Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Проблема личности и общества. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). Русские басни. Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка. Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок». Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали. Басни «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Образы животных и их роль в басне. Басня «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как повествование о войне 1812 г. Понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». История создания сказки. Черты народной сказки в произведении Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная. «Кубок». Понятие о балладе. История создания баллады «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» – поэтизация образа Арины Родионовны. Мотив одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Русская литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Ритм как структурная основа стиха. Рифма. Строфа. Способы рифмовки. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет. В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Слово о писателе. Сказка «Attalea Prinseps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости Лермонтова. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Изобразительно-выразительные средства стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести «Заколдованное место». Сюжет. Отражение народных обычаев. Поэтизация народной жизни в повести Н.В. Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Понятие о фантастике. Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Понятие «эпитет». «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослой жизни. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Реальная основа рассказа «Муму». Герои рассказа. Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное преображение героя. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму. Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Сострадание к герою. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое (начальное представление). Афанасий Афанасьевич Фет. Слово о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». История создания рассказа. Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа. Два пленника: Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. Пейзаж глазами героя. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе. Фёдор Иванович Тютчев. Ф.И. Тютчев – великолепный певец природы. Слово о поэте. Стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной». Музыка стиха. Лирика Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова, А.В. Кольцова. |