СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле представлена пояснительная записка к рабочей программе по литературе 8 класса, а также дан учебно-тематический план с указанием часов, содержание тем учебного курса, перечислены требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса, ресурсное обеспечение программы.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 8 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Савали

Малмыжского района Кировской области


УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

директор ОУ зам. директора по УВР на заседании педсовета

______________ __________________ протокол № __ от _____

/Ахметшина Ф. Т./ /Ахатова Р. В./

Приказ № _______ « » августа 2017 г.

от « » августа 2017 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 8 класса на 2017-2018 учебный год

(базовый уровень)








Составитель программы:

учитель русского языка и литературы

Саламатова Анастасия Павловна,

соответствие занимаемой должности










Савали, 2017



Раздел I Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программ общеобразовательных учреждений «Литература» (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006 и сориентирована на УМК В. Я. Коровиной (Литература, 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч.- М: Просвещение, 2008). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, ресурсное обеспечение рабочей программы.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. В 8 классе важно уделять большое внимание активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусстве слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов).



Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Введение

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

2

Из русской литературы XVIII века

3

Из русской литературы XIX века

30

Из русской литературы XX века

22

Из зарубежной литературы

8

Итого

68



Раздел III. Содержание тем учебного курса

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические и исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе…», Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).


Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр литературы (начальные представления).


Из русской литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Классицизм (начальные представления). Основные правила классицизма в драматическом произведении.


Из русской литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика общественного договора Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз» Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Тучи» - разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября» Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина и поправки Николая I, принятые Пушкиным как наиболее точные. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

«Пиковая дама» - место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Смысл названия произведения и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

Теория литературы. Историзм художественной литературы. Роман. Реализм.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри» - поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный. Сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

Теория литературы. Поэма. Романтический герой. Романтическая поэма.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». «Комедия со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – «высмеять все дурное в России». Новизна финала (немая сцена). Своеобразие действия пьесы, от начала до конца вытекает из характеров. Хлестаковщина как общественное явление. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода.

Теория литературы. Комедия. Сатира и юмор (развитие представлений).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников.

Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык (развитие понятий).

Николай Семенович Лесков. Слово о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ. Художественная деталь (развитие понятий).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция. Роль антитезы в композиции произведения (развитие представлений).

Поэзия родной природы. А. С. Пушкин «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов « Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А. Н. Майков «Поле зыблется цветами».

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы.


Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы-писателя.

Александр Иванович Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма.

Иван Сергеевич Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон», Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко, «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического произведения.

М. Зощенко «История болезни», Тэффи «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения). Сатира и юмор в рассказах сатириков.

Михаил Иванович Осоргин. Слово о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы.

Теория литературы. Фольклор и литература. Авторские отступления как элемент композиции.

Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромко героизма тружеников тыла.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»; А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги».

Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь.

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»


Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Жан Батист Мольер. Слово о драматурге. «мещанин во дворянстве». (Обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Особенности классицизма в комедии. Народные истоки смеха Мольера.

Теория литературы. Классицизм. Сатира.

Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе.



Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса



В результате изучения литературы учащиеся должны знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

• изученные теоретико-литературные понятия.


Учащиеся должны уметь:

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять те­зисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобра­зительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произноше­ния;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, со­чинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).




Раздел V. Ресурсное обеспечение рабочей программы


  1. Коровина В. Я. Литература. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (в 2 ч.) /17-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2008.

  2. Коровина В. Я., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 8 класс /5-е изд., прераб. – М: Просвещение, 2011.

  3. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М: ВАКО, 2008.

  4. Есин А. Б., Ладыгин М. Б., Тренина Т. Г. Литература: краткий справочник школьника. 5-11 класс. – М: Дрофа, 1997.

  5. Кривоплясова М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 класс: тренинговые задания на уроках – Волгоград: Учитель, 2007.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!