Аннотация к рабочей программе по математике
Рабочая программа по математике для 1 класса
Учебный курс «Математика» в 1 классе соответствует образовательным областям «Математика» и «Информатика» базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений РФ.
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Закон Республики Бурятия № 240-v от 13.12.2013 г. «Об образовании Республики Бурятия»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями на 29 декабря 2016 года»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Примерная программа по математике.
Федеральный базисный план отводит 132 часа для образовательного изучения математики в 1 классе из расчёта 4 часа в неделю (33 недели).
Рабочая программа рассмотрена и принята на заседании школьного методического объединения и утверждена приказом директора школы.
Основными целями начального обучения математике являются:
-Математическое развитие младших школьников.
-Формирование системы начальных математических знаний.
-Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Используемые учебники и пособия
УМК «Школа России»:
1.Моро М. И., Волкова, С. И., Степанова С. В., Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
2.. Моро, М. И., Волкова, С. И., Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017
При организации учебного процесса используются следующие технологии:
проблемно-диалогическая технология;
проектно-исследовательская деятельность.
технология личностно-ориентированного обучения,
организации учебного сотрудничества;
технология уровневой дифференциации;
элементы здоровьесберегающих технологий;
игровые технологии.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 класса обучающиеся должны знать / уметь:
в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
решать уравнения вида, а ± х = b; х – а = b;
решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник;
выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
определять длину данного отрезка;
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Обучающиеся должны различать:
- текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
- геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Методы и формы оценки результатов освоения
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений, обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:
-комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;
-сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др
В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
В рабочих тетрадях по математике для первого класса учащимся предлагаются странички для контроля и самоконтроля овладения предметными результатами обучения математики «Что узнали? Чему научились».
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Закон Республики Бурятия № 240-v от 13.12.2013 г. «Об образовании Республики Бурятия»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями на 29 декабря 2016 года»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Примерная программа по математике.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
-Математическое развитие младших школьников.
-Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
-развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
-развитие пространственного воображения;
-развитие математической речи;
-формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
-формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
-развитие познавательных способностей;
-воспитание стремления к расширению математических знаний;
-развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
УМК:
1.Моро М. И., Волкова, С. И., Степанова С. В., Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
2.. Моро, М. И., Волкова, С. И., Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
Федеральный базисный план отводит 132 часа для образовательного изучения математики в 1 классе из расчёта 4 часа в неделю (33 недели).
В соответствии с этим реализуется программа в объеме 132 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
-Математические знания и способы их получения, усваиваемые учащимися в процессе изучения курса, имеют большую ценность, так как содержание курса (знания о числах и действиях с ними, величинах, геометрических фигурах) представляет собой тот базисный фундамент знаний, который необходим для применения на практике (в повседневной жизни), при изучении других учебных дисциплин и обеспечивает возможность продолжения образования.
- Курс математики обладает большой ценностью и с точки зрения интеллектуального развития учащихся, так как в нём заложены возможности для развития логического, алгоритмического и пространственного мышления, выявления и развития творческих способностей детей на основе решения задач повышенного уровня сложности, формирования интереса к изучению математики.
- Содержание курса и способы его изучения позволяют овладеть математическим языком описания (математической символикой, схемами, алгоритмами, элементами математической логики и др.) происходящих событий и явлений в окружающем мире, основами проектной деятельности, что расширяет и совершенствует коммуникативные действия учащихся, в том числе умения выслушивать и оценивать точку зрения собеседника, полноценно аргументировать свою точку зрения, выстраивать логическую цепочку её обоснования, уважительно вести диалог, воспитывает культуру мышления и общения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
-Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
-Целостное восприятие окружающего мира.
-Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
-Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
-Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
-Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
-Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
-Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
-Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
-Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
-Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
-Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
-Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
-Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
-Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
-Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание тем курса
1-й класс
(4 часа в неделю, всего – 132 ч)
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 ч)
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и формы (круглый, квадратный, треугольный и др.)
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа, перед, за, межу, рядом.
Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на…
Числа от 1 до 10 и число 0
Нумерация (28 ч)
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «больше», «меньше». «равно»
Состав чисел 2, 3, 4,5. Монеты в 1р., 2р., 5р., 1к., 5к., 10к.
Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника.
Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (56 ч)
Конкретный смысл и название действий сложения и вычитания. Знаки +, -, =.
