СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по истории основного общего образования

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА рабочая программа по истории основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по истории основного общего образования»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по истории составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики на 2015-2017 гг. На II ступени основного общего образования обязательными для изучения в общеобразовательных организациях являются следующие учебные предметы: «Всеобщая история», «История Отечества», «Обществознание».


Рабочая программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, создание условий для сохранения и укрепления здоровья. Рабочая программа основного общего образования реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования. Рабочая программа выполняет две основные функции:


Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.


Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.

Структура документа.


Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования содержит следующие разделы:


  • пояснительную записку, в которой определяются цели обучения по данному предмету в основной школе, раскрываются особенности содержания курса по истории на этой ступени образования, описываются структура курса по истории и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном (образовательном) плане;

  • календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения

тематических модулей;

  • критерии оценивания и требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории;

  • список литературы


Общая характеристика учебного предмета


Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом, как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие обучающихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.


Характеристика содержания основного общего образования по истории


Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные, образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа и народов Донетчины важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они?

Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.

Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно с возможностью интеграции некоторых тем из содержания обоих курсов. При планировании учебного процесса учитель определяет оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, дополнительный объем содержательного компонента, место и объем включения специфического регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).


Программа по истории на ступени основного общего образования является базовой по отбору и изложению исторического материала и в связи этим характеризуется следующими особенностями:


    1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной истории. Большее время отводится на изучение истории Отечества.


    1. В Рабочей программе по истории на ступени основного общего образования не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине. Предполагается, что в школьных курсах может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В программе не используются принадлежащие к отдельным концепциям или идеологически окрашенные оценки, эпитеты. Минимален и перечень упоминаемых исторических личностей. В то же время предполагается, что в соответствии с содержательной линией «человек в истории», ход и следствия событий прошлого раскрываются на уроках через деяния и судьбы людей.


    1. Отбор содержания курсов «История Отечества» и «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт обучающихся 5-9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию активной гражданской позиции.


    1. Содержание разделов и тем излагается Рабочей программе кратко, в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т. д.

    2. Содержание курсов в соответствии с содержательными линиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 гг. предусматривает многоаспектность изложения - изучение различных измерений истории (социального, экономического, политического, культурного, гендерного и т.п.) и полиперспективность - изучение истории с точки зрения различных субъектов исторического процесса. Особое внимание уделено вопросам истории идей и духовных сдвигов, социальной и повседневной жизни, взаимоотношениям, взаимовлияния и диалога культур разных народов. Это позволяет одновременно с формированием конкретных знаний и общеисторических представлений обучающихся создавать условия для развития их нравственных и эстетических ценностей.


    1. Учебный материал компонуется по проблемно-тематическим модулям - однородными по содержанию группами фактов и понятий, характеризующих в хронологической последовательности отдельные аспекты и тенденции общественной жизни. Предусмотрено сочетание тематически углубленного и обзорного изучения с учетом возможностей синхронного преподавания двух взаимосвязанных курсов.


Рабочей программой предусмотрены также уроки обобщения. На этих уроках ученики с помощью учителя имеют возможность систематизировать изученное, отрефлексировать процесс обучения и вернуться к сложным моментам темы, курса, поднять понимание учебного материала на новый уровень, использовать межкурсовые и межпредметные связи. Некоторые из уроков обобщения проводятся как интегрированные ради углубления понимания учащимися взаимообусловленности исторических процессов отечественной и европейской истории, проведения сопоставлений и сравнений.


  1. Часы резервного времени используются для защиты проектов и творческих работ учащихся, повторения изученного.


  1. Содержание темы распределено по отдельным урокам, определено название темы, количество, объем и перечень вопросов каждого урока в зависимости от особенностей класса и индивидуального подхода к преподаванию.

Данные вопросы являются минимумом, которые учащиеся обязательно должны усвоить на разных уровнях знаний и индивидуального развития их познавательных возможностей. Они должны овладеть материалом по указанным в рабочей программе историческим фактам, историческим деятелям и памятникам истории и культуры.


  1. Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся представлены в календарно-тематическом планировании в виде перечня универсальных учебных действий, которые ученики должны получить при изучении той или иной темы. Они соответствуют требованиям, предусмотренным Государственным образовательным стандартом основного общего образования на 2015-2017 гг., и являются их детальной конкретизацией, на что ориентироваться учителю, обеспечивая выполнение стандарта.

