СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к проекту

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к проекту»

Совершенствование орфографической грамотности младших

школьников в процессе использования компьютерных технологий на

уроках русского языка.

Орфография как система единообразного письма является необходимым условием развития духовной и материальной культуры народа. Обучение орфографии – одна из важнейших задач школьного курса русского языка. Орфографическая грамотность создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения орфографии, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, методистов и психологов – М.В. Ушакова, Д.Н. Богоявленского и других учёных.

В концепции стандартов начального образования в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. Одной из главных задач современного образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, способность критически оценивать информацию.

Как показывают данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе компьютерных технологий, так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.

Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих основу начального образования обучающихся. Отличительной особенностью дисциплины является то, что русский язык выступает и как предмет изучения и как средство обучения, причём на всех дисциплинах школьного курса. Поэтому от качества и уровня преподавания дисциплины зависят успехи ребёнка не только на уроках русского языка, но и на всех остальных учебных предметах.

Также зависит и социализация личности ребёнка, так как язык, применяемый им в разнообразных формах, является основным средством общения. Целью обучения русскому языку в начальной школе является освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, а также полноценно участвовать в речевой деятельности; развитие мышления и эмоционально- ценностного отношения к языку. Принципы обучения русскому языку – это основные, исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приёмов, других средств обучения. Различают следующие обще дидактические принципы методики преподавания русского языка: принцип воспитательного обучения, принцип научности, принцип систематического обучения, принцип доступности, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип прогнозируемости, принцип индивидуального обучения, принцип связи теории с практикой. И специализированные принципы обучения русскому языку: принцип внимания к материи языка, принцип понимания лексических и грамматических значений, принцип оценки выразительности речи, принцип развития чувства языка, принцип опережающего усвоения устной речи перед письменной.

В качестве методов обучения русскому языку можно выделить следующие (классификация М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера): догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, продуктивные, эвристические, проблемные и исследовательские. Также используются методы языкового анализа, конструирования, сравнительно-исторический метод, наглядный, метод рассказа учителя, игра, коммуникативный метод (М.Р. Львов). Следует отметить, что дисциплина «Русский язык» в начальной школе соответствует социальному заказу – она даёт прочные знания о языке и речи, а также позволяет сформировать языковые и речевые умения младших школьников. Самой важной задачей при составлении содержания «Русского языка» в начальной школе является то, что необходимо из научного курса сформировать школьный, соответствующий возрастным особенностям младших школьников. Причём дети должны получить не только теоретические и практические навыки по работе с правилами, текстами и др., а также познакомиться с образцами высокохудожественного языка, научиться правильно формулировать свои мысли и чувства (как в устной, так и в письменной форме), сформировать и развить культуру речи. Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах состоят из обучения грамоте (1 класс); развития устной и письменной речи (1-4 классы); изучения норм русского языка (1-4 классы) – знакомство с орфоэпией, орфографией, пунктуацией и др.; изучения теоретического материала (2-4 классы) – формирование научных понятий; приобщения к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы, а также формирования читательских умений (1-4 классы).

Таким образом, русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение: он закладывает основы лингвистического образования, т.е. совокупности знаний об основном средстве общения - языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.

Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Также перед современной системой начального образования стоит новая задача – обеспечить всестороннее развитие личности и от этого зависит не только судьба ребёнка, но и всего общества. Становление личности невозможно без языка, поэтому дети должны научиться говорить и писать грамотно, без ошибок. Но проблема орфографической грамотности младших школьников остаётся открытой. Зная правила, дети всё равно делают ошибки. Этому способствует неразвитая орфографическая зоркость и не сформированность алгоритма работы с правилом и орфограммой. Поэтому необходимо изучить данную проблему подробней. В данное время учёные пришли к выводу, что орфографический навык формируется за счёт грамматических знаний обучающихся. Причём на его формирование оказывают влияние такие факторы как зрение, слух, моторика, мышление и др. В зависимости от орфограммы роль каждого фактора меняется.

Процесс формирования орфографической грамотности состоит из следующих этапов:

1. Мотивация. Дети осознают потребность и значимость письменной речи.

2. Учебная ситуация. Дети сталкиваются с тем, что появляется необходимость проверить написание слова.