Название компонентов и результатов сложений и вычитания. Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация 11 – 20. (12 ч)
Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7, 17 – 7, 17 – 10
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.
Единица массы: килограмм.
Единица емкости: литр.
Сложение и вычитание с переходом через десяток. (22 ч)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложение и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1-2 действия на сложении и вычитание.
Итоговое повторение (6ч)
Для успешного решения задач курса используются разнообразные приемы и средства обучения, формы и методы организации работы. Школьники овладевают приемами анализа и синтеза, сопоставления, классификации и систематизации, умением обобщать и делать выводы. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса.
Формы организации образовательного процесса
Общеклассные формы: урок, зачетный урок, тематический урок, самостоятельные и контрольные работы, тесты, фронтальная беседа, устная дискуссия.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые математические задания, совместная пробно-поисковая деятельность.
Индивидуальные формы: письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Технологии обучения
Информационные коммуникативные технологии; проектные технологии; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения; здоровьесберегающие технологии;
индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Виды и формы контроля
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: опросы, тесты, контрольные работы, самостоятельные и проверочные работы.
Учебно-тематическое планирование по математике в 1 классе
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: |
| | | уроки | проекты | Контрольные работы, тесты |
1. | Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления | 8 | 7 | | 1 |
2. | Числа от 1 до 10 и число 0 | 28 | 24 | 1 | 3 |
3 | Числа от 1 до 10.Сложение и вычитание. | 56 | 52 | | 4 |
4 | Числа от 1 до 20. Нумерация 11 – 20. | 12 | 11 | | 1 |
5 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. | 22 | 19 | | 3 |
6 | Итоговое повторение | 6 | 2 | 1 | 3 |
| Итого: | 132 | 115 | 2 | 15 |
Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе
№ урока | № урока из раздела | Тема урока | Количество уроков | Дата |
По плану | По факту |
1 четверть (36 ч) Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 ч) |
1 | 1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 | | |
2 | 2 | Счет предметов (с использованием количественного и порядкового числительных) | 1 | | |
3 | 3 | Пространственные представления «вверх, вниз» «налево, направо» | 1 | | |
4 | 4 | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | 1 | | |
5 | 5 | Сравнение групп предметов. Отношения «столько же, больше, меньше» | 1 | | |
6 | 6 | Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | | |
7 | 7 | Отношения «больше, меньше, столько же, больше на…, меньше на….» | 1 | | |
8 | 8 | Проверочная работа | 1 | | |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация(28 ч) |
9 | 1 | Много. Один. Цифра 1. Письмо цифры 1. | 1 | | |
10 | 2 | Числа 1,2. Цифра 2. Письмо цифры 2 | 1 | | |
11 | 3 | Числа 1, 2, 3. Цифра 3. Письмо цифры 3 | 1 | | |
12 | 4 | Знаки: +, -, =. | 1 | | |
13 | 5 | Число 4. Письмо цифры 4 | 1 | | |
14 | 6 | Понятия «длиннее, короче, одинаковые по длине» | 1 | | |
15 | 7 | Число 5. Письмо цифры 5 | 1 | | |
16 | 8 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5 | 1 | | |
17 | 9 | Страничка любознательных | 1 | | |
18 | 10 | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч. | 1 | | |
19 | 11 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | 1 | | |
20 | 12 | Закрепление и обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 5. Состав чисел 2-5». Самостоятельная работа | 1 | | |
21 | 13 | Знаки: (больше), = (равно) | 1 | | |
22 | 14 | «Равенство», «неравенство» | 1 | | |
23 | 15 | Многоугольники. | 1 | | |
24 | 16 | Числа и цифры 6,7. Письмо цифры 6. | 1 | | |
25 | 17 | Числа и цифры 6,7. Письмо цифры 7 | 1 | | |
26 | 18 | Числа и цифры 8, 9. Письмо цифры 8 | 1 | | |
27 | 19 | Числа и цифры 8, 9. Письмо цифры 9 | 1 | | |
28 | 20 | Число 10. Запись числа 10. | 1 | | |
29 | 21 | Числа от 1 до 10. Закрепление по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» Проверочная работа | 1 | | |
30 | 22 | Наши проекты | 1 | | |
31 | 23 | Сантиметр – единица измерения длины | 1 | | |
32 | 24 | Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки | 1 | | |
33 | 25 | Число 0. Цифра 0. | 1 | | |
34 | 26 | Сложение с нулем. Вычитание нуля. | 1 | | |
35 | 27 | Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». | 1 | | |
36 | 28 | Страничка для любознательных | 1 | | |
2 четверть (28 ч) Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (56 ч) |
