Конкурсное испытание «Методическая мастерская»
(конкурс «Учитель года России»)
учителя физической культуры Демченко Ивана Сергеевича
Пояснительная записка
Я, Демченко Иван Сергеевич, работаю в ГБУ ОО ЗО «Средняя общеобразовательная школа №43» пгт.Весёлое учителем физической культуры.
Квалификационная категория – первая. Стаж работы – 8 лет. Тема моей работы: «Внедрение технологии уровневой дифференциации в обучении учащихся на уроках физической культуры».
В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одном классе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению родителей, уровню воспитанности.
Любая личностно-ориентированная технология предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, что очень важно для воспитания и развития личности ребенка и служит основой цели базового школьного образования – интеллектуальному и нравственному развитию личности. Подлинно образовательным опытом является такой, в котором человек имеет возможность и получать знания, и развивать свои способности. Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся.
В наше время стало очень важным развитие у школьников мотивации к занятиям физической культурой, стремления быть здоровым, красивым, физически и духовно развитым.
Зная физические и психические особенности ребят, я постоянно отслеживаю их изменения у детей с возрастом, планирую и реализую индивидуальный подход к каждому ученику. Одним из способов повышения интереса ученика к занятиям физической культурой является объективное оценивание результатов учебной деятельности каждого ребенка на уроке. В каждом классе есть ученики с разными уровнями физической подготовленности. Одним из них выполнение физических упражнений дается легко, без видимых усилий, а другим надо очень постараться, чтобы с этими упражнениями справиться. Поэтому я решил ввести на уроках физкультуры разноуровневое обучение и в качестве основания для деления детей на подгруппы взять результаты выполнения ими шести тестов мониторинга:
1. Челночный бег 3×10 м – мониторинг координацию движений.
2. Бег на 30 м – мониторинг скоростных качеств.
3. Шестиминутный бег – мониторинг выносливости.
4. Наклон вперед из положения сидя/ стоя – мониторинг гибкость.
5. Подтягивание на перекладине (мальчики – на высокой, девочки – на низкой) – мониторинг силовых качеств.
6. Прыжок в длину с места – мониторинг скоростно-силовых способностей. На основании показателей мониторинга учащиеся распределяются на две группы:
• первая – учащиеся с высокими и средними показателями тестирования;
• вторая группа – учащиеся с показателями тестирования ниже среднего.
Затем работа с учащимися первой группы строится согласно утвержденной программе, а в работе с ребятами, отнесенными ко второй группе, я использую компенсирующие упражнения, задача которых состоит в обеспечении комфортного самочувствия после нагрузки. Ученикам предлагается заранее самостоятельно выбрать два зачета, которые им больше нравятся и в которых они чувствуют себя наиболее успешными. Это придает ребятам уверенности и повышает интерес к предмету.
Например, в первой четверти учащимся 10-го класса можно предложить:
1. Подтягивание, кросс на 1000 м, бег на 100 м, прыжок в длину с места.
2. Технику выполнения двух двигательных действий.
3. Выполнение одного теста.
Еще один эффективный прием – возможность выбора замены упражнения. Если ученик предполагает, что не справится с упражнением, он может выполнить работу по тренировке того физического качества, которое оно развивает (см. таблицу).
Разноуровневое обучение помогает учащимся более успешно проходить учебную программу по физической культуре, а также дает возможность выбора вида деятельности, который у них получается успешнее. Для того чтобы ученики чувствовали себя комфортно на уроке, работали в соответствии со своими способностями и возможностями, для каждого нужно определить зону ближайшего развития, используя дифференцированный подход, подбирая индивидуальные задания. Большое внимание нужно уделять взаимообучению, взаимоконтролю, воспитанию чувства товарищества, поддержки и взаимопомощи.
Например, Бабанин Е, ученик 8-Б класса, по всем школьным предметам учится хорошо, но ввиду общего состояния здоровья и комплекции, имеет слабые скоростные данные и уровень развития силы. В первой четверти вместо бега на 60 м, где нужно пробежать за 8,8 сек., он выбрал объемную работу и пробежал 7 раз по 60. м без учета времени, а вместо 9 подтягиваний выполнил это упражнение 16 раз за 4 подхода, так как единовременно может выполнить только 4-5 подтягиваний.