  2. Учебный материал курсов разделен на тематические модули, для каждого из которых определены временные рамки, и которые завершаются уроками модульного контроля (тематического оценивания). На данных уроках учитель использует различные формы контроля усвоенных учениками знаний и сформированных умений и навыков (тестирование, контрольная работа, семинар. устный опрос, индивидуальные творческие задания, коллективные проекты).


  1. Содержательный материал Программы по курсу «История Отечества» представлен в двух синхронно-параллельных блоках в рамках одного тематического модуля: блок материала по истории России и блок материала по истории Донецкого региона. Содержательное наполнение блоков учитывает исторические особенности, характерные для «пограничного» статуса Донецкого региона на всех этапах его формирования и развития.




Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 349 часов. Планирование изучения предмета «История» на ступени основного общего образования составлено с учетом Базисного учебного плана Донецкой Народной Республики на 2016-2017 учебный год. При этом в базовой Программе предусмотрен (по возможности) определенный резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.


Последовательность изучения курсов «История Отечества» и «Всеобщая история» по классам представлены в таблице:



Класс

Учебный курс

Количество часов




5

История.

52

ч. (1,5)


Введение в историю Донецкого края (пропедевтический курс).

52

ч.

6

История.

70

ч. (2)


Всеобщая история (история древнего мира).

70

ч.

7

История.

70

ч. (2)


Всеобщая история (история средних веков).

История Отечества (IV –XV вв.).

35

ч.


8

История.

70

ч. (2)


Всеобщая история (новая история XVI – XVIII вв.).

35

ч.


История Отечества (XVI – XVIII вв.)

35

ч.

9

История.

87

ч. (2,5)


Всеобщая история (новая история XIX в.).

35

ч.


История Отечества (XIXв.)

52

ч.





Курс «История Отечества» в содержательном аспекте сочетает в себе историю Российского государства, населяющих его народов, и историю нашего родного края – историю Донетчины. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и характеристики участников.

При изучении курса «История Отечества», прежде всего, предполагается обращение обучающихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный, и интересный для школьников. Следует подчеркнуть, что в целом, речь идет о многоуровневом рассмотрении истории Российского государства и населяющих его народов, истории Донецкого края, родного города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач- развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родного края, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

  • курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств; прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. В аспекте реализации деятельностного и компетентностного подходов к обучению определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности обучающихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). В качестве основной единицы планирования выступает тематический модуль (группа уроков). Это помогает системно представить главные вопросы содержания курсов, преодолеть дробление в отборе учебного материала. Требования к деятельности школьников изложены в примерном тематическом планировании в виде перечня необходимых действий с историческим материалом. Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цели


Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.


Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;


  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;


  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;


  • развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;


  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;


  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности обучающихся


Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории обучающиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач обучающимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).


С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Результаты обучения


Результаты изучения предметной отрасли «История» должны отражать:


  1. овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах в их взаимосвязи и хронологической преемственности; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;


  1. формирование умений и навыков применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном информационном, поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире, умений представлять обоснованные и структурированные знания по истории, собственное понимание истории с использованием соответствующего понятийного аппарата и взвешенно рассматривать контраверсионные и противоречивые темы;


  1. формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта народов Донецкой Народной Республики, России и всего человечества;


  1. овладение элементарными методами исторического познания, развитие умений находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;


  1. воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию народов Донецкой Народной Республики, восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном пространстве Донецкого края.


Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Критерии оценивания и требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории», который соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования на 2015-2017 гг.. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории направлены на реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Усвоение обучающимися учебного содержания, предлагаемого данной Программой, обеспечивает условия развития ключевых и отраслевых компетенций и предметной исторической компетентности. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических задач. Воспитательный потенциал базовой Программы заключается в активной направленности учебной деятельности обучающихся на раскрытие малоизученных вопросов истории и современных проблем родного края, приобщение школьников к этой истории как к живому явлению, на основе чего развивается критическое мышление, интерес к изучению прошлого, гордость за свершения предков, желание сохранить и приумножить достояние прошлого. Указанные аспекты являются действенным фактором формирования патриотического сознания, чувств, убеждений и поступков обучающихся.

