СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка и ктп по истории в 9кл

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП и пояснительная записка по истории в 9 кл, авторы Сороко-Цюпа иН.М. Арсентьев

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка и ктп по истории в 9кл»


Пояснительная записка к курсу «История» 9 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта и Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А.В. Торкунова, авторы Н.М. Арсентьев,А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарев , М. Просвещение, 2016г. и «Всеобщей истории» под редакцией О.С. Сороко-Цюпа, 2014г.

Цели курса :

  • усвоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности с российской историей;

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

задачи курса:

  • формирование у девятиклассников морально- ценностных ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самодентификации в современном обществе с опорой на усвоенные знания о социокультурных, экономических и политических процессах, происходивших в 20 – начале 21 в.;

  • овладение знаниями об особенностях завершения эпохи индустриального общества и развития постиндустриального; сравнение и соотнесение различных явлений и процессов в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах в разных странах и континентах с акцентированием места и роли России во всемирно – историческом процессе и значения этого периода для нее; о влиянии процессов интеграции и глобализации на национальные системы образования, языку и культуру;

  • воспитание у обучающихся патриотических чувств, гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения ими знаний о расширении направлений сотрудничества России с западно – европейскими державами и США, народами с других континентов;

  • воспитание ценности демократии, толерантности, уважения и стремления к взаимопониманию, интеграции с другими народами во имя процветания нации и Отечества, сохранения мира;

  • развитие способностей работать с различными источниками исторической информации, выявлять главное и второстепенное знание, группировать информацию по заданному основанию и самостоятельно найденному, анализировать и обобщать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, следуя принципу историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у девятиклассников умения применять усвоенные исторические знания по истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.

Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ выделяет для обязательного изучения учебного предмета «История России» в 9 классе – 42 ч. (из расчета один час в неделю), «всеобщая история» в 9 классе – 28ч. (1 час в неделю)

Изменения в курсе: в содержание программы и в порядок изучения тем не внесено никаких изменений. Но могут быть изменения в связи с праздничными датами и тогда материал будет уплотнен.

Название УМК: предметная линия учебников Вигасина А.А. – Сороко-Цюпы О.С. Сороко – Цюпа О.С. «Новейшая история зарубежных стран. ХХ –начало ХХ1 века» Учебник –М. Просвещение. 2014г. , рабочие тетради, атласы, настенные карты., учебник для 9 класса « История России» под редакцией А.В. Торкунова, авторы Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарев

Количество учебных часов: данная рабочая программа рассчитана на 68 часов: 28 часов по Новейшей истории и 40 час по истории России. (курс интегрированный), при 2-х часовой нагрузке.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная , комбинированные и повторительно – обобщающие уроки, тестирование, защита рефератов, интернет – ресурсы, проектная деятельность.

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения истории ученик должен:

Знать/понимать

-основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

изученные виды исторических источников;

Уметь

-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников4

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

-использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черт исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; -определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;


-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры,

национальной и религиозной принадлежности

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Учебный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 340 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Данный курс интегрированный.

Содержание учебного курса.

Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В курсе « Новейшей истории и истории России. ХХ – началоХХ1 века » рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.

3.Историческое движение:

- эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;

- формирование и развитие человеческих общностей;

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;

- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями . При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Новый мир( 19век) отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.

Личностными результатами изучения курса истории Нового времени и истории России являются:

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результами изучения курса являются:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );

- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результатами изучения курса истории являются:

- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

- составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

Требования к подготовке учащихся по предмету:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия;

- выполнение познавательных и практических заданий, рассчитанных на

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- исследование реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;

- углубление знаний, полученных в ходе изучения курса;

- ознакомление с различными, в том числе новаторскими, точками зрения на события прошлого.



Новейшая история. 9 класс, 28 часов

Раздел 1. Новейшая история . Первая половина ХХ века.-14 часов

Введение. Новейшая история – период двух эпох: 1890-1960гг, 1970-х гг. – настоящее время. Модернизация.

