Управление образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района Луганской Народной Республики (УО АГКиКР ЛНР) |
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Семейкинская средняя общеобразовательная
школа - детский сад№31»
94473, ЛНР, Краснодонский район, п.Семейкино, ул. Комсомольская,1-а,
E-mail:[email protected]
№ 182
« 4 » сентября 2019 г.
Начальнику управления
образования Администрации
города Краснодона и
Краснодонского района
Чигридовой Е.А.
Пояснительная записка
к расписанию учебных занятий
Государственного образовательного учреждения ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад №31»
на 2019-2020 учебный год
на анализ соответствия требованиям ГСанПиН
Расписание уроков составлено на основании Учебного плана Государственного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад № 31» на 2019 - 2020 учебный год, утвержденного приказом № от 17 июня 2019 года, с учетом требований ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственных санитарных правил и норм устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса», с учѐтом баллов дневной и недельной нагрузки обучающихся. Расписание уроков составлено отдельно для - обязательных занятий 1-11 классов, внеурочной деятельности в 1-4 классах. Согласно Годовому календарному учебному графику на учебный год и в соответствии с ГСанПиН участники образовательного процесса с 1-11 класов обучаются по 5-ти дневной учебной неделе. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, соответствует максимальной учебной недельной нагрузке: 1класс - 22 часа, 2 класс - 24 часа, 3-4 класс - 25 часов, 5 класс - 31 час, 6 класс - 33 часа, 7 класс - 34 часа 8 класс - 35 часов, 9 класс - 35 часов, 10 - 11 класс – по 35 часов. Школа работает в одну смену, согласно годового календарного учебного графика. Продолжительность урока для 1-го класса 35 минут, для 2- 4 классов - 40 минут, для 5 – 11 классов 45 минут. Начало занятий в 8 час. 30 мин. что соответствует ГСанПиН. Продолжительность перемен между уроками 10- 15 минут, большая перемена после 2 и 3 уроков для 1-4 классов 20 минут, для 5 – 11 классов 20 минут.
Расписание звонков для учащихся 1- го класса (урок – 35 минут)
1 урок | 8.30 – 9.05 | перерыв 15 минут |
2 урок | 9.20 – 9.55 | перерыв 20 минут |
3 урок | 10.15 – 10.50 | перерыв 20 минут |
4 урок | 11.10 – 11.45 | перерыв 10 минут |
Внеурочная деятельность | 11.55 – 12.30 | |
2. Расписание звонков для учащихся 2 – 4 классов (урок – 40 минут)
1 урок | 8.30 – 9.10 | перерыв 10 минут |
2 урок | 9.20 – 10.00 | перерыв 20 минут |
3 урок | 10.20 – 11.00 | перерыв 20 минут |
4 урок | 11.20 – 12.00 | перерыв 10 минут |
5 урок | 12.10 – 12.50 | перерыв 15 минут |
Внеурочная деятельность | – 13.45 | |
3.Расписание звонков для 5-11 классов
(урок – 45 минут для 5-11 классов)
1 урок | 8.30 – 9.15 | перерыв 10 минут |
2 урок | 9.25 – 10.10 | перерыв 15 минут |
3 урок | 10.25 – 11.10 | перерыв 15 минут |
4 урок | 11.25 – 12.10 | перерыв 10 минут |
5 урок | 12.20 – 13.05 | перерыв 10 минут |
6 урок | 13.15 – 14.00 | перерыв 10 минут |
7 урок | 14.10 - 14.55 | |
В расписании звонков для 1 – 4 классов не выдержано требование соблюдения длительной перемены перед занятиями внеурочной деятельности в связи с трудностями подвоза учащихся (9 % от общей численности) и учителей-предметников (35% от общего состава), а также большой протяженностью микрорайона школы (до 3 км), занятия в школе начинаются с 08.30 часов утра и заканчиваются в 14.55 дня, внеурочная деятельность в начальной школе начинается без большого перерыва после 4-го или 5-го уроков.
Недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели. Объѐм максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-го класса 4-5 уроков, для обучающихся 2-4 классов не более 5 уроков; для обучающихся 5-9 классов не более 7 уроков. Правильно составленное школьное расписание уроков позволяет сохранить высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, четверти. При составлении расписания уроков можно выделить ряд принципов. Первый принцип формулируется как «учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета». Сложность предмета понятие субъективное, ведь ученики имеют разные способности и склонности, неодинаковое и эмоциональное восприятие данного предмета. Второй принцип правильного составления расписания уроков можно сформулировать как «чередование предметов по их сложности». При этом можно поставить рядом два достаточно сложных предмета как математика и иностранный язык, поскольку характер материала у них различный. Но ставить рядом русский язык и литературу, физику и химию не рекомендуется, поскольку это предметы однотипные. В составлении расписания уроков, данный принцип соблюдается не всегда. Это связано с количеством кабинетов, количеством учителей, их нагрузкой и пожеланиями.
При составлении расписанию учитывалось следующее:
в школе существует единое расписание занятий первой и второй половины дня (для учеников и учителей);
наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8–11-х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный день);
в течение учебного дня чередуются уроки “трудные” и “облегченные”;
Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели:
Классы | Благоприятные дни | Неблагоприятные дни |
1 – 4 | Вторник, среда, четверг | Понедельник, пятница, суббота |
5 | Понедельник, вторник | Среда |
6 | Вторник, четверг, пятница, суббота | Понедельник, среда |
7 – 8 | Вторник, среда, четверг, суббота | Понедельник, пятница |
9 – 11 | Среда, четверг, пятница | Понедельник, вторник |
Работоспособность второй половины дня и недели больше подвержена колебаниям и ниже, чем в первой половине.
Предметы по степени “трудности” (“трудность” – довольно условное и относительное понятие) в педагогической практике принято делить на 4 группы:
1 группа – русский язык, родной язык (в национальной школе), математика, химия, физика, иностранный язык;
2 группа – природоведение, биология, география, астрономия;
3 группа – литература, история, экономическая культура, черчение;
4 группа – технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, ОБЖ.
уроки одного предмета чередуются с уроками другого предмета, а не сдвоены;
основные предметы для младших школьников проводятся на 2–3-х уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2–4-х уроках;
названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.
Ранговая шкала трудности учебных предметов:
Предмет | Количество баллов |
Математика | 11 |
Иностранный язык, информатика | 10 |
Физика, химия | 9 |
История, обществознание | 8 |
Русский язык, литература, мировая художественная культура | 7 |
Естествознание, география, биология | 6 |
Физическая культура | 5 |
Трудовое обучение, основы безопасности жизнедеятельности, этика, обществознание | 4 |
Черчение | 3 |
Изобразительное искусство | 2 |
Музыка | 1 |
Не допущено следующее:
нулевые уроки;
перемены продолжительностью 5 мин;
сдвоенные уроки в 1–5-х классах, превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу;
группирование в один день предметов, требующих большой домашней подготовки;
рассогласование в расписании первой и второй половины дня;
несоответствие названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы.
Таким образом, при составлении расписания занятий учитывалось:
распределение учебной нагрузки по дням недели;
распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;
чередование предметов разных видов деятельности;
соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.
Некоторые не соблюдения ГСанПиН связано с тем, что:
Учителя математики, физики и информатики Чижов Р. Г. и Шершнева А. В. имеют предельную недельную нагрузку 27 и 33 часа, что не позволяет такие сложные предметы как физика, информатика, геометрия, алгебра ставить только на 2 – 4 уроки.
Высокая нагрузка учителей филологии и английского языка (Афанасенко С. В., Гуртовая А. В., Миносянц Л. С.) не дает возможности данные предметы внести в учебное расписание в соответсвии с санитарно-гигиеническими требованиями, особенно в классах, где на учебную неделю количество часов составляет 9 – 10 часов русского, украинского и английского языков ( 5 – 7 классах).
Уроки физической культуры вынесены на продуктивные уроки в среду и пятницу, что объясняется наличием одного спортивного зала и 26 часов физической культуры в учебном плане школы, таким образом ежедневно в расписании должно быть 5 – 6 уроков.
Составила:
ЗДУВР Я. В. Огиенко
Директор Е. М. Осипенко