СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная пояснительная записка поможет при составлении программ по столярному делу.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе.»

Пояснительная записка
Рабочая программа по столярному делу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл., под ред. В.В.Воронковой.

Программа предусматривает подготовку воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по столярному делу и как итог обучения, к поступлению в ПТУ соответствующего профиля. Занятия по трудовому обучению для обучающихся с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение воспитанниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения воспитанников в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которых происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.

Вербальные методы- рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.

Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).

Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.

Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение воспитанников с особыми образовательными потребностями осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.

Формы организации трудового обучения.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, общественно-полезный производительный труд, а также кружковая работа.

Требования, предъявляемые к уроку по труду, состоят в следующем:

1. Целенаправленность уроков.

2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого урока.

3. Соблюдение дидактических этапов уроков. Обучение — структурный процесс, поэтому каждый урок должен иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура урока зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

5. Рациональное использование учебного времени.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Типы уроков:

Типы уроков по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.

Теоретические уроки:

Основная цель теоретических уроков состоит в формировании у воспитанников профессиональных знаний.

По содержанию теоретические уроки можно разделить на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Знакомство со свойствами материалов.

3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

4. Изучение производственных технологических процессов.

Комплексные практические работы

Комплексные практические работы — это такие практические уроки, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний обучающихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.

Самостоятельные и контрольные работы

Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические уроки, на которых воспитанники совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.

Межпредметная интеграция уроков по трудовому обучению осуществляется с:

  • Математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);

  • Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);

  • Естествознанием, (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);

  • ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для выжигания, выпиливания, резьбы по дереву);

  • Историей (история возникновения вещей, инструментов, орудий труда и т.д.);

  • Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);

  • Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина)

Основные принципы отбора материала.

Программа 9 класса предусматривает овладение воспитанниками промышленной технологией изготовления столярных изделий. Выполнение таких технологических операций позволяет подготовить обучающихся к дальнейшему обучению в профильных ПТУ, а в дальнейшем и к самостоятельной трудовой деятельности.

В 9 классе воспитанники, сдают экзамен по итогам трудового обучения. Им выдается свидетельство об окончании 9 класса и характеристика с перечнем тех видов деятельности, которые обучающиеся могут выполнять самостоятельно.

Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности воспитанников, их индивидуальных возможностей.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!