СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литеРабочая программа по литературе. 7 класс ФГОС Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 7 класса ратуре. 7 класс ФГОС Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7 класс»

Календарно- тематическое планирование 6 класс

План.

дата

Факт. дата

Темы уроков

Домашнее задание

Прим

1

3.09


Художественное произведение. Содержание и форма.

Подготовить рассказ «Книга, оставившая след в моей жизни».



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 час)

2

5.09


Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

Проект «Календарно-обрядовые песни Северо-запада»



3

8.09


Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

Стр. 16-17, задания № 2, 4, 6 (устно); 7 (письм.)


4

10.09


Загадки. Конкурс загадок.

Читать «Повесть временных лет»


5

12.09


Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество»

Читать «Повесть временных лет»


6

15.09


«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

Сообщение об И.И.Дмитриеве с презентацией; наизусть басню по выбору.


7

17.09


И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

«Муха» наизусть; сообщение стр.31- 33;выразит.чит. стр.37 - 42


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 час)


8

19.09


И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

Басню «Ларчик» учить наизусть; выраз.читать.34 – 36; вопр. Стр.37


9

22.09


И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

Вопросы и задания на стр. 43 - 44


10

24.09


Контрольная работа №2 по теме «Басни»

Сообщения об А.С.Пушкине;

Стр.45 – 51 читать.; вопр. Стр. 51


А. С. ПУШКИН (18 ЧАС)

11

26.09


А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

«Узник» наизусть; творческие задания 1 – 3 стр. 51-52 (по выбору)


12

29.09


Тема и идея стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

«Зимнее утро наизусть», иллюстрации.


13

1.10


Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

Читать повесть «Барышня-крестьянка»


14

3.10


Лирика Пушкина

Презентация «Повести Белкина» стр.143; читать. «Барышня – крестьянка»


15

6.10


А. С. Пушкин.

«Барышня-крестьянка»

Сбор материала по тексту «Образ автора в повести» .;

Вопросы. на стр. 144 - 145


16

8.10


Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

Читать роман «Дубровский», индивид. Сообщения.


17

10.10


Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Читать главы 1 – 4 стр. 63 – 85; в тетрадь. составить вопросы.


18

13.10


Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Читать гл. 5 – 8

Стр. 138 – 139 (отв. на вопросы)


19

15.10


Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина.

Читать гл.9 – 12; отв. На вопр.стр139 – 140 к главам


20

17.10


Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма.

Читать Гл 13 – 15; рассказ о Дефорже


21

20.10


Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Гл 16 – 18; ответить на вопросы.Стр.140


22

22.10


Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Дочитать роман; отв на вопросы стр. 140 к главе 19


23

24.10


Защита чести, независимости личности (А.С.Пушкин «Дубровский»)

Рассказ о Владимире Дубровском по плану.


24

27.10


Романтическая история любви в повести «Дубровский»

Задания № 1, 4, 7 стр. 141


25

7.11


Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

«Размышляем о прочитанном» стр. 143 (задания 1 – 3)


26

10.11


Обобщение по повести «Дубровский».

Подготовка к сочинению-рассуждению.


27

12.11


Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский».



28

14.11


Анализ к\р, работа над ошибками в сочинении.

М.Ю.Лермонтов,сообщения о поэте; «Тучи» наизусть.


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 час)

29

17.11


Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Выразит. Читать «Листок», «На севере диком…»; инд. сообщение; вопросы3-4 стр.157


30

19.11


Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

Учить наизусть (по выбору); вопросы 154 – 155, 158 - 159


31

21.11


Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

Творческое задание стр. 155


32

24.11


Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

Читать Рассказ «Бежин луг»


И.С. ТУРГЕНЕВ (5 час)

33

26.11


Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

Выборочный пересказ; вопросы 1 – 2«Размышляем о прочитанном»


34

28.11


Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Рассказ о мальчиках (по вариантам); задания № 3,4 стр.191


35

1.12


Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Творческое задание стр.191; вопрос. 3«Размышляем…»


36

3.12


Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Подготовка к проекту.


