Пояснительная записка.
Рабочая программа основного начального общего образования по математике для 1- 4 классов составлена на основе:
фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
ООП ООО «АНОО НОП ЦЕНТР» - кадетской школы интернат;
авторской программы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова 1-4 классы по учебному предмету Математика 1- 4 класы – 7-е издание – М. Просвещение. 2016;
федерального перечня учебников на 2018-2019 уч. год;
рабочей программы по математике для 1 – 4 классов на 2018-2022 уч. годы.
Рабочей программы по финансовой грамотности для 2-4 классов под редакцией Юлии Корлюговой на 2018-2022 уч год.
В ней также учитываются основные идеи и положения:
программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного начального общего образования;
рабочей программы АНОО «НОП ЦЕНТР» - кадетской школы интернат дополнительного кадетского образования.
Предмет «Математика» относится к образовательной области «Математика».
Рабочая программа рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).
1 класс 1 четверть – 3 часа в неделю (24 часа)
2-4 четверть – 4 часа в неделю (100 часов)
Итого : 124 часов
Содержание курса личностные, предметные и метапредметные результаты представлены в рабочей программе по математике для 1 – 4 классы на 2018-2022 уч. годы.
Приложение к рабочей программе:
Интегрированный курс по финансовой грамотности основного общего образования по математике для 1-4 классов на 2018 – 2019 уч. год.
В ней также учитываются основные идеи и положения:
- программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования;
- общеобразовательная программа АНОО «НОП ЦЕНТР»- кадетской школы интернат профильного образования.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Основание содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а так же навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
- осознание себя как члена семьи, общества, государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные: результата изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера и исследования;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем, диаграмм;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
- составление простых планов с помощью учителя;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарища, учителя, родителя.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчетов.
Методы интеграции:
- мозаика
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
- один – два – вместе
Это тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла, а так же могут выполняться в группах.
- дерево решений
Это выполнение заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию каких- то либо решений.
- мозговой штурм
Это выдвижение идей, фиксация их.
Четко формулируется проблема , которая должна быть решена.
- мини – исследование
Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработка и анализ информации, оценка полученных результатов.
- кейс
Этот метод предполагает разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений.
- аукцион
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников.
- диаграмма связей
Это способ схематического изображения какой-то идеи или системы.
Календарно - тематическое планирование
2-3 классы
№ | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Единицы стоимости. Что такое деньги и откуда они взялись? | Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы. Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег. | 4 неделя сентября | 26.09 |
2 | Странички для любознательных. Что такое деньги и откуда они взялись? | Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы. Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег. | 1 неделя октября | 2.10 |
3 | Странички для любознательных. Рассмотрим деньги поближе. | Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы. Познакомиться с историей денег, как устроены монеты. | 3 неделя октября | 23.10 |
4 | Странички для любознательных. Рассмотрим деньги поближе. | Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы. Познакомиться с историей денег, как устроены монеты. | 3 неделя ноября | 25.11 |
5 | Странички для любознательных. Защита от подделок. | Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы. Рассмотреть причины появления бумажных денег, объяснить преимущества и недостатки обращения бумажных денег. | 3 неделя декабря | 25.12 |
6 | Закрепление темы «Сложение вида …» Защита от подделок. | Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы. Рассмотреть причины появления бумажных денег, объяснить преимущества и недостатки обращения бумажных денег. | 1 неделя февраля | |
7 | Странички для любознательных. Современные деньги России и других стран. | Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр. Понять, что наличные деньги представляют собой информацию, рассмотреть роль банков в денежном обращении. | 2 неделя февраля | |
8 | Наши проекты. Современные деньги России и других стран. | Рассмотреть понятие валюты и выяснить, как пересчитать цены товаров, используя валютный курс. Собрать весь накопленный материал, оформить. | 1 неделя марта | |
9 | Задачи на умножение. Откуда в семье деньги | Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач. Рассмотреть источники доходов и узнать, что влияет на размер доходов. | 2 неделя марта | |
10 | Переместительное свойство умножения. Откуда в семье деньги | Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач. Рассмотреть источники доходов и узнать, что влияет на размер доходов. | 2 неделя апреля | |