Индустриальное общество в начале ХХ в. Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно- технологическая революция. Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство промышленных товаров. Концентрация производства и капитала. Концентрация банковского капитала. Формирование финансового капитала. Антимонопольная (антитрестовская) политика. Регулирование конкуренции. Усиление роли государства в экономической жизни. Социальный реформизм в начале века. Социальные реформы. Милитаризация.

Единство мира и экономики великих держав в начале ХХ века. Индустриализм и единство мира. массовая миграция населения. Неравномерность экономического развития. Германия. Великобритания. Франция. Австро – Венгрия. Италия.

Политическое развитие в начале ХХ века. Демократизация. Республиканские партии. Парламентские монархии. Расширение избирательных прав граждан. Всеобщее избирательное право. Политические партии и политическая борьба в начале ХХ века. Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Религия и национализм. Социалистическое движение. Умеренное реформистское крыло. Леворадикальное крыло. Рабочее движение. Либералы у власти. США. Великобритания. Германия. Франция. Италия. Национализм.

«Новый империализм». Предпосылки первой мировой войны. «Новый империализм» . Африка. Азия. Центральная Америка. Протекционизм. Предпосылки Первой мировой войны. Смена военно – политических союзов. Франко – русский союз и Антанта. Соглашение 1904г. Англо – русская конвенция 1907г. Окончательное формирование Антанты.

Первая мировая война. 1914-1918гг. Версальско – Вашингтонская система. Июльский кризис . 1 августа 1914 г.. Цели и планы участников войны. Франция. Великобритания. Австро – Венгрия. Германия . Россия. Провал плана Шлиффена. Битва на Марне. Военные действия в 1915 году. Италия. Болгария. Четвертый союз. Верденская «Мясорубка» и военные действия в 1916 году. Битва на Сомме. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Неограниченная подводная война. Внутреннее положение в воюющих странах.. Военно – государственно-корпоративный капитализм. Революция 1917 года. в России. Бретский мир. Военные действия на западном фронте 1917г. Поражение Четвертого союза. Революции. Сражение под Амьеном. Итоги первой мировой войны. Мирное урегулирование. Версальско – вашингтонская система. Парижская мирная конференция. Версальский мирный договор. Лига наций. Вашингтонская конференция 1021-1922гг. Договор четырех держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы.

Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы.

Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Распад империй и образование новых госудврств. Ревлюция в германии. В 1918-1919гг. Распад Австро – Венгрии. Австрийская революция. Венгерская революция. Образование Чехословакии. Образование Югославии.

Распад российской империи. Восстановление независимости Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик.

Особенности экономического восстановления 1920-хгг. План Дауэса. Экономическое восстановление. Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы и 1920-егг США: процветание по-американски. Германия: кризис Вей марской системы. Период Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалиционные правительства. Особенности политического процесса. Первое лейбористское правительство. Всеобщая стачка 1926 года. Франция в 1920-е гг. Политическая неустойчивость. Национальный блок. Левый блок левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках безопасности.

Мировой экономический кризис 1929-1933гг. Пути выхода. Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933гг. Социальные последствия кризиса. Пути выхода из кризиса. Либерально- демократические режимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы.

США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Г.Гувера. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Сельскохозяйственная политика. Массовые социальные движения. Движения панацей. Рост профсоюзного движения. Социальные реформы «нового курса» . Внешняя политика США.

Демократические страны Европы в 1930-егг. Великобритания. Франция. Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя политика Великобритании. Франция в 1930-егг: политическая неустойчивость. Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта.

Тоталитарные режимы в 1930-е гг: Италия, Германия, Испания. Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитарного режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика.

Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Пропаганда и теория национал – социализма. Установление тоталитарной диктатуры. Милитаризация экономики. Внешняя политика.

Испания: революции, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936-1939гг. испанский фашизм. Особенности франкизма.

