СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к семинару

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к семинару»


МДОУ "Детский сад №9 "Радуга"













Пояснительная записка

к методическому семинару на тему:

"Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"



















Подготовил:

воспитатель

Фирсова Светлана Вячеславовна











г.Балабаново,2024

2 слайд

Раннее детство - период интенсивного физического и психического развития. Эмоции оказывают значительное влияние в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.

На данном возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Дети действуют не задумываясь, под влиянием возникших эмоциональных переживаний. Преобладающее в младшем возрасте восприятие эффективно окрашено, что обуславливает возможность эмоционального реагирования только на непосредственно воспринимаемые события.

Эмоции ребенка быстроменяющиеся, он не может их контролировать и сдерживать. Именно по этой причине яркие эмоциональные переживания возникают в связи с непосредственными желаниями ребенка. Эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения насущных потребностей детей (познавательных, двигательных и др.).

На сегодняшний день одним из актуальных вопросов, в дошкольном образовании, является развитие эмоциональной сферы у разновозрастных детей, что подразумевает проведение систематической работы по обеспечению эмоционального благополучия, эмоциональной отзывчивости, развитию эмоционального интеллекта, способности к сопереживанию неудач и радости за успехи сверстников, адекватному проявлению своих чувств.

3слайд

Игровая деятельность- одно из средств эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства, с помощью которой формируются умственные и нравственные качества, обеспечивается эмоциональное понимание детьми окружающего мира. В связи с этим, изучение игровой деятельности в развитии эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста, является важным процессом.

Новый термин, который привнес ФГОС ДО - эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект - это способность контролировать не только свои эмоции, но и умело управлять эмоциями других людей в своих целях.

В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе.

Чтобы у ребенка не возникало трудностей с социализацией и оценкой окружающей действительности, его необходимо научить распознавать и умело проявлять свои эмоции.

4 слайд

Анализируя проблему развития эмоционального интеллекта, я обратилась к исследованиям А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и сделала вывод: в дошкольном возрасте развитию эмоционального интеллекта будет способствовать игровая деятельность, которая является основным видом деятельности детей. В современном мире ее можно видоизменить в своих целях, в любую традиционную игру можно внести «изюминку», которая преобразит игровые действия и поможет достигнуть поставленных целей.

5 слайд

Исходя из вышеизложенного, были сформированы цель, обозначены задачи работы.

Цель: развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста через использование игровых технологий.

Для реализации данной деятельности, определила ряд задач:

  1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

  2. Выявить уровень развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

  3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

  4. Осуществить просветительскую работу и консультативную работу с родителями.


  1. слайд

Планируемые результаты:

  1. Создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

  2. Сплочение коллектива, формирования чувства принадлежности к одной социальной группе;

  3. Развитие способности к адекватному проявлению своих эмоции с использованием возможностей мимики и пластики тела, способности контролировать аффективные импульсы;

  4. Развитие коммуникативных навыков, способности максимально точно вербально выражать свои мысли, чувства и переживания.

  5. Осознание родителями важности развития эмоционального интеллекта и умение организовывать совместную деятельность с детьми для развития эмоциональной сферы ребенка.

7 слайд

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования);

  • эмпирические (наблюдение, беседа).

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы, направленной на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Практическая значимость: разработанное содержание игровой деятельности может быть использовано педагогами - психологами, воспитателями при организации работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.

Новизна заключается в том, что подобраны различные технологии, методы и средства для развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста.

8 слайд

На сегодняшний день крайне актуальной является проблема изучения эмоционального интеллекта. Исследование данного феномена имеет большую теоретическую и практическую значимость, т.к. в обычной жизни очень часто эмоции играют решающую роль в принятии важных решений, а также в отношениях между людьми. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая будет направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

  1. Я воспринимаю (этот компонент свидетельствует о наличии способности воспринимать, определять эмоции)

  2. Я понимаю (этот компонент свидетельствует о наличии способности понимать эмоции, связи между эмоциями, причины возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой)

  3. Я управляю (эта способность связана с контролем над эмоциями. Умение переживать как негативные, так и позитивные эмоции)

  4. Я стимулирую мышление, используя эмоции (данный компонент свидетельствует о наличии способности вызвать определенную эмоцию, контролировать ее)

Фундамент эмоционального разума закладывается в детстве. Поэтому разработана дополнительная общеобразовательная программа "Азбука эмоций" включающая в себе как игры и игровые упражнения, так и занятия в арт-терапевтических техниках. Реализую программу в соответствии с возрастными особенностями детей, 1 раз в неделю, во второй половине дня.