37

5.12


Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по циклу «Записки охотника»).

Оформление результатов проекта.


Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 час)

38

8.12


Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

Заучивание наизусть стр. 195; выразит.чтение стр.197-199, ответы на вопросы.


39

10.12


Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».

Задания «Учимся читать выразительно» стр.199


40

12.12


Земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

Сообщение о А.А.Фете, презентация; стр.201 – 202; стр. 203 (учить)


Н.А. НЕКРАСОВ (6 час)

41

15.12


Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Стр. 213(отрывок наизусть); выразительно читать; вопр. Стр. 220


42

17.12


Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Выполнить творческое задание стр. 220


43

19.12


Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А.Некрасова.

Стр. 222 – 223 (подобрать примеры)


44

22.12


Н.А.Некрасов «Железная дорога».Своеобразие языка и композиции.

Ответить на вопросы №5, 6 стр. 221


45

24.12


Реалистические и фантастические картины в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Черновик сочинения.


46

26.12


Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века.

«Левша» читать стр. 226 - 239


Н.С. ЛЕСКОВ (6 час)




Н.С. ЛЕСКОВ (6 час)

47

29.12


Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.

Читать Стр. 239 – 248;вопросы 1-4 стр. 270


48

14.01


Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

Дочитать сказ; задание №5 стр. 270; задания 1 – 3 стр. 271


49

15.01


Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

Составить словарь «непонятных» слов.


50

19.01


Комическое и трагическое в сказе Н.С.Лескова«Левша»

Задание № 6 стр. 271; творческое задание.


51

21.01


Сказовая форма повествования.

Черновик сочинения-рассуждения.


52

23.01


Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

Сообщения с презентациями об А.П.Чехове; ролевое чтение .


А.П.ЧЕХОВ (3 час)

53

26.01


А.П. Чехов. Литературный портер писателя.

Ролевое чтение стр.278 – 279; вопросы Стр. 280 - 281


54

28.01


Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Читать «Хамелеон», «Злоумышленник»


55

30.01


Разоблачение лицемерия в рассказах А.П.Чехова.

Биографические справки о поэтах; выразит. чтение стр. 285 - 286


РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 час)

56

2.02


Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Рассказы о поэтах; стр. 283 – 284 выразит. чтение, иллюстрирование.


57

4.02


Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..

Одно из стихотворений наизусть стр. 283, 285, 287


58

6.02


А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Подготовиться к контрольной работе; вопросы стр. 288


59

9.02


Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века

«Чудесный доктор» прочитать стр. 5 – 15; вопросы 1-3



60

11.02


А.И.Куприн «Чудесный доктор».

Перечитать рассказ, вопросы 6-7 стр. 16


61

13.02


Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»

Пересказ содержания от лица одного из героев.


62

16.02


А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

Стр. 45 – 49 прочитать. И пересказать; вопросы. Стр. 49 - 50


63

18.02


А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».

Рассказ и презентация об А.Грине; стр. 17 – 19; отв. На вопросы. Стр 19


64

20.02


Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Читать. Стр. 19 – 40; пересказ эпизодов по вариантам.

23.02 гос. празд

65

25.02


Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Прочитать повесть до конца; создать иллюстрацию.


66

27.02


Отношение автора к героям повести «Алые паруса»

Индивид. Сообщения о поэтах-фронтовиках. Стр. 52 - 57


ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 час)

67

2.03


К. М. Симонов «Тыпомнишь, Алеша, дороги Смоленщины»


Стр. 53 , 58 выразит. чтение; задания стр. 55 – 56; 59.Выучить одно из стихотв. О ВО войне.


68

4.03


Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Прочитать «Конь с розовой гривой»; задания 1-4 стр. 82


В.П. АСТАФЬЕВ (2 час)

69

6.03


Картины жизни и быта сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

«Творческое задание» стр. 82; проект «Словарь сибирских диалектизмов»


70

9.03


Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.

Вопросы стр. 83«Творческое задание» стр. 84(составить план рассказа).


71

11.03


Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь срозовой гривой»

Читать рассказ «Уроки французского». Пересказ эпизода.