Восток в первой половине ХХ века. Латинская Америка первой половины ХХ века. Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911-1912гг. Национальная великая революция 1920-х годов. Гражданская война 1928-1937гг. Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия. Гандизм. Компании насильственного сопротивления.

Латинская Америка: особенности общественного развития. Пути развития континента в ХХ в.. пути и методы борьбы. Мексика. Кубинская революция.

Культура и искусство первой половины ХХ века. Революция в естествознании. Особенности художественной культуры. Символизм. Литература.

Международные отношения в 1930-е гг. крах Версальско – Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги наций. Военно – политический блок «Берлин – Рим – Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938г. провал идеи коллективной безопасности.

Вторая мировая война. 1939-1945гг.грессора. Канун войны. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая отечественная война советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Военные действия на других театрах войны. Перл – Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления.

Завершающий период Второй мировой войны. Крымская конференция. Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская ) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итого Второй мировой войны.

Раздел II. Новейшая история. Вторая половина ХХ – начало ХХ1 века.-12 часов

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Последствия Второй мировой войны. Распад Антигитлеровской коалиции. Мирное урегулирование. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. «Холодная война» Военно – политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). Организация Варшавского договора.

Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970гг. Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция. Соглашение о свободной торговле в Северной Африке. Эпоха дешевой энергии и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния.

Кризисы 1970-1980-хгг. Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970-1980-хгг. Научно – техническая революция. Третья промышленно – технологическая революция. Постиндустриальное ( информационное_ общество.

Политическое развитие. Экономическая политика 1970-2000-хгг. Идейно – политические партии и течения. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств.

Гражданское общество. Социальные движения. Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального общества. Бурные 1960-егг. Новые левые движения молодежи и студентов. Движение гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви.

США. Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и рейганомика. Дж.Буш – старший. «Третий путь» Б. Клинтона. Дж. Буш – младший. Внешняя политика. Президент Б. Обама.

Великобритания. Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Внешняя политика Великобритании. Правительство Г. Брауна Ии Д. Кэмерона.

Франция. Временный режим ( 1944-19460 Четвертая республика. 9 1946- 19580 пятая республика. Майский кризис1968 г. и отставка де Голя. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика.

Италия. Провозглашение республики. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал прежней партийной системы. Правительство С. Берлускони..

Германия: раскол и объединение. Оккупационный режим в германии (1945 – 1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое развитие ФРГ в 1949-1990гг. Гельмут коль. Социальное рыночное хозяйство. Экономическое и политическое развитие ГДР в 1949-1990гг. Строительство основ социализма в ГДР. Объединенная Германия в 1990-е гг. Кризис режима. «Бархатная революция» в ГДР. Развитие объединенной германии. Социал – демократы и «зеленые». Г. Шредер. «Большая коалиция» и правительство А. Меркель.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2007гг. становление тоталитарного социализма и его кризис. Общие черты строительства социализма. Революции в 1989-1991гг. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы. (ЦВЕ). Основные напавления социально – экономических преобразований. «Шоковая терапия». Последствия «шоковой терапии» Аграрный сектор. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз.

Латинская Америка во второй половине ХХ – начале ХХ1 в. национал – реформизм и модернизация 1940-1950-хгг. Латинская Америка в 1970—2000гг. поворот к неоконсерватизму. Переход к демократизации в 1980-егг.

Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Выбор путей развития. Азиатско – тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. «Арабская весна». Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946-1949гг. Выбор пути развития (1949-1957гг) Попытки реализации маоистской утопии (1957 -1976). Культурная революция (1966-1976). Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия: преобразования и реформы. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии.

Международные отношения. Биополярный мир: от конфронтации к разрядке ( 1960-1970). Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-егг. Международные и региональные конфликты. Ирано-иракская война (1980-1988гг) Агрессия Ирака против Кувейта. Роль ООН. Западноевропейская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо – российские отношения.