9 слайд

При реализации данной программы использовала следующие формы работы с детьми:

  • Систематические занятия важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста, которое строится на принципе от «простого к сложному»;

  • Индивидуальная работа является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых ФГОС.

Формы работы с родителями:

  • Информационно - аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос, тестирование, анкетирование;

  • Познавательные формы - повышении уровня психологической и педагогической компетентности, освоение навыков, необходимых для выстраивания эффективной информационной и эмоциональной коммуникации со своими детьми;

  • Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

10 слайд

Технологии, методы и средства, используемые в работе с детьми:

  • Беседа;

  • Ситуативный разговор;

  • Игровые обучающие ситуации;

  • Использование литературных текстов (стихотворения, рассказы, сказки);

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;

  • Создание выставок детского творчества;

  • Настольно - дидактические игры;

  • Театрализация;

  • Имитационные игры;

  • Психогимнастика;

  • Арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия)

  • Сказкотерапия

  • Камнетерапия


11 слайд

Так же в своей работе использую ИКТ. Это открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога и родителей.

12 слайд

При планировании работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста могут возникнуть определенные трудности, поэтому организация работы строилась с учетом основных принципов развития эмоционального интеллекта:

  • Внимание к желаниям и потребностям ребенка;

  • Создание атмосферы, способностей проявлению эмоций;

  • Тренировка распознавания эмоций у себя и других на примерах;

  • Предотвращение и сглаживание конфликтов;

  • Поощрение детей справляться со своими эмоциями;

  • Обучение различным способам снятия напряжения и управления эмоциями.

13 слайд

Эмоциональная среда включает в себя следующие компоненты:

  • Отношения между участниками совместной жизнедеятельности - эмоционально - поддерживающий компонент среды;

  • Режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада, эмоционально - стабилизирующий компонент среды;

  • Внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели);

  • Организация занятости детей - игры, упражнения, занятия, сюрпризные моменты, эмоционально - активизирующий компонент среды;

  • Проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально - тренирующий компонент среды.

При построении предметно - пространственной среды учитывается принцип комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослого.

Для более комфортного пребывания ребенка младшего дошкольного возраста в группе создаются "центры уединения". Для создания атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия в группе создан "Уголок настроения".

14 слайд

Средства мониторинга "Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста": (автор Н.В. Кузьмина, авторы Т. Грабенко, Т. Зинкевич Евстигнеева, Д. Фролов).

15 слайд

Результаты показали, что все игры, игровые упражнения и арт-терапия оказывают положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта ребенка. Работа по данной программе способствует раскрепощению детей, помогает развить у них смелость и уверенности в себе, развивает вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику, помогает формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу. Таким образом, цель достигнута, поставленные задачи решены.


16 - 19 слайды

Примеры игр, игровых упражнений, арт-терапии:

  • Настольные и дидактические игры

  • Игровые упражнения

  • Театрализация

  • Игры - имитации "Театр настроения"

  • Психогимнастики

  • Арт-терапия (сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, камнетерапия)


20 слайд

В.А. Сухомлинский говорил: "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития... Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

Таким образом, игровая деятельность является важным средством развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста. В ходе изучения литературы были определены основные виды игр, упражнения, которые используются при организации работы с детьми младшего дошкольного возраста - дидактические, имитационные, психогимнастики, арт-терапии. Игры, организуемые в группах детей младшего дошкольного возраста, решают комплекс задач, при этом они позволяют организовать благоприятную и комфортную среду в группе, способствуют развитию эмоционального интеллекта.



Список используемой литературы:

1. Авдулова Т.П. Психология игры. Современный подход. М.: Академия, 2011.

2.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. -СПб.: БХВ-Петербург,2012.

3.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект/ Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова.-М.,2009

4.Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Академия, 2007

5. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада/сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение, 2003.

6. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Ч.1: учебно - методическое пособие. М.: Владос, 2010.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!