К О А – Что записано на карточках? Ответы детей: – Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово. – Какое слово у вас получилось? ( У нас получилось слово «привычка») Что означает слово «привычка»? Ответы детей – ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно. Андрей Привычка - это тоже ведь зараза, Привычка - тоже некая болезнь, Она болит и заживет не сразу, С ней очень трудно жить, поверь! Она растет микробом в теле, Она, как рана, у тебя внутри. Ее не видно, но на самом деле Она испепеляет и горит. Сообщение темы – Итак, кто из вас догадался, чему будет посвящен наш урок сегодня? Ответы детей – Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше здоровье. Ребята, Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, способны оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни. Девизом нашего урока станут слова: Я умею думать, умею рассуждать, Что полезно для здоровья буду выбирать. Повторим хором - Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают. - Какие бывают привычки? (ответы детей) Привычки бывают полезные и вредные. - Какие привычки мы называет полезными? - Назовите полезные привычки. (ответы детей ) - Какие привычки мы называем вредными? - Назовите вредные привычки. (ответы детей) Ребята, посмотрите на экран. Перед вами список привычек. Сейчас вам нужно эти привычки разделить на 2 группы. Вредные привычки перенесем в левый столбик, а полезные - в правый. (Вызываю по одному к доске) Список привычек • обманывать • умываться • чистить зубы • грызть ногти • сутулиться • класть вещи на место • выполнять домашнее задание • заниматься спортом • пропускать уроки • говорить правду • лениться • курить • читать лежа • мыть за собой посуду • драться • ссориться (После выполнения задания детьми проводится обсуждение) – Итак, какой вывод мы можем сделать? (Существуют как вредные, так и полезные привычки). - Ребята, какие вредные привычки наиболее опасны для человека? (алкоголь, курение, наркотики) Одна из глобальных проблем человечества, подрывающая его здоровье – это.. А что это за привычка, мы узнаем, посмотрев мультфильм МЕдВЕДЬ И ТРУБКА Просмотр первой части мультфильма. - Каким вы увидели медведя? (здоровым) - Смотрим дальше мультфильм Просмотр первой части мультфильма. - О какой вредной привычке мы посмотрели? - “Что же происходит при курении табака?” Все началось в 15 веке, когда великий путешественник Колумб высадился за океаном в далекой и неведомой стране. Там его изумленные матросы увидели похожих на фокусников людей, которые свертывали из сухих листьев трубки, брали их в рот и поджигали… Туземцы втягивали дым и пускали его наружу… Несчастные нередко при этом теряли сознание, входили в транс и даже корчились как от сильной боли, но, по их словам, уже не могли без этого жить. Все мы знаем, что дурной пример может быть заразительным. Табак попал сначала на корабли Колумба, а потом и в Европу, где стал распространятся по домам и салонам искателей острых ощущений. Впрочем быстрому распространению табакокурения стало способствовать не столько человеческое любопытство, сколько жажда наживы и агрессивная реклама. К сожалению, все это привело к тому, что в последнее время употребляют алкоголь и курят очень молодые люди, которые порой не осознают, какой вред это может нанести их здоровью. Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин. В больших дозах никотин вызывает судороги и смертьУченые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь. - Давайте посмотрим, как влияет курение на организм. - Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Первыми от дыма сигарет страдают зубы. Зубная эмаль разрушается, зубы приобретают желтоватый цвет. Далее ядовитые вещества дыма переходят в слюну и вместе со слюной проходят в наш организм, от этого страдает желудок. - После выкуривания сигареты сердце учащает свою работу на 10-15 ударов. Отчего сердце быстро стареет, изнашивается. - Так же курение влияет на работу мозга. Ухудшается память, внимание, человек быстро утомляется. - А ещё курение влияет и на внешний вид человека. Кожа становится бледно-жёлтого цвета, тускнеют глаза, волосы становятся сухими, ломкими. У человека притупляются вкусовые ощущения, перестаёт чувствовать запахи. -А какому внутреннему органу дым наносит наибольший вред? (Легким) При курении в них поступает недостаточное количество кислорода. Это приводит к заболеванию туберкулёзом, тяжёлым бронхитом, отсюда постоянный кашель, мокрота, одышка, частое сердцебиение. Практическая работа. Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмем один лист и сомнем его. Сравним его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у нас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом? Какие выводы мы можем сделать? Вывод: Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья. - Когда я шла на работу, мне по дороге встретился человек. Он выглядел так: бледный, изможденный, небритый, качается, ругается, под глазом синяк, одет неопрятно. Как вы думаете, чей это портрет? (алкоголик) - Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей) - Как ведут себя такие люди? (ответы детей) Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей) Что же такое алкоголь? ВИКА Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий. Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года. - Откройте учебник на странице 73. Посмотрите на рисунок-схему. Скажите, какие органы особенно страдают от алкоголя? Какие выводы мы можем сделать? Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья. - Чем похожи по влиянию на организм алкоголь и табак? (ответы детей) (Вызывают привыкание.) Учитель: А какое же лекарство может быть от всех вредных привычек? (Хобби, спорт и т.п.) И действительно, ребята, спорт это замечательная альтернатива пагубным привычкам. Многие ребята из нашего класса занимаются в таких спортивных секциях, как футбол, волейбол. Учитель: Ну что ж, мой друг, Решенье за тобой, Ты вправе сам командовать судьбой, Ты согласиться можешь, но отказ, Окажется получше в сотню раз, Ты вправе жизнь свою спасти, Подумай, может, ты на правильном пути, Но если всё – таки успел свернуть, То потрудись себе здоровье ты вернуть. |