Пояснительная записка
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС начального образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Цель данной программы: коррекция нарушений чтения и письма, у учащихся начальных классов в условиях МКОУ «Черницынской средней общеобразовательной школы» и оказание логопедической помощи детям с проблемами в речевом развитии.
Задачами логопедического воздействия программы является:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.
Закреплять умение различать на слух гласные и согласные фонемы. Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры. Закрепить навык определения ударного слога в словах. Знание способа образования гласных II ряда. Отработка навыков фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова, после гласной, после разделительного мягкого знака.
3. Дифференциация звуков
Развивать фонематическую дифференциацию гласных звуков в изолированной позиции, в слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, в текстах. Развивать зрительную дифференциацию строчных букв в изолированной позиции, в слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, в текстах.
4. Уточнение и обогащение словарного запаса.
Уточнить значения слов, имеющихся у учащихся в словарном запасе. Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи. Уточнить и закрепить знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова. Формировать умение подбирать синонимы и антонимы.
5. Воспитание грамматически правильного строя речи.
Уточнить значения приставок, суффиксов. Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Знать лексические значения различных предлогов. Отрабатывать навык грамматического оформления предложения на письме. Формировать и закреплять умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
6. Развитие связной речи.
Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения. Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).
Виды коррекционных логопедических занятий:
С детьми проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
На подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко- буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
Постановка звуков разными способами;
Автоматизация звуков в речи;
Дифференциация звуков в речи;
Обогащение словарного запаса;
Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.