Культура второй половины ХХ – начала ХХ1 в. Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Литература. Искусство кино. Изобразительное искусство. Гиперреализм. Начало информационной эпохи. Изменение картины мира. Культура и искусство. Постмодернизм. 1970-2000гг. Интернет и становление глобального информационного пространства. Последствия становления информационного пространства. На пути к новому объединению мира. На пути к формированию новых ценностей. Общая характеристика постмодернизма. Постмодернизм в архитектуре (1970-2000). Постмодернизм в кино (1960-2000). Постмодернизм в литературе (1960-2000)

Глобализация в конце ХХ – начале ХХ1в Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации.

Заключение. Глобальные проблемы человечества. Проблемы сохранения мира. Проблемы преодоления отсталости и модернизации. Экологические проблемы. Проблемы глобализации.


Учебно - тематический план по истории в 9 классе



Новейшая история.


№п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Класс

1.

Мир в первой половине ХХ века (ВИ)

16

9

2.

Мир во второй половине ХХв. (ВИ)

12

9


Всего

28










История России (40 час)

1.Россия в первой четверти XIX в.

1.Давать определение исторических понятий. Устанавливать причинно-следственные связи. Определять

хронологические рамки явлений.

2. Соотносить хронологию истории России с хронологией всеобщей истории Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.

Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение. Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои.

Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.

Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности.

Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.

Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.


2.Россия во второй четверти XIX в.

1.Рассказывать о междуцарствии и выступлении декабристов. Называть либеральные и консервативные меры Александра I Называть характерные признаки исторических явлений. Николаевская эпоха: государственный консерватизм Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления. Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.

2. Описывать обстоятельства происходящих событий

Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.

Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение

кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм,

классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.

3.Россия в эпоху Великих реформ

1.Называть этапы закрепощения крестьян. Характеризовать мероприятия правительства по решению крестьянского вопроса Характеризовать особенности промышленного переворота в России.

2. Называть существенные признаки исторических явлений.

Сравнивать исторические явления, выявлять общее и различное Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству Особенности развития общественной мысли и общественных движений в

1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850—1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы.

Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления

Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.

4.Россия в 1880—1890-е гг.

1.Извлекать информацию из исторических документа .Характеризовать внутреннюю политику Александра III

2. Раскрывать смысл важнейших исторических понятий Излагать суждения о причинах и следствиях

исторических событий. Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880—1890-е гг.Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период. Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма. Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология

консервативного национализма.

5.Россия в начале XX веке

1.Раскрывать смысл важнейших исторических понятий .Характеризовать особенности социально-

экономического развития Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи.

Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти России в XIX в. Давать характеристику геополитического положения России в начале XX в., используя информацию исторической карты

2.Применять приёмы исторического анализа для раскрытия сущности явлений прошлого по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.

Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и

влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости. Общество и власть после революции 1905—1907 гг.Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей. Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий. Серебряный век русской культуры Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны заграницей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного

кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в началеХХ в

Формы итоговой аттестации: тестирование, диктант дат, исторический диктант, повторительно – обобщающие уроки.

Учебно - тематический план по истории в 9 классе



История России


№п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Класс

1.

ГлаваI. Россия в первой четверти ХIХв.

10

9

2.

ГлаваII.Россия во второй четверти ХIХв.

5

9

3.

ГлаваIII Россия в эпоху Великих реформ

8

9

4.

Глава IV . Россия в 1880-1890-егг.

7

9

5.

ГлаваV.Россия в начале ХХв.

10

9


Всего

40














Перечень учебно – методической литературы

  1. Н.М. Арсентьев, Данилов А.А., А.А. Левандовский, А.Я. Токарев «История России » Учебник – М. Просвещение, 2016г.

  2. Данилов А.А., Поурочные разработки к учебнику «История России »

  3. Карты изучаемого периода

  4. Материалы ГИА

  5. Сороко – Цюпа О.С. «Новейшая история зарубежных стран. ХХ –начало ХХ1 века» Учебник –М. Просвещение. 2014г.

