Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар».
Обобщение опыта профессиональной деятельности учителя начальных классов
МКОУ СОШ №3 с. Кочубеевское Мишневой Евгении Анатольевны
по теме: «Использование проектных технологий в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов»
Слайд 1 - 2. В условиях перехода на новые образовательные стандарты на первое место выступили интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов. В своей работе уже много лет я использую проектные технологии в учебной и внеурочной деятельности с учащимися начальной школы.
Слайд 3. Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. В России сторонниками проектного обучения в 20-е годы прошлого столетия были Н. К. Крупская, Б. В. Игнатьев, М. В. Крупенина, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и другие.
Слайд 4. Актуальность. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учеников в учении;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью, иными словами развивали функциональную грамотность учащихся.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Особенностью проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастником учебного процесса, консультантом, помощником, организатором познавательной деятельности детей. Меняется и роль ученика – он включается в активную познавательную деятельность.
Слайд 5. Гипотеза: при правильной организации проектная деятельность повысит интерес учащихся к учебной деятельности, будет способствовать повышению их интеллектуального и творческого потенциала, а соответственно качеству обучения.
Цель моей работы - выявить эффективность применения проектных технологий в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.
Слайд 6. Итак, что же такое проект? Само понятие проект (от лат. Project «брошенный вперёд») означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать. В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Слайд 7. Принципы организации проектной деятельности:
Проект должен быть посильным.
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов.
Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.
Слайд 8. В проектной деятельности ведущая роль отводится ученику. Именно он, являясь субъектом деятельности, определяет цели, выбирает пути решения, экспериментирует, несёт ответственность за свою деятельность.
Роль учителя в проектной деятельности своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: выступать не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Учитель помогает, рекомендует, предлагает, создаёт условия для успешной реализации проекта.
Слайд 9. Опыт использования проектных технологий.
Свою работу с учащимися я веду в двух направлениях:
Классно-урочная деятельность, которая включает в себя мини-проекты и мини-исследования. Учащиеся с большим интересом включаются работу.
Внеурочная деятельность. Для работы привлекаются не только одноклассники, но и единомышленники и родители.
В процессе обучения я учитываю индивидуальные, возрастные особенности детей для целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры учащихся. Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления:
анализ и выделение главного;
сравнение, обобщение и систематизация;
определение и объяснение понятий;
конкретизация, доказательство и опровержение;
умений видеть противоречия.
А также приёмов, связанных с культурой устной и письменной речи умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации.
В начале обучения найти идею – самое трудное. Поэтому, в случае затруднений, я сама предлагаю 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на проверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).
Учащиеся могут использовать и свою идею, обсуждают её и зачастую меняют замысел. Я поддерживаю инициативу детей, привлекаю к обсуждению, к совместной работе. Следующий этап - реализация замысла. Помогаю подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить не только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что вызвало затруднения, что понравилось в работе, над чем ещё можно поработать.
Приобщение учащихся к проектной деятельности было нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. Приступая к проектированию с младшими школьниками, учитываю то, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаем к ее выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять надо на одном дыхании из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении. Поэтому, считаю важным выполнение следующего условия: максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому у учащегося возникает желание работать над другими проектами.
Слайд 10-12. Этапы формирования навыков проектной деятельности я разделила на три ступени:
1 ступень - 1 – 2 класс. Провожу подготовительную работу к проектной деятельности. Она заключается в использовании групповой формы организации учебного процесса. Ребята учатся находить решение проблемы, делать выводы по наводящим вопросам. Определять задачи, проводить исследования по вопросам и с помощью родителей. Традиционным на этом этапе стал творческий проект «Осень многоликая». Продуктами проекта становятся: поделки, рисунки, книжки-малышки, стихи, песни.
2 ступень – 3 класс. Дети самостоятельно предлагают проблему, ищут информацию, с помощью выделяют главное, формулируют определения, ставят простые опыты, проводят анкетирование, с моей помощью проводят защиту проекта.
3 ступень – 4 класс. Самостоятельно выполняют работу по выбранной теме, ищут информацию в сети Интернет, создают и защищают проект.
Слайд 13. Как мы работали над проектом «Чем полезно молоко» .
