МДОУ "Детский сад №9 "Радуга"
Пояснительная записка
к методическому семинару на тему:
"Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
Подготовил:
воспитатель
Фирсова Светлана Вячеславовна
г.Балабаново,2024
2 слайд
Раннее детство - период интенсивного физического и психического развития. Эмоции оказывают значительное влияние в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.
На данном возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Дети действуют не задумываясь, под влиянием возникших эмоциональных переживаний. Преобладающее в младшем возрасте восприятие эффективно окрашено, что обуславливает возможность эмоционального реагирования только на непосредственно воспринимаемые события.
Эмоции ребенка быстроменяющиеся, он не может их контролировать и сдерживать. Именно по этой причине яркие эмоциональные переживания возникают в связи с непосредственными желаниями ребенка. Эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения насущных потребностей детей (познавательных, двигательных и др.).
На сегодняшний день одним из актуальных вопросов, в дошкольном образовании, является развитие эмоциональной сферы у разновозрастных детей, что подразумевает проведение систематической работы по обеспечению эмоционального благополучия, эмоциональной отзывчивости, развитию эмоционального интеллекта, способности к сопереживанию неудач и радости за успехи сверстников, адекватному проявлению своих чувств.
3слайд
Игровая деятельность- одно из средств эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства, с помощью которой формируются умственные и нравственные качества, обеспечивается эмоциональное понимание детьми окружающего мира. В связи с этим, изучение игровой деятельности в развитии эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста, является важным процессом.
Новый термин, который привнес ФГОС ДО - эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект - это способность контролировать не только свои эмоции, но и умело управлять эмоциями других людей в своих целях.
В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе.
Чтобы у ребенка не возникало трудностей с социализацией и оценкой окружающей действительности, его необходимо научить распознавать и умело проявлять свои эмоции.
4 слайд
Анализируя проблему развития эмоционального интеллекта, я обратилась к исследованиям А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и сделала вывод: в дошкольном возрасте развитию эмоционального интеллекта будет способствовать игровая деятельность, которая является основным видом деятельности детей. В современном мире ее можно видоизменить в своих целях, в любую традиционную игру можно внести «изюминку», которая преобразит игровые действия и поможет достигнуть поставленных целей.
5 слайд
Исходя из вышеизложенного, были сформированы цель, обозначены задачи работы.
Цель: развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста через использование игровых технологий.
Для реализации данной деятельности, определила ряд задач:
Проанализировать теоретические основы проблемы формирования эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Выявить уровень развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Осуществить просветительскую работу и консультативную работу с родителями.
слайд
Планируемые результаты:
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
Сплочение коллектива, формирования чувства принадлежности к одной социальной группе;
Развитие способности к адекватному проявлению своих эмоции с использованием возможностей мимики и пластики тела, способности контролировать аффективные импульсы;
Развитие коммуникативных навыков, способности максимально точно вербально выражать свои мысли, чувства и переживания.
Осознание родителями важности развития эмоционального интеллекта и умение организовывать совместную деятельность с детьми для развития эмоциональной сферы ребенка.
7 слайд
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования);
эмпирические (наблюдение, беседа).
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы, направленной на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Практическая значимость: разработанное содержание игровой деятельности может быть использовано педагогами - психологами, воспитателями при организации работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.
Новизна заключается в том, что подобраны различные технологии, методы и средства для развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста.
8 слайд
На сегодняшний день крайне актуальной является проблема изучения эмоционального интеллекта. Исследование данного феномена имеет большую теоретическую и практическую значимость, т.к. в обычной жизни очень часто эмоции играют решающую роль в принятии важных решений, а также в отношениях между людьми. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая будет направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
Я воспринимаю (этот компонент свидетельствует о наличии способности воспринимать, определять эмоции)
Я понимаю (этот компонент свидетельствует о наличии способности понимать эмоции, связи между эмоциями, причины возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой)
Я управляю (эта способность связана с контролем над эмоциями. Умение переживать как негативные, так и позитивные эмоции)
Я стимулирую мышление, используя эмоции (данный компонент свидетельствует о наличии способности вызвать определенную эмоцию, контролировать ее)
Фундамент эмоционального разума закладывается в детстве. Поэтому разработана дополнительная общеобразовательная программа "Азбука эмоций" включающая в себе как игры и игровые упражнения, так и занятия в арт-терапевтических техниках. Реализую программу в соответствии с возрастными особенностями детей, 1 раз в неделю, во второй половине дня.