11 | Приемы деления. На что тратятся деньги | Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач на деление. Рассмотреть направления расходов и объяснить степень их необходимости. | 4 неделя апреля | |
12 | Задачи с величинами. На что тратятся деньги | Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач на деление, работа с величинами. Рассмотреть направления расходов и объяснить степень их необходимости. | 2 неделя мая | |
13 | Странички для любознательных. Как умно управлять своими деньгами | Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач на деление, работа с величинами. Рассмотреть понятие семейного бюджет, правила его составления и ситуации равенства или отличия доходов от расходов. | 4 неделя мая | |
14 | Странички для любознательных. Как умно управлять своими деньгами | Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач на деление, работа с величинами. Рассмотреть понятие семейного бюджет, правила его составления и ситуации равенства или отличия доходов от расходов. | 4 неделя мая | |
Календарно - тематическое планирование
4 класс
№ | Тема занятия | Цель занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Алгоритм письменного вычитания. Как появились деньги? | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами. Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег. | 2 неделя сентября | 12.09 |
2 | Новая счетная единица. Как появились деньги? | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, знакомство с новой счетной единицей. Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег. | 4 неделя сентября | 27.09 |
3 | «Математика вокруг нас» История монет | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач. Познакомиться с историей денег, как устроены монеты. | 2 неделя октября | 11.10 |
4 | Единицы времени. История монет | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач, работа с величинами. Познакомиться с историей денег, как устроены монеты. | 2 неделя ноября | 13.11 |
5 | Таблица единиц времени. Бумажные деньги | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач, работа с величинами. Рассмотреть причины появления бумажных денег, объяснить преимущества и недостатки обращения бумажных денег. | 3 неделя ноября | 16.11 |
6 | Решение задач на увеличение Бумажные деньги | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач, работа с величинами. Рассмотреть причины появления бумажных денег, объяснить преимущества и недостатки обращения бумажных денег. | 5 неделя ноября | 30.11 |
7 | Сложение и вычитание значений величин. Безналичные деньги | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач, работа с величинами. Понять, что наличные деньги представляют собой информацию, рассмотреть роль банков в денежном обращении. | 1 неделя декабря | 6.12 |
8 | Безналичные деньги | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач, работа с величинами. Понять, что наличные деньги представляют собой информацию, рассмотреть роль банков в денежном обращении. | 1 неделя декабря | 11.12 |
9 | Решение текстовых задач. Валюты | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение текстовых задач. Рассмотреть понятие валюты и выяснить, как пересчитать цены товаров, используя валютный курс. | 4 неделя декабря | 26.12 |
10 | Решение задач с величинами. Валюты | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач с величинами. Рассмотреть понятие валюты и выяснить, как пересчитать цены товаров, используя валютный курс. | 2 неделя января | |
11 | Странички для любознательных. Откуда в семье берутся деньги | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач с величинами. Задания творческого и поискового характера, задачи – расчеты. Рассмотреть источники доходов и узнать, что влияет на размер доходов. | 5 неделя января | |
12 | «Математика вокруг нас». Откуда в семье берутся деньги | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач с величинами. Задания творческого и поискового характера, задачи – расчеты. Рассмотреть источники доходов и узнать, что влияет на размер доходов. | 4 неделя Февраля | |
13 | «Что узнали, чему научились» На что семьи тратят деньги | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач. Рассмотреть направления расходов и объяснить степень их необходимости. | 3 неделя марта | |
14 | Алгоритм письменных вычислений. На что семьи тратят деньги | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач. Рассмотреть направления расходов и объяснить степень их необходимости. | 4 неделя марта | |
15 | Решение задач. Как правильно планировать семейный бюджет | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач. Рассмотреть понятие семейного бюджет, правила его составления и ситуации равенства или отличия доходов от расходов. | 1 неделя апреля | |
16 | Арифметические действия. Как правильно планировать семейный бюджет | Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач. Рассмотреть понятие семейного бюджет, правила его составления и ситуации равенства или отличия доходов от расходов. | 2 неделя мая | |
Список рекомендуемой литературы:
Антипова М.В. метод кейсов – методическое пособие
Горяев А., Чумаченко В. – финансовая грамота для школьников.
Н.Н.Думная – Как вести семейный бюджет
Карасев Д. – История банковского дела
Карелина Г.Д. – Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе
Прутченков А.С. Кейс – метод в преподавании экономики в школе
Симоненко В.Д. – семейная экономика