3. Поиск решения. Дети обосновывают выбор написания слова с помощью правила.

4. Составление алгоритма. Дети составляют план последовательных действий при работе с подобными орфограммами.

5. Выполнение упражнений. Дети многократно используют алгоритм, выполняют упражнения с постепенным увеличением трудности.

6. Переход к автоматизму. Дети «свёртывают» некоторые действия из алгоритма при выполнении упражнений.

7. Автоматизм. Дети переходят к безошибочному письму, появляется самоконтроль, самопроверка.

8. Свободное автоматизированное письмо. Дети на письме сосредотачиваются не на правиле, а на содержании предложений. Орфографическая грамотность зависит от степени сформированности орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – умение обнаруживать ошибкоопасные места в своих и чужих письменных работах. Для этого умения необходимы не только знания правил, но и внимание, память ребёнка. Причём процесс узнавания орфограммы должен происходить достаточно быстро, не отвлекая от содержания текста. Для развития орфографической зоркости необходимо применять на уроках комментированное письмо, письмо с пропусками, письмо с проговариванием, списывание, орфографическое чтении. Обнаружение орфограммы может пройти быстрее при несовпадении звука и буквы. Поэтому на становление орфографической грамотности ребёнка влияет уровень его фонематического слуха. Ребёнок должен уметь не только видеть орфограмму, но и слышать её.

Для развития фонематического слуха необходимо не только проговаривать при письме, но и обогащать словарный запас ребёнка, совершенствовать культуру речи (особенно устной речи), закрепить орфоэпические понятия и правила, а также тренироваться в словообразовании и словоизменении.

Важнейшей задачей современной школы, по мнению академика А. П. Семёнова, является «научить человека жить в информационном мире». Поэтому интеграция компьютерных технологий с образовательными создаёт условия для совершенствования процесса обучения и воспитания. Но для того, чтобы эта интеграция прошла успешно, необходимо не только наличие необходимого оборудования в классе, но и ИКТ-компетентность учителя. Учитель должен, во-первых, уметь обрабатывать текст, графику, звук, пользоваться сетью Интернет, а также устройствами вывода информации и, во-вторых, эффективно внедрять компьютерные технологии на уроке. Одной из самых наглядных форм представления нового учебного материала является мультимедийная презентация. Исходя из темы урока, учитель может включать в неё текст, изображения, аудио- и видеофрагменты, что позволяет создать полноценную картину об изучаемом явлении. К более современной форме представления информации относится интерактивная доска. Данное средство обучения включает в себя преимущества мультимедийной презентации и добавляет ряд особенностей, которые являются более выигрышными. Обучающиеся могут не только знакомиться с изображениями и видео, но и создавать собственные, выполнять задания и даже целые упражнения с помощью электронных маркеров. Интерактивная доска позволяет увлечь каждого ребёнка учебным материалом, сохранять внимание и дисциплину в классе. Также, как утверждают врачи, переход с обычной меловой доски на интерактивную снижает уровень аллергии и заболеваний органов дыхания. Инновационной формой использования компьютерных технологий является включение в урок обучающих фильмов, интерактивных заданий (электронных приложений) с разнообразных ресурсов в виде игры, теста и др., а также использование мультимедиа энциклопедий и словарей.

Широкое использование компьютерных технологий в начальной школе способствует активизации познавательного интереса к предмету, повышению успеваемости и активности обучающихся, достижению целей обучения, усиливает мотивацию к изучению темы урока, а также позволяет сделать плавный переход от игровой деятельности к учебной. Внедрение компьютерных технологий в процесс преподавания русского языка в начальной школе способствует улучшению качества обучения, увеличивает доступность образования, обеспечивает стимулирование и мотивирование обучающихся, активизирует познавательную деятельность. Данные технологии позволяют повысить уровень знаний каждого ребёнка, обеспечивая всестороннее развитие личности. Также можно отметить, что использование компьютерных технологий влияет на рост компетентности учителя, на повышение уровня его профессионализма. Важным условием использования данной технологии является соблюдение гигиенических норм.