В. Г. РАСПУТИН (3 час)

72

13.03


Трудности военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

Стр. 121 вопросы 1 – 7; «Будьте внимательны к слову» стр. 122


73

16.03


Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Сравнить фильм и рассказ В.Распутина.Вопрос №8 стр.121


74

18.03


Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Прочитать «Кладовая солнца»; рассказ о Митраше и Насте.


М.М.Пришвин (2ч)

75

20.03


Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Дочитать сказку.Пересказ эпизода (по вариантам).


76

23.03


Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Стр. 159 – 160 (наизусть по выбору), иллюстрации.


РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА (4 час)

77

1.04


А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

Стр. 161 – 163 наизусть по выбору; сообщение об А.С. Есенине


78

03.04


С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Стр. 165 – 167 (читать) ; «Звезда полей» наизусть; иллюстрации.


79

06.04


«Звезда полей» Николая Рубцова

Стр. 164 – 165 выразит чтение и задания.


80

8.04


Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.

Стр. 124 – 137; вопросы И «творческое задание» стр.137


81

10.04


Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина.

прочитать рассказ «Срезал».Вопросы на стр. 138


82

13.04


В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал».

Читать стр. 140 – 156; подготовить ролевое чтение.


83

15.04


Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

«Творческое задание» стр. 157 (дом.сочинение по плану)


84

17.04


Юмор в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Смешной случай из школьной жизни (рассказ).


85

20.04


Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Стр. 169 – 170 (рассказ о поэте); выразит чтение стихотв.стр. 170 – 171 «Творческое задание» стр. 172


86

22.04


Г.Тукай «Родная деревня», «Книга»


Стр. 172 – 175 выразит читать, отв. На вопросы стр. 175,«Творческое задание»


87

24.04


К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

Пересказы мифов о богах и героях Древней Греции.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 час)

88

27.04


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Пересказ мифа о Геракле (по вариантам)


89

29.04


Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Чтение и пересказ мифов.

1.05 гос.празд

90

4.05


Геродот. «Легенда об Арионе».

Устные иллюстрации к легенде.


91

6.05


А. С. Пушкин «Арион».

Отличие от мифа.

Читать 188 – 191; индив. сообщения ; выразит чтение стр. 194 - 216


92

8.05


Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Выборочный пересказ глав из романа «Дон Кихот»


93

11.05


М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

Сообщение о поэте; выразит чтение стр. 222 – 226


94

13.05


Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

Прочитать «Маттео Фальконе»; «Творческое задание» стр. 244


95

15.05


П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

Рассказ о А.де Сент-Экзюпери; прочитать «Маленький принц»


96

18.05


А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Отобрать литературные сказки, составить аннотацию к сборнику.


97

20.05


Повторение и систематизация всего курса

Подготовиться к тесту


98

22.05


Повторение и систематизация всего курса


Подготовиться к тесту


99

25.05


Повторение и систематизация всего курса

Подготовиться к тесту


100

27.05


Повторение и систематизация всего курса

Подготовиться к тесту


101

29.05


Итоговый тест.

Рекомендации для летнего чтения

Рекомендательный список для чтение летом.


































Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.



Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа,

  • различные виды пересказа,

  • устные и письменные сочинения,

  • отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,

  • произведения для заучивания наизусть,

  • списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).

Таблица тематического распределения часов:



Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

4

Из древнерусской литературы.

2

Из русской литературы ХVIII века

1

Из русской литературы XIX века.

54

Из русской литературы XX века.

28

Зарубежная литература.

11

Повторение пройденного.

1

Всего часов

102



Требования к уровню подготовки учащихся за курс

литературы 6 класса



В результате изучения литературы ученик

должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.



Произведения для самостоятельного чтения:

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.



Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор­ская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сено­кос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».



Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».



Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».



Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2010.

Для учителя:

1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

3. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).

Дополнительная литература:

1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.

2. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003

3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002

6. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005

7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002







Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).



Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.



«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.



«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.



«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.



«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).



Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.



Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.



Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.



Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.



Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.



Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.



Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).



Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!