9 слайд
При реализации данной программы использовала следующие формы работы с детьми:
Систематические занятия важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста, которое строится на принципе от «простого к сложному»;
Индивидуальная работа является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых ФГОС.
Формы работы с родителями:
Информационно - аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос, тестирование, анкетирование;
Познавательные формы - повышении уровня психологической и педагогической компетентности, освоение навыков, необходимых для выстраивания эффективной информационной и эмоциональной коммуникации со своими детьми;
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
10 слайд
Технологии, методы и средства, используемые в работе с детьми:
Беседа;
Ситуативный разговор;
Игровые обучающие ситуации;
Использование литературных текстов (стихотворения, рассказы, сказки);
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;
Создание выставок детского творчества;
Настольно - дидактические игры;
Театрализация;
Имитационные игры;
Психогимнастика;
Арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия)
Сказкотерапия
Камнетерапия
11 слайд
Так же в своей работе использую ИКТ. Это открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога и родителей.
12 слайд
При планировании работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста могут возникнуть определенные трудности, поэтому организация работы строилась с учетом основных принципов развития эмоционального интеллекта:
Внимание к желаниям и потребностям ребенка;
Создание атмосферы, способностей проявлению эмоций;
Тренировка распознавания эмоций у себя и других на примерах;
Предотвращение и сглаживание конфликтов;
Поощрение детей справляться со своими эмоциями;
Обучение различным способам снятия напряжения и управления эмоциями.
13 слайд
Эмоциональная среда включает в себя следующие компоненты:
Отношения между участниками совместной жизнедеятельности - эмоционально - поддерживающий компонент среды;
Режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада, эмоционально - стабилизирующий компонент среды;
Внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели);
Организация занятости детей - игры, упражнения, занятия, сюрпризные моменты, эмоционально - активизирующий компонент среды;
Проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально - тренирующий компонент среды.
При построении предметно - пространственной среды учитывается принцип комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослого.
Для более комфортного пребывания ребенка младшего дошкольного возраста в группе создаются "центры уединения". Для создания атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия в группе создан "Уголок настроения".
14 слайд
Средства мониторинга "Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста": (автор Н.В. Кузьмина, авторы Т. Грабенко, Т. Зинкевич Евстигнеева, Д. Фролов).
15 слайд
Результаты показали, что все игры, игровые упражнения и арт-терапия оказывают положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта ребенка. Работа по данной программе способствует раскрепощению детей, помогает развить у них смелость и уверенности в себе, развивает вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику, помогает формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу. Таким образом, цель достигнута, поставленные задачи решены.
16 - 19 слайды
Примеры игр, игровых упражнений, арт-терапии:
Настольные и дидактические игры
Игровые упражнения
Театрализация
Игры - имитации "Театр настроения"
Психогимнастики
Арт-терапия (сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, камнетерапия)
20 слайд
В.А. Сухомлинский говорил: "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития... Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
Таким образом, игровая деятельность является важным средством развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста. В ходе изучения литературы были определены основные виды игр, упражнения, которые используются при организации работы с детьми младшего дошкольного возраста - дидактические, имитационные, психогимнастики, арт-терапии. Игры, организуемые в группах детей младшего дошкольного возраста, решают комплекс задач, при этом они позволяют организовать благоприятную и комфортную среду в группе, способствуют развитию эмоционального интеллекта.
Список используемой литературы:
1. Авдулова Т.П. Психология игры. Современный подход. М.: Академия, 2011.
2.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. -СПб.: БХВ-Петербург,2012.
3.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект/ Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова.-М.,2009
4.Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Академия, 2007
5. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада/сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение, 2003.
6. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Ч.1: учебно - методическое пособие. М.: Владос, 2010.