СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе, 5 класс (ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле представлена пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного предмета "Литература" 5 класс, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества часов.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по литературе, 5 класс (ФГОС)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Савали

Малмыжского района Кировской области


УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

директор ОУ зам. директора по УВР на заседании педсовета

______________ __________________ протокол № __ от _____

/Ахметшина Ф. Т./ /Ахатова Р. В./

Приказ № _______ « » августа 2017 г.

от « » августа 2017 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(предметная область «Русский язык и литература»)

для 5 класса на 2017-2018 учебный год

(базовый уровень)








Составитель программы:

учитель русского языка и литературы

Саламатова Анастасия Павловна,

соответствие занимаемой должности










Савали, 2017

Введение

Рабочая программа по предмету «Литература», предметная область «Русский язык и Литература», составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и с учетом примерной программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной.

Рабочая программа составлена в рамках УМК по литературе, 5класс, авторы – В. Я. Коровина и др., издательского центра «Просвещение».


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 5 классе.


В результате изучения курса литературы в 5 классе обучающиеся научатся:

  • давать определения основным изученным теоретико-литературным понятиям: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (литературные представления);

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

  • готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • писать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и т.д.);

  • создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению;

  • находить информацию о писателях и произведениях в научно-популярной литературе, словарях, справочниках, Интернете, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к человеку и живой природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение);

  • осознанно выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к человеку и живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о писателе, произведении, героях и поступках на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением художественных особенностей произведения и его проблематики, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Содержание учебного предмета.


Название тем

Основное содержание

1.

Русский фольклор.

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора.

Сказка как особый жанр фольклора. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказки. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Сказители. Собиратели сказок. Народная мудрость сказок.

«Царевна-лягушка» – встреча с волшебной сказкой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора – народа.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок. Бытовая сказка «Солдатская шинель». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных.

2.

Древнерусская литература.

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

3.

Русская литература XVIII в.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы.

Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру» – научные страницы в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

4.

Русская литература XIX в.

Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Проблема личности и общества. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). Русские басни. Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка.

Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок». Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали. Басни «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Образы животных и их роль в басне. Басня «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как повествование о войне 1812 г. Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». История создания сказки. Черты народной сказки в произведении Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная. «Кубок». Понятие о балладе. История создания баллады «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» – поэтизация образа Арины Родионовны. Мотив одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Русская литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Ритм как структурная основа стиха. Рифма. Строфа. Способы рифмовки.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет.

В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Слово о писателе. Сказка «Attalea Prinseps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости Лермонтова. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Изобразительно-выразительные средства стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести «Заколдованное место». Сюжет. Отражение народных обычаев. Поэтизация народной жизни в повести Н.В. Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Понятие о фантастике.

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Понятие «эпитет». «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослой жизни. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Реальная основа рассказа «Муму». Герои рассказа. Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное преображение героя. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму. Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Сострадание к герою. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Слово о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». История создания рассказа. Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа. Два пленника: Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. Пейзаж глазами героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе.

Фёдор Иванович Тютчев. Ф.И. Тютчев – великолепный певец природы. Слово о поэте. Стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной». Музыка стиха.

Лирика Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова, А.В. Кольцова.

5.

Русская литература XX в.

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX – начала XX вв. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Человек и природа в рассказе.

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе». Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце». Вася и его отец. Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко. Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины сближения Васи с детьми подземелья, их роль в жизни мальчика. Серый камень – символический образ мира, беспощадного к людям. Особенности портрета и пейзажа в повести. Изображение города и его обитателей. Образ серого сонного города и его роль в создании настроения повести. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Понятие о композиции литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями». Образ родного дома в стихах Есенина. Своеобразие языка есенинской лирики.

П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ хозяйки Медной горы в сказе. Реальность и фантастика в сказе. Понятие о сказе. Своеобразие языка, интонации сказа.

Константин Георгиевич Паустовский. Роль пейзажа в сказке Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. Рассказ «Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе.

Самуил Яковлевич Маршак. Слово о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Своеобразие пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Художественные особенности пьесы-сказки. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Юмор в сказке.

Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. Тема рассказа «Никита». Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». Мир глазами ребенка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика.

Виктор Петрович Астафьев – русский писатель, «сопричастный всему великому и живому» (слово о писателе, его любви к деревне, родине, детских годах). Черты характера героя рассказа «Васюткино озеро» и его поведение в лесу. Становление характера героя через испытание, преодоление сложных жизненных ситуаций. Образность и выразительность описания природы. Понятие об автобиографическом произведении.

Русские поэты XX в. о Родине и родной природе. Выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. И. Бунин, «Помню – долгий зимний вечер…». Дон-Аминадо, «Города и годы». А. Прокофьев, «Аленушка». Д. Кедрин, «Аленушка». Н. Рубцов, «Родная деревня». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

К.М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…».

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Война и дети. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

6.

Зарубежная литература.

Взаимодействие зарубежной и русской литературы, отражение в них «вечных» проблем бытия. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады «Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Баллада (развитие представлений о жанре).

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о сказочнике, его сказочном мире. Сказка «Снежная королева». Сюжет сказки «Снежная королева». Система образов: Кай и Герда. Два мира сказки «Снежная королева». Противопоставление мира людей и мира Снежной королевы. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Добро и зло в сказках Андерсена. Благородство.

Ж. Санд. Краткий рассказ о писателе. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Марк Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Время и место действия романа. Затеи Тома, его предприимчивость. Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». Детские впечатления. «Сказание о Кише» – повествование о нравственном взрослении подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Названия темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Русский фольклор

10

3.

Древнерусская литература

2

4.

Русская литература XVIII в.

2

5.

Русская литература XIX в.

40

6.

Русская литература XX в.

30

7.

Зарубежная литература

11

8.

Часы контроля знаний

6


Итого

102



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!