Изучение локальной истории стимулирует исследовательскую деятельность обучающихся, развивает их творческие способности; помогает изучать, приумножать культурные ценности своей Родины, способствует формированию национального самосознания.


Проверка результатов обучения школьников истории предусматривает оценивание усвоенных ими знаний и сформированных универсальных учебных действий. Оценка может быть результатом письменной работы (по вопросам, открытым или тестовым заданиям) или устного ответа. Для проверки таких элементов исторической компетентности обучающихся, как обработка (анализ, применение, оценка) исторических источников и документов, сравнение, сопоставление, обоснование собственного отношения ученика, его позиции, оценки исторического события, явления, деятеля, можно использовать другие формы контроля - развернутые эссе, сочинения, исследования, портфолио и проекты. Однако при использовании любой формы учитель должен ориентироваться на определенные Программой и Стандартом государственные требования к подготовке обучающихся и соответственно подбирать задачи. Оценки должны выставляться ученикам по 5-балльной системе согласно Критериям оценки знаний обучающихся по истории. Во время проверки результатов обучения школьников 5-9 классов важно сочетание текущего и периодического контроля их достижений с использованием разнообразных форм и приемов оценивания. Основным объектом оценивания является уровень, на котором ученик в конкретной учебной ситуации применяет интегрированный комплекс приобретенных УУД, ориентаций, отношений, которые определяют соответствующий уровень развития его компетентностей. В процессе проверки результатов обучения, применяются такие формы оценивания, как тестирование, экспресс-опрос, расширенный опрос, наблюдение, самооценка, взаимное оценивание, игровые методы, контрольное упражнение или творческое задание (историческое произведение, мини-исследование, проект, сообщение и др.).


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ИСТОРИИ

Общие требования к уровню подготовки обучающихся включают:

  1. ценности национальной и общечеловеческой культуры, общеучебные универсальные действия;


  1. владение нормами культуры, ценностное отношение к историко-культурному и духовному наследию Отечества, знание основных достижений мировой культуры, уважение к культуре других народов;


  1. наличие научных представлений о материальном мире и об основных законах его развития, способность воспринимать и объяснять на основе полученных знаний и опыта происходящие явления и события окружающей действительности;


  1. владение основами правовых и экономических знаний, готовность к соблюдению правовых норм, бережливое отношение к материальным и культурным ценностям, умение гармонизировать свои отношения с другими людьми, обществом, государством, природой;


  1. способность к эстетическому восприятию окружающей действительности, проявление эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;


  1. способность осознанно ориентироваться в потоках разнообразной информации, адекватно их воспринимать и интерпретировать в образовательных и общекультурных целях; владение основами современных информационных и коммуникационных технологий;


  1. владение государственными и иностранным языками как средством общения и познания мира;


  1. владение общетрудовыми и специальными умениями и навыками, готовность к овладению профессией и последующему вступлению в трудовую деятельность в сфере общественного производства;


  1. знание основ и наличие опыта здорового образа жизни.

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.



Ожидаемыми результатами изучения курса являются:

  • Приобретение учащимися ключевых предметных компетенций и глубоких знаний по истории родного края;

  • Развитие исторического сознания личности;

  • Формирование у обучающихся исторической памяти, критического и творческого мышления;


  • Приобретение школьниками умений и навыков осуществлять перспективный исторический анализ, историческую критику, историческое прогнозирования и интерпретацию исторических фактов; умений подбирать историческую информацию и ориентироваться в ней;


  • Формирование у обучающихся собственных образовательных запросов и интересов и умение их удовлетворять;


  • Развитие общей культуры обучающихся, приобщение их к духовным ценностям и культурных достижений украинского и других народов родного края, к историко-культурной традиции человеческой цивилизации;


  • Обеспечение формирования у школьников общечеловеческих и национальных ценностей, гражданского сознания патриота России и Донецкого края, а также ценностей демократического общества;


  • Создание основы для жизненного и профессионального самоопределения, формирования готовности обучающихся к сознательному выбору;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;


  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  • Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;


  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;


  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);


  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, универсальными действиями:



  • Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.


  • Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.


  • Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  • Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  • Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

  • Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!