1 этап. Погружение в проект. Передо мной возник ряд вопросов: а как научить ребят работать над проектом, как объяснить, что такое проект? Ответы на вопросы нашлись в ходе работы. Идея проекта «Чем полезно молоко?» родилась у нас на уроке окружающего мира, когда мы знакомились с правилами здорового питания. У ребят возник вопрос: зачем в столовой дают молочную кашу? И какая польза от молочных продуктов? Ребятам захотелось больше узнать об этом продукте. Идея всем понравилась. Есть объект исследования. Наметили цель.
2этап. Организация деятельности. Совместно выработали примерный план действий. Во внимание брались все детские предложения. Все объединилось одним словом - проект, объяснила, что исследование будет всесторонним, будет полезна любая информация. Стало ясно, что проект – это творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться. Иными словами, идея направила учебно-познавательную деятельность учащихся на результат. Определили продолжительность работы над проектом. Обсудили предстоящую презентацию результатов. Я ознакомила ребят с критериями оценки качества работ.
3 этап. Осуществление деятельности. В роли единомышленников выступили и родители, которым я объясняла на родительском собрании, как правильно помогать, отбирать материал, ориентировать в потоке информации. Помощь их оказалась неоценимой. Вместе с родителями ребята подбирали загадки, стихи, делали рисунки, проводили опыты. Когда был собран достаточно большой объем материала. Его надо представить.
4 этап. Презентация результатов. Завершение работы - электронная презентация «Чем полезно молоко?», которой предшествовали и интегрированные уроки, и внеклассные занятия, на которых состоялась частичная презентация проекта, и выставка рисунков, и мини-спектакль. В роли слушателей выступили родители и учащиеся начальной школы.
5этап. Рефлексия. Самооценку своей деятельности ребята выполняли по заранее определённым критериям.
Слайды 14-15. В 3 и 4 классах наряду с коллективными проектами ребята начинают выполнять индивидуальные исследовательские проекты, которые успешно представляют на различных окружных конкурсах и слётах: « Что? Откуда? Почему?», «Отечество». Тематика проектов очень разная: «Семейная реликвия. Табакерка прадеда», «Соль. Вред и польза», «Природные и искусственные кристаллы Ставропольского края», «Удивительное растение. Подсолнух», «Что такое слайм?», «Скотч. Неизвестное об известном» и другие.
Слайды 16. Особое внимание в работе с учащимися начальной школы заслуживают социально-значимые проекты гражданско-патриотической направленности. Результатом коллективного проекта к 75-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг стало создание в школе стенда «Помним! Чтим! Гордимся!». Большую помощь в реализации проекта оказали родители учеников. Эта тема так захватила ребят, что на протяжении нескольких лет ребята выполняют всё новые и новые исследовательские проекты об участниках и детях ВОв 1941-1945 гг. Свои работы ребята представляют на различных очных и заочных конкурсах.
Слайды 17. Традиционными в моей работе стали ежегодные итоговые творческие проекты-спектакли. В рамках урока Литературное чтение спектакль Е. Шварца «Красная Шапочка» 3 - 4 класс. В рамках внеурочной деятельности спектакль «Дюймовочка», приуроченный к празднованию 8 Марта.
Слайды 18-20. Результат включения младших школьников в проектную деятельность:
Изменилась моя позиция, как учителя. Больше стала доверять детям. Вовлекаю родителей в процесс обучения. | Изменились дети. Стали более собранными, самостоятельными. Могут выражать свое мнение. Учатся задавать свои вопросы Учатся добывать информацию из различных источников, критически оценивать ее, планировать свою работу, оценивать результат работы. Выявлять и анализировать допущенные ошибки. |
Вывод. Использование метода проектов в практике моей работы подтвердило, что данный метод способствует повышению интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Метод проектов:
Формирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.
Развивает творческие способности.
Способствует выработке самостоятельности и потребности в самореализации.
Выводит учебный процесс из стен школы в окружающий мир.
Способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности.
Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
И, наконец, ведет к личностному росту ребенка, что, на мой взгляд, главное в работе каждого учителя.
Хочу закончить словами древнегреческого мыслителя Плутарха: «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь…».
Одним из методов, позволяющих это сделать, является метод проектов. Считаю, что метод проектов важен и нужен современной начальной школе. Спасибо за внимание.