  6. Соловьев А.К. разработки уроков по курсу «Новейшая история. ХХ – начало ХХ1 века»

  7. Карты периода новейшей истории

Список используемой учебно - методической литературы:

1.Учебник История России . Авторы: Н.М. Арсентьев .А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарев

2.М.Ю. Брандт .Москва «Просвещение» 2009.

Учебник Новейшая история XX век. Авторы: О.С. Сороко – Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа.

3.Москва «Просвещение» 2014.

Мир в XXI веке. Под ред. О.С. Сороко-Цюпы.М.,2014u/






Календарно – тематическое планирование

«История России » , Н.М. Арсентьев,А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева - 40 час и «Новейшая история» О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа – 28 час.

в 9 классе

2 часа в неделю, всего 68 часов


№п\п

Название темы

Кол-во час.

Тип урока

Вводные понятия

Практическая часть

Дом. зад.

Дата


Новейшая история. Первая половина ХХ века


16






1-2.

Введение.

Индустриальное общество в начале ХХ века.

2

комбинированные

Новейшая история, НТП, модернизация, эшелоны развития капитализма, империализм, Антанта, Тройственный Союз

Работа с таблицами на с. 21

С.5-7

П. 1 ,2 с. 7- 21


3.

Политическое развитие в начале ХХв.

1

комбинированный

РЕспубликанская демократия, парламенские монархии, всеобщее избирательное право, национализм

Работа с учебником

П.3 с. 21-27


4.

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

1

комбинированный

Протекционизм,

Антанта,


П.4 с. 27-34


5-6.

Первая мировая война. 1914-1918гг.Версальско – Вашингтонская система

2

комбинированный

Репарация, «Верденская мясорубка», Версальско – Вашингтонская система»

Работа с документами,картой

П.5-6с. 34-49-53


7.

Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 1920-е годы.. США и страны Европы.

1

комбинированный

Изоляционизм. Революционный подъем, Веймарская республика, коммунистический интернационал

Работа с картой, документами

П.7-8с. 54-61-73


8.

Мировой экономический кризис 1929-1933гг. Пути выхода

1

комбинированный

Мировой экономический кризис

Работа с таблицей, с. 80

П.9с. 73-80


9.

США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Демократические страны Европы в 1930-е годы. Великобритания, Франция

1

комбинированный

«новый курс», панацея, АФТ и КПП, Народный фронт

Работа с документами

П.10-11 с. 81-92


10.

Тоталитарные режимы в 1930-е годы. Италия, Германия, Испания

1

лекция

Фашизм, антисемитизм, рейхсканцлер, авторитаризм, тоталитаризм

Работа с документами,картой

П. 12-13 с. 92-107


11.

Восток в первой половине ХХв. Латинская Америка в первой половине ХХв.

1

комбинированный

Кемалистская, Синьхайская революции, гоминьдан, радикализм, гандизм,

Работа с учебником

П.14,15с.107-118-122










12.

Культура и искусство первой половины ХХ в.

1

комбинированный

Иррациональное, модернизм,, импрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, неопримитивизм, супрематизм, дадаизм, сюррализм

Самостоятельная работа с текстом

П.16с. 122-130


13.

Международные отношения в 1930-е годы

1

комбинированный

Очаги агрессии, система коллективной безопасности, политика «умиротворения агрессора», Мюнхенское соглашение

Работа с текстом

П.17с. 130-135


14-15.

Вторая мировая война. 1939-1945гг.

2

комбинированный

«молниеносная война», закон о ленд-лизе, Тройственный пакт, антигитлеровская коалиция

Работа с документами,картой

П.18с.135-153


16.

Контрольная работа по разделу» Новейшая история. Первая половина ХХв.

1

контрольный



Тестирование



Новейшая история. Вторая половина ХХ-начало ХХIв.

12час.






17.

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»

1

комбинированный

«холодная война», ООН, НАТО, ОВД,


П.19 с. 154-163


18. .

Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970гг.Кризисы 1970-1980-хгг. Становление информационного общества.

1

комбинированный

НАФТА,ЕОУС, ЕАСТ, постиндустриальное общество

Работа с таблицей

П.20-21 с. 163-175


19.

Политическое развитие

1

комбинированный

Три этапа в экономической и социальной политике

Работа с таблицами

П.22 с. 175-186


20.

Гражданское общество. Социальные движения

1

комбинированный

Национальные, этнические и лингвистические движения

Работа с документами, картой

П.23 с. 186-193


21.

Соединенные Штаты Америки. Великобритания.

1

комбинированный

Рейганомика, консерваторы, лейбористы,

Работа с учебником

П.24-25 с.193-211


22.

Франция. Италия

1

комбинированный

Пятая республика, голлизм, центризм,

Работа с документами, картой

П.26-27с.211-225


23.

Германия: раскол и объединение

1

комбинированный

«бархатная революция»

Работа с текстом

П.28 с.226-236


24.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013гг

1

комбинированный

«шоковая терапия»

Работа с документами

П.29 с. 236-245


25.

Латинская Америка во второй половине ХХ начале ХХIв.

1

комбинированный

Перонизм, политические режимы

Работа с таблицей

П.30 с. 245-250


26.

Страны Азии и Африки в современном мире.

1

комбинированный

ИНК

Работа с текстом, картой

П.31 с.251-263


27.

Международные отношения.

1

комбинированный

ОБСЕ,

Работа с документами, картой

П.32с.263-273


28.

Культура второй половины ХХ начала ХХIв. Глобализация в конце ХХ начале ХХIв.Заключение.

1

комбинированный

Гиперреализм, концептуализм, интернет, оп-арт, кинетическое искусство


П.33с.274-285



История России

40час.






1.

Введение

1

вводный



С.4-6



ГлаваI. Россия в первой четверти ХIХв. 9 час.


2.

Россия и мир на рубеже ХVIII- ХIХвв.

1

комбинированный


Работа с документами и картой

П.1 с.8-14


3.

Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского

1

комбинированный

«негласный комитет»

Работа с документами

П.2 с. 14-21


4.

Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг.

1

комбинированный

Тильзитский мир,

Работа с документами

П.3 с22-27


5.

Отечественная война 1812года.

1

комбинированный

Фураж, флеши

Работа с картой

П.4 с.27-34


6.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика АлександраI в 1813-1825гг.

1

комбинированный

Битва народов

Работа с документами и картой

П.5 с. 34-40


7.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней и внешней политике Александра I в 1815-1825гг. Национальная политика Александра I

1

комбинированный

Реформа, либерализм

Работа с документами и картой

П.6 с.40-44, сам. работа с 44-49


8.

Социально- экономическое развитие страны в первой четверти ХIХв.

1

комбинированный

месячина

Работа с документами

П.7. с. 49-54


9.

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.

1

комбинированный

Конституция, декабристы, «союз спасения», амнистия, цезура

Работа с текстом, документами, картой

П. 8-9с.55-63


10.

Повторительно – обобщающий урок по теме: Россия в первой четверти ХIХв.

1

контрольный


тестирование




ГлаваII.Россия во второй четверти ХIХв.


11.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти ХIХв.

1

комбинированный

Ассигнации, протекционизм

Работа с документами

П.10 с. 66-69

П.11. с.69-75


12.

Общественное движение при Николае I.Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны (сам. изучение)

1

комбинированный

Жандармерия, разночинцы, теория утопического социализма,

Работа с картой и документами

П.12 с. 75-79


13.

Внешняя политика Николая I.

1

комбинированный


Работа с документами

П.13-14 с. 86-97.


14.

Культурное пространство империи в первой половине ХIХв.: наука и образование, художественная культура народов России.

1

комбинированный

классицизм

Работа с учебником

С. 97-110


15.

