Пояснительная записка рабочей программы внеурочной деятельности
«Здоровье - шаг к успеху»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Здоровье - шаг к успеху» составлена и адаптирована на основе методических рекомендаций пособия «Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» (Г. Е. Гун.-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2018. – 128 стр. – ФГОС. Начальная инновационная школа); пособия «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» (М.: ВАКО, 2014.-240 стр.- Мастерская учителя).
На реализацию программы отводится 34 занятия в год (1час в неделю).
Актуальность программы. Важнейшей частью современного воспитания является формирование основ здорового образа жизни: соблюдение правил гигиены, следование правилам культуры здоровья, отказа от нездоровых привычек и пристрастий.
Общество заинтересовано в здоровье будущих поколений. Ведь, очевидно, что развитие и процветание общества и страны невозможно без физического и нравственного здоровья молодых людей – его будущего.
Увлечение «модным образом» жизни, уменьшение двигательной активности, постоянное использование компьютера и всевозможных гаджетов приводит к ослаблению здоровья детей.
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности, а так же привитию навыков здорового образа жизни.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся 5 классов с учетом возрастных и психофизических особенностей. Программа нацелена на обучения культуре здорового образа жизни, а также направлена на профилактику нарушений здоровья, связанных с гиподинамизмом, напряжением зрения. Данная программа предусматривает проведение комплексных мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни в школьной среде. Знание основ здорового образа жизни позволит школьникам оценить возможности своего здоровья и пересмотреть образ жизни, мешающий укреплению здоровья.
Характеристика детей с умственной отсталостью: умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Как указывает С.Я. Рубинштейн (1986) умственная отсталость - это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое нарушение развития, при которой страдают не только интеллект, но и все высшие психические функции (восприятие, память, внимание, воображение, речь), а также эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается замедленное формирование двигательных навыков по сравнению с нормой: они позже, чем нормальные дети, начинают сидеть, ходить, в дальнейшем часто отмечается неточность зрительно-моторной координации, замедление скорости реакции.
Цель программы: сформировать у школьников знания об основах здорового образа жизни, понимание о необходимости заботы о своём здоровье.
Задачи:
1. Формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.
2. Воспитание готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
3. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с укреплением здоровья, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
4. Овладение практикой применения необходимых навыков сохранения и укрепления здоровья.
Общая характеристика курса.
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Программа базируется на совместной работе учителя и детей-школьников, дающей им возможность проявить себя, найти для себя наиболее интересные и полезные знания.
Одна из задач программы – повысить мотивацию к активной деятельности обучающихся по сохранению и укреплению здоровья.
Особенностями курса «Здоровый образ жизни» являются:
- расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников;
- наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности;
- возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.
В программе используются разнообразные формы проведения занятий: подготовка сообщений учащимися, театрализация; игровые методы: сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры.
Формы занятий разнообразны: познавательные беседы, дискуссии, решение ситуативных задач, викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, проектная деятельность, круглый стол.
Планируемые результаты:
В результате осуществления программы ожидается:
- у учащихся сформированы знания и навыки здорового образа жизни;
- у учащихся сформирована готовность следовать правилам здорового образа жизни;
-укрепление атмосферы доброжелательности в коллективе, возможности принятия любой точки зрения, возникающей на обсуждении.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения по курсу: курс имеет безоценочную систему. Но в качестве контроля по отслеживанию успешности прохождения курса применяются: анкеты, задания творческой направленности, предполагающие использование знаний и навыков, полученных на курсе.
Планируемые результаты освоения программы "Здоровье - шаг к успеху" по итгаи обучения в 5 классе.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в обществе;
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка совей работы, проявление к ней ценностного отношения;
умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
умение узнавать изученные объекты, касающиеся вопросов здоровья;
умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
умение обнаруживать простейшие взаимосвязи окружающих условий и влияния их на здоровье; умение использовать их для объяснения необходимости ЗОЖ.
Достаточный уровень:
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в обществе, правил здорового образа жизни;
выполнение заданий без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявления к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных тем.
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к чужому мнению, к культуре народов нашей страны;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, как здорового гражданина своей страны;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (население - гордость края, обычаями, традициями, праздниками и др.)