В результате и я как учитель достиг цели (ученик развивал скоростные и силовые способности), и ребенок. Юноша проявил свои максимальные способности, что и требовалось от тестирования. При этом интерес к изучению предмета у школьника не пропал. Всё это способствует высоким достижениям учащихся в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах разного уровня, а главное, содействует сохранению и укреплению их здоровья.
Таблица упражнений и возможные их замены
№ п.п | Контрольные упражнения | класс | Юноши | девушки |
норма | замена | норма | замена |
1. | Бег 60 м. | 5 | 10.0 | 4х60 м | 10.4 | 3х60 м |
6 | 9,8 | 5х60 м | 10.3 | 3х60 м |
7 | 904 | 6х60 м | 9,8 | 4х60 м |
8 | 8,8 | 7х60 м | 9,7 | 5х60 м |
9 | 8,4 | 7х60 м | 9,6 | 5х60 м |
2. | Бег 100 м. | 10 | 14,5 | 6х100 м | 16,5 | 5х100 м |
11 | 14,2 | 6х100 м | 16,0 | 5х100 м |
3. | Кросс 1000 м | 5 | 4 мин.23сек | 1000 м без учета времени | 5 мин.11сек | 1000 м без учета времени |
6 | 4 мин.16сек | 1000 м без учета времени | 4 мин.58 сек | 1000 м без учета времени |
7 | 4 мин.03сек | 1500 м без учета времени | 4 мин.39 сек | 1500 м без учета времени |
8 | 3 мин.53сек | 1500 м без учета времени | 4 мин.31 сек | 1500 м без учета времени |
9 | 3 мин.44сек | 2000 м без учета времени | 4 мин.25 сек | 2000 м без учета времени |
10 | 3 мин.36сек | 2500 м без учета времени | 4 мин.22 сек | 2000 м без учета времени |
11 | 3 мин.29сек | 3000 м без учета времени | 4 мин.22 сек | 2000 м без учета времени |
4. | Подтягивание на перекладине (юноши на высокой, девушки на низкой) | 5 | 6 раз | 12 раз за 4 подхода | 15 раз | 25 раз за 4 подхода |
6 | 7 раз | 14 раз за 4 подхода | 17 раз | 25 раз за 4 подхода |
7 | 8 раз | 15 раз за 4 подхода | 18 раз | 25 раз за 3 подхода |
8 | 9 раз | 16 раз за 4 подхода | 14 раз | 25 раз за 2 подхода |
9 | 10 раз | 18 раз за 4 подхода | 15 раз | 25 раз за 3 подхода |
10 | 12 раз | 19 раз за 4 подхода | 16 раз | 25 раз за 3 подхода |
11 | 12 раз | 20 раз за 4 подхода | 19 раз | 25 раз за 3 подхода |
5. | Прыжки через скакалку | 5 | 46 раз за 20 сек. | 200 раз в сумме | 48 раз за 20 сек. | 200 раз в сумме |
6 | 50 раз за 20 сек. | 200 раз в сумме | 52 раза за 20 сек. | 200 раз в сумме |
7 | 56 раз за 20 сек. | 300 раз в сумме | 62 раза за 20 сек. | 300 раз в сумме |
8 | 56 раз за 20 сек. | 400 раз в сумме | 66 раз за 20 сек. | 400 раз в сумме |
9 | 66 раз за 20 сек. | 500 раз в сумме | 76 раз за 20 сек. | 500 раз в сумме |
10 | 72 раза за 20 сек. | 600 раз в сумме | 80 раз за 20 сек. | 600 раз в сумме |
11 | 80 раз за 20 сек. | 700 раз в сумме | 86 раз за 20 сек. | 700 раз в сумме |
Одной из основных целей обновленных ФГОС является раскрытие личности ребёнка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки.
Современный педагог должен учитывать в работе индивидуальные особенности учеников, социальные условия их семей. Так как все дети разные, то и подходы к их обучению должны отличаться.
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Используемая литература:
1.Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006
2.Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2008.
3.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007
4.Фирсов В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.