37 | 1 | Сложение и вычитание вида +1, -1 | 1 | | |
38 | 2 | Сложение и вычитание вида +1+1; -1-1 | 1 | | |
39 | 3 | Сложение и вычитание вида +2, -2 | 1 | | |
40 | 4 | Слагаемые. Сумма. | 1 | | |
41 | 5 | Задача (условие, вопрос) | 1 | | |
42 | 6 | Задача. Составление задачи по рисунку | 1 | | |
43 | 7 | Таблица сложения и вычитания с числом 2. | 1 | | |
44 | 8 | Присчитывание и отсчитывание по 2 | 1 | | |
45 | 9 | Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с одним множеством предметов) | 1 | | |
46 | 10 | Страничка для любознательных | 1 | | |
47 | 11 | Повторение и закрепление изученного материала по теме. | 1 | | |
48 | 12 | Страничка для любознательных | 1 | | |
49 | 13 | Сложение и вычитание вида +3, -3 | 1 | | |
50 | 14 | Прибавление и вычитание числа 3 | 1 | | |
51 | 15 | Сравнение длин отрезков | 1 | | |
52 | 16 | Таблица сложения и вычитания с числом 3 | 1 | | |
53 | 17 | Присчитывание и отсчитывание по 3 | 1 | | |
54 | 18 | Решение задач | 1 | | |
55 | 19 | Решение задач | 1 | | |
56 | 20 | Страничка для любознательных | 1 | | |
57 | 21 | Что узнали, чему научились. | 1 | | |
58 | 22 | Что узнали, чему научились. | 1 | | |
59 | 23 | Обобщение и закрепление знаний по теме. | 1 | | |
60 | 24 | Закрепление изученного. | 1 | | |
61 | 25 | Проверочная работа. | 1 | | |
62 | 26 | Закрепление изученного. | 1 | | |
63 | 27 | Тест «Проверим себя и свои достижения». | 1 | | |
64 | 28 | Закрепление изученного. | 1 | | |
3 четверть (36 ч) |
65 | 29 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8.9. | 1 | | |
66 | 30 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | | |
67 | 31 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | | |
68 | 32 | Сложение и вычитание вида +4,-4 | 1 | | |
69 | 33 | Решение задач на разностное сравнение | 1 | | |
70 | 34 | Таблица сложения и вычитания с числом 4 | 1 | | |
71 | 35 | Решение задач Самостоятельная работа | 1 | | |
72 | 36 | Перестановка слагаемых | 1 | | |
73 | 37 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8.9. | 1 | | |
74 | 38 | Таблица для случаев вида + 5.6,7,8.9 | 1 | | |
75 | 39 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8.9. | 1 | | |
76 | 40 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8.9. | 1 | | |
77 | 41 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8.9. | 1 | | |
78 | 42 | Страничка для любознательных | 1 | | |
79 | 43 | Что узнали. Чему научились | 1 | | |
80 | 44 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | |
81 | 45 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | |
82 | 46 | Решение задач | 1 | | |
83 | 47 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | 1 | | |
84 | 48 | Вычитание вида 6 -, 7 -. | 1 | | |
85 | 49 | Закрепление приема вычисления 6 -; 7 -; Решение задач. | 1 | | |
86 | 50 | Вычитание вида 8 - ,9 -. | 1 | | |
87 | 51 | Закрепление приема вычисления 8 -; 9 -; Решение задач. | 1 | | |
88 | 52 | Вычитание вида 10 -. | 1 | | |
89 | 53 | Килограмм | 1 | | |
90 | 54 | Литр | 1 | | |
91 | 55 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа | 1 | | |
92 | 56 | Тест «Проверим себя и свои достижения» | 1 | | |
Числа от 11 до 20. Нумерация (12 часов) |
93 | 1 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20 | 1 | | |
94 | 2 | Образование чисел второго десятка | 1 | | |
95 | 3 | Чтение и запись чисел второго десятка | 1 | | |
96 | 4 | Дециметр | 1 | | |
97 | 5 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10 | 1 | | |
98 | 6 | Страничка для любознательных | 1 | | |
99 | 7 | Проверочная работа. | 1 | | |
100 | 8 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
4 четверть (32 ч) |
101 | 9 | План решения задач в 2 действия и запись решения. | 1 | | |
102 | 10 | Решение задач в 2 действия. | 1 | | |
103 | 11 | Решение задач в 2 действия. | 1 | | |
104 | 12 | Решение задач в 2 действия. | 1 | | |
Сложение и вычитание (22 ч) |
105 | 1 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток | 1 | | |
106 | 2 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 2, +3 | 1 | | |
107 | 3 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4 | 1 | | |
108 | 4 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 5 | 1 | | |
109 | 5 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 6 | 1 | | |
110 | 6 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7 | 1 | | |
111 | 7 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 8, +9 | 1 | | |
112 | 8 | Таблица сложения | 1 | | |
113 | 9 | Таблица сложения Решение задач и выражений | 1 | | |
114 | 10 | Страничка для любознательных | 1 | | |
115 | 11 | Что узнали. Чему научились Проверочная работа | 1 | | |
116 | 12 | Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток | 1 | | |
117 | 13 | Случаи вычитания 11 - | 1 | | |
118 | 14 | Случаи вычитания 12 - | 1 | | |
119 | 15 | Случаи вычитания 13 - | 1 | | |