Повторительно – обобщающий урок по теме: Россия во второй четверти ХIХв.

1

контрольный


тестирование




ГлаваIII Россия в эпоху Великих реформ


16.

Европейская цивилизация и предпосылки реформ в России

1

комбинированный

Реформа, промышленный переворот, буржуазия, пролетариат, прагматизм

Работа с документами

П.15 с. 112-116


17.

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г.

1

комбинированный

Причины крепостного права

Работа с документами

П.16 с. 117-124


18.

Реформы 1860-1870-хгг.: социальная и правовая модернизация.

1

комбинированный

Военная реформа, судебная реформа, земская и городская реформы

Работа с документами, картой

П.17 с. 125-130


19.

Социально – экономическое развитие страны в пореформенный период.

1

комбинированный

Пореформенное развитие промышленности

Работа с документами

П.18 с. 131-137


20.

Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России.

1

комбинированный

Западничество, народничество, революция, славянофильство

Работа с таблицей

П.19-20.с. 137-146, с. 146-152(сам. изучение)


21.

Внешняя политика Александра II. Русско – турецкая война 1877-1878гг.

1

комбинированный

«Союз трех императоров»,

Работа с картой

П.21. с. 152-160


22.

Родной край в первой половине ХIХв

1

комбинированный



конспект


23.

Повторительно – обобщающий урок


1

контрольный


тестирование







1

Глава IV . Россия в 1880-1890-егг.


24.

Александр III: особенности внутренней политики

комбинированный

контрреформы

Работа с документами

П.22. с.4-10


25..

Перемены в экономике и социальном строе

1

комбинированный

Иностранный капитал, автономия, винная монополия

Работа с документами

П.23 с. 11-20


26.

Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг. Национальная и религиозная политика Александра III/(сам. работа)

1

комбинированный

Либералы, консерваторы, социализм

Работа с документами

П. 24 с. 20-30


27.

Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине ХIХв.: достижения российской науки и образования.(сам. работа)

1

комбинированный

Меценатство, мировоззрение

Работа с таблицей, учебником

П.25с. 31-42.


28.

Культурное пространство империи во второй половине ХIХв.: русская литература., художественная культура народов России. Повседневная жизнь разных слоев населения в ХIХв.:

1

комбинированный

модернизация

Работа с текстом учебника

С.42-61(сам. изучение)


29.

Родной край во второй половине ХIХв

1

комбинированный



конспект


30.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в 1880-1890-егг.»

1

контрольный


тестирование




ГлаваV.Россия в начале ХХв.


31.

Россия на рубеже ХIХ- ХХвв.: динамика и противоречия развития.

1

комбинированный

Урбанизация, технологическая революция,

Работа с документами

П.26 с. 64-71


32.

Социально – экономическое развитие страны на рубеже ХIХ- ХХвв.

1

комбинированный

Картели, синдикаты, тресты, концерны, монополия

Работа с картой

П.27с. 71-74


33.

Николай II.: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904гг.

1

комбинированный

«зубатовский социализм»,ПСР,РСДРП

Работа с таблицей

П.28.с 75-82


34.

Внешняя политика Николая II. Русско – японская война 1904-1905гг.

1

комбинированный

Тройственный Союз

Работа с учебником, картой

П.29с. 82-88


35.

Первая российская революция и политические реформы 1905-1907гг.

1

комбинированный

Стачка текстильщиков

Работа с документами

П.30с.88-98


36.

Социально – экономические реформы П.А. Столыпина

1

комбинированный

Отруб, военно – полевые суды,

Работа с документами

П.31с. 98-104


37.

Политическое развитие страны в 1907-1914гг. Серебряный век русской культуры(сам изучение)

1

комбинированный

Государственная Дума, серебряный век

Работа с текстом учебника

П.32с. 104-118


38.

Родной край в первой четверти ХХв.







39.

Итоговое повторение

1

контрольный


тестирование



40.

Контрольная работа

1

контрольный


тестирование























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!