Работа с компьютером, интерактивной доской и др. не должна превышать 10-15 минут. Необходимо проведение упражнений для глаз, причём это не должно исключать проведение физкультминутки. Учитель начальных классов может использовать компьютерные технологии во многих видах деятельности (на уроках, внеурочных занятиях, родительских собраниях и т.д.). Но особо важным является использование их на уроках русского языка, так как он – учебный предмет, дающий возможность усвоить остальные предметы. Русский язык довольно сложный предмет, поэтому современные технологии позволяют снизить трудности при его изучении и повысить мотивацию к дальнейшему изучению. Одним из основных разделов русского языка является орфография, поэтому её изучение должно предполагать разнообразное и систематическое использование компьютерных технологий. Учитель получает возможность использовать компьютер как источник информации, наглядное пособие, тренажёр и средство контроля. При формировании орфографической грамотности необходимо уделить особое внимание тренажёрам – программно-методическим комплексам. Для развития и закрепления орфографического навыка можно использовать дидактическую компьютерную программу «Компьютерный практикум для начальной школы». Она содержит игровые упражнения, разделённые по определённым темам. Особенностью является то, что учитель может менять условия выполнения упражнений. Плюсы программы: красочный интерфейс, автоматическая проверка выполненных упражнений, возможность исправления ошибки при необходимости, сохранение результатов. Так же во время урока или один раз в неделю можно задать решение карточек на образовательном сайте «Учи.ru». Этот сайт имеет интересные, красочные задания состоящие из карточек. Для проверки знаний на сайте можно задать выполнение проверочной работы с указанием даты и времени на выполнение работы. Для проверки и закрепления знаний подходит сайт «Я класс». Для проведения интерактивных уроков можно воспользоваться наработками (презентациями, видео уроками) размещенными на сайте «Российской электронной школы».

Для закрепления полученных знаний на уроке возможно использование программно-методического комплекса «Академия младшего школьника». В нём содержится набор игр, а также Конструктор урока, который позволяет педагогу самостоятельно определять содержание урока, как для всего класса, так и для отдельного ученика. Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа» содержит все темы учебного курса по русскому языку. Включает в себя тесты, интерактивные упражнения, медиа объекты, задания развивающего характера. Данное пособие является платным. Для проведения диагностики орфографической грамотности и её коррекции можно использовать ПМК «Наставник», в который входят тесты, диктанты, задания. Также возможна работа с «Семейным наставником». Эта программа предназначена для домашнего пользования. Для контроля освоенности темы учитель может использовать разнообразные конструкторы и генераторы тестов, которые помогут более качественно и быстро составить опросы и задания для обучающихся. Компьютерное тестирование позволяет индивидуализировать и дифференцировать задания с помощью разного уровня вопросов. Также дети чувствуют себя более комфортно, работа с компьютером привлекательна, поэтому дети испытывают меньше стресса при выполнении тестов. Данные программно-методические комплексы позволяют управлять учебной деятельностью, погрузить детей в игровую ситуацию, проверить не только орфографические знания и умения, но и развивать мышление ребёнка, его внимание и память. Поэтому их использование на уроках русского языка, в частности при работе с разделом «Орфография», является необходимым. Учитель, пользуясь готовыми тренажёрами и заданиями, должен помнить, что потребность в создании собственных заданий, например, в виде презентаций остаётся. Причина этого – индивидуальность конкретного класса, способности детей и их особенности. Не все ПМК могут идеально подойти каждому классу, необходима грамотная работа учителя по составлению содержания урока. Важно отметить, что презентация должна быть оформлена в соответствии правилам и не должна содержать слова учителя. Информация на слайдах не должна отвлекать, следует, чтобы она привлекала внимание и хорошо запоминалась. Поэтому она должна быть представлена в краткой форме, сообщая основную информацию (например, орфографическое правило). Ещё одной особенностью работы с компьютерными технологиями можно выделить самостоятельную работу с компьютером. Дети могут изучать схемы, таблицы по теме урока, пользоваться Интернет-ресурсами, например, проверять написание слов в электронных словарях. Более того дети могут участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах по русскому языку. Начальные классы – период, в который не только можно, но и нужно использовать компьютерные технологии. Они помогают сделать более плавный переход с наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому. Более того появляется возможность увеличения познавательного интереса даже к такому трудному учебному предмету как русский язык. Особенно важно использовать разнообразную наглядность при изучении орфографии, так как дети сталкиваются с трудностями при изучении этой темы.