120 | 16 | Случаи вычитания 14 - | 1 | | |
121 | 17 | Случаи вычитания 15 - | 1 | | |
122 | 18 | Случаи вычитания 16 - | 1 | | |
123 | 19 | Случаи вычитания 17 - , 18 - | 1 | | |
124 | 20 | Страничка для любознательных | 1 | | |
125 | 21 | Что узнали. Чему научились Проверочная работа | 1 | | |
126 | 22 | Тест «Проверим себя и свои достижения» | 1 | | |
Повторение (6 ч) |
127 | 1 | Чтение, запись и сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел | 1 | | |
128 | 2 | Решение задач. | 1 | | |
129 | 3 | Контрольная работа | 1 | | |
130 | 4 | Работа над ошибками. Тест «Проверим себя и свои достижения» | 1 | | |
131 | 5 | Геометрические фигуры Проект: «Мир вокруг нас, Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» | 1 | | |
132 | 6 | Проверка знаний. | 1 | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя
1.Волкова С. И. Устные упражнения. Устный счет. - М.: Просвещение, 2011
2.Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч., Ч. 1 – М: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
3.Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2011.
4.Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1/ (М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009
5.Т. Н. Ситникова, И. Ф., Яценко, Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. «Математика. 1 класс». – М.: ВАКО, 2014. Для учащихся
1.Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 1 класс. – М.: Просвещение,2013.
2.Моро, М. И., Волкова, С. И., Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
3.Моро М. И., Волкова, С. И., Степанова С. В., Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. 4.
4.Дидактический счетный материал.
5.Разрезной счетный материал по математике. (Приложение к учебнику 1 класса)
Информационно-коммуникативные средства
1.Электронное приложение к учебнику «Математика» 1 класс. (диск СD-ROM), авторы С.И. Волкова, М.К.Антошин.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Набор предметных картинок.
2. Демонстрационный метр, треугольник, циркуль.
Планируемые результаты 1 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
-понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;
- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
- основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, к учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к учебному предмету «Математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
-способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
Учащийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
-принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
-понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
Познавательные
Учащийся научится:
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, различать существенные и несущественные признаки;
-иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
-выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
Учащийся получит возможность научиться:
-применять полученные знания в изменённых условиях;
-объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
Коммуникативные
Учащийся научится:
-задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
-уважительно вести диалог с товарищами;
- принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
-понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- аргументировано выражать своё мнение;
-совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
- читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «», «равенство и неравенство) и упорядочивать числа в пределах 20;
-объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
-вести счёт десятками;
-обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие 20.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:
- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
- выполнять сложение и вычитание, используя общий приём прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
- называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
-составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
- отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
-составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
- решать задачи в 2 действия;
- проверять и исправлять неверное решение задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа, левее, правее;вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.;
-находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырёхугольника и т. д.), круга;
Учащийся получит возможность научиться:
- выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
- соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см,13 см.)
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- читать небольшие готовые таблицы;
- строить несложные цепочки логических рассуждений;
Учащийся получит возможность научиться:
-определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;