Пояснительная записка
Рабочая программа по столярному делу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл., под ред. В.В.Воронковой.
Программа предусматривает подготовку воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по столярному делу и как итог обучения, к поступлению в ПТУ соответствующего профиля. Занятия по трудовому обучению для обучающихся с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение воспитанниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения воспитанников в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которых происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Вербальные методы- рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.
Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).
Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.
Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение воспитанников с особыми образовательными потребностями осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.
Формы организации трудового обучения.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, общественно-полезный производительный труд, а также кружковая работа.
Требования, предъявляемые к уроку по труду, состоят в следующем:
1. Целенаправленность уроков.
2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого урока.
3. Соблюдение дидактических этапов уроков. Обучение — структурный процесс, поэтому каждый урок должен иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура урока зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
5. Рациональное использование учебного времени.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Типы уроков:
Типы уроков по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.
Теоретические уроки:
Основная цель теоретических уроков состоит в формировании у воспитанников профессиональных знаний.
По содержанию теоретические уроки можно разделить на следующие группы:
1. Изучение устройства орудий труда.
2. Знакомство со свойствами материалов.
3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.
4. Изучение производственных технологических процессов.
Комплексные практические работы
Комплексные практические работы — это такие практические уроки, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний обучающихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические уроки, на которых воспитанники совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.
Межпредметная интеграция уроков по трудовому обучению осуществляется с:
Математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);
Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
Естествознанием, (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);
ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для выжигания, выпиливания, резьбы по дереву);
Историей (история возникновения вещей, инструментов, орудий труда и т.д.);
Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина)
Основные принципы отбора материала.
Программа 9 класса предусматривает овладение воспитанниками промышленной технологией изготовления столярных изделий. Выполнение таких технологических операций позволяет подготовить обучающихся к дальнейшему обучению в профильных ПТУ, а в дальнейшем и к самостоятельной трудовой деятельности.
В 9 классе воспитанники, сдают экзамен по итогам трудового обучения. Им выдается свидетельство об окончании 9 класса и характеристика с перечнем тех видов деятельности, которые обучающиеся могут выполнять самостоятельно.
Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности воспитанников, их индивидуальных возможностей.
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе