СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по математике с финансовой грамотностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ ПО МАТЕМАТИКЕ С ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ 

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по математике с финансовой грамотностью»

Пояснительная записка.

Рабочая программа основного начального общего образования по ма­тематике для 1- 4 классов составлена на основе:

  • фундамен­тального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной про­граммы основного общего образования, представленных в Фе­деральном государственном образовательном стандарте общего образования;

  • ООП ООО «АНОО НОП ЦЕНТР» - кадетской школы интернат;

  • авторской программы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова 1-4 классы по учебному предмету Математика 1- 4 класы – 7-е издание – М. Просвещение. 2016;

  • федерального перечня учебников на 2018-2019 уч. год;

  • рабочей программы по математике для 1 – 4 классов на 2018-2022 уч. годы.

  • Рабочей программы по финансовой грамотности для 2-4 классов под редакцией Юлии Корлюговой на 2018-2022 уч год.

В ней также учитываются основные идеи и по­ложения:

  • программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного начального общего образования;

  • рабочей программы АНОО «НОП ЦЕНТР» - кадетской школы интернат дополнительного кадетского образования.

Предмет «Математика» относится к образовательной области «Математика».

Рабочая программа рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).

1 класс 1 четверть – 3 часа в неделю (24 часа)

2-4 четверть – 4 часа в неделю (100 часов)

Итого : 124 часов






Содержание курса личностные, предметные и метапредметные результаты представлены в рабочей программе по математике для 1 – 4 классы на 2018-2022 уч. годы.


Приложение к рабочей программе:

Интегрированный курс по финансовой грамотности основного общего образования по математике для 1-4 классов на 2018 – 2019 уч. год.

В ней также учитываются основные идеи и положения:

- программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования;

- общеобразовательная программа АНОО «НОП ЦЕНТР»- кадетской школы интернат профильного образования.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

- деньги, их история, виды, функции;

- семейный бюджет.

Основание содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а так же навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

- осознание себя как члена семьи, общества, государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные: результата изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера и исследования;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем, диаграмм;

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;

- составление простых планов с помощью учителя;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарища, учителя, родителя.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты изучения курса:

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

- проведение элементарных финансовых расчетов.

Методы интеграции:

- мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

- один – два – вместе

Это тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла, а так же могут выполняться в группах.

- дерево решений

Это выполнение заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию каких- то либо решений.

- мозговой штурм

Это выдвижение идей, фиксация их.

Четко формулируется проблема , которая должна быть решена.


- мини – исследование

Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработка и анализ информации, оценка полученных результатов.

- кейс

Этот метод предполагает разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений.

- аукцион

Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников.

- диаграмма связей

Это способ схематического изображения какой-то идеи или системы.















Календарно - тематическое планирование

2-3 классы

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности

Дата по плану

Дата по факту

1

Единицы стоимости. Что такое деньги и откуда они взялись?

Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы.

Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

4 неделя

сентября

26.09

2

Странички для любознательных. Что такое деньги и откуда они взялись?

Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы.

Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

1 неделя

октября

2.10

3

Странички для любознательных. Рассмотрим деньги поближе.

Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы.

Познакомиться с историей денег, как устроены монеты.

3 неделя

октября

23.10

4

Странички для любознательных. Рассмотрим деньги поближе.

Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы.

Познакомиться с историей денег, как устроены монеты.

3 неделя

ноября

25.11

5

Странички для любознательных. Защита от подделок.

Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы.

Рассмотреть причины появления бумажных денег, объяснить преимущества и недостатки обращения бумажных денег.

3 неделя

декабря

25.12

6

Закрепление темы «Сложение вида …»

Защита от подделок.

Выведение темы урока, новых понятий, соотнесение числа и суммы.

Рассмотреть причины появления бумажных денег, объяснить преимущества и недостатки обращения бумажных денег.

1 неделя февраля


7

Странички для любознательных. Современные деньги России и других стран.

Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр.

Понять, что наличные деньги представляют собой информацию, рассмотреть роль банков в денежном обращении.

2 неделя

февраля


8

Наши проекты.

Современные деньги России и других стран.

Рассмотреть понятие валюты и выяснить, как пересчитать цены товаров, используя валютный курс. Собрать весь накопленный материал, оформить.

1 неделя

марта


9

Задачи на умножение.

Откуда в семье деньги

Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач.

Рассмотреть источники доходов и узнать, что влияет на размер доходов.

2 неделя

марта


10

Переместительное свойство умножения. Откуда в семье деньги

Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач.

Рассмотреть источники доходов и узнать, что влияет на размер доходов.

2 неделя

апреля


11

Приемы деления.

На что тратятся деньги

Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач на деление.

Рассмотреть направления расходов и объяснить степень их необходимости.

4 неделя

апреля


12

Задачи с величинами.

На что тратятся деньги

Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач на деление, работа с величинами.

Рассмотреть направления расходов и объяснить степень их необходимости.

2 неделя мая


13

Странички для любознательных.

Как умно управлять своими деньгами

Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач на деление, работа с величинами.

Рассмотреть понятие семейного бюджет, правила его составления и ситуации равенства или отличия доходов от расходов.

4 неделя

мая


14

Странички для любознательных.

Как умно управлять своими деньгами

Выведение темы урока, новых понятий, сравнение цифр, решение задач на деление, работа с величинами.

Рассмотреть понятие семейного бюджет, правила его составления и ситуации равенства или отличия доходов от расходов.

4 неделя

мая







Календарно - тематическое планирование

4 класс

Тема занятия

Цель занятия

Дата по

плану

Дата по

факту

1

Алгоритм письменного вычитания.

Как появились деньги?

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами.

Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

2 неделя

сентября

12.09

2

Новая счетная единица.

Как появились деньги?

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, знакомство с новой счетной единицей.

Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

4 неделя

сентября

27.09

3

«Математика вокруг нас»

История монет

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач.

Познакомиться с историей денег, как устроены монеты.

2 неделя

октября

11.10

4

Единицы времени.

История монет

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач, работа с величинами.

Познакомиться с историей денег, как устроены монеты.

2 неделя

ноября

13.11

5

Таблица единиц времени.

Бумажные деньги

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач, работа с величинами.

Рассмотреть причины появления бумажных денег, объяснить преимущества и недостатки обращения бумажных денег.

3 неделя

ноября

16.11

6

Решение задач на увеличение

Бумажные деньги

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач, работа с величинами.

Рассмотреть причины появления бумажных денег, объяснить преимущества и недостатки обращения бумажных денег.

5 неделя ноября

30.11

7

Сложение и вычитание значений величин.

Безналичные деньги

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач, работа с величинами.

Понять, что наличные деньги представляют собой информацию, рассмотреть роль банков в денежном обращении.

1 неделя

декабря

6.12

8

Безналичные деньги

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач, работа с величинами.

Понять, что наличные деньги представляют собой информацию, рассмотреть роль банков в денежном обращении.

1 неделя

декабря

11.12

9

Решение текстовых задач.

Валюты

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение текстовых задач.

Рассмотреть понятие валюты и выяснить, как пересчитать цены товаров, используя валютный курс.

4 неделя

декабря

26.12

10

Решение задач с величинами.

Валюты

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач с величинами.

Рассмотреть понятие валюты и выяснить, как пересчитать цены товаров, используя валютный курс.

2 неделя

января


11

Странички для любознательных.

Откуда в семье берутся деньги

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач с величинами.

Задания творческого и поискового характера, задачи – расчеты. Рассмотреть источники доходов и узнать, что влияет на размер доходов.

5 неделя

января


12

«Математика вокруг нас».

Откуда в семье берутся деньги

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач с величинами.

Задания творческого и поискового характера, задачи – расчеты. Рассмотреть источники доходов и узнать, что влияет на размер доходов.

4 неделя

Февраля



13

«Что узнали, чему научились»

На что семьи тратят деньги

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач.

Рассмотреть направления расходов и объяснить степень их необходимости.

3 неделя

марта


14

Алгоритм письменных вычислений.

На что семьи тратят деньги

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач.

Рассмотреть направления расходов и объяснить степень их необходимости.

4 неделя

марта


15

Решение задач.

Как правильно планировать семейный бюджет

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач.

Рассмотреть понятие семейного бюджет, правила его составления и ситуации равенства или отличия доходов от расходов.

1 неделя

апреля


16

Арифметические действия.

Как правильно планировать семейный бюджет

Выведение темы урока, выведение понятий, письменные вычисления с натуральными числами, решение задач.

Рассмотреть понятие семейного бюджет, правила его составления и ситуации равенства или отличия доходов от расходов.

2 неделя

мая









Список рекомендуемой литературы:


Антипова М.В. метод кейсов – методическое пособие

Горяев А., Чумаченко В. – финансовая грамота для школьников.

Н.Н.Думная – Как вести семейный бюджет

Карасев Д. – История банковского дела

Карелина Г.Д. – Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе

Прутченков А.С. Кейс – метод в преподавании экономики в школе

Симоненко В.